Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Государственная социально-экономическая политика: понятие, сущность, виды

Сроки реализации государственной социально-экономической политики до 2020 года (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)

Государственное стратегическое планирование позволяет решать задачи по увязыванию долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных задач, производить планирование глобальных проектов, которые требуют значительных затрат в транспорте, демографии, энергетике, национальной безопасности и т.п., направлять субъекты РФ на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с определенными целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатывать долгосрочные ориентиры для предпринимательства (в области развития социальной инфраструктуры, производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, науки и технологий, и т.д.), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.

Только государственное стратегическое планирование может определить самый оптимальный путь (сроки, меры, ресурсы) перехода к желаемому состоянию в будущем. Государственное стратегическое планирование предоставляет возможность определить цели и приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, разработать пути и способы достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность применения имеющихся ресурсов; обеспечить координацию планируемых мероприятий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом.

Государственное стратегическое планирование базируется на долгосрочном прогнозировании. Прогнозы разрабатываются по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития России, базовых направлений их достижения. Долгосрочные государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются один раз в пять лет на период десяти лет. На их основе составляются среднесрочные прогнозы на срок от трех до пяти лет. Эти прогнозы ежегодно корректируются. Краткосрочные прогнозы разрабатываются на год.

Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации предоставляют оценку уровня и характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели и научно-технического развития и демографического состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; ключевые аспекты развития мировой экономики; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; определение показателей основного и целевого вариантов прогноза; базовые показатели развития по отдельным сферам экономики, показатели развития энергетической и транспортной инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в будущем.

В Российской Федерации стратегическим планом является Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Целью разработки Концепции является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния граждан России, динамичного развития экономики, национальной безопасности, укрепления позиций России в мировом сообществе. Согласно данной Концепции были поставлены на период в 2015-2016 гг. краткосрочные цели.

Между тем в январе 2014 г. произошло дальнейшее понижение социально-экономической ситуации: объем выпуска в промышленности в годовом выражении сократился на 0,2%, прирост ВВП по оптимистической оценке МЭР составил0,7%, реальные доходы населения впервые сократились на1,5%, на7%, сократились инвестиции в основной капитал, на рекордную величину за месяц был девальвирован рубль (и по отношению к доллару, и по отношению к евро). Динамика поквартального прироста выглядит следующим образом (рис. 1).

Динамика поквартального прироста ВВП России

Рис. 1. Динамика поквартального прироста ВВП России

На основе подобных показателей экспертами и аналитиками прогнозируются сокращение темпов социально-экономического развития страны в краткосрочном периоде, т.е. в 2015-2016 гг. (Табл.1). При этом прирост валового внутреннего продукта и улучшение ряда других показателей частично стали результатом дополнительных заимствований за рубежом - примерно 100 млрд.долл. финансовых средств.

Таблица 1. Прогнозируемые базовые показатели социально-экономического развития России в 2015-2016 гг.

Показатель

2015

2016

Валовый внутренний продукт

Выпуск товаров и услуг по базовым видам экспортной деятельности:

Промышленное производство

Строительство

Грузооборот транспорта,

в том числе железнодорожного

Сельское хозяйство

Оборот розничной торговли

Внешнеторговый оборот

В том числе:

экспорт

импорт

Инвестиции в основной капитал

Сальдированный финансовый результат в экономике

Реальные располагаемые денежные доходы

Общая численность безработных

Индекс потребительских цен

  • 3,4
  • 3,3
  • 2,6
  • 2,4
  • 2,9
  • 4,4
  • -4,7
  • 3,7
  • 2,1
  • 3,7
  • 6,7
  • 9,3
  • 4,6
  • -16,1
  • 5,1
  • 1,3
  • 0,5
  • 0,3
  • -1,5
  • 0,5
  • -1,2
  • 6,2
  • 0,2
  • -1,2
  • 2,3
  • -0,3
  • -156
  • 3,3
  • 0,2
  • 6,8

Таким образом, согласно Концепции планируются следующие мероприятиями социально-экономической политики. Для снижения напряженности федерального и региональных бюджетов предлагается не проводить индексацию заработной платы прочего персонала бюджетной сферы в 2014 году, а в 2015 - 2016 годах осуществлять индексацию не с 1 января, а с 1 октября на уровень роста потребительских цен. В этих условиях среднегодовые темпы роста реальной заработной платы работников бюджетной сферы в 2015 - 2016 гг. опустятся до 2,7% против 7,6% в сценарных условиях.

Понижение среднегодовых темпов прироста розничной торговли в 2015- 2016 гг. ожидается до уровня 4,4%, что в первую очередь связано со снижением оценки роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы. Фактором, поддерживающим потребительские расходы, станет снижение оценок инфляции в 2015 - 2016 годах на 0,4% ежегодно.

За снижением прогнозируемой среднегодовой инфляции в 2015 - 2016 годах, прежде всего, стоит перенос индексации регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги организаций инфраструктурных отраслей с 2015 на 2016 год и дальнейшее ограничение их реального роста уровнем инфляции за предыдущий год, а также ограничение роста тарифов для населения в 2015 - 2016 гг. с коэффициентом 0,7 к уровню инфляции за предыдущий год. В основном это будет определять существенно меньший рост тарифов на услуги организаций ЖКХ, являющихся крупными потребителями энергоносителей. Также будет ниже рост регулируемых тарифов пассажирского транспорта и других услуг. Вследствие этого понижена оценка роста регулируемых тарифов на услуги населению, в том числе на услуги организаций ЖКХ за годовой период до 2% против 10% в рамках сценарных условий. В результате вклад регулируемых тарифов для населения в рост потребительских цен в 2016году снижен на 0,5 %, а с учетом всех косвенных эффектов, связанных с более низкими регулируемыми ценами у производителей, относительное снижение инфляции составит 0,6%.

В 2015 - 2016 годах предельный рост регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных отраслей (газ, электроэнергию) определен более умеренным по сравнению со сценарными условиями прогноза. Газ и электроэнергия, отпускаемые для населения, в 2015 году будут проиндексированы на 3,3%, в 2016 году - на 3,4% для потребителей, кроме населения, индексация регулируемых цен (тарифов) будет ограничена в пределах инфляции за предшествующий год, что также понизит вклад в инфляцию роста цен и тарифов на 0,2%-0,3%. в 2015-2016 годах.

Среднесрочные цели (2016-2020) реализации Концепции базируются на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (транспорт, аграрный сектор энергетика, переработка природных ресурсов). Одновременно были созданы институциональные условия и технологические условия, определяющие на следующем этапе системный переход российской экономики в режим инновационного развития.

Базовыми аспектами социальной и экономической политики на данном этапе являлись:

1. В области развития человеческого потенциала:

принятие серьезных мер в сфере демографии и здоровья населения, ориентированных на стабильность демографической обстановки в обществе, сокращение уровня смертности в трудоспособном возрасте;

вывод минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, разработка и внедрение новых систем оплаты труда сотрудников бюджетных предприятий, ориентированных на увеличения уровня эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы производимой работы;

устранение проблемы бедности пожилых людей, вышедших на пенсию по тем или иным причинам, при этом минимальный уровень пенсии установить с 2013 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повысить до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016-2020 годам.

2. В области создания высококонкурентной институциональной среды:

развитие конкурентных рынков капитала, товаров и услуг, рабочей силы;

удерживание макроэкономической стабильности, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5-6,5 % в год;

предоставление содействия развитию малого и среднего бизнеса.

4. В области укрепления внешнеэкономических позиций России:

создание таможенного союза со странами ЕврАзЭС, при этом гармонизировать баланс законодательства и правоприменительной практики;

расширение сфер сотрудничества по реализации взаимных инвестиций, в том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения стабильности и развития торгово-коммерческих связей и увеличения трансграничной мобильности факторов производства;

развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами - технологическими лидерами, в том числе с целью разработки общих путей выхода на глобальные рынки;

Намечены цели и задачи по достижению стратегических целей с учетом следующих вызовов (угроз) предстоящего долгосрочного периода (2020 год и далее):

  • 1. Усиление глобальной экономической конкуренции, роста мировой экономики, которое определяет растущие требования к темпам и качеству экономического роста экономики России; появление новых мировых центров экономического развития, усиление воздействия природно-экологических факторов, устранение дисбаланса в области мировой торговли и движении капиталов, увеличение интенсивности мировых миграционных процессов, старение населения и повышение нагрузки на социальные системы развитых стран;
  • 2. Ожидаема новая волна технологических изменений, также усилится роль инноваций в социально-экономическом развитии и сократится воздействие традиционных факторов роста. Отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества;
  • 3. Увеличение роли человеческого капитала как основополагающего аспекта социально-экономического развития, прежде всего качества профессиональных кадров. В России существуют негативные тенденции, которые связаны с убыванием численности экономически активного населения, растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированного персонала; плохим качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования;
  • 4. Лимит потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, особенно в условиях всевозрастающей неустойчивости конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, повышения требований стран-импортеров к качеству продукции. Существуют и внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической систем и нехваткой профессиональных инженеров и рабочих. При сохранении имеющихся тенденций влияние данного фактора приведет к окончательной остановке темпов экономического роста.

Таким образом, результатом краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей, утвержденных в Концепции должно стать создание модели стабильного развития России, ключевым ориентиром которой является создание эффективной информационно-индустриальной, социально ориентированной российской экономики, а основополагающим фактором достижения является переход к инновационному развитию, позволяющему совершить технологический прорыв в будущее. Пошаговое выполнение стратегии, которая ориентирована на модернизацию российской экономики и переход к инновационным формам хозяйствования, позволит России не только поддерживать высокое качество жизни населения, но и сохранить себя в качестве одной из мировых держав, занять первое место в мировой экономике.

социальный экономический политика финансовый

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее