Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Государственная социально-экономическая политика: понятие, сущность, виды

Государственная социально-экономическая политика: понятие, сущность, виды

Социально-экономическая политика представляет собой политику в области социального и экономического развития, а также социального обеспечения, является системой мероприятий, осуществляемых государством и ориентированных на повышения качества и уровня жизни определённых социальных групп. Как правило, под социально-экономической политикой в практическом смысле понимают не только систему определенных мер, которые ориентированы на качественное улучшение жизнеобеспечения граждан, сколько систему взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами и слоями общества.

Социально-экономическую политику государство обычно проводит с помощью местных и региональных органов власти.Объектами государственной социально-экономической политики обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Целью государственной социально-экономической политики является улучшение здоровья нации, обеспечение достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, создание для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социально-экономическая политика является составным элементом всеобщей стратегии государства, которая относится к социальной и экономической сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, которая опирается на общественную поддержку государственная социально-экономическая политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социально-экономическая политика обладает рядом функций, которые определяют гуманистический характер государства, намеревающееся посредством политически создаваемых общественных фондов поддержать состояние граждан в подходящем для них социальном статусе. К этим функциям можно отнести следующие функции:

компенсаторную, которая ориентирована на ликвидацию внешних ограничивающих условий, не дающих возможность человеку быть активным участником сложившихся в обществе отношений;

элективную, которая направлена на рассмотрение обстоятельств и свойств самого гражданина, которые способны отнести его в разряд нуждающихся;

кумулятивную, накапливающая социальный потенциал государства, который выражается в зависимости населения от социально-политической политики государства.

Все эти функции тем в большей степени представлены в социально-экономической политике государства, чем в большей степени социально-экономическая политика находится в тесной зависимости от политики государства в целом.

Социально-экономическая политика обеспечивает населению минимальный доход, обязуется защищать граждан от инвалидности, болезней, безработицы, старости. При этом гарантирование государством базовых условий жизни касается только тех, кто не в состоянии сделать это самостоятельно. Государственная социально-экономическая политика государства осуществляется посредством механизма государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет посредством дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом большая часть национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Самым эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы).

Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и осуществляются переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также отражены тарифные сетки, систему компенсирующих и стимулирующих выплат, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня профессионализма. С 1 января 2014 года МРОТ в России составляет 5554 рубля. В планах правительства довести МРОТ к 2018 году до величины прожиточного минимума.

Ведущее значение приобретает проблема защиты денежных доходов (пенсий, заработной платы, пособий) от инфляции. С этой целью государство применяет индексирование, т.е. повышение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Вместе с тем индексирование широко распространено для поддержки уровня жизни пенсионеров и других лиц с лимитированными доходами. В России индексация денежных доходов влияет на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимального размера оплаты труда.

Важнейшим направлением в социально-экономической политике при решении вопросов защиты граждан является поддержка слоев населения, находящихся на грани нищеты. Определяющим значением в социальной защите этих слоев населения является развитая система натуральных и денежных пособий. Подобная система существует во всех странах с развитой рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие отрицательные последствия ее развития. Для отнесения конкретных категорий населения к числу людей, претендующих на получение социальной помощи, применяются показатели, устанавливающие уровень бедности.

Также неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социально-экономической защиты. Отношения социально-экономической защиты представляют собой отношения, которые позволяют людям, которые находятся под их защитой, сохранять свои функции и положительный статус в обществе. В силу того, что социальную защиту могут обеспечивать и другие объединения кроме государства, социально-экономическая политика может быть реализованной либо через государственную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Государство на базе социальной защиты создает систему социального обеспечения, которая состоит из совокупности административных норм и организаций, выполняющих эти нормы в административном порядке. Основным принципом системы социального обеспечения, которая осуществляется государством, является принцип обязательного государственного страхования.

Ключевым показателем развитости системы социального обеспечения, а также типичным признаком государственной социально-экономической политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике указан такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще.

Главным в определении государственной социально-экономической политики являются источники финансирования социальных расходов. Источниками финансирования обычно бывают бюджетные и внебюджетные. Бюджетные источники накапливаются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные наполняются за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае наполнение может осуществляться как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.

Вместе с тем наиболее важной проблемой структурных преобразований в близлежащие годы является развитие социальной сферы, исходя из всех стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т.д. прежде всего в отношении незащищенных слоев населения, смягчение последствий кризиса, достижение современных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах, повышения гарантий предоставления социальных услуг, кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, реализация данных целей и задач должна способствовать повышению уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к стабильному рынку.

С точки зрения функционирования экономической системы, социально-экономическая политика выполняет двойную роль: Во-первых, по мере экономического роста, аккумулирования национального богатства создание благоприятных социальных условий для населения становится первоочередной целью социально-экономической деятельности, и в этом смысле в социально-экономической политике концентрируются цели экономического роста и все остальные фактора экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социально-экономическая политика является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди теряют мотивацию к высокоэффективной экономической деятельности.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее