Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Статистика arrow Системы сбора статистической информации в Росстате

Заключение

В магистерской диссертации была доказана актуальность исследования системы сбора статистической информации в Росстате и, в частности, в Федеральной службе государственной статистики по Пермскому краю. Ключевая проблема, связанная со сбором статистической отчётности от организаций и индивидуальных предпринимателей - проблема окончательного перехода от приёма отчётности на бумажных носителях к полномасштабному внедрению электронного сбора отчетности. Упразднение существующих правил сбора статистической информации, предполагающих рассылку бланков позволит статистическим органам избежать существенных затрат на тиражирование и рассылку бланков респондентам. У отчитывающихся организаций при этом исчезнет необходимость печати и заполнения бумажных бланков, что будет служить стимулом для сдачи статистической отчётности в ТОГС посредством специализированных операторов связи и системы Web-сбора. Актуальность исследования проблем системы сбора статистической информации была обоснована при помощи применения метода построения дерева целей. Одна из ключевых целей развития информационно-вычислительной системы Росстата направлена на сокращение сроков сбора статистической информации.

В данной работе была названа цель развития ИВС Росстата, освещены нормативные документы, на основе которых были разработаны правила предоставления первичных статистических данных посредством автоматизированного сбора, варианты предоставления статистических данных в электронном виде в Росстат.

Возможны два варианта предоставления отчётности в электронном виде:

  • 1) посредством специализированных операторов связи, предоставляющих услуги по сдаче отчётности в электронном виде;
  • 2) посредством web-сбора.

Были рассмотрены основные направления исследований в области системы сбора статистической информации в Росстате. Был сделан вывод, что большая часть работ посвящена обзору нормативных документов в данной области, так как в 2011 году была разработана «Концепция развития ИВС Росстата на 2011-2017 годы» [1] и проект «Развитие системы государственной статистики-2». Также авторы рассматривают модели оптимизации затрат для системы сбора статистической информации в ТОГС. Кроме того, ряд работ посвящён вопросам автоматизации систем обработки, хранения и предоставления статистической информации. Особое внимание авторы уделяют вопросам применения новых информационных технологий для оптимизации процессов сбора, обработки, хранения и предоставления статистической информации в Росстате.

Похожие вопросы рассматривают в своих работах авторы в сфере образования, территориальных органов государственной власти, а также коммерческих организаций.

Для устранения названных проблем авторы применяют методы системного анализа, теории математического моделирования, теории алгоритмов и графов, теории марковских процессов и нечетких множеств, принципы объектно-ориентированного программирования, основные положения теории систем, теории информации и математической логики, аппарата устойчивых законов предельных теорем теории вероятности и математической статистики.

Для решения приведенных в данном исследовании вопросов наиболее обоснованным является применение методов системного анализа (метода построения дерева целей, метода вариантных секторов).

Был проведён анализ результатов сбора статистической информации в отделе статистики торговли и услуг Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Всего в отделе статистики торговли и услуг Пермьстата осуществляется сбор 44 форм статистической отчётности (за исключением выборочных статистических обследований, анкет для индивидуальных предпринимателей и форм статистической отчётности, по которым отчитывается 1 предприятие): 23-годовой периодичности, 15- квартальной, 6 - ежемесячной. Доля годовой статистической информации, предоставленной в электронном виде, составляет 51,2 %; квартальной - 51,1 %; ежемесячной - 60,3 %. Процент статистической информации, предоставленной посредством электронного сбора, по всем видам отчётности различной периодичности в отделе статистики торговли и услуг Пермьстата составил 54. Всего по Пермьстату процент статистической отчётности, предоставленной в электронном виде, в 2015 году составил 71. Более низкие показатели предоставления статистических данных в электронном виде в отделе статистики торговли и услуг Пермьстата по сравнению с другими отделами Пермьстата объясняется тем, что значительная часть организаций, предоставляющих статистическую отчётность данный отдел представлена индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. значительной долей малых предприятия и индивидуальных предпринимателей среди отчитывающихся организаций.

Также был выполнен анализ бизнес- процессов сбора статистической отчётности в электронном виде посредством специализированных операторов связи и на бумажных носителях. Процесс сбора отчётности в электронном виде характеризуется меньшим количеством пользовательских задач, но большим количеством общих задач. Он занимает меньшее количество времени, но требует участие ИТ-отдела.

В случае приёма отчётности в электронном виде весь бизнес-процесс занимает меньшее количество времени, так как при сборе статистической отчётности длительный интервал времени занимает время ожидания получения отчёта на бумажном носителе - 2 дня. При приёме отчётности через специализированных операторов связи время ожидания составит только 3,5 часа. Процессное время при сборе отчётов в бумажном виде также больше - 2 часа 21 минута, через специализированных операторов связи - 1 час 44 мин

Суммарная стоимость операций при сборе статистической отчётности через специализированных операторов связи составит - 72 рубля; при сборе отчётности на бумажных носителях - 112 рублей. Более низкие затраты при сборе отчётности через специализированных операторов связи обусловлены более низкими затратами времени на операции бизнес-процесса сбора отчётности.

Были предложены методы совершенствования системы сбора статистической отчётности:

  • 1) унификация форм статистической отчётности;
  • 2) оптимизация статистической отчётности;
  • 3) оптимизация бизнес-процесса сбора статистической отчётности.

Унификация форм статистической отчётности представляет собой приведение их единообразной системе.

Для полного перехода на сбор отчётности в электронном виде необходима унификация всех форм статистической отчётности.

Оптимизация статистической отчётности направлена на сокращение состава статистических показателей, уменьшение количества форм статистической отчётности, устранение дублирования статистических показателей. Все эти мероприятия позволят уменьшить расходы на проведение статистических наблюдений, а также снизить нагрузку на отчитывающиеся организации.

Оптимизация бизнес-процессов сбора статистической отчётности основана на анализе недостатков существующей системы сбора через специализированных операторов связи. Так, для специалистов отдела отсутствует возможность проконтролировать получение статистической отчётности по просьбе специалистов отчитывающихся организаций, возникает достаточно длительный временной интервал между отправкой отчёта специалистом отчитывающейся организации и началом работы с отчётом специалистом отдела торговли и услуг. Кроме того, часто у сотрудников отдела торговли и услуг возникает необходимость обращения в отдел ИТ. Следствием всех вышеперечисленных фактов является увеличение времени и расходов на сбор статистической отчётности.

Были предложены ещё два варианта сбора статистической отчётности через специализированных операторов связи: без участия отдела ИТ и с передачей функций отдела ИТ отделу статистики торговли и услуг.

Были проанализированы временные затраты всех трёх вариантов процесса сбора статистической отчётности через специализированных операторов связи. Наиболее оптимальным вариантом с точки зрения экономии времени является вариант, при котором отдел ИТ исключается из процесса сбора. Данный вариант является наиболее эффективным с точки зрения снижения расходов на сбор статистической отчётности, так как расходы изменяются пропорционально затраченному времени.

В заключении нужно заметить, что решение проблем, связанных с системой сбора статистической информации в отделе статистики торговли и услуг Пермьстата возможно только при проведении взаимосвязанных, согласованных комплексов мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровне.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее