Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Возможности волонтерской работы в подготовке молодежи к браку и ответственному родительству

Возможности волонтерской работы в подготовке молодежи к браку и ответственному родительству


Возможности волонтерской работы в подготовке молодежи к браку и ответственному родительству

На современном этапе развития нашего общества обостряется необходимость решения проблемы повышения качества брака, укрепления и стабилизации брачно-семейных отношений посредством не только подготовки молодежи к браку, но и обеспечения социально-педагогического сопровождения молодой семьи на разных этапах ее становления. Молодая семья сегодня претерпела ряд изменений, которые были не свойственны семьям их родителей, и которые необходимо учитывать в реализации семейной политики в России. Отметим некоторые из них.

1. Выдвижение на первый план материальных ориентиров происходит за счет снижения значимости таких общечеловеческих ценностей, как доброта, ответственность, любовь, верность, супружеский долг. Информационные потоки, обрушившиеся на нашу молодежь в СМИ, показывают прямое влияние на поведение молодых людей информации, транслирующей идеологию чуждой российскому народу культуры. Под ее воздействием прежние социальные нормы изменяются в сторону искажения духовных и нравственных ориентиров, расширения свободы в интимных отношениях, вследствие чего - несерьезное, легкомысленное, безответственное отношение не только к выбору партнера, но и супружеству, родительству, семье.

2. Молодая семья нередко является зоной повышенной конфликтности, ее источники лежат как вне семьи, так и внутри нее. Растет количество разводов, причем растущее их число сопровождается новым явлением: нежеланием кого-либо из родителей брать на себя заботу о ребенке. Не редким явлением стало появление отцовских неполных семей, когда именно отец берет на себя труд и ответственность за воспитание детей, тогда как мать порой самоустраняется от воспитательного процесса.

3. Особенности современной молодой семьи детерминируют трудности семейного воспитания, которые уже становятся типичными. Назовем основные причины данных ошибок: отсутствие психолого-педагогической подготовки родителей; низкий уровень духовно-нравственной культуры в семье; отсутствие семейных традиций, родительского авторитета; нарушение эмоциональных психологических контактов с детьми; неумение молодых супругов организовать совместный семейный досуг и пр. Среднестатистическая молодая семья в России представлена, как правило, двумя поколениями: родители - дети. Число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка, резко падает. Таким образом, теряется перспектива развития межпоколенных связей, которая в расширенных нуклеарных семьях представлена разнообразием интересов, характеров и отношений, а главное - неоценимым воспитательным потенциалом бабушек и дедушек.

4. Усиливается тенденция к снижению рождаемости и официально регистрируемой брачности, росту внебрачной рождаемости, увеличению числа разводов, повышению брачного возраста. Что говорит о таких психологических проблемах, как мужское и женское одиночество, потеря смысла жизни, повторные браки, падение педагогического потенциала семьи и престижа семейных ценностей, авторитета родителей, рост числа проблемных семей и детей «группы риска».

Перечисленные неблагоприятные условия в семье не могут не сказываться на развитии ребенка. Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к супружеству, семейной жизни, родительству. Исследования, проведенные на широком контингенте старшеклассников студентами РГСУ в ходе педагогической практики, позволили сделать следующие выводы:

- среди основных ценностей у современной молодежи семья занимает высокое место, даже выше материального благополучия, но чаще всего, при этом имеется ввиду не семья, которую молодой человек создаст в будущем сам, а семья, в которой он родился, которая была и, как правило, остается его естественной опорой в трудные минуты;

- около 30 % современных старшеклассников имеют явно выраженный негативный пример супружеских отношений (или их отсутствие в ситуации неполной семьи);

- более 50 % старшеклассников ориентированы на приоритет личных интересов в ущерб семейным;

- более 80 % учащихся не осознают ценности, значимости и роли семьи для личности и общества в целом;

- старшеклассники недооценивают роль культуры человека, его воспитанности в супружеских отношениях (92 %);

- почти у всех старшеклассников отсутствуют элементарные знания о браке, семье, ответственном родительстве.

Таким образом, исходя из опыта и проведенных исследований, обнаруживается, что семья и школа не в состоянии на сегодняшний день в полной мере противостоять негативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей, семейных ценностей, которые всегда были присущи россиянам, утраты всей системы наследования культурно-исторического опыта.

В психолого-педагогической литературе, посвященной подготовке молодежи к браку, выделяются основные причины ее необходимости. В первую очередь, это причины идеологического порядка, связанные со спецификой формирования сознания и психологии людей. Отсутствие у молодых людей элементарных знаний по вопросам взаимоотношения полов, недостаточная осведомленность по отдельным вопросам брака и семьи - все это выступает потенциальным источником дисгармонии и конфликтов в семейной жизни [1; 3; 6; 8]. Следовательно, одним из важнейших средств предупреждения негативных явлений в молодой семье должно быть просвещение и образование молодежи по всему спектру проблем брака и семьи.

Анкетирование, проведенное со студентами первых и вторых курсов в Российском государственном социальном университете (далее «РГСУ»), показало следующее:

- 95 % современных студентов ориентированы на создание в перспективе собственной семьи, причем, половина из них считают это необходимым и обязательным для человека;

- приоритет семейных ценностей над личными признают (55 %);

- 63 % студентов считают, что возможности для создания семьи появляются, если есть работа и жилье;

- наиболее важными мотивами для вступления в брак студенты назвали: любовь, материальный интерес, возможность уйти от родителей и начать самостоятельную жизнь;

- у большинства студентов понятие «семья» ассоциируется с понятиями: «любовь», «дети», «ответственность»;

- среди наиболее значимых жизненных ценностей были названы: здоровье, семья, любовь;

- наиболее важные качества, необходимые для супругов студенты указали: умение понять другого человека, умение достигать соглашения между супругами; умение зарабатывать и рационально тратить деньги.

Готовность к браку и ответственному родительству, таким образом, понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к супружеству, семейному образу жизни, детям, ответственности за их развитие, воспитание и образование [3, с. 127]. Формирование психологической готовности молодежи к семейной жизни связано с особенностями формирования у будущих супругов установок, ориентаций на вступление в брак. Этот процесс, безусловно, должен учитывать изменения, происходящие в современной России, а именно, возникновение нового типа современной семьи, что объективно вызывает необходимость в изменении традиционных представлений об обязанностях мужа и жены, их ответственности за собственную семью и будущих своих детей.

Процесс формирования готовности к браку включает целый комплекс аспектов: брачный семейный социальный волонтерский

1) формирование определенного нравственного комплекса -- готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям, подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

2) формирование способности к самоотверженности по отношению к партнеру, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека;

3) формирование комплекса эмпатийных качеств, поскольку в браке возрастает роль психотерапевтической функции, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, чувствованию эмоционального мира партнера;

4) формирование культуры чувств и поведения будущих молодых супругов;

5) формирование умений разрешать конфликты конструктивным способом, способности к саморегуляции собственной психики и поведения и т.д. [4, с. 29].

Весь этот перечень личностных качеств и умений, необходимых будущим супругам и родителям, невозможно сформировать и развить у студентов в период их профессиональной подготовки в ВУЗе, и не только потому, что это не входит в задачи высшего профессионального образования. Студент ВУЗа - это уже взрослый человек, готовящийся занять свое место в обществе и общественном производстве. Он уже задумывается о своей будущей семье, хотя ее создание отодвигает на неопределенный срок, осматривается вокруг, дружит, влюбляется, наблюдает семейный опыт своих сокурсников и друзей, возможно, уже живет в фактическом браке. Таким образом, в этот период молодой человек накапливает «семейный потенциал», т.е. знания и опыт, которые ему необходимы в создании будущей собственной семьи.

Формирование у будущего семьянина значимых для супружества и родительства личностных качеств и умений наиболее эффективно происходит в деятельности. Волонтерство - эта та деятельность, в которой студент может проявить свои самые лучшие качества, найти единомышленников и проявить себя в социально значимой деятельности, развить значимые для супружества личностные качества: терпение, бескорыстие, ответственность, верность, долг, сострадание, надежность. В переводе с английского «volunteer» означает «доброволец», или человек, делающий какую-либо работу, нужную людям, по своей воле и по согласию. Один из основных принципов волонтерства - добровольность и свобода выбора, что особенно важно, поскольку именно глубокая заинтересованность человека в данном виде социально значимой деятельности в наибольшей степени позволяет проявить неравнодушие к проблемам других людей и милосердие [2, с. 38].

Волонтерское движение в России развивается довольно активно, появляются молодежные волонтерские объединения и организации, при ВУЗах создаются волонтерские отряды. Например, на базе РГСУ в 2012-2013 гг. осуществлялось обучение волонтеров для Олимпиады в Сочи, и волонтеры - студенты РГСУ работали с гостями и участниками Паралимпийских игр. Волонтерская деятельность студентов - будущих педагогов, психологов, социальных педагогов или социальных работников особенно привлекательна, поскольку она позволяет реализовать творческие возможности, проявить организаторские способности и профессионально значимые личностные качества в конкретной социально значимой деятельности и с конкретными людьми.

Волонтеры могут работать индивидуально, по собственной инициативе, бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы или учреждениях социального обслуживания, также они работают в составе добровольческих организаций, безвозмездно осуществляя благотворительную деятельность. Студенты РГСУ - активные участники волонтерского движения в самых разнообразных сферах деятельности: работа с пожилыми гражданами, работа с молодежью по профилактике употребления наркотиков и ПАВ, оказывают содействия семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, участвуют в благоустройстве улиц города; проводят благотворительные акции; оказывают помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В профессиональном плане польза волонтерской работы неоценима, поскольку именно в этой деятельности студент учится понимать других людей, чувствовать, насколько он готов к благотворительной, часто безвозмездной помощи людям, увидеть конкретные плоды своей работы - повышение качества жизни клиента, испытывающего дискомфорт. Факультет социальной работы РГСУ давно и плодотворно сотрудничает с Центрами социальной защиты г. Москвы и области, образовательными организациями, учреждениями дополнительного образования детей. Студенты РГСУ, обучающиеся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», регулярно посещают детские дома, ожоговый центр при детской клинической больнице.

На факультете существует несколько волонтерских отрядов, которые готовят адресные благотворительные проекты по направлениям: подготовка и проведение тематических праздников и концертов (инсценировки сказок) для детей, воспитывающихся в детских домах; проведение благотворительных акций (по сбору детской одежды, канцелярских принадлежностей, книг и учебников) для малоимущих, многодетных семей, детей из семей вынужденных переселенцев из Украины; организация досуга детей и подростков в рамках программы «Дети улиц» и пр. Особенно серьезно готовятся студенты к посещению детей ожогового центра, где им приходится работать с детьми, находящимися в больничных палатах. В силу специфики ситуации, студенты тщательно продумывают сценарий, подбирают костюмы, репетируют концертные номера, готовят подарки для маленьких пациентов.

Многолетнее сотрудничество РГСУ с детскими образовательными организациями и медицинскими учреждениями имеет не только важные социальные и культурные последствия. Волонтерская деятельность студентов была отмечена благодарственными письмами, грамотами администрации. Студентов-волонтеров нередко приглашают на работу (временную и постоянную) в учреждения социальной защиты и образовательные организации. Весьма значимым результатом волонтерской работы для студентов является и то, что она позволила им проявить самые высокие духовные и нравственные человеческие побуждения: прислушаться к нуждам детей, проникнуться сочувствием, позаботиться о них, придти на помощь.

Самым главным результатом волонтерства студентов, на наш взгляд, является последействие. Оно проходит на занятиях в рамках учебных курсов «Социально-педагогическая работа по подготовке молодежи к семейной жизни», «Теория и методика психолого-педагогической работы с семьей». Работая в детских домах или лечебных учреждениях, студенты-волонтеры знакомятся с историей каждого ребенка, причинами, по которым он попадает в детский дом, проникаются состраданием к нему, находятся под сильным впечатлением от полученной информации и общения с ребенком. Нередко после работы с детьми-сиротами они находятся в подавленном состоянии, долго не могут забыть этих детей, переживают за них делятся своими мыслями о будущем этих детей и пр.

По окончании любой благотворительной акции студенты обязательно сообща проводят анализ и обсуждение итогов, делятся впечатлениями, строят планы на перспективу. В ходе обмена мнениями студенты поднимают весьма сложные вопросы и проблемы. На конкретных примерах, повествуя о судьбах детей, оказавшихся в детских домах и интернатах, студенты приходят к выводу, что причиной этому чаще всего является безответственность родителей, ненадлежащий уход за ребенком, пренебрежение его необходимыми потребностями и нуждами, за что и были лишены родительских прав. Судьба каждого ребенка, пережитая студентом-волонтером в ходе работы с ним, безусловно, оставит след в его душе, заставит серьезно задуматься о собственных будущих детях и последствиях необдуманных решений в создании собственной семьи.

Российская семья в последние десятилетия переживает качественные изменения. Формирование культуры брачно-семейных отношений у молодежи должно базироваться на прогрессивных тенденциях в развитии брака и семьи, т. е. носить «опережающий» характер. Необходимо формировать культуру брака и семьи, следовательно, нужна целенаправленная и планомерная подготовка молодежи к семейной жизни, способствующая всестороннему и гармоническому развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь и ответственное родительство. Волонтерская работа студента и свободно принимаемые им моральные обязательства позволяют развить и проявить самые лучшие человеческие качества - доброту, сострадание, добродетельность, заботу о людях, а практика добрых дел позволяет ощутить чувство удовлетворения от выполнения нравственного долга. Работа в команде укрепляет нравственный климат, развивает чувство долга и ответственности, формирует способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Все эти качества являются необходимыми будущим супругам для создания крепкой, надежной и счастливой семьи.

Список литературы

1. Быковская Т.Е. Формирование семейной культуры воспитания: Учебное пособие. - М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2011. - 262 с.

2. Дорошенко Т.Н. Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтерской деятельности // Актуальные вопросы социально-психологических исследований Сборник научных и учебно-методических статей. Редакторы-составители: Тютченко А.М., Фисенко О.С.. Москва, 2015. С. 36-42.

3. Илларионова Л.П. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи: Учебное пособие. - М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2013. - 247 с.

4. Илларионова Л.П., Кирикова М.И. Социально-педагогическая работа с неполной семьей: Учебное пособие. - М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2013.- 219 с.

5. Куканова Е.В., Алдошина М.И. Подготовка будущих социальных педагогов: региональный опыт // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2015. № 2. С. 22-30.

6. Приступа Е.Н. работа со случаем семейного неблагополучия в организациях социального обслуживания//Психолого-педагогические особенности семьи XXI века отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 346-357.

7. Тютченко А.М. Благотворительность и социальные механизмы ее формирования // Актуальные вопросы социально-психологических исследований: Сборник научных и учебно-методических статей. -Москва, 2015. С. 11-20.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее