Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Бюджетная классификация

Понятие бюджетной классификации

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемых для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающих сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Бюджетные доходы и расходы по своему составу, источникам, направлениям использования и иным признакам разнообразны.

Обязательным условием функционирования и эффективности всего бюджетного процесса является регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат.

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей, дающая возможность представить в социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирование доходов и направление средств, их состав и структуру.

Ясность, четкость являются основными важнейшими требованиями, которые предъявляются к бюджетной классификации.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и тем самым повлиять на ход экономических и социальных процессов.

Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей помогают делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов.

Группировка расходов и доходов облегчает проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация помогает создать условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению.

Классификация помогает сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует экономному расходованию средств, контролю за соблюдением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация становится базой для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в территориальном, отраслевом разрезе.

Бюджетная классификация является обязательной для всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

Согласно БК РФ, бюджетная классификация включает:

  • 1) классификация доходов бюджетов РФ - это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • 2) классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Экономическая классификация доходов - это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Группы доходов состоят из статей доходов, которые объединяют виды доходов по источникам и способам их получения. Все бюджетные доходы объединены в четыре группы:

  • 1) "налоговые доходы" включают подгруппы: налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, прямые налоги, прирост капитала, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и иные виды налогов, пошлин;
  • 2) "неналоговые доходы" включают: доходы от имущества, которое находится в собственности муниципальной или государственной; административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от реализации имущества, которое находилось в муниципальной или государственной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; доходы от внешнеэкономической деятельности; поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников и др.;
  • 3) "безвозмездные перечисления" - перечисления от государственных предприятий, от государственных внебюджетных фондов, от нерезидентов, от бюджетов других уровней, от наднациональных организаций;
  • 4) "перечисления от государственных бюджетных фондов" - дорожный и экологический фонды.

Администраторы поступлений в бюджеты всех значений экономной системы РФ - это органы гос власти, Центральный банк РФ, органы районного самоуправления, органы управления муниципальных внебюджетных фондов, а еще экономные учреждения, разработанные органами гос власти и органами районного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за корректностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие заключений о возврате лишне уплаченных платежей в бютжет, пеней и штрафов по ним.

Активная классификация затрат бюджетов РФ считается группировкой затрат бюджетов всех значений экономной системы РФ и отображает назначение экономных средств на выполнение ведущих функций страны и заключение вопросов районного смысла, в что количестве на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами гос. власти, и городских правовых актов, принятых органами районного самоуправления, на финансирование воплощения отдельных муниципальных возможностей, передаваемых иным уровням власти.

Ее первым уровнем являются разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие разделы:

  • 1) национальная оборона;
  • 2) судебная власть, государственное управление и местное самоуправление;
  • 3) международная деятельность;
  • 4) промышленность, строительная индустрия и энергетика;
  • 5) пополнение государственных запасов и резервов;
  • 6) погашение государственного долга;
  • 7) региональное развитие;
  • 8) социальная политика;
  • 9) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • 10) развитие рыночной инфраструктуры;
  • 11) здравоохранение и физическая культура;
  • 12) культура и искусство, кинематография;
  • 13) средства массовой информации;
  • 14) образование;
  • 15) транспорт, связь, информатика, дорожное хозяйство;
  • 16) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • 17) сельское хозяйство и рыболовство;
  • 18) градостроительство и жилищно-коммунальное хозяйство;
  • 19) исследования и содействие научному прогрессу;
  • 20) стандартизация и метрология, гидрометеорология, картография и геодезия, охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;
  • 21) прочие расходы.

Вторым уровнем классификации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета - это третья степень многофункциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным фронтам деятельности основных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов многофункциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Классификация видов расходов бюджета - это 4-ая степень многофункциональной классификации расходов бюджетов РФ, детализирующий направленности финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Данная классификация включает разделы: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения.

В свою очередь, разделы делятся на подразделы и включают виды расходов, которые делятся на статьи затрат.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования недостатков бюджетов РФ подключает в себя группы, подгруппы, заметки, подстатьи, составляющие, программки (подпрограммы) и коды финансовой систематизации источников внутреннего финансирования недостатков бюджетов, код админа источников внутреннего финансирования недостатков бюджетов.

Администраторы источников внутреннего финансирования недостатков бюджетов - это органы гос. власти, органы районного самоуправления, органы управления муниципальных внебюджетных фондов, экономные учреждения, разработанные органами гос. власти и органами районного самоуправления, имеющие право воплотить в жизнь муниципальные и городские внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для вербования кредитов, давать муниципальные и городские гарантии, воплотить в жизнь операции с активами, оказавшимися в гос. и городской принадлежности. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторы источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов - это органы государственной власти, имеющие право осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов - это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Первым уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета (министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен код).

Второй уровень - это классификация целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Третий уровень - классификация видов расходов федерального бюджета, определяющая направления финансирования по целевым статьям детально.

Ведомственная конструкция расходов федерального бюджета, устанавливающая затраты федерального бюджета по основным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов многофункциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается федеральным законодательством о федеральном бюджете на следующий денежный год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является сортировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отображает расположение бюджетных ассигнований по основным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов многофункциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является сортировкой расходов местных бюджетов и отображает расположение бюджетных ассигнований по основным распорядителям средств местных бюджетов, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов многофункциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Ведомственная конструкция расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которая устанавливает затраты определенных бюджетов по основным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов многофункциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается законами о соответствующем бюджете на следующий денежный год.

Бюджетная классификация РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее