Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Дискуссионные вопросы развития общества

Альтернативные модели развития общества

Теория постиндустриализации возникла в начале 60-х годов XX века. Сторонники этой теории, наиболее ярким выразителем которой является Д. Белл, полагают, что цивилизация последовательно проходила три стадии своего развития - аграрная, индустриальная и постиндустриальная. Они считают, что современное общество находится в постиндустриальной стадии и представляет собой «совокупность новых принципов социально-экономической организации и новый тип жизни, приходящий взамен индустриальной системы так же, как он пришел на смену аграрной. Это не должно означать прекращения производства материальных благ. Постиндустриальные тенденции не замещают предшествующие общественные формы как «стадии» социальной эволюции. Они часто сосуществуют, углубляя комплексность общества и природу социальной структуры». Bell D. The Third Technological Revolution and its Possible Socio-Economic Consequences // Dissent. Vol. XXXVI. № 2. Spring 1989. p. 167. Д. Белл полагает, что специфический чертой современного общества «является быстрый переход от старой «экономизированной», модели общества к качественно новой, «социологизированной», его модели». Иноземцев В. К теории постэкономической общественной формации…, с. 196-198; Bell D. The Cultural Contradictons of Capitalism. Р. 147. Анализируя проблему перехода к более высокой стадии общественного развития, он утверждает, что в ходе соответствующих социальных изменений возникает общество, которое может быть охарактеризовано не только как постиндустриальное, но и как постэкономическое. Bell D. The Coming of Post - Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.- У. 1973. P. 54. note.

Сторонники постиндустриальной теории предполагают, что в скором времени общество достигнет такой стадии развития, в которой человек сможет в полной мере реализовать свои способности, а также получить возможность их совершенствования. Некоторые авторы полагают, что в современном постиндустриальном обществе развитых стран, которое ведет свой отсчет с 70-х годов прошлого века, происходит нравственная революция. Она проявляется в том, что материальные потребности людей все больше вытесняются духовными, а во взаимоотношениях развитых стран с развивающимися странами силовое давление уступает партнерским. (См. Хайтун С. Постиндустриальное общество: станет ли западная модель будущим всего мира?// Общество и экономика. 2008. № 9. С. 109-115). Однако практика последних лет и десятилетий опровергает это представление. И в развитых странах материальные потребности населения остаются неудовлетворенными, а в период глобального финансово-экономического кризиса они приобретают первостепенное значение. За последние два десятилетия именно развитые страны по инициативе США совершили три военных нападения: на Югославию, Афганистан и Ирак. И силовое давление продолжается.

Такой подход имеет право на существование, так как он исходит из преемственности этапов исторического развития, учитывая их многоукладность. Но он не раскрывает глубинных процессов общественного развития, его движущих сил, а также необъективно оценивает состояние современного западного общества.

Известные достижения в развитии производительных сил и реализация некоторых социальных программ все-таки не избавили современный капитализм от свойственных ему противоречий.

Поэтому утверждения некоторых авторов о том, что постиндустриальное, а в последние годы его чаще называют как информационное общество, является посткапиталистическим, не имеют достаточных оснований. Современное информационное общество - это ни что иное, как модифицированный капитализм. И этот тезис убедительно подтверждает характер использования информационных технологий. Уже на стадии перехода к этому обществу информационные технологии стали использоваться в качестве нового оружия. Они нацелены на корректировку сознания людей, формирования структуры их потребностей, что позволяет управлять массовым спросом. Информационные технологии дают возможность формировать вкусы и примитивные потребности людей, внедрять в их сознание ложные ценности. Они позволяют считывать информацию пользователей компьютеров, вмешиваться в их работу, перехватывать любые телефонные сообщения на территории всего мира.

Столь широкие возможности информационных технологий дают неоспоримые преимущества их разработчикам и пользователям перед теми, кто не имеет этих технологий и не умеет ими пользоваться.

Сложность разработки и применения информационных технологий доступна лишь наиболее богатым странам, которые обеспечивают свое превосходство над остальным миром также и путем переманивания наиболее способных ученых и специалистов из других стран. Делягин М. Россия - «конченая страна?» // Politekonom, 1999. № 4. С. 16-17. Использование новых информационных технологий позволяет развитым странам и, прежде всего, США обеспечивать себе постоянное лидерство над «третьим миром», лишает многие страны их конкурентоспособности на мировом рынке.

Значительно раньше стадиальной возникла цивилизационная модель общественного развития, которая стала альтернативой формационной теории.

Цивилизационная концепция исторического развития, исходившая от Н.Я. Данилевского и получившая дальнейшее развитие в работах О. Шпенглера, А. Тойнби и др., базируется на теории обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), находящихся в борьбе друг с другом и внешней средой и проходящих стадии зарождения, становления, развития, упадка и гибели.

Развитие общества трактуется как единство общественной революции, эволюции и отмирания. Действительно, история дает нам немало примеров возникновения, развития и гибели различных цивилизаций.

Нельзя не отметить, что в последние десятилетия в разных странах появилось значительное число публикаций, отвергающих марксистскую теорию формационного развития. Авторы этих публикаций считают, что определяющим для развития общества выступают такие понятия как «цивилизованность» и «социальность». Однако они скорее являются следствием и составными частями формационно развивающегося общества, чем побуждающим мотивом его развития. Движущими силами развития человечества и отдельных его сообществ являются происходящие в них внутренние социально-экономические процессы. При этом нельзя не учитывать, что расцвет и гибель древних цивилизаций происходили также под влиянием изменения природно-климатических условий, происходивших на Земле. Периодически повторяющиеся на планете похолодания и потепления, наводнения и засухи, длительность которых исчислялась веками, оказывали нередко определяющее воздействие на формирование, развитие и исчезновение цивилизаций. Поэтому цивилизационный подход не следует противопоставлять формационному, так как он скорее дополняет последний и расширяет познания человечества о тенденциях собственного развития.

Сторонники формационного развития общества предлагают несколько видоизмененные модели, отличающиеся от марксовой.

В частности, В. Тихонов предлагает формационно-стадиальную модель развития общества. Он считает, что первобытное общество прошло не одну, а три стадии развития - племенную, родовую и семейно-патриархальную. По его классификации на смену первобытному обществу пришло эксплуататорское общество, которое также включает в себя три стадии развития - рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Эксплуататорское общество, точнее его последнюю стадию, капиталистическую, должно сменить посткапиталистическое, безэксплуататорское общество, которое также должно пройти три стадии развития - индивидуальную, коллективную и общественную Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации и России. - М.: «Палея», 1996. С. 61-62.

В. Тихонов признает гениальность К. Маркса и Ф. Энгельса и полагает, что вскоре человечество по достоинству оценит их вклад в развитие человеческой цивилизации. Однако он считает, что из-за множества ошибочных представлений, марксизм, как целостное учение, нельзя признать научным. В частности, ошибочным, по его мнению, является определение соответствия производственно-экономических отношений уровню развития производительных сил как основного источника развития человеческого общества. Их несоответствие устраняется в процессе смены общественно-экономических формаций. Затем вновь возникает и нарастает несоответствие производственно-экономических отношений производительным силам, которое приводит к необходимости замены действующей общественно-экономической формации на более совершенную.

Но процесс развития человеческого общества происходит постоянно. В. Тихонов находит ему другое объяснение. Источник развития человеческого общества и его противоречие, как он полагает, находится в самих производительных силах, и это противоречие постоянно разрешается, в результате которого и обеспечивается непрерывное развитие человечества. Он считает, что специализация, разделение труда и есть источник развития и основное противоречие человеческого общества, а обмен результатами деятельности служит способом разрешения этого противоречия. Там же. С. 19, 57-58.

Однако в этих рассуждениях содержатся явные противоречия. С одной стороны В. Тихонов признает гениальность основоположников марксизма, а с другой - отвергает их учение, считая его не научным. Парадоксальный вывод. Кроме того, специализация, разделение труда и обмен его результатами - это скорее характеристики и формы проявления производственных отношений, чем производительных сил общества. И поэтому критика марксисткого учения, по крайней мере, в этой его части, представляется неубедительной.

В. Иноземцев, отстаивает третичную модель формационного развития общества, ссылаясь при этом на К. Маркса. Он считает, что на смену экономической общественной формации придет постэкономическая общественная формация, в которой исчезнет понятие «труд», а его место займет творчество. Исходя из условия, что творческая деятельность носит индивидуальный характер, следовательно, новое общество по замыслу автора, будет состоять из творческих индивидуалов. Новую общественную формацию автор характеризует следующим образом: «…постэкономическая общественная формация представляет собой историческое состояние, становление которого происходит начиная с достижения экономической общественной формации наивысших форм своего развития и которое характеризуется устранением труда как основного вида человеческой активности, преодолением базирующегося на стоимостных закономерностях товарного производства и ликвидацией эксплуатации как существенно влияющего на общественную жизнь фактора». Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной формации… С. 202.

Очевидно, что в будущем общество, эволюционируя, перейдет к постэкономической формации. В нем будут упразднены частная собственность, денежный капитал, классы, а следовательно и эксплуатация одной части общества другой. Отомрет и государство, как инструмент насилия господствующего класса над обществом. Труд утратит свое экономическое содержание, так как он не будет материально поощряться, а станет необходимой потребностью каждого члена общества, в котором станет осуществляться принцип «от каждого по способности, каждому - по потребностям». В общих чертах таким и представляли коммунизм классики марксизма. Такое общество может и не называться коммунистическим, но суть от этого не меняется. Однако, возникают глубокие сомнения в том, что в нем исчезнет трудовая деятельность. Без труда невозможно произвести средства производства и предметы потребления, необходимые для существования самого человеческого общества. Труд, на наш взгляд, останется необходимым и при полной роботизации производственных процессов, так как наблюдение за ними все равно останется за человеком. В процессе функционирования робототехники и электронных систем возможны сбои в их работе, что потребует вмешательства специалистов в их деятельность для восстановления работоспособности вышедших из строя агрегатов. И в зависимости от поставленной цели и масштабов задачи творчество и труд могут организовываться как на индивидуальной, так и коллективной основе. И в нем действительно возникнут наиболее благоприятные условия для всестороннего развития личности в позитивном направлении.

Но этого этапа общественной эволюции можно и не достичь, так как в настоящее время существуют реальные угрозы самоуничтожения человечества.

Они выражаются:

1. в нарастании негативного антропогенного воздействия на биосферу Земли, способного привести к глобальной экологической катастрофе;

2. в сохранении возможности возникновения третьей мировой войны с применением современных средств массового уничтожения людей, которые по масштабам воздействия не имели аналогов в прошлом. Осознание грозящей опасности самоуничтожения цивилизации, вероятно, приведет к усиленному давлению различных форм общественных организаций на правительства ведущих стран мира с целью изменения концепции развития, устранения негативных его аспектов.

И такая концепция развития, гуманизирующая современное общество, уже существует. Переход к концепции устойчивого развития в настоящее время является жизненной необходимостью. Она предусматривает создание условий выживания и успешного развития не только настоящего, но и будущих поколений человечества. Но эта концепция не может быть реализована при сохранении не эквивалентного обмена во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами, широкомасштабной бедности населения, пренебрежительного отношения к экологическим проблемам. Неотложной необходимостью становится переход от конфронтации к взаимовыгодному сотрудничеству между странами, к социальному партнерству во внутригосударственных взаимоотношениях различных слоев населения, к ликвидации межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Повышение благосостояния народов и отдельных социальных групп населения следует осуществлять на основе экоэкономических принципов ведения хозяйственной деятельности, не наносящих вреда окружающей среде.

Обеспечение экологической безопасности должно стать одним из приоритетных направлений в деятельности каждого государства и международных организаций наряду с обеспечением продовольственной безопасности и борьбой с бедностью.

В настоящее время предпринимаются заслуживающие внимания попытки измерения индекса устойчивого развития общества (SSI). Он включает в себя 22 индикатора, распределенных по пяти категориям.

I. Личное развитие

IV. Устойчивое использование ресурсов

1. Здоровая жизнь

2. Удовлетворительный объем продуктов питания

3. Достаточный доступ к питьевой воде

4. Безопасные санитарные условия

5. Образовательные возможности

6. Равенство полов

15. Переработка и вторичное использование отходов

16. Использование возобновляемых водных ресурсов

17. Потребление возобновляемой энергии

II. Чистая окружающая среда

V. Устойчивая среда

7. Качество воздуха

8. Качество поверхностных вод

9. Качество земельных ресурсов

18. . Лесные территории

19. Сохранение биоразнообразия

20. Выбросы парниковых газов

21. Масштаб воздействия экономической деятельности на окружающую среду

22. Международное сотрудничество

III. Хорошо сбалансированное общество

10. Ответственное руководство органов государственной власти

11. Уровень безработицы

12. Демографический рост

13. Распределение доходов

14. Государственный долг

Впервые он был представлен в 2006 г. по результатам исследования 150 стран. Каждый индикатор был измерен по шкале от 0 до 10, где «10» означает полную устойчивость развития, а «0» - свидетельствует о его отсутствии. По данным Фонда «Устойчивое развитие» общий индекс устойчивого развития России равен 5,4. Ван де Керк Х., Попович Ч. Индекс устойчивого развития общества // Общество и экономика. 2008. № 9. С. 147- При этом индикатор «Ответственное руководство органов государственной власти» оценивается в 3,3 балла, «Переработка и вторичное использование отходов» - в 1,3, а индикаторы «Потребление возобновляемой энергии» и «Выбросы парниковых газов» - близки к 0 баллов. Данная оценка показывает, что в России крайне неблагополучная ситуация с решением экологических проблем и очень низкий уровень ответственности руководства органов государственной власти. И из этого необходимо сделать правильные выводы, прежде всего, высшему руководству страны.

Предложенный метод достаточно объективно оценивает степень устойчивости развития общества, но он не избавлен от погрешности, если статистическая информация какой-либо страны не достоверна.

Резюмируя, приходим к выводу, что цивилизация развивается по законам общественной эволюции. История человечества свидетельствует о том, что каждый этап развития совершеннее предшествующего, вместе с тем он содержит в себе свойственные ему противоречия. И когда эти противоречия становятся препятствием для дальнейшего развития общества, происходит смена общественной формации.

Очевидно, что дискуссии о периодизации развития общества и его перспективах будут продолжаться и впредь. Но при этом следует учитывать, что современное мировое сообщество крайне неоднородно, а реально существующие угрозы могут помешать эволюционному развитию общества.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее