Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Статистика arrow Системы сбора статистической информации в Росстате

Анализ бизнес-процессов системы сбора статистической информации в отделе торговли и услуг Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю

Было проведено сравнение 3 средств моделирования бизнес-процессов: «BonitaSoft», «Horus Business Modeler» и «Bizagi Modeler».

Продукт «Horus Business Modeler» является инструментом для моделирования и имитации бизнес-процессов. Применение «Horus Business Modeler» делает доступным моделирование бизнес-процессов с различных точек зрения. Данное свойство делает более простыми модели биззнес-процессов, а также повышает гибкость их разработки. Метод описывает несколько этапов и прокладывает путь от первой идеи проекта до готовой модели бизнес-процесса и далее. Инструмент обеспечивает соблюдение метода, где необходимо, но при этом предоставляет достаточно свободы бизнес-аналитикам. В «Horus Business Modeler» простота достигается использованием только четырех различных языков моделирования. Кроме сетей Петри (XML-сетей), используются ещё организационные диаграммы, семантические-иерархические структуры и модель объект - связь.

В данном программном продукте не предусмотрены возможности хорошей интеграции. Получаемая модель является недостаточно наглядной.

Программный продукт «Bonita» предназначен для моделирования бизнес-процессов и управления административными регламентами. Для использования данного продукта отсутствует необходимость наличия технических знаний. Для аналитиков становится возможным проведения анализа процессов и выявления узких мест. Система поддерживает нотацию BPMN. Модели, построенные в «BonitaSoft», обладают достаточно хорошей наглядностью.

Продукт «Bizagi Modeler» предназначен для моделирования бизнес-процессов. Пользователю предоставлены возможности временного и ресурсного анализа. Модели, построенные в Bizagi Modeler» обладают достаточно хорошей наглядностью. Продукт характеризуется удобным пользовательским интерфейсом, наличием большого количества русскоязычных руководств и инструкций.

Стоит заметить, что все три рассмотренных программных продукта имеют бесплатные версии.

Все три программных продукта позволяют оформлять графическое отображение бизнес-процессов, проводить оперативный анализ бизнес-процессов и выявлять их слабые места.

Были выделены критерии выбора программного продукта для моделирования бизнес-процессов: возможности анализа, простота, удобство пользовательского интерфейса, визуальный вид модели. При помощи метода анализа вариантных секторов было принято решение об использовании «Bizagi Modeler»(см.приложение B) .

Рассмотрим бизнес-процесс приёма статистического отчёта в Росстате с помощью специализированных операторов связи.

Организация заполняет статистическую отчётность и предоставляет её в Территориальный орган Росстата через специализированных операторов связи. В течение двух рабочих дней респонденту должно поступить извещение о получении (ответственным является отдел информационных технологий территориального органа Росстата). В течение четырех рабочих дней приходит уведомление о приеме в обработку (уведомление о несоответствии формату, уведомление об уточнении). В этом случае необходимо исправить ошибки, указанные в протоколе, и повторить процедуру представления отчета. Затем отчёт поступает в УИС Статэк. Специалист Росстата осуществляет проверку статистических данных.

Построим диаграмму бизнес-процесса в «Bizagi Process Modeler».

Построенная диаграмма бизнес-процесса представлена на рисунке С1 в приложении С.

При создании модели были созданы следующие задачи:

  • 1) заполнение статистической отчётности;
  • 2) предоставление статистической отчётности через специализированных операторов связи;
  • 3) получение статистической отчётности;
  • 4) отправка уведомления о получении отчёта;
  • 5) отправка уведомления о приёме отчёта в обработку;
  • 6) получение уведомления о приёме отчёта в обработку;
  • 7) загрузка отчёта в УИС СТАТЭК;
  • 8) проверка отчёта;
  • 9) отправка уведомления об ошибочном отчёте;
  • 10) получение уведомления об ошибочном отчёте.

Задача 1) является ручной, задачи 7),8) - пользовательскими; задачи 2),4),5),9) представляют собой отправку сообщения; задачи 3),6),10) - получение сообщения.

При создании модели были созданы следующие участники:

  • · организация;
  • · отдел информационных технологий территориального органа Росстата;
  • · специалист территориального органа Росстата, ответственный за сбор статистической отчётности.

Рассмотрим модель бизнес-процесса приёма статистической отчётности на бумажных носителях в Росстате.

Организация заполняет статистическую отчётность, затем передаёт её в территориальный орган государственной статистики при помощи электронной почты, также отправляет копию на бумажном носителе. Данный вариант предоставления отчётности на бумажном носителе является самым распространённым, реже организации предоставляют отчёты только на бумажном носителе, либо при помощи электронной почты в файлах формата PDF (в данном случае подтверждение на бумажном носителе не требуется). Специалист отдела территориального органа статистики получает отчёт и осуществляет ввод данных в УИС СТАТЭК, а затем осуществляет проверку введённых данных. В случае, если в отчёте имеются ошибки, специалисту необходимо связаться в отчитывающейся организацией, и вся процедура приёма статистической отчётности повторяется вновь. Если же данные отчёта корректны, специалист ожидает получения отчёта на бумажном носителе, получает отчёт и на этом работа с данной организацией по данному отчёту в текущем периоде завершается.

Построим диаграмму бизнес-процесса в «Bizagi Process Modeler».

Построенная диаграмма бизнес-процесса представлена на рисунке C2 в приложении С.

При создании модели были созданы следующие задачи:

  • 1) заполнение статистической отчётности;
  • 2) отправка отчёта по электронной почте;
  • 3) предоставление отчёта на бумажном носителе;
  • 4) получение отчёта, отправленного по электронной почте;
  • 5) ввод данных в УИС СТАТЭК;
  • 6) проверка данных;
  • 7) получение отчёта на бумажном носителе;
  • 8) сообщение об ошибке в отчёте;
  • 9) получение сообщения об ошибке в отчёте.

Задачи 1),3),5),7) являются ручными, задача 6 - пользовательской, задачи 2),8) - представляют собой отправку сообщения, задачи 4),9) - получение сообщения.

При создании модели были созданы следующие участники:

  • · организация;
  • · специалист территориального органа Росстата, ответственный за сбор статистической отчётности.

Результаты оценки времени и стоимости операций бизнес-процессов представлены в приложении D. Для оценки времени был проведён хронометраж работы отдела статистики торговли и услуг и отдела ИТ Пермьстата. Стоимость операций была рассчитана исходя из средней заработной платы сотрудников Пермьстата (20000 рублей).

Если сравнить бизнес-процессы приёма статистической отчётности в Росстате при помощи специализированных операторов связи и на бумажных носителях, можно сделать следующие выводы.

  • 1. В первом случае число участников бизнес-процесса превышает число участников во втором случае (отдел ИТ не принимает участия в приёме отчётности на бумажных носителях).
  • 2. В первом случае число задач превышает число задач во втором случае.
  • 3. В первом случае присутствует только одна пользовательская задача, во втором же случае их количество увеличивается до четырёх.
  • 4. В первом случае весь бизнес-процесс занимает меньшее количество времени, так как при приёме статистической отчётности длительный интервал времени занимает время ожидания получения отчёта на бумажном носителе - 2 дня. При приёме отчётности через специализированных операторов связи время ожидания составит только 3,5 часа. Процессное время в первом случае также больше - 2 часа 21 минута, во втором случае - 1 час 44 минуты.
  • 5. Суммарная стоимость операций при сборе статистической отчётности через специализированных операторов связи составит - 72 рубля; при сборе отчётности на бумажных носителях - 112 рублей. Более низкие затраты при сборе отчётности через специализированных операторов связи обусловлены более низкими затратами времени на операции беизнес-процесса.

Очевидно, что сбор отчётности на бумажных носителях характеризуется большим количеством недостатков.

Стоит также отметить, что, так как случаи приёма статистической отчётности при помощи средств Web-сбора в отделе статистики торговли и услуг Пермьстат практически не встречаются, бизнес-процесс приёма отчётности таким способом рассмотрен не был..

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее