Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Туризм arrow Анализ деятельности туристско-рекреационных особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области)

Анализ деятельности туристско-рекреационных особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области)


АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)

В настоящее время во всех сферах отечественной экономики реализуется широкая программа импортозамещения. Смысл этой программы не в том, чтобы заменить качественные иностранные продукты и услуги российскими вне зависимости от их качества, а в том, чтобы стимулировать создание отечественных продуктов и услуг, которые будут и качественными, и конкурентоспособными [3; 4].

Можно с уверенностью утверждать, что в сфере туризма и гостеприимства, как и в отечественном сельском хозяйстве, задача импортозамещения может быть в основном быстро и успешно решена, поскольку уже сейчас в России есть достаточно интересные турпродукты, чтобы предложить их собственному населению как реальную альтернативу отдыху в зарубежных странах.

Конкурентоспособность отечественной сферы туризма и гостеприимства определяется огромным объемом рынка; неплохо развитой базовой инфраструктурой; доступными, недорогими и при этом весьма квалифицированными трудовыми ресурсами; большим числом уникальных исторических, географических, культурных и оздоровительных мест; а также сложившимся в настоящее время высоким патриотическим настроем населения. Туристический потенциал России включает в себя немало регионов, с которыми связана жизнь и деятельность всемирно известных политиков, писателей, композиторов, художников, ученых, а также большое число театров и музеев.

Как известно, многие годы мир рассматривал Россию в качестве своего рода «донора», поставляющего миллионы туристов в разные страны. Однако сейчас ситуация постепенно меняется. В соответствии с намеченной программой импортозамещения отечественный турбизнес принял на себя значительную часть туристического трафика, который раньше уходил за границу. За сравнительно небольшое время наша страна существенно нарастила свой туристический потенциал, во многих регионах начата большая работа по привлечению инвестиций в развитие сферы туризма и гостеприимства. По данным Ростуризма, тенденция роста внутреннего турпотока на 20-30% сохраняется третий год подряд: в 2013 г. внутри страны путешествовало 29 млн туристов, в 2014 г. - 40 млн, по итогам 2015 г. внутренний турпоток вырос еще на 20% и составил около 50 млн поездок внутри страны [1], в то время как выездной турпоток сократился в 2015 г. более чем на 30%, в 2016 г. - еще на 20% [6]. Это позволяет говорить о том, что, как и во многих развитых туристических странах, внутренний туризм в России может быть вполне конкурентоспособным и рентабельным.

Неплохие результаты в области развития внутреннего туризма достигнуты во многом благодаря высокому патриотизму многих российских граждан, которые в течение двух последних лет предпочли поездкам на известные зарубежные курорты отдых в России. Но, чтобы этот процесс стал устойчивым и более качественным, одного патриотизма мало, нужны еще и крупные инвестиции, которые возможны только в условиях благоприятной институциональной среды [7].

За последние годы принят ряд федеральных и региональных законодательных и нормативных правовых документов, регулирующих предоставление налоговых и организационных преференций юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестирование в сферу внутреннего туризма и гостеприимства. Прежде всего это касается федеральных ОЭЗ туристско-рекреационного типа, туристических кластеров на недавно образованных территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в моногородах.

В данной статье мы рассмотрим существующую практику формирования, развития и деятельности туристско-рекреационных особых экономических зон регионального уровня (ОЭЗРУ) на примере Липецкой области, успешно реализующей этот проект уже более 10 лет. Особо следует подчеркнуть, что Липецкая область является единственным в России регионом, где созданы и успешно работают туристскорекреационные особые экономические зоны регионального уровня.

Параллельно с федеральными законодательными и нормативноправовыми актами о функциональных особых экономических зонах России федерального значения в Липецкой области начало активно формироваться институциональное регулирование туристско-рекреационных ОЭЗРУ, создаются правовые основы их деятельности и дальнейшего развития.

Создание и функционирование на территории Липецкой области туристско-рекреационных ОЭЗРУ осуществляется в соответствии с областным Законом от 18 августа 2006 г. № 316 «Об особых экономических зонах регионального уровня» [2]. В законе под особой экономической зоной регионального уровня понимается территориально обособленный комплекс, в пределах которого созданы благоприятные условия для ведения соответствующей предпринимательской деятельности. Данные зоны создаются в целях: содействия комплексному социально-экономическому развитию области и муниципальных образований; ухода от моноцентричного развития их экономики; ускоренного развития отдельных отраслей и сфер деятельности; улучшения социального и культурного уровня жизни населения и т.д. Помимо ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории области могут создаваться также следующие функциональные типы ОЭЗРУ: промышленно-производственного типа; технико-внедренческого типа; агропромышленного типа.

Отличие региональных ОЭЗ туристско-рекреационного типа от других ОЭЗ регионального уровня состоит в том, что им разрешено располагаться на территориях нескольких муниципальных образований области, при этом границы территории данных зон могут не совпадать с границами населенных пунктов, поселений и (или) муниципальных районов.

Инициаторами создания туристско-рекреационных ОЭЗРУ, как правило, выступают органы местного самоуправления. Заявка на создание данной зоны подается в областную администрацию с обоснованием эффективности и целесообразности ее создания для решения задач регионального и местного значения. В отличие от туристско-рекреационных ОЭЗ федерального значения, срок работы которых установлен в пределах 49 лет, деятельность туристско-рекреационных ОЭЗРУ не ограничивается во времени.

Туристско-рекреационные ОЭЗРУ создаются и прекращают свою деятельность в соответствии с решением администрации области. При этом прекращение существования туристско-рекреационных ОЭЗРУ допускается только в случае, если в течение трех лет подряд на территории зоны ее резидентами (участниками) не ведется деятельность, указанная в качестве основной в акте администрации области о создании зоны.

Управление туристско-рекреационными ОЭЗРУ, как и всеми другими ОЭЗРУ, осуществляют уполномоченные на это исполнительные органы государственной власти области и администрация ОАО «Особые экономические зоны регионального уровня». Контроль реализации инвестиционных проектов в туристско-рекреационных ОЭЗРУ, расходования бюджетных средств, подготовки заключений о целесообразности предоставления им государственной (муниципальной) поддержки, осуществления общих попечительских функций на региональном уровне осуществляет создаваемый для этих целей наблюдательный совет.

Всем резидентам (участникам) туристско-рекреационных ОЭЗРУ предоставляются значительные региональные налоговые льготы и преференции, а также поддержка их инвестиционной деятельности на территории зоны. По сути, для участников туристско-рекреационных ОЭЗРУ в Липецкой области созданы условия, аналогичные условиям деятельности резидентов функциональных туристско-рекреационных ОЭЗ федерального значения, только без федеральных льгот и федерального участия, на которые, впрочем, региональные власти в будущем также надеются.

Необходимо подчеркнуть, что в Липецкой области хорошо организована система сопровождения инвесторов туристско-рекреационных зон в формате «одного окна». Все, что необходимо для оформления документов по размещению бизнеса, строительству (реконструкции) и эксплуатации объектов и т.д., предоставляется им на территории зоны.

На всех резидентов (участников) туристско-рекреационных ОЭЗРУ распространяется действие так называемой «дедушкиной оговорки»: органы государственной власти области гарантируют стабильность налоговых и иных прав резидентов (участников) зоны и обязуются не ухудшать условия их деятельности на протяжении всего срока работы. Юридические и физические лица, намеревающиеся получить статус резидента (участника) зоны, представляют уполномоченному органу по управлению ОЭЗРУ заявку на заключение договора о ведении туристско-рекреационной деятельности с обоснованием основных направлений своей деятельности.

Все предприятия (организации), изъявившие желание стать резидентами (участниками) туристско-рекреационных ОЭЗРУ, включаются в перечень приоритетных инвестиционных проектов области и получают поддержку в решении любых организационных вопросов на региональном и муниципальном уровнях.

Согласно данным на конец 2015 г., в Липецкой области функционировало десять ОЭЗРУ: четыре промышленно-производственного типа; три агропромышленного типа, одна технико-внедренческого типа и две туристско-рекреационного типа.

Образованные в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 29 декабря 2006 г. № 195 [5] ОЭЗРУ туристско-рекреационного типа «Задонщина» (площадью 97 000 га) и «Елец» (площадью 931 га) расположены в признанных центрах отечественной православной культуры: в Задонском муниципальном районе и городском округе г. Елец. Специализацией данных зон признана туристическая, оздоровительная, рекреационная, культурно-развлекательная и паломническая деятельность.

Основной деятельностью инвесторов в этих туристско-рекреационных зонах считается коттеджное строительство, создание торговых центров и сети автозаправочных станций, паркингов, гольф-полей и фан-парков, спортивных сооружений. В последние годы все больше бизнесменов начинают также вкладывать средства в реставрацию и обустройство старинных усадеб и прилегающих к ним территорий.

Резидентами (участниками) зон являются предприниматели Москвы, Воронежа, Липецка и Липецкой области, а также соседних с ней регионов. Но и незарегистрированные в зонах инвесторы могут открывать здесь кафе, строить гостиницы, переоборудовать первые этажи жилых домов в торговые точки и спортивные залы.

Кратко рассмотрим деятельность туристско-рекреационных ОЭЗРУ «Задонщина» и «Елец».

В ОЭЗ «Задонщина» для ознакомления туристов с достопримечательностями зоны разработано более 40 туристических маршрутов с посещением заповедных мест, памятников исторического и духовного наследия, в том числе православных святынь. Город Задонск (его часто называют «Русский Иерусалим») является одним из крупнейших центров русского православия в южной части России. На его территории находятся более 100 объектов культурного наследия, из которых два являются памятниками федерального значения. Сюда из многих регионов России и стран СНГ приезжают паломники поклониться мощам святого Тихона Задонского. В августе 2010 г. в Задонске отмечалось 400-летие расположенного здесь мужского монастыря, на празднование которого приезжал глава Русской православной церкви патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

При активной поддержке федеральных, региональных и местных властей в зоне идет формирование нового автотуристского кластера «Задонщина». Под его строительство в настоящее время выделено 100 гектаров земли, а в соответствии с перспективным планом развития планируется расширить территорию кластера до 300 гектаров. Большой интерес инвесторов к данному проекту во многом объясняется удачным расположением кластера - рядом с ним проходит федеральная трасса М-4 «Дон», по которой в сутки проезжает около 40 тыс. автомобилей. Соответственно это 40 тыс. только водителей, с учетом же пассажиров автомобилей и междугородных автобусов эта цифра может превысить 100 тыс. человек, многие из которых готовы перекусить на территории кластера, а некоторые - отдохнуть и переночевать. Поэтому есть довольно большое число инвесторов, желающих построить здесь гостиничные комплексы, рестораны, кафе, магазины, комбинаты бытовых услуг, развлекательные центры, сауны, автозаправочные станции и автосервисные салоны.

В то же время региональные и муниципальные власти не собираются плотно застраивать все близлежащие к зоне территории. Следует сказать, что реально туристско-рекреационная зона «Задонщина» уже давно переросла свои формальные административные границы. В связи с чем, даже расширяя территорию зоны, планируется обязательно сохранить рядом с городом зеленый пояс, создать новые, современные рекреационные и спортивные парки, а также другие досуговые объекты для жителей Задонска.

В туристско-рекреационной зоне «Елец» также реализуется значительное число проектов по привлечению и обслуживанию туристов, включая рестораны, боулинг-клубы и развлекательные центры. Город Елец - второй по величине город Липецкой области - считается культурной столицей региона, центром традиционных ремесел и промыслов, хранителем исконно-русского образа жизни. Елец входит в список 115 старинных русских городов, имеющих ценное историческое наследие федерального и международного значения. Туристскорекреационную зону «Елец» ежегодно посещают более 135 тыс. туристов и экскурсантов.

Значительное внимание в зоне уделяют развитию событийного туризма. Ежегодно на территории зоны проводят туристический фестиваль «Антоновские яблоки», посвященный жизни и творчеству земляка, лауреата Нобелевской премии 1933 г. в области литературы И. А. Бунина (1870-1953). В 2015 г. на Всероссийском конкурсе национальной премии в сфере событийного туризма фестиваль «Антоновские яблоки» был признан одним из лучших.

Каждый год с большим успехом в городе проходит также фестиваль имени известного советского и российского композитора Т. Н. Хренникова (1913-2007), который родился, вырос и похоронен в Ельце. Фестиваль собирает огромное число туристов и любителей музыки, приезжающих послушать лучшие оркестровые и вокальные коллективы России. Одним из постоянных участников фестиваля является всемирно известный дирижер В. Гергиев.

Следует отметить, что в соответствии с бизнес-планами обе туристско-рекреационные ОЭЗРУ должны обеспечить развитие не только туризма, но и связанных с ним видов хозяйственной и экономической деятельности, создание условий для сохранения и возрождения объектов природного и культурного наследия. В целях наиболее полной реализации туристического потенциала области в настоящее время региональными органами власти прорабатывается вопрос о возможности расширения существующих границ туристско-рекреационных зон «Задонск» и «Елецк».

Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время в Липецкой области существенно возрос интерес областных (муниципальных) органов власти и частного бизнеса к развитию туристской деятельности в форме туристско-рекреационных кластеров (ТРК). За сравнительно небольшое время в области было образовано три таких кластера: «Ораниенбург», «Добрый» и «Шуховский», еще один - «Задонщина», как уже говорилось, находится в стадии формирования. В связи с чем общий объем средств, направленных на развитие туристско-рекреационных зон «Задонск» и «Елецк», а также указанных кластеров, за последние пять лет увеличился и составил более 2,4 млрд руб., из которых 997 млн руб. - средства федерального бюджета, 431 млн руб. - областного бюджета и 985 млн руб. - средства из внебюджетных источников [8].

Работать в ТРК частных инвесторов привлекают хорошие условия, созданные региональными и местными органами власти. Так, инвестору ТРК предоставляется инвестиционная площадка «под ключ», а также в будущем будет оказано содействие, если он пожелает зарегистрироваться в качестве резидента (участника) одной из двух туристско-рекреационных зон области и получить соответствующие льготы и преференции. Все это позволяет предпринимателям, не являющимся резидентами (участниками) туристско-рекреационных зон «Задонск» и «Елецк», снизить инвестиционные риски и активно вкладываться в развитие ТРК.

За последние годы на территориях туристско-рекреационных зон и ТРК весьма активно стало развиваться взаимодействие органов власти и частных инвесторов с использованием механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В Липецкой области с помощью данных механизмов частными инвесторами на территории туристско-рекреационных зон и ТРК реализуется 41 проект по строительству гостиниц, ресторанов, спортивных и сервисных объектов и т.д. на общую сумму около 4,5 млрд руб. [8].

По мнению экспертов, результаты проекта по созданию и развитию в Липецкой области туристско-рекреационных ОЭЗРУ можно оценить как весьма обнадеживающие. За время функционирования туристскорекреационных зон значительно возрос интерес туристов к региону. Область постепенно становится узнаваемым брендом для отечественных и иностранных путешественников. Во многом благодаря созданию данных зон и развитию в них малых форм хозяйствования существенно увеличились поступления в бюджеты муниципальных образований, на которых они расположены, и в приграничные с ними территории.

В заключение следует сказать, что в июне 2016 г. Президент РФ В. В. Путин, заслушивая отчет руководителя Счетной палаты РФ Т. В. Голиковой о результатах проверки работы отечественных ОЭЗ федерального значения, не исключил вероятность возможной передачи некоторых из них (в первую очередь ОЭЗ туристско-рекреационного типа) под управление субъектам РФ. В связи с чем изучение многолетнего опыта Липецкой области по формированию и управлению туристско-рекреационными ОЭЗРУ будет, на наш взгляд, весьма полезно специалистам, ответственным за сферу туризма и гостеприимства в тех регионах России, в которых сейчас образованы туристско-рекреационные ОЭЗ федерального значения. Понимая это, администрация Липецкой области и МЭР РФ обратились в Правительство РФ и Государственную думу РФ с предложением распространить действие Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [9] на ОЭЗ регионального уровня и предоставить в этом вопросе липецким ОЭЗРУ статус «пилотного проекта». В таком случае пример Липецкой области может способствовать улучшению экономических и организационных условий дальнейшего развития всех типов ОЭЗРУ (в том числе и туристско-рекреационных зон) в Российской Федерации.

Литература

  • 1. Гриценко П. Внутренний туризм в России растет четвертый год подряд // Ведомости, 16.06.1026. URL: http://www.vedomosti.ru/ business/articles/2016/06/16/645539-vnutrennii-turizm
  • 2. Закон Липецкой области от 18 августа 2006 г. № 316-ОЗ «Об особых экономических зонах регионального уровня» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/33706064/
  • 3. Кудрова Н. А. Стимулирующая политика регионального развития современной России на основе концепта импортозамещения // Social and Economic Phenomena and Processes. - 2015. - Т. 10. - № 2. - С. 46-51.
  • 4. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Российское импортозамещение в условиях «новой нормальности» // Terra Economicus. - 2016. - Т. 14. - № 2. - С. 127-138.
  • 5. Постановление администрации Липецкой области от 29 декабря 2006 г. № 195 «О создании особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа». URL: http://www.admlip.ru/economy/ regions/region-oez-turistsko-rekreatsionnogo-tipa/
  • 6. Ростуризм: рост въездного турпотока составит не менее 6% по итогам года // Газета.т, 15.11.2016. URL: https://www.gazeta.ru/lifestyle/ news/2016/11/15/n_9335927.shtml
  • 7. Саблин К. С. Роль институциональной среды в формировании институтов развития // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). - 2012. - Т. 4. - № 2.
  • 8. Туризм Липецкой области // Российская газета, 25.12.2015.
  • 9. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_54599/
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее