Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Актуальные проблемы организации военно-социальной работы в военное время

Актуальные проблемы организации военно-социальной работы в военное время


Актуальные проблемы организации военно-социальной работы в военное время

Опыт контртеррористической операции в Чеченской Республике свидетельствует о том, что выполнение задач военно-социальной работы в боевой обстановке достигается эффективной организацией управления. Управление системой военно-социальной работы - это деятельность органов военного управления, командиров (начальников) и органов по работе с личным составом, нацеленная на выработку и принятие решений, руководство силами и средствами, планирование, организацию и координацию усилий субъектов, а также на контроль результатов военно-социальной работы в целях оптимального функционирования ее системы. Органами управления системой военно-социальной работы являются структуры, должностные лица вместе с установленными между ними отношениями, правами, обязанностями и порядком распределения ресурсов и средств военно-социальной работы.

В настоящее время должности военно-социальных работников имеются в звене от бригады (инструктор по социальной работе и профилактике правонарушений) до Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир и органы по работе с личным составом осуществляют управление военно-социальной работой во взаимодействии со штабом, начальниками родов войск и служб. Непосредственную ответственность за состояние и организацию военно-социальной работы, укрепление воинской дисциплины и профилактику правонарушений в части несёт инструктор по социальной работе и профилактике правонарушений.

Деятельность органов по работе с личным составом по организации военно-социальной работы в боевых условиях. Реальный бой отличается спецификой боевой задачи и условиями ее выполнения с конкретным противником. Военно-социальная работа в боевой обстановке связана с деятельностью по подготовке социальных, правовых условий ведения боевых действий. Необходимо отметить, что в короткий промежуток времени подготовки и ведения боя невозможно выполнить все задачи военно-социальной работы, внимание следует сконцентрировать на решении тех задач, которые связаны с конкретной боевой обстановкой. Практика показывает, что непонимание этого приводит к тому, что порой определяются такие задачи военно-социальной работы, которые из-за отсутствия ресурсов не смогут быть решены или на решение которых в боевой обстановке не хватает времени. Поучительным в этом плане может быть опыт морально-психологического обеспечения боевых действий в Чеченской Республике в 1994-1996 годах. При подготовке личного состава имели место случаи, когда основное внимание уделялось обучению солдат стрельбе и вождению боевой техники, а вопросам адаптации к боевым условиям, поведению и приготовлению пищи в боевой обстановке, оказанию медицинской помощи и другим аспектам военно-социальной работы не уделялось должного внимания. Неспособность быстро адаптироваться к боевым условиям порождало у личного состава чувства неуверенности, напряжённости и подавленности.

Военно-социальная работа в боевой обстановке характеризуется рядом принципиальных особенностей. Резко изменяются условия ее организации и проведения. Динамика боевых действий оказывает определяющее влияние на ее содержание, формы и методы. Основной целью военно-социальной работы, как компонента морально-психологического обеспечения, становится создание в войсках (силах) необходимых социальных условий для успешного выполнения военнослужащими поставленных боевых задач.

В ходе боевых действий, как свидетельствует опыт, возникает ряд актуальных проблем, научное осмысление которых является чрезвычайно важным для развития социальной работы. Большинство проблем связано с улучшением социального самочувствия военнослужащих - участников боевых действий, их социальной реабилитацией, предупреждением и снятием социальной напряженности в воинских коллективах, семьях.

Бой - это не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры, но и ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых личными убеждениями, обладающих навыками и умениями, волей и надеждами людей. И от того, у какой из сторон духовные силы и возможности окажутся лучше сформированными, мобилизованными, сохраненными и адекватными потребностям современного боя, в определяющей степени будет зависеть исход борьбы. В связи с этим деятельность командиров, органов воспитательной работы, направленная на социальную защиту военнослужащих, создание необходимых социально-правовых условий для действий военнослужащих в боевой обстановке, приобретает особую актуальность.

Военно-социальная работа выступает в качестве неотъемлемой составной части морально-психологического обеспечения боя и является его важнейшим компонентом. Она организуется на основе законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, приказов и директив министра обороны, Генерального штаба ВС РФ, указаний и рекомендаций Главного управления воспитательной работы и призвана обеспечивать социально-правовой режим, способствующий формированию у личного состава высоких морально-психологических качеств, готовности выполнить стоящую перед частью боевую задачу.

Если рассматривать социальную работу в условиях боевых действий как систему, то необходимо отметить, что она, как и социальная работа в мирное время, имеет свою структуру, которая включает несколько взаимосвязанных элементов. Среди них: субъект, содержание, управление, объект и связующие их в единое целое средства, функции и цели. Среди этих элементов объект определяет суть и характер военно-социальной работы.

В боевой обстановке можно выделить несколько групп объектов социальной работы. Среди них: офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие службу по призыву и контракту, гражданский персонал и семьи военнослужащих, а также ветераны Вооруженных Сил. К объектам относятся также воинские коллективы: отделения, экипажи, расчеты, взводы, батальоны и др. Объектом может быть гражданское население, проживающее в районе дислоцирования и ведения боевых действий части и подразделений. Во время ведения боевых действий объектами социальной работы являются раненые, контуженые, военнослужащие, получившие психические травмы, а также личный состав деморализованных и дезорганизованных воинских подразделений, военнослужащие, нуждающиеся в реадаптации. Объектами могут быть также военнопленные и население вероятного противника.

Субъекты социальной работы осуществляют социальную работу и управляют ею. К ним относятся: командиры, органы военного управления, офицеры органов воспитательной работы, социальные структуры Вооруженных Сил; органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, правоохранительные органы; различные благотворительные и общественные организации.

Содержание социальной работы в боевой обстановке, формы и методы определяются ее целями и задачами в конкретных условиях.

Цель социальной работы в боевой обстановке - создание социальных условий для эффективного выполнения военнослужащими служебных обязанностей при подготовки в ходе боевых действий соединения (части), поддержания в частях (подразделениях) правопорядка и воинской дисциплины, реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Опыт боевых действии в Северо-Кавказском регионе свидетельствует, что для достижения этой цели решались следующие основные задачи:

  • - реализация мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих и членов их семей в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, указами Президента, постановлениями Правительства приказами и директивами министра обороны;
  • - разъяснение законов военного времени, норм международного гуманитарного права, прав и обязанностей военнослужащих в условиях ведения войны (вооруженного конфликта), их ответственности за выполнение воинского долга;
  • - обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности в боевой обстановке;
  • - анализ и прогнозирование социальной обстановки в соединении (части) и ее влияния на успешное выполнение боевых задач;
  • - выработка предложений и организация исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты личного состава;
  • - разъяснение личному составу боевых задач, решений командиров по социальным вопросам;
  • - оказание индивидуальной социальной помощи различным категориям военнослужащих;
  • - предоставление консультационной помощи командирам, штабам, органам военного управления в решении социальных вопросов, поддержании воинской дисциплины организованности и правопорядка в соединении (части);
  • - информирование военнослужащих по вопросам эвакуации семей и их материально-бытового обеспечения удовлетворения материальных и финансовых запросов;
  • - изучение предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, оказание им помощи в случае необходимости;
  • - поддержание взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами государственной власти и управления, общественными объединениями в целях эффективного решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей .

Как показывает анализ современной боевой практики органов военного управления, социальная работа включает в себя:

  • - подготовку предложений по совершенствованию нормативной базы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, во время контртеррористической операции в Республике Дагестан и Чеченской Республике за период с августа 1999 г. по февраль 2000 г. по этим вопросам было принято 8 постановлений Правительства Российской Федерации, более 10 приказов, директив, указаний министра обороны, начальника Генерального штаба. Наиболее важным нормативным актом, стимулирующим военнослужащих, непосредственно участвующих в боях, было подписанное 20 августа 1999 г. постановление Правительства РФ № 930-54 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан». Этим постановлением вводились дополнительные выплаты военнослужащим, непосредственно участвовавшим в боевых действиях, в размере 810 - 950 рублей. В целях социальной защиты семей погибших и пропавших без вести военнослужащих 25 августа 1999 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей»;
  • - правовое обучение и правовое воспитание личного состава и оказание ему помощи в разрешении социальных проблем;
  • - осуществление постоянного и действенного контроля за полным доведением до военнослужащих установленных норм довольствия.

Многие качества, обусловливающие высокий моральный дух воинов, закладываются еще в мирное время (как до, так и во время службы в армии). Эти качества являются фундаментальной основой устойчивости морально-психологического состояния военнослужащих. И в боевой обстановке они приобретают особую значимость.

Конкретный бой для соединения (части) - это только эпизод, который отличается спецификой боевой задачи, условиями ее выполнения, особенностями противника и др. В условиях короткого промежутка времени невозможно полноценно осуществлять социальную работу; выполняются те задачи, которые связаны с конкретной боевой обстановкой. Опыт показывает, что непонимание этого обстоятельства приводит к тому, что на период времени, отпущенный на подготовку к бою, иногда ставятся такие задачи, которые не могут быть выполнены. А те, которые действительно надо решать, уходят из поля зрения организаторов этой деятельности.

Так, результаты анализа морально-психологического обеспечения боевых действий федеральных войск в Чеченской Республике в 1994-1996 гг. показали, что были допущены серьезные упущения в подготовке личного состава. Основное внимание, как правило, уделялось обучению стрельбе, вождению, но из поля зрения командиров выпали такие вопросы, как обучение солдат тому, как приспособиться к любым условиям обстановки (как вести себя при стрельбе, как приготовить пищу в боевой обстановке, как оказать первую медицинскую помощь и т.д.). Неумение людей быстро адаптироваться к боевой обстановке порождало у них чувства неуверенности, подавленности. Поэтому надо иметь в виду, что социальная работа в боевой обстановке неразрывно связана с предыдущей деятельностью по подготовке социально-правовых условий ведения боевых действий.

Процесс организации военно-социальной работы имеет свои этапы, отличающиеся содержанием, формами и методами, силами и средствами, временными характеристиками. Таких этапов можно выделить четыре (первый и второй относятся к периоду подготовки к бою, третий - к проведению, четвёртый - к периоду завершения боя и восстановления боеспособности). Опыт ведения боевых действий в Северо - Кавказском регионе России в конце XX -начале XXI в. показал, что основа эффективной военно-социальной работы закладывается ещё на первом этапе, когда происходит повышение боевой готовности частей и соединений.

Первый этап организации военно-социальной работы начинается в пункте постоянной дислокации с приведения части в высшие степени боевой готовности, получения распоряжения о выдвижении в район боевых действий и включает в себя:

  • - уяснение указаний командира на приведение части в высшие степени боевой готовности, характера предстоящих действий;
  • - изучение, оценку и прогнозирование социальной обстановки;
  • - подготовку предложений командиру по первоочередным мероприятиям в пункте постоянной дислокации;
  • - совместную работу должностных лиц для осуществления мер по решению социальных проблем военнослужащих, членов их семей;
  • - разъяснение личному составу нормативно-правовых актов, в том числе по социальной защите военнослужащих;
  • - организацию взаимодействия в интересах военно-социальной работы; контроль обеспечения частей и подразделении, убывающих в район боевых действий, всеми видами и нормами довольствия.

После уточнения характера предстоящих действий заместитель командира по работе с личным составом определяет задачи оценки социальных условий войск инструктору по социальной работе и профилактике правонарушений. Полная оценка социальных условий, прогноз их изменения, имеющихся сил и средств позволяет сформулировать выводы. Для принятия решения необходимо, учитывая особенности объектов социального воздействия, состояния социального климата в коллективах, определить оптимальные пути решения задач военно-социальной работы. На данном этапе проводятся мероприятия по решению социальных проблем военнослужащих, формируется уверенность военнослужащих в том, что будут удовлетворены их социальные потребности, созданы социальные и правовые условия их жизни и деятельности в боевой обстановке. Такими мероприятиями могут быть: инструктажи, показательные занятия, выдача военнослужащим различных памяток, проведение бесед с участием воинов, имеющих боевой опыт. В этот период также проводится работа по полному обеспечению убывающих подразделений всеми видами довольствия в целях решения вопросов быта, отдыха, передвижения, информирования, соблюдения правил личной гигиены, удовлетворения культурных и религиозных потребностей военнослужащих.

В интересах профилактики правонарушений и преступлений проводятся занятия по правовому воспитанию личного состава. Так, накануне начала второго этапа контртеррористической операции на Северном Кавказе летом 1999 г. в частях ОГВ (С) организовывались встречи с работниками военной прокуратуры, в подразделениях проводилось правовое информирование. Для разъяснения военнослужащим международных норм ведения боевых действий организовывались встречи с представителями Международного Комитета Красного Креста. Если передвижение войск осуществлялось железнодорожным или водным транспортом, то часть мероприятий военно-социальной работы проводилось непосредственно во время передвижения войск (сил).

Второй этап организации военно-социальной работы начинается с получения боевого распоряжения. На этом этапе осуществляются:

  • - уяснение боевой задачи, подготовка распоряжения командира по морально-психологическому обеспечению боя (боевых действий);
  • - оценка социально-политических условий выполнения боевой задачи, анализ и прогнозирование социальной обстановки;
  • - выработка предложений по организации военно-социальной работы командиру;
  • - планирование военно-социальной работы как составной части морально-психологического обеспечения;
  • - разъяснение личному составу боевых задач, решений командиров, в том числе по решению социальных вопросов;
  • - правовое информирование личного состава.

Период подготовки к бою, как правило, ограничен по времени и включает комплекс сложных социальных процессов и задач. Произведя расчет времени, анализ информационных и социально-политических условий в районе боевых действий, заместитель командира по работе с личным составом вырабатывает командиру предложения военно-социального характера, которые могут быть учтены им при принятии решения на бой. На его основе с учетом требований директив, распоряжений и указаний вышестоящего органа управления он руководит разработкой плана морально-психологического обеспечения (графическая часть и пояснительная записка к ней), в котором должен быть отражён порядок организации и проведения военно-социальной работы. Конечной целью плана должно стать выполнение боевой задачи. Заместитель командира по работе с личным составом несет ответственность за своевременность составления плана, целесообразность и эффективность его мероприятий. В нём должны быть также предусмотрены:

  • - инструктирование командиров и должностных лиц по вопросам социальной работы в предстоящем бою;
  • - работа по оказанию помощи должностным лицам подразделений;
  • - формы и методы военно-социальной работы с различными категориями военнослужащих;
  • - мероприятия взаимодействия в интересах организации военно-социальной работы;
  • - организация военно-социальной работы с поступающим пополнением; расстановка аппарата по работе с личным составом части (соединения) и определение исполнителей военно-социальной работы;
  • - порядок информирования о решениях командиров по военно-социальным вопросам.

Во время подготовки к бою особое внимание должно уделяться военно-медицинской подготовке и обучению военнослужащих оказанию доврачебной медицинской помощи.

Третий этап организации военно-социальной работы осуществляется непосредственно в ходе ведения боя. В этот период проводятся:

  • - анализ и прогнозирование социальной обстановки в частях, соединениях и в районе ведения боевых действий;
  • - непрерывный контроль за доведением до военнослужащих всех видов довольствия;
  • - решение (совместно со штабом, тылом, медицинской службой) вопросов эвакуации раненых, больных, захоронения погибших военнослужащих;
  • - контроль за выполнением международных норм ведения боевых действий.

В боевой обстановке инструктор по социальной работе и профилактике правонарушений организует:

  • - постоянное изучение и анализ нужд и запросов личного состава, социальных характеристик воинских коллективов;
  • - прогнозирование поведения военнослужащих;
  • - выработку предложении и рекомендаций по управлению социальными процессами в интересах поддержания и развития боеспособности и укрепления воинской дисциплины.

Кроме того он осуществляет социальный и правовой анализ воинской дисциплины, выявление социальных условий, причин и мотивов совершения происшествий и преступлений, вырабатывает меры по их предупреждению, совместно с должностными лицами организует оперативное решение социальных проблем.

На данном этапе проводится непрерывный контроль за оказанием медицинской помощи военнослужащим. Исторический опыт свидетельствует, что в результате оказания своевременной медицинской и социально-психологической помощи раненым в годы Великой Отечественной войны 72% раненых и более 90% больных военнослужащих после излечения возвращались в строй.

Необходима также работа по разъяснению законодательных актов о правах и льготах, социальной защите военнослужащих и членов их семей. К примеру, в этих целях во время контртеррористической операции в Чеченской Республике в части была направлена специальная телеграмма начальника ГУВР Вооружённых Сил. Формированию необходимого морально-психологического состояния военнослужащих способствует гуманитарная помощь. Гуманитарные грузы для объединенной группировки войск (сил) в Чеченской Республике составляли сотни тонн и прибывали из всех регионов Российской Федерации Их распределением в частях занимались заместители командиров по работе с личным составом и офицеры по социальной работе и профилактике правонарушений. Опыт боевых действий показал, что в военно-социальной работе также важен контроль за своевременностью оформления документов для получения страховых и единовременных выплат военнослужащим и членам семей погибших.

Четвертый этап в организации военно-социальной работы охватывает послебоевой период времени. Содержание этого этапа составляют:

  • - медико-психологическая реабилитация военнослужащих;
  • - своевременное оформление документов для осуществления государственного социального страхования военнослужащих;
  • - реализация мер по социальной защите членов семей погибших военнослужащих с участием местных органов власти и управления.

После завершения боевых действий могут иметь место негативные проявления среди военнослужащих в отношении местного населения, неадекватное поведение, употребление спиртных напитков и т.д. Профилактике этих негативных явлений способствует своевременное и полное удовлетворение социальных потребностей военнослужащих. В местах дислокации войск (сил) проводится социальная и психологическая реабилитация военнослужащих, оказывается социальная помощь пострадавшим.

В зависимости от характеристик боевых действий может изменяться и значение элементов военно-социальной работы. Отличие масштабной войны от локального конфликта характеризуется разной степенью вовлечённости (политической, экономической, военной, психологической) государства и общества в военные события. При этом общественное мнение и официальная государственная политика могут не совпадать. В условиях когда часть населения продолжает мирную жизнь, военнослужащие, выполняющие боевые задачи, нуждаются в компенсации своего риска. В этой связи увеличивается значение материального фактора и социальной защиты военнослужащих - участников боевых действий. Например, причинами, способствовавшими добровольному участию большинства офицеров в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе, были обеспечение их семей жилищной площадью и устранение задолженностей денежного довольствия.

После вывода из района боевых действий их участникам требуется социально-психологическая реадаптация. У личного состава после возвращения в места постоянной дислокации могут проявляться специфические потребности:

  • - необходимость признания окружающими их участия в боевых действиях юридически оправданным и социально необходимым;
  • - желание получить позитивную оценку своих действий;
  • - стремление войти в систему социальных связей и отношений мирного времени с более высоким, чем прежде, статусом и т.п.

Независимо от того, вернулся военнослужащий победителем или побежденным, государство, члены его семьи, знакомые, сослуживцы должны достойно его встретить. Это поможет снизить негативные последствия воздействия боевой обстановки на сознание и психику военнослужащего, сохранить его здоровье.

Таким образом, военно-социальная работа является системой, специфической сферой деятельности и необходимо формировать, развивать знания руководителей (командиров, начальников, руководящих органов, других должностных лиц), ответственность за её состояние. В соответствии с течением времени целесообразно совершенствовать критерии оценки военно-социальной работы.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее