Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow БЖД arrow Предмет охраны труда

Введение

Человек в течение всей своей жизни находится в мире опасностей, от которых зависят его здоровье и продолжительность жизни. Умение распознавать их, оценивать степень риска и своевременно принимать защитные меры позволяет предупреждать неблагоприятные воздействия вредных и опасных факторов окружающей среды.

В эпоху научно-технического прогресса число и степень опасности различных факторов среды обитания и производственной деятельности человека значительно возрастает, несмотря на то, что обусловленные им механизация, автоматизация, компьютеризация и роботизация производственных процессов и других сфер деятельности человека значительно облегчают труд, делают его более производительным и привлекательным. Это объясняется прежде всего тем, что совершенствование техники и технологий зачастую проводилось без глубокого анализа потенциальных вредностей и опасностей, без разработки эффективных средств защиты. При этом недостаточно учитывались психофизиологические, антропометрические, энергетические, биологические, информационные возможности человека как важнейшего звена в производственной системе «человек--среда» (Ч--С), мало внимания уделялось (и уделяется) подготовленности человека к труду, выявлению профессиональной пригодности человека к выполнению той или иной опасной работы, анализу причин ошибочных действий человека, отказов, приводящих к авариям и несчастным случаям.

В настоящее время в нашей стране сложилась потенциально травмоопасная ситуация, когда, с одной стороны, эксплуатируется недостаточно надежная и недостаточно безопасная техника, с другой -- низкий уровень подготовленности и надежности человека, малая эффективность его деятельности по обеспечению безопасных условий труда. Человек часто допускает ошибки, нарушения требований безопасности.

Нарушение требований безопасности, правил и норм охраны труда может быть объяснено тремя факторами:

  • * мотивационным (превалирует мотив выгоды -- стремление любой ценой больше заработать и т. п.);
  • * ориентировочным (недостаточный уровень знания, умения и т. п.);
  • * исполнительным (не в состоянии сделать все правильно).

С совершенствованием техники и повышением ее надежности становятся все более заметными недостатки человека, поскольку повышается удельный вес его ошибок на производстве и их стоимость (в гуманном и экономическом исчислении). Самым опасным элементом в производственной системе Ч--С становится сам человек, хотя это парадоксальное заключение еще мало осознается как руководителями производства, так и самими рабочими.

Недооценка роли «человеческого фактора» в охране труда, слабая подготовка специалистов по проблемам безопасности труда, недостаточные знания всех сторон отрицательного влияния научно-технического прогресса на человека, слабая экономическая база, низкий уровень безопасности технологических процессов и оборудования, недопонимание руководителями производства социальных последствий пренебрежения заботой о здоровье и жизни людей привели ко многим печальным последствиям.

В последние годы в стране произошел ряд крупных аварий, приведших к гибели людей и огромным материальным потерям. Сохраняется очень высокий уровень производственного травматизма.

По мере развития цивилизации человеческое сообщество вынуждено постоянно решать проблемы безопасности, стремясь повысить защищенность человека. Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности. Сведения о профессиональных заболеваниях мы находим в трудах ученых Древней Греции и Рима -- Гиппократа, Плиния, Галена.

Так, Гиппократ (460--377 гг. до н.э.) писал о болезнях рудокопов. Он наблюдал у горнорабочих бледность кожи, тяжелое дыхание, жалобы на давление в груди. Им написан труд «О здоровом образе жизни». Гален (200--130 гг. до н.э.) обратил внимание на вредное действие на организм свинца, цинка. Плиний Старший -- ртути и серы. В XVI в. уроженец Швейцарии врач и химик Парацельс (1493-1541) и немецкий врач, геолог и металлург Г. Агрикола (1494--1555) отмечали непродолжительность жизни горняков и описали заболевание под названием «чахотка горняков, камнетесов, литейщиков».

Научным трудом, в котором впервые были систематизировано затронуты вопросы заболеваемости, связанной с профессиональной деятельностью, является книга итальянского профессора Бернандино Рамацини (1633--1714) «О болезнях ремесленников».

В России охрана труда получила свое отражение в законодательстве. Уже в 1725 г., согласно Регламенту петровских времен, продолжительность рабочего дня в горном и металлургическом производстве составляла не более 11 ч, а перед праздниками и в ночное время -- не более 10 ч.

Теоретические вопросы охраны здоровья рабочих в России впервые нашли отражение в трудах М.В. Ломоносова. В трактате «Первые основания металлургии или рудных дел» (1742) он писал, как организовать труд и отдых «горных людей», обеспечить их безопасность, как проветривать рудники, удалять подземные воды. Его труд «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном» (1745) лег в основу развития рудничной вентиляции, послужившей одним из главных рычагов для улучшения подземных условий, а следовательно, охраны труда горнорабочих.

В 1882 г. в России впервые вводятся в действие «Правила для ведения горных работ в видах их безопасности». Если Правила безопасности, разработанные М.В. Ломоносовым в «Первых основаниях металлургии или рудных дел», носили рекомендательный характер, то новые Правила были законодательными. Вслед за этим издаются другие документы по охране труда, в том числе о запрещении ночной работы женщин и детей в текстильной промышленности и др. В 1882 г. в целях контроля исполнения законов и правил вышел закон об организации фабрично-заводской, а в дальнейшем и горнотехнической инспекции.

В 1891 г. произошел взрыв гремучего газа на Рыковских копях. Из 119 горняков погибло 54. После этого стали уделять внимание горноспасательному делу, основателями которого стали Н.Н. Черницин и Д.Г. Левицкий. В конце XIX в. в России заметное развитие получила гигиена труда. Среди гигиенистов этого периода назовем Д.П. Никольского (1855--1919) и Ф.Ф. Эрисмана (1842-1915). По настоянию гигиенистов в 1907 г. на рабочих местах с высокой температурой воздуха был введен 6-часовой рабочий день, а на ртутных рудниках -- медицинские осмотры.

Огромную роль в развитии физиологии - одной из областей гигиены труда -- сыграли отечественные физиологи И.И. Сеченов, Т. П. Павлов, Н.В. Введенский и А.А. Ухтомский. Вопросы безопасности труда и производственной санитарии с позиций инженерных решений разрабатывали В.Л. Кирпичев, П.К. Худяков, И.А. Павлов и др.

Передовые инженеры, врачи, ученые России прилагали много усилий для создания здоровых, безаварийных и безопасных условий труда. По их инициативе в 1903 г. вводится закон об обязательной регистрации несчастных случаев («извещение о несчастных случаях»). Однако особого регистрационного документа предусмотрено не было, поэтому статистикой в лучшем случае регистрировались смертельные поражения, а также травмы, вызывающие потерю трудоспособности на срок свыше 10--14дней. В 1918 г. издаются Декрет об учреждении выборной инспекции труда и первый в мире Кодекс законов о труде (КЗоТ). В 1919 г. создается Государственная промышленно-санитарная инспекция.

Практика показала, что инженер должен знать не только технику безопасности, но и вопросы трудового законодательства, гигиены труда. Поэтому в 1966 г. в учебных заведениях страны курс «Основы техники безопасности и противопожарной техники», введенный в 1926 г. был переименован в курс «Охрана труда». Понятие «охрана труда» приобретает совершенно новое содержание. Если раньше под охраной труда понималось в основном трудовое и гигиеническое законодательство, то теперь -- и производственная санитария, и техника безопасности, и техника пожарной безопасности. Причем не только правовая, но и практическая, и научная.

Несмотря на усилия, предпринимаемые человечеством, катастрофы и аварии не прекращаются. Какова должна быть стратегия, способная удовлетворительно разрешать это диалектическое противоречие? Прежде всего требуется квалифицированное и широкое информирование общественности о важности проблем обеспечения безопасности, необходимы объединенные усилия специалистов всех областей знаний, направленные на более безопасное и надежное использование достижений НТП.

Обстоятельный анализ причин аварий и несчастных случаев приводит, как правило, к заключению, что первопричиной негативных следствий, порождаемых опасностями во всех сферах нашей деятельности, являются неправильные действия людей (нарушения, ошибки), некомпетентность в области безопасности специалистов, которые причастны к профилактике опасностей и ликвидации их последствий. Именно она сыграла решающую роль в Чернобыльской трагедии и многих других авариях и катастрофах. По организационным причинам, связанным с так называемым «человеческим фактором», происходит до 80 % всех несчастных случаев. Некомпетентность своим происхождением обязана изъянам в системе образования, обучения тех специалистов, которые будут решать эти проблемы.

Важно не забывать, что техника и технология (даже самые совершенные) требуют, чтобы ими управляли хорошо обученные и дисциплинированные люди, и что осознанные действия человека (в том числе и трудовые) обычно диктуются его потребностями, а его трудовые возможности определяются в основном его психофизиологическими и моральными состояниями и уровнем подготовки к труду.

В работе по созданию безопасных и безвредных условий труда следует использовать передовую технику и технологию, внедрять научную организацию труда, а также мероприятия, не требующие больших материальных затрат. Это -- внедрение профподбора и профотбора, создание и поддержание в коллективах нормального социально-психологического климата, улучшение обучения и инструктажа работающих, применение средств напоминания и повышения трудовой бдительности, отличительной окраски опасных деталей машин и зон и другие мероприятия. Коренной причиной высокой производственной аварийности является ослабление управления безопасностью. травмоопасный безопасность труд

Чтобы преодолеть это, необходимо придать управлению безопасностью превентивный характер, профилактическую направленность и последовательно внедрять элементы управления безопасностью на всех уровнях, начиная с государственного и заканчивая уровнем опасного производственного объекта.

Чтобы успешно управлять безопасностью труда, необходимо знать основы управления и уметь использовать их на практике. Следует шире применять экономические, социальные и нравственные методы управления. Для обеспечения безопасности деятельности человека необходим соответствующий механизм, составными частями которого являются образование, обучение, организация и основу которых составляют адекватная теория и ее практическое воплощение.

Теория в специальном смысле -- высшая, самая развитая форма организации научного познания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в определенной области действительности -- объекта данной теории.

Ценность теории состоит в том, что она выполняет программирующую роль по отношению к практике. Объектом теории безопасности является деятельность. Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: «человек» и «среда», имеющих прямые и обратные связи. Именно в этой системе «человек--среда» формируются закономерности, представляющие интерес для безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины.

Системообразующим элементом в ней является человек, точнее, его безопасность.

В охране труда основное внимание уделяется изучению конкретных вопросов обеспечения безопасности и безвредности производственной деятельности с учетом отраслевой специфики на всех стадиях деятельности человека, а именно: научный замысел, НИР, ОКР, проект, реализация проекта, транспортирование, испытания, эксплуатация, модернизация и реконструкция, консервация и ликвидация, т. е. охрана труда более детально изучает часть вопросов, входящих в задачи более общей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а именно, производственную безопасность.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее