Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Туризм arrow Базовые условия и механизмы решения задач развития туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея

Туристские кластеры в Польше и США

В туристском кластере в Эльблонге (Польша) состоит 41 организация. Членами кластера являются туроператоры, специализированные операторы жилья, агротуристические хозяйства и различные поставщики услуг, работающие в смежных учреждениях и отраслях. Кластер занимается созданием и дальнейшим продвижением и развитием образа региона в целом и города Эльблонг в частности как привлекательного района для туризма. Для этого осуществляется создание эксклюзивных брендовых продуктов в таких сферах, как: культурный туризм; бизнестуризм; транзитный и пограничный туризм; специализированный, рекреационный или активный туризм; туризм в сельской местности [6].

На территории Опольского воеводства, Олеского и Клушборского уездов, имеющих большой потенциал развития сельского туризма и экологического образования, создан кластер «Земля молока и меда». В состав кластера входят уездные органы самоуправления, предприятия туристской отрасли, Научно-технологический Опольский парк и Ополь- ский университет.

Среди списка услуг, оказываемых в кластере «Земля молока и меда», можно выделить следующие:

  • • активный отдых в экотуристических и сельских хозяйствах (в том числе отдых выходного дня);
  • • образовательные мастерские (конкурсы бардов, рукоделие и др.);
  • • организация различных мероприятий, в том числе бизнес-групп;
  • • образовательные программы для молодежи и детей дошкольного возраста -- тематические уроки, организуемые в экологических и сельских хозяйствах;
  • • школы обучения конной езде, в том числе реабилитационные центры и терапевтическая езда;
  • • семейные или групповые велосипедные и конные пробеги;
  • • региональные образовательные занятия (например, в средневековом рыцарском городе, музее пчеловодства и т.д.);
  • • комплексная подготовка и реализация особых семейных событий или мероприятий (юбилеи, бракосочетания, религиозные праздники и др.);
  • • возможность организации индивидуальной программы по желанию клиента, начиная от встречи в аэропорту и заканчивая составлением индивидуального плана мероприятий.

Кроме того, туристам предлагается широкий ассортимент продукции местных предпринимателей (продукция кондитерского пчеловодства и молочной промышленности).

В Кнышинской Пуще в Польше расположена здравница Супрасль, которая вместе с рядом соседних территорий образует единый замкнутый комплекс. Помимо природных ресурсов данный комплекс имеет ряд исторических объектов и культурных достопримечательностей, что также позволило сформировать кластер. Этот кластер является медико-туристическим благодаря особому климату и наличию лечебных грязевых ванн. Среди услуг, предоставляемых здравницей, можно выделить грязелечение, рекреацию и спорт, а именно развитие велосипедного, конного, пешего, водного и лыжного туризма, а также традиционную продукцию и ремесленные изделия, выпускаемые местным населением [6].

Особый вид кластерных объединений представляют тематические туристские кластеры. Одним из примеров таких кластеров может являться сформировавшийся в США (штат Калифорния) кластер винного туризма в долине Напа -- одном из известнейших винодельческих районов. Автором идеи создания кластера виноделов является Р. Мондави, который объединил лучшие европейские винодельческие практики с эффективной американской моделью менеджмента и маркетинга. Данный винодельческий кластер является одним из крупнейших кластеров в сфере услуг Соединенных Штатов. Ежегодно долину посещают до 5 млн туристов с целью дегустации вина и посещения виноградников. К настоящему времени кластер оброс связями с другими кластерами и организациями, в том числе и туристическими, и таким образом оказался включенным в более широкую сеть взаимоотношений [2].

Анализ международного опыта создания и развития туркластеров показывает, что даже в том случае, если избрана не дирижистская, а либеральная кластерная политика, государственные и муниципальные структуры всех уровней должны участвовать в данном процессе [11]. В России, которая придерживается дирижистского подхода, местные, региональные и федеральных органы власти принимают активное непосредственное участие в формировании кластеров.

Со стороны местной администрации помимо участия в организации деятельности кластера важны усилия по развитию инфраструктуры, обеспечению безопасности туризма, защите окружающей среды, снабжению необходимыми услугами (например, регулирование дорожного движения или медицинские услуги).

Со стороны региональной администрации целесообразны следующие действия:

  • • осуществление стратегического управления и планирования;
  • • привлечение инвестиций в регион;
  • • поддержка действий по рекламе и продвижению региональных туристических возможностей, а также всего комплекса маркетинговой политики;
  • • инициирование и поддержка проектов муниципальных образований.

Со стороны федеральных органов власти важны:

  • • создание благоприятной институциональной среды для развития бизнеса за счет совершенствования законодательной базы и макроэкономической политики;
  • • действия, направленные на улучшение инвестиционного климата;
  • • создание специальных программ частно-государственного или бюджетного финансирования крупных проектов в целях поддержания региональных усилий в области повышения конкурентоспособности кластера.

В целом анализ зарубежной практики показал широкий спектр направлений, сочетание которых формирует систему стимулирования кластеризации на всех уровнях власти:

  • 1. Финансовое стимулирование:
    • • бизнес-ангелы;
    • • финансирование через исследовательские фонды и гранты;
    • • инвестиционные сети;
    • • проектное финансирование из бюджетов всех уровней;
    • • доступ к региональным, национальным и международным фондам;
    • • финансирование, осуществляемое через провайдеров венчурного капитала.
  • 2. Стратегическое управление:
    • • привлечение инвесторов и разработка инвестиционных проектов;
    • • разработка планов, программ и стратегий развития наиболее крупных проектов;
    • • развитие международного сотрудничества;
    • • создание бизнес-инкубаторов, обучающих центров и агентств по экономическому развитию;
    • • проведение экономических форумов;
    • • проведение экологических мероприятий, нацеленных на защиту окружающей среды.
  • 3. Стратегический маркетинг:
    • • исследование сравнительных конкурентных преимуществ и бенчмаркинг региона;
    • • организация бесплатного доступа к информации и результатам различных маркетинговых исследований;
    • • брендинг региона и последующее управление брендом;
    • • развитие региональной информационной сети и коммуникационных каналов;
    • • создание и продвижение мероприятий, рекламная составляющая.

Рассмотрение зарубежного опыта может быть полезным и для России. Безусловно, прямое копирование зарубежных аналогов не представляется возможным из-за российской специфики [3; 9; 10]. Тем не менее региональные власти по мере развития кластерной политики в России могут воспроизводить либо адаптировать те эффективные методы и подходы, которые уже зарекомендовали себя за рубежом.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее