Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Бюджетная классификация

Использование бюджетной классификации в бюджетном процессе

Бюджетная классификация является важным документом в формировании проектов бюджета. Именно бюджетная классификация обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация составляет также основу организации бюджетного учета.

До 1996 г. в России не существовало бюджетной классификации, поэтому и работа по составлению проектов бюджетов разных уровней носила не скоординированный характер. Вплоть до 1997 г. не существовало и федерального бюджета в его современном представлении. И только после того, как 15 августа 1996 г. был принят Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" (№ 115-ФЗ), работа по составлению бюджетов принципиально изменилась.

В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов и используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней. После принятия Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" в 1996 г. в нее постоянно вносились изменения. Такие изменения вносились одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете. На протяжении длительного времени в бюджетной практике использовалась бюджетная классификация в редакции Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ.

В конце 2004 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации". На основании этого закона 10 декабря

2004 г. Приказом Минфина России №114н были утверждены новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Федеральные бюджеты РФ на 2005 и 2006 гг. разрабатывались уже в соответствии с новой бюджетной классификацией.

Принятие новой бюджетной классификации было обусловлено необходимостью проведения реформы в бюджетной сфере. Эта реформа началась в России после принятия Правительством РФ "Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах" (постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов").

В согласовании с предоставленной Концепцией перестройка экономного учета и изменение экономной классификации в РФ были обусловлены несколькими факторами, в том числе:

необходимостью приведения в соотношение и согласования экономной классификации РФ с международными эталонами денежной отчетности;

переходом на Единый чин счетов экономного учета, основанный на способе начислений;

переориентацией бюджетных средств на приобретение окончательных итогов методом повышения самостоятельности и ответственности соучастников экономного процесса;

необходимостью приведения в соотношение структуры расходов с главными функциями, выполняемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;

необходимостью согласования структуры экономной классификации и экономического содержания операций в секторе муниципального управления;

введением признака администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках выполнения бюджета (финансы, затраты, источники финансирования недостатка бюджетов).

Переход на новую бюджетную классификацию РФ с 1 января 2005 г. был обусловлен также реформой системы федеральных органов исполнительной власти, уточнением предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, изменениями в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора.

В целом, осуществляемые сегодня изменения бюджетной классификации и бюджетного учета в России направлены на усиление прозрачности деятельности всех участников бюджетного процесса путем предоставления необходимого объема финансовой информации на всех стадиях бюджетного процесса.

Сегодня в России все почаще звучат предписания отрешиться от практики утверждения экономной классификации единичным федеральным законодательством, так как таковая практика не дозволяет действенно отвечать на текущие конфигурации в процессе выполнения бюджетов. Предлагается перейти на систему, которая употребляется в большинстве развитых государств, когда законодательством укрепляются только главные, обязательные для всех уровней экономной системы, позиции экономической и многофункциональной (раздел, подраздел) классификации расходов бюджетов, а в том же духе классификация заработков и источников финансирования недостатка бюджетов. При этом предстоящая конструкция классификации обязана складываться органами власти соответствующего уровня при принятии закона о бюджете. Представляется, что конкретно таковой подъезд обеспечит органам исполнительной власти огромную упругость при составлении проекта бюджета в рамках законодательно поставленных единичных принципов экономной классификации.

В настоящее время бюджетная классификация РФ включает:

классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

классификацию источников внутреннего финансирования де-фицитов бюджетов Российской Федерации;

классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

классификацию видов государственных внешних долгов Рос-сийской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Особо значимыми изменениями новой бюджетной классификации можно считать введение единого 20-значного кода для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, а также понятие "администратор бюджетных средств".

Основу первой части (с 1-го по 3-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) 20-значного кода составляет кодификация администраторов бюджетных средств, соответствующая перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного показателя по доходам бюджета, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.

Третьей составной частью 20-значного кода всех видов классификации является классификация операций сектора государственного управления, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249, и представляющая собой экономическую классификацию доходов, расходов и источников погашения дефицита бюджетов Российской Федерации.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее