Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Статистика arrow Системы сбора статистической информации в Росстате

Теоретические основы системы сбора статистической отчётности в Росстате

Данная глава посвящена изучению теоретических аспектов ИВС Росстата и системы сбора статистической информации в Росстате.

Современное состояние ИВС Росстата

Процесс перехода в 90-х годах задач обработки статистической информации с больших электронно-вычислительных машин на персональные компьютеры привёл к децентрализации ведения НСИ и применению в комплексах электронной обработки информации локальных справочников. Следствием стала дезинтеграция информационных ресурсов органов государственной статистики.

Создание в 2002 году КСП позволило решить часть проблем централизации ведения НСИ.

В ИВС Росстата функционирует Единая система сбора, обработки, хранения и предоставления статистической информации (ЕССО).

К основным подсистемам ЕССО относятся:

  • · подсистема единой НСИ на базе каталога статистических показателей;
  • · объединенная система регистров;
  • · подсистема сбора и обработки статистической отчётности на базе УИС СТАТЭК;
  • · хранилище статистических данных;
  • · универсальная транспортная подсистема.

В настоящее время НСИ КСП используется всеми ключевыми подсистемами ЕССО, как ключевым источником НСИ. Внедрены средства автоматизации подготовки НСИ экономических описаний статистических работ на базе каталога статистических показателей. При этом сегодня в существующей системе НСИ отмечаются недостатки, которые можно объяснить отсутствием системы ведения, актуализации и предоставления единой метаинформации смежным подсистемам, которая позволяет вовремя реагировать на высокую динамику изменений, происходящих в метаинформации.

Подсистема сбора и обработки является ключевым элементом всей системы ЕССО, который обеспечивает выполнение процессов производства и выпуска статистической информации. Реализованная подсистема сбора и обработки статистической информации поддерживает все этапы работы со статистическими данными, начиная с получения отчётности от респондентов, включая необходимые контроль, корректировку, расчеты, и заканчивая размещением первичной и обработанной информации в ХДРУ и ХДФУ. Действие ССО основано на использовании единой метаинформации КСП и в точности соответствует требованиям экономических описаний статистических работ. Главной особенностью реализации ССО является унификация реализации и функционирования всех статистических работ, которая достигается при помощи применения единого программного комплекса УИС СТАТЭК, применяющего систему настроек под определенную статистическую работу.

Рисунок

На сегодняшний день все статистические работы Годового производственного плана Росстата функционируют в реализованной ССО, функционирующей в большей части ТОГС и на федеральном уровне. Разработанная технология электронного сбора, входящего в состав ССО, позволяет осуществлять сбор статистической информации на уровне отчитывающихся субъектов, районных отделов статистики и ТОГС. При этом ключевой особенностью реализованной технологии является использование одной и той же служебной метаинформации на каждом из уровней системы. Таким образом, однократно спроектированная форма статистической отчётности может использоваться для сбора статистических данных с применением разного программного обеспечения (в том числе и сторонних производителей). Главным недостатком в применении ССО на сегодняшний день является отсутствие автоматического контроля над обеспечением настройки взаимодействия ССО со смежными подсистемами, зачастую приводящее к нарушению автоматизированного процесса получения и передачи информации.

В основе хранилища статистических данных лежит единая метаинформация КСП, включающая НСИ, состав и разрезность показателей. Хранилище данных характеризуется распределенной структурой и включает в себя два основных однотипных блока -ХДРУ и ХДФУ. ХДРУ в свою очередь распределено между ТОГС и заполняется показателями статистики регионов. ХДФУ включает в себя показатели, использующиеся на федеральном уровне. Существующая структурапозволяет значительно повысить надежность хранения информации и результативность восстановления данных. При этом для изменения конфигурации распределения данных требуется изменение регламента хранения информации. Доработка программного обеспечения или перепроектирование хранилища данных не требуется. Данное преимущество можно объяснить инвариантностью внутренней структуры ХДРУ и ХДФУ. Реализованная универсальная система пользовательского доступа (УСПД) к хранилищу данных позволяет обеспечить доступ к информации как федерального так и регионального уровня при наличии соответствующих прав и сетевых настроек безопасности. УСПД предоставляет пользовательский интерфейс построения произвольных запросов на всем множестве показателей хранилища данных требуемого уровня. С помощью УСПД также возможно обращаться к сформированным витринам хранилища данных. Сегодня ведутся работы по загрузке в ХДФУ информации из других ранее существовавших систем хранения информации: центральной базе статистических данных (ЦБСД), оперативной базе статистических данных (ОБСД). Также разработаны программные средства экспорта информации ХДФУ в единую межведомственную информационно-статистическую систему (ЕМИСС). Таким образом, хранилище данных в ближайшее времястанет единственной максимально полной системой хранения информации и единственным источником для её распространения.

Актуальной задачей государственной статистики является создание Единой системы метаданных с последующей обязательностью ее использования на всех этапах проектирования и разработки программно-технологических средств, а также на всех этапах обработки статистической информации.

Необходимость решения данной задачи подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации о создании ЕМИСС, интегрирующей официальную статистическую информацию, поступающую от каждого из субъектов статистического учета.

Интенсивное развитие в последние годы Интернет-технологий привело к появлению портальных решений, использование которых позволяет осуществить перевод на новый качественный уровень процесс распространения официальной статистической информации и автоматизировать оказание государственной услуги по распространению статистической информации.

Использование хозяйствующими субъектами Интернет-технологий и развитие нормативной базы электронного документооборота позволяет завершить переход от бумажной технологии сбора статистической и бухгалтерской отчетности от организаций крупного и среднего бизнеса к электронному сбору.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее