Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Туризм arrow Агротуризм: стратегия прорывного позиционирования на российском туристическом рынке

Агротуризм: стратегия прорывного позиционирования на российском туристическом рынке


Агротуризм: стратегия прорывного позиционирования на российском туристическом рынке

Сегодня мы становимся свидетелями перемен в экономике и культуре, в обществе и образе жизни. Все это приводит к кардинальным изменениям поведения людей и появлению различных новых видов досуга. Не стоит в стороне и сфера туризма, куда, по мнению многих исследователей [см.: 1; 2], все больше проникают нестандартные подходы и креативность. Одним из таких относительно новых и достаточно модных направлений на глобальном рынке становится агротуризм. Несмотря на относительную «молодость», проблема агротуризма активно изучалась как западными [см. напр.: 3; 4], так и российскими исследователями [см. напр.: 5; 6; 7]. С точки зрения стратегии, агротуризм представляет собой одно из довольно перспективных направлений развития туризма в России, так как значительная доля территории страны представляет собой сельскую местность, в настоящее время слабо охваченную туристическими потоками.

Понятие агротуризма. Необходимо отметить, что в российской практике существует определенное терминологическое расхождение в отношении агротуризма. Распространено понятие «сельского туризма» как разновидности отдыха в сельской местности, предполагающего проживание и питание в сельском доме. В то же время в последнее время все чаще встречается термин «агротуризм», под которым понимается привлечение туристов на действующую ферму или агропредприятие, где туристы смогли бы ощутить дух деревенской жизни и работы, принимая активное участие в сельскохозяйственной деятельности.

Вместе с тем, понятие агротуризма является более общим. Это понятие должно включать в себя и различные варианты сельского туризма: проживание туриста в семье или в т.н. агро-отеле, атмосфера которого приближена к атмосфере сельской усадьбы или виллы, расположенной в сельской местности. агротуризм позиционирование рынок

Можно выделить следующие специфические черты агротуризма, как вида туристического позиционирования территории: 1 -- турист посещает агропредприятие (ферму или агро-отель) либо с кратковременной экскурсией, либо с одной или несколькими ночевками; 2 -- агротуризм развивается на действующих агропредприятиях (фермах, отелях) или местах, имитирующих сельскую жизнь, становясь для них дополнительным видом деятельности и источником дополнительного дохода. При этом цели посещения агропредприятия (фермы, агро-отеля) или мест, их имитирующих, могут быть разнообразны: это и опыт участия в сельскохозяйственной деятельности (от сбора винограда, дойки козы до участия в приготовлении сыра), и образовательно-познавательные цели, и дегустация натуральных местных продуктов, и просто отдых.

Казалось бы, агротуризм должен играть ощутимую роль в создании конкурентной туристической среды в России. Однако, в научных исследованиях, посвященных российскому туризму, агротуризм как значимая составляющая туристического рынка даже и не упоминается [8], а его развитие натыкается на целый ряд проблем, значительная доля которых связана с отсутствием склонности к инвестициям в развитие данного направления, а также отсутствием его эффективного продвижения и правильного позиционирования как на внутреннем, так и на международном рынке. Необходимо также отметить полную индифферентность государства к развитию данного кластера туристической деятельности, несклонность самих сельских жителей и работников агросектора экономики к созданию образцовых или тематических хозяйств, вызывающих интерес у потенциальных туристов, отсутствие в России моды на данный вид отдыха. Тем самым, для развития направления агротуризма в России требуется применение современных маркетинговых инструментов и его активная поддержка со стороны государства и местных органов власти.

Инструментом, который позволил бы осуществить эффективное продвижение идеи агротуризма и разработать стратегию позиционирования для каждой привлекательной для агротуризма сельскохозяйственной территории, является технология прорывного позиционирования, предложенная Кейганом и Вогелем в 2001 г. [9] и с тех пор хорошо зарекомендовавшая себя [10]. Она может успешно использоваться для развития туристической привлекательности и формирования бренда как с/х территории [11], так и территории, имитирующей агросреду.

Рассмотрим возможности применения технологии прорывного позиционирования для продвижения и формирования сильных российских брендов объектов рынка агротерриторий или территорий имитирующих агросреду. Характеристики агротерриториального объекта в соответствии с этой технологией исследуются по двум направлениям. Это сочетание дизайна (стиля) агротерритории (или территории, ее имитирующей) и вовлеченных в позиционирование и продвижение этой агротерритории технологических решений, инноваций и оригинальных идей.

Литература

1. Chang L-L., Backman K.F., Huang Y.C. Creative tourism: a preliminary examination of creative tourists' motivation, experience, perceived value and revisit intention // International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. -- 2014. -- Vol. 8, Iss. 4. -- Рp. 401-419.

2. Tan S.-K., Luh D.-B., Kung S.-F. A taxonomy of creative tourists in creative tourism. Tourism Management. -- 2014. -- Vol. 42. -- Pр. 248-259.

3. Lattanzi M. Creating Successful Agritourism Activities for your Farm. -- South Deerfield, MA: Community Involved in Sustaining Agriculture (CISA), 2005. -- 36 р.

4. Ryan S., DeBord K. and McClellan K. Agritourism in Pennsylvania: An Industry Assessment. -- California University of Pennsylvania, 2006. -- 22 p.

5. Елагин В.И. Агротуризм как одно из перспективных направлений социального развития сельских территорий Нижегородской области // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -- 2012. -- № 7. -- С. 85-89.

6. Дубиничева Л.В., Советов П.М. Агротуризм в развитии сельских территорий // Проблемы развития территории. -- 2009. -- № 2. -- С. 48-55.

7. Шумакова О.В., Косенчук О.В., Новиков Ю.И., Нардин Д.С. Методика оценки агротуристического потенциала сельских территорий // Фундаментальные исследования. -- 2015. -- №2-24 -- С. 5478-5481.

8. LysikovaО. Fashions in Tourism: The Views of Russian Tourists and Experts // Field Guide to Case Study Research in Tourism, Hospitality and Leisure (Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research, Vol. 6). -- Emerald Group Publishing Limited, 2012. -- Рр. 195-204.

9. Cagan J., Vogel C.M. Creating Breakthrough Products. Innovation from Product Planning to Program Approval. -- FT Press. 2001. -- 336 р.

10. Старобинская Н.М. Менеджмент: учебно-методический комплекс / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, факультет экономики. -- СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. -- 133 с.

11. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. -- СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, Питер, 2005. -- 382 с.

12. Чеснокова М.С., Кирилловская А.А. Маркетинг впечатлений как инструмент маркетинга в Новой экономике // Маркетинг взаимодействия и технологии пространственно-системной экономики. Матер. междунар. науч.-практ. конф. -- СПб.: СПбГЭУ, 2015. -- С. 166-172.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее