Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Администрирование налогообложения доходов физических лиц

Проверки по налогу на доходы физических лиц

Наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она выявляет наибольшее число налоговых правонарушений. В то же время эта форма налогового контроля наиболее трудоёмкая, требует больших затрат рабочего времени сотрудников налоговых органов и высокого уровня их квалификации. В связи с этим проведение выездных налоговых проверок целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных в результате проверки налогов.

Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей.

Можно выделить такие основные задачи выездной налоговой проверки:

  • 1) всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления и полноте и своевременности перечисления в бюджеты и внебюджетные фонды установленных налогов и сборов;
  • 2) выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций;
  • 3) анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов и сборов;
  • 4) формирование доказательной базы по фактам выявленных налоговых правонарушений и обеспечение документального отражения этих нарушений;
  • 5) доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов, формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения. [18, с. 89][3]

Как показывает практика, перспектива проведения выездной проверки заметно нервирует налогоплательщиков, и дело не только в том, что контролирующим органом могут быть выявлены нарушения. Выездная проверка - это ещё и серьёзный дестабилизирующий фактор, сказывающийся на повседневной работе налогоплательщика, поскольку подразумевает отвлечение сотрудников от выполнения их должностных обязанностей, представление и массовое копирование документов, использующихся в производственной деятельности, и ряд других отвлекающих моментов.

Кроме того, проведение налоговой проверки на территории налогоплательщика создаёт прекрасную почву для различного рода злоупотреблений и нарушений как со стороны налогоплательщика, так и со стороны сотрудников налоговых органов. Нередко в условиях прямого контакта налогоплательщик пытается «договориться» с проверяющим лицом в обмен на игнорирование действительных и мнимых нарушений, а необходимость достижения плановых показателей по собираемости налогов ведёт к тому, что должностные лица налоговых органов порой выходят за рамки служебных полномочий, проводя отдельные контрольные действия с нарушениями и тем самым нанося ущерб деятельности налогоплательщика.

Новая редакция ст. 89 НК РФ содержит более чёткие и прозрачные правила, определяющие место и время проведения выездных проверок, а также их предмет и период их охвата. Изменены нормы, касающиеся количества выездных и повторных проверок.[12]

Рассмотрим особенности проведения налоговых проверок по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

При проверках налоговые органы основное внимание обращают на:

  • · вопросы легализации "теневой" заработной платы;
  • · на проверки обращений граждан по поводу минимизации официальной заработной платы;
  • · выдачи заработной платы "в конвертах";
  • · ведения двойных ведомостей на выдачу зарплаты в целях ухода от налогообложения.

Контрольные мероприятия налоговых органов направлены в первую очередь на выявление объектов, которые физические лица скрывают от налогообложения. Особое внимание уделяется работе со сведениями, поступающими от регистрирующих органов, - о недвижимом имуществе, расположенном на подведомственной им территории, о зарегистрированных у них транспортных средствах и их владельцах. Для выявления лиц, сдающих внаем жилые и нежилые помещения, а также торговые площади, налоговые органы взаимодействуют с паспортно-визовой службой органов внутренних дел, с комитетами администраций по управлению имуществом, с администрациями рынков и торговых комплексов.[26]

Доходы в виде материальной выгоды делятся на три категории:

  • · выгода, полученная от экономии на процентах за пользование плательщиком заемными (кредитными) средствами. Налоговая база - превышение суммы процентов за пользование заемными средствами в рублях, исчисленной исходя из 2/3 ставки рефинансирования на дату уплаты процентов, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Для иностранной валюты используется ставка 9%;
  • · выгода, полученная от приобретения товаров в соответствии с гражданско-правовым договором у лиц, являющихся взаимозависимыми по отношению к плательщику. Налоговая база - превышение цены идентичных товаров, реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к плательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных товаров плательщику;
  • · выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. Налоговая база - превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены, над суммой фактических расходов плательщика на их приобретение.[21]

Проверяется правильность определения налоговой базы по договорам страхования. Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее 5 лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату заключения указанных договоров. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 35%.[14]

По договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований, при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится работодателями по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц.[6]

Декларация по налогу на доходы физических лиц подаётся в налоговый орган (инспекцию ФНС России) по месту жи­тельства (месту пребывания) физического лица не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в котором был полу­чен соответствующий доход. Если 30 апреля приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то декларация должна быть представле­на не позднее ближайшего рабочего дня. В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса местом жительства физического лица является адрес, по которому физическое лицо зарегистрировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации оно может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания.

Представление в налоговый орган декларации только с целью получения налоговых вычетов, предельный срок подачи декларации 30 апреля не распространяется. Т.е. подать декларацию в налоговый орган с целью получения налого­вого вычета налогоплательщик может в любое время в течение года. Проверка налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчётов и обоснованность запрашиваемого вычета, проводится в течение 3 месяцев с даты их подачи в налоговый орган (п. 2 ст. 88 НК).[1]

В случае если в представленной налоговой декларации исчислена сумма налога к возврату из бюджета вместе с налоговой декларацией в налоговый орган можно подать заявление на возврат НДФЛ в связи предоставлением налогового вычета. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, но не ранее окончания камеральной налоговой проверки (п. 6 ст. 78 НК).

Представляем декларацию в налоговый орган в бумажном виде :

  • · налогоплательщиком лично
  • · по почте с описью вложения
  • · При отправке налоговой декларации по почте днем её представления считается указанная на почтовом штампе дата отправки почтового отправления с описью вложения.
  • · уполномоченным представителем налогоплательщика (по доверенности)
  • · Законными представителями физического лица являются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного зако­нодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).
  • · Уполномоченным представителем физического лица может быть другое юридическое или физическое лицо, полномочия которого должны быть подтверждены нотариально удостове­ренной доверенностью или доверенностью, приравненной к таковой в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.[2]

Существует исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых налоговый орган не принимает представленную декларацию:

  • · Отсутствие у лица, сдающего декларацию, документов, удостоверяющих его личность, либо отказ лица в их предъявлении;
  • · Отсутствие в декларации подписи налогоплательщика;
  • · Представление декларации в налоговый орган, в компе­тенцию которого не входит её принятие (например, по­дача декларации в налоговую инспекцию не по месту по­становки на учёт налогоплательщика);
  • · Представление декларации не по установленной форме;
  • · Отсутствие в соответствующих полях декларации фами­лии, имени, отчества физического лица.[1]
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее