Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Освещение вопросов межнациональных отношений в региональных СМИ Китая

Этническая журналистика как фактор межнациональных отношений

Основная задача журналистов, работающих в сфере межнациональных отношений, -- это знакомство аудитории с нравами, интересами и ценностями других народов и культур. Поэтому журналисты проявляют интерес к чужому социальному и культурному опыту. Они стремятся к пониманию иной культуры, объяснению особенностей поведения других этнических групп.

Существуют различные виды журналисткой деятельности, и одной из специализаций является освещение этнической проблематики. Совокупность журналистских текстов, освещающих жизнь и проблемы конкретного этноса, можно назвать «этнической журналистикой».

К определению понятия «этническая журналистика» в Китае существует несколько подходов:

  • 1. Географическое определение. В основе этого определения -- идея сосредоточения внимания журналистов на жизни этнических меньшинств или освещении процессов, протекающих в пределах определенного географического образования. В соответствии с этим взглядом, этническая журналистика специализируется на новостях о том, что «происходит в районах проживания этнических групп, отражает все аспекты жизни этнических меньшинств, подает актуальную и ценную информацию о жизни этносов». Данное определение принадлежит исследователю Фан Пиньюй. При таком подходе этническая журналистика понимается очень узко. И остается без ответов ряд актуальных вопросов. Так, не все новости, которые произошли в районах проживания этнических меньшинств, можно назвать этнической журналистикой. Является ли обязательным признаком этнической информации ее способность отображать актуальные события и факты из жизни этнических меньшинств? А если события не произошли в районах проживания этнических меньшинств, но имеют тесную связь с их жизнью, относятся ли сведения об этом, распространяемые через СМИ, к этнической журналистке? Например, в Пекине была проведена Спартакиада национальных меньшинств и Фестиваль межнационального взаимного общения. Очевидно, что такие события происходят не в районах проживания этнических меньшинств, но тесно связаны с ними. Новости о таких мероприятиях будут восприняты с интересом. Из этого можно сделать вывод, что первая концепция «этнической журналистики» очень ограничена.
  • 2. Определение, основанное выявлении значимости отражаемых сведений. Этот подход фокусирует внимание исследователя на главном объекте распространения: «Этническая журналистика специализируется на своевременном представлении фактической информации, имеющей национальное значение». Такое понимание этнической журналистики имеет большое значение для развития журналистики. Оно способствует отбору фактов национального значения и представлению их аудитории национальных СМИ. Тем не менее, в данном определении есть недостаток. Оно не дает четкого понимания категории «аудитория» и не учитывает различий в интересах между общенациональной аудиторией и аудиторией, представляющей национальные меньшинства.
  • 3. Определение по содержанию новостей. Данное определение в основном сосредоточено на содержании новостей. Например, этническая журналистика -- это журналистика, объектом которой в основном является национальное меньшинство. Данное определение лаконичное и четкое. Но у него тоже свой недостаток -- это определение слишком узкое. Есть некоторые новости, их объект не является национальным меньшинством, но они все равно имеют большое значение для национального развития. Например: политический курс партии, важные решения государства и правительства по экономике, культуре, они тоже должны отображаться в этнической журналистике.

На основе анализа представленных выше теоретических подходов сформулировано общее понимание концепта «этническая журналистика». Этническая журналистка -- это журналистика о политике, экономике, культуре, жизни этнических групп, то есть феномен, который имеет общенациональное значение. Автор данной магистерской диссертации придерживается этого же мнения.

Этническая журналистика в буквальном смысле - это журналистика для конкретного этноса и на языке этноса.

Недостаточно изложить подходы к определению понятия этнической журналистики в Китае. Нам стоит обратить внимание на мнения исследователей в России, чтобы всесторонне задуматься над данным вопросом. В дальнейшем диссертант изложит суть пяти подходов к определению этнической журналистики, выдвинутых российскими исследователями, в том числе И. Н. Блохиным, О. А. Богатовым, Р.Л. Исхаковым, А. Н. Кондаковым, В.К. Мальковым. Они определяют это понятие по-разному.

Более точное определение дал исследователь проблем межэтнических отношений в СМИ И. Н. Блохин. Он в своих трудах отмечает двойственный характер понятия этнической журналистики: «К данному виду деятельности можно отнести, во-первых, журналистику, обращающуюся к тематике межэтнического взаимодействия, особенностям жизни и культуры других народов; во-вторых, журналистику этнических меньшинств, журналистику диаспор, представленную в средствах массовой информации, издающихся на национальных языках. Во втором значении цель журналистской деятельности состоит в консолидации этноса, включении его в систему межэтнических коммуникаций, сохранении и развитии национальной культуры. Этнический статус журналиста в данном случае, как правило, соответствует национально-культурной тематике СМИ, которая является главным критерием при определении его типа» .

По мнению Блохина, содержание второго значения в гораздо большей степени соответствует смыслу категории «Этнической журналистики». Для разграничения различных видов журналистики И. Н. Блохин дает более точное определение: «Этническая журналистика -- это журналистика, выполняющая функции самопознания народом своего этнического бытия, консолидации и интеграции этноса, сохранения и развития его культурной самобытности. Как правило, этническая журналистика -- это журналистика на языке этноса, ее адресатом прежде всего является представитель собственного этноса».

Исследователь О. А. Богатова отмечает, что «под этнической прессой понимаются средства массовой информации, главной задачей которых является освещение этнических проблем или реализация этнокультурных потребностей этнических групп».

По мнению А. Н. Кондакова, все издания, выходящие в России на языках российских этносов, кроме русского, относятся к этнической прессе. Данная точка зрения имеет широкое распространение. Согласно такому взгляду, этническая журналистика возникла в 1990-х годах в России, потому что тогда в России стало появляться большое количество СМИ, издающих и вещающих на языках различных народов.

По мнению российского исследователя Р. Л. Исхакова, особенность этнической журналистики состоит в том, что средства массовой? информации связаны с этническими группами и выступают от их имени.

В. К. Малькова считает, что все средства массовой информации, освещающие этническую тематику, относятся к этнической журналистике.

Многие исследователи задают вопросом, подобным тому, который сформулировал С. И. Августевич: «В самом общем виде этническая журналистика отражает события в жизни какого-то “иного” этноса. Но как тогда надо воспринимать журналистику, освещающую особенности “своей” этнической группы? Не будет ли верным считать всякую журналистику, отражающую какие-либо этнические проблемы - этнической?». Исследователь развивает свою мысль: «Прежде чем мы перейдем к уточнению терминологии, обратим внимание, что в этой парадигме этническая журналистика представляет собой пространство встречи психологических стереотипов двух типов -- “свой” и “чужой”».

Для ответа на эти вопросы И. Блохин предложил термин этножурналистика - журналистика, посвященная проблемам национальных отношений, рассказывающих о других этнических культурах.

Существование этого термина обоснованно и необходимо. Мы можем использовать этот термин для обозначения отдельного вида журналистикой деятельности и по отношению к содержательным особенностям аудитории. Аудитории этножурналистики не зависимы от их принадлежности к определенному этносу. На наш взгляд, аудиторию этножурналистики составляют людьми, которые интересуются этническими культурами и национальными отношениями.

Хотя исследователи имеют свое собственное мнение и по-разному рассматриваются на концепцию этнической журналистики, очевидно, что этническая журналистика обладает собственной спецификой и является отдельным проявлением журналистской деятельности.

Из всех приведенных выше мнений российских исследователей наиболее полно, на наш взгляд, проблемы определения этнической журналистики представил И.Н. Блохин. Именно его определениями мы и будем руководствоваться в данной магистерской диссертации.

Этническая журналистика по своему происхождению связана с общей потребностью человека в коммуникациях. Она ориентирована на освещение всех аспектов жизни этнокультурных групп, например, отношений, складывающихся между «большинством» и «меньшинством». Эту основополагающую миссию выполняют разные группы СМИ -- общенациональные издания и телерадиовещатели, пресса диаспор, каждая из которых имеет собственные, специфические задачи и функции в выполнении этой миссии. Если речь идет о функциях этнической журналистики, то на современном этапе наиболее актуальной становится сохранение этнической самобытности в условиях глобализации, которая оказывает серьезное влияние и на культуру. Как сохранить культуру своего этноса, как познакомить потомков со своей национальной культурой? Наверное, многие народы столкнутся с такой проблемой в ближайшем будущем.

Выделение различных видов этножурналистской деятельности подразумевает и их функциональные особенности. Этническая журналистика выполняет прежде всего, информационную, культурно-интегративную, и культурно-регулятивную функции, значение которых определяется ролью журналистики в поликультурной среде.

1. Информационная функция.

Этножурналистика относится к числу особых разновидностей журналистики. Самой важной и очевидной функцией журналистики является информирование. Этножуналистика выполняет данную функцию путем сбора, хранения и распространения сведений. В этой функции журналистика как часть национальной культуры связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Но это не значит, что достаточно жить в сегодняшнем мире и читать современные книги, чтобы приобщиться к опыту мировой культуры.

2. Культурно-интегративные функции.

Культурно-интегративные функции журналистики реализуются не только в этническом культурном цикле, но и общемировом культурном процессе. Благодаря коммуникации и наличию общечеловеческих ценностей культура объединяет отдельных людей, социальные группы, народы и государства. У каждой нации формулируется собственные культурные феномены. При этом у людей формируется чувство принадлежности к собственной локальной культурной общности. Данный феномен называется культурное районирование. С развитием глобализации и соединением общих наций культуры разных наций постепенно соединяются и порождают общий поток мировоззренческих ценностей, который и обеспечивает реализацию культурно-интегративной функции. Интеграция и разногласие культуры - важное условие стабильности не только государства, но и культурного разнообразия в мире.

В результате взаимного проникновения глобального и локального глобализация трансформируется в глокализацию, приобретая форму нациоглобализации. Этническая журналистика транслирует во внешнюю среду уникальные свойства национальных этнических культур, а также адаптирует для своей аудитории информацию о культурных особенностях других наций. Этническая журналистика выполняет роль моста, соединяющего общемировую и национальную культуру воедино. Особенно важна эта работа в многонациональном государстве. Как уже было сказано выше, для многонационального Китая, имеющего 5 000 летнюю историю, большинство этнических групп имеют свои собственные языки и письменность. Но к сожалению, многие языки и письменности давно исчезли, а остальные постепенно исчезают. Многие дети не умеют говорить и писать на своем этническом языке, не знают свою историю. И журналистика способна возродить интерес людей к блестящей истории и этнической культуре.

3. Культурно-регулирующая функция.

В процессе социализации человек усваивает ценности, идеалы, нормы своей этнической группы. Этножурналистика, формируя и регулируя формы распространения информации, посредственно влияет на поведение личности и народа. Можно сказать, что этножурналистика как феномен культуры в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Этножурналистика действует как невидимые руки, оказывающие влияние на поведение, и мышление человека в семье, школе, даже в обществе, в быту и т. д.

Этножурналистика, как и политическая журналистика, часто оказывается под серьезным контролем. Работе журналиста, специализирующегося на этнической проблематике, регулируется системой предписаний и запретов, в которых жестко указывается, какие аспекты можно освещать, какие нет. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения со стороны либо власти, либо международного сообщества.

Вышесказанные функции рассматриваются на макроуровне. На микроуровне, по мнению И.Н. Блохина, этническая журналистика выполняет следующие функции: самопознания народом своего этнического бытия, консолидации и интеграции этноса, сохранения и развития его культурной самобытности. До сих пор в научных кругах нет единства в подходе к разделению функций этнической журналистики. Поэтому автор магистерской диссертации будет рассмотреть данный вопрос с точки зрения И.Н. Блохина. Мы будем рассматривать роль журналистики усвоении аудиторией национальных ценностей в процессе социализации; воспитательнаую; агитационную и духовно-идеологическую функции СМИ.

4. Культурно-регулятивные функции

Наиболее эффективная -- регулятивная функция этножурналистики -- функция общественного контроля, выступающая в двух формах: формирование общественного мнения и функционирование в качестве социального института. Методы социального контроля проявляются в журналистской деятельности как изоляция и реабилитация, предполагающие выделение критических функций. К ним относятся создание интереса к конкретной этнической социальной или политической проблеме, создание символических форм, которые упорядочивают социальный опыт. Регулятивная функция осуществляется с участием не только аудитории и власти, но еще и автора публикаций. Роль автора -- решающая для политического анализа этножурналистики, поскольку он является посредником между действительностью и аудиторией с точки зрения того, что он считает ценностями, необходимыми для функционирования той группы. Например, как в тибетском насильственном инциденте автор публикаций в газете «СиньцзяньЖибао» резко осудил жестокие убийства простых людей.

Функцияхэтножурналистики в широком смысле можно разделить на две группы: самопознание народом своего этнического бытия и духовная функция. Если этническая журналистика хорошо выполняет эти функции, люди будут больше знать об истории, культурной самобытности и этническом бытие своего народа. Таким образом, повышается национальная гордость. Например, на тибетском провинциальном телевидении руководство состоит из самих тибетцев. Тибетцы лучше знают, в какой информации нуждаются граждане региона.

Функция формирование национальных ценностей в процессе социализации.

Многие исследователи национальных отношений, журналистики и массовой коммуникации обращают особое внимание на ценности. Российский социолог Э.А. Капитонов давно указывал, что «ценности выступают основанием всякой культуры, а ее саморазвитие является последовательной сменой и накоплением общечеловеческих ценностей. Функцию приобщения к ней выполняют социальные институты научения, образования, воспитания, несущие на себе отпечаток культуры данного общества, народа социальные группы».

Журналистика является одним из таких институтов. Ведь журналистика тоже выполняет функции воспроизводства культуры и ценностей. Тем не менее, одной из основных функцией журналистики является национальная социализация личность. Современные мир -- это мультикультурная среда, в которой существуют разобранные ценности. И поэтому народы стремятся сохранять национальные культуры и ценности. Защита и сохранение культурного наследия, выраженного в духовных и материальных ценностях, а также жизненного пространства этноса, на котором произрастает его культура -- это одна из основных задач этнической журналистики.

Этнос и его язык и история выступают в рамках этнической культуры в качестве базовых ценностей. Человек усваивает основу языка, ценности, социальные роли и правила поведения в детстве, но процесс социализации человека продолжается всю жизнь. Средства массовой информации играют роль агента социализации и помогают людям приобщаться к неизвестному культурному опыту.

Духовно-идеологическая функция.

Путем воздействия на сознание народа СМИ оказывает влияние на идеологию и ценности народа. В социалистических странах СМИ являются неотъемлемой частью власти, сформированной из представителей диаспор, и в то же время являются средством донесения до аудитории мнения и установок национально-государственных структур. Признаем, что этножурналистика становится частью политической журналистики, которая сочетает в себе черты не только журналистики, но и политики. Этножурналистика в широком смысле участвует в процессе духовного управления сверху вниз.

Эта функция имеет непосредственное отношение к политической культуре общества и журналиста. В политической культуре аккумулируются ценности и интерпретируются их структуры.

По мнению И.Н. Блохина, цели этнической журналистики находятся в зависимости от идеологии этнополитических сил, т. е. этническая журналистика выполняет инструментальные функции: просветительскую, пропагандирую, аттестационную, сознательную и этнокоммуникативную. Этнокультурные факторы и национальные ценности является основной разных идеологических структур. Блохин отмечает, что можно их разделить на две группы: идеологии на основе отношения к государству как к ценности и национальные идеологии. Как мы уже сказали выше, понятие нации часто связано с категорией «государство». Национальный фактор существует в идеологиях, основанных на ценности государства.

В первом разделе мы уже обращались к категории этнического самосознания. Этническое самосознание является частью формируемой сознанием общей картины мира. Картина мира имеет большое значение в явлениях социальной и межкультурной коммуникации. Понимание культурных особенностей или согласованность достигается в процессе социальной и межкультурной коммуникации.

В. Д. Мансурова так определяет картину миру в своей работе: «Журналистка картина мира - образ мира, создаваемый средствами массовой информации в результате коммуникационного взаимодействия. Являясь специфическим ментальным образованием, возникающим в массовом и обыденном сознании, она представляет собой динамическую, сложно организованную, самоорганизующуюся систему циркуляции социального знания -- информации, востребованной обществом».

Журналистика, идеи и ценности, которые распространяются средствами массовой коммуникации, играют большую роль в формировании национального сознания. Блохин отмечает, что они являются главным фактором формирования представлений об общности исторических судеб нации, особенно в конфликтных ситуациях, и устойчивого развития родного языка.

Журналист, который специализируется на этнической проблематике, должен уметь понимание и объяснению особенностей деятельности и поведение представителей других этнических групп. И это называется этнологическая культура журналиста.

Разные виды и направления журналистикой деятельности помогают изучить соответствующие компоненты культуры профессиональной деятельности. Например: социология журналистики в основном изучает социологическую культуру, политология журналистики изучает политическую культуру, журналистское правоведение изучает правовую культуру. Этножурналистика в том числе изучает этнологическую культуру журналиста. Кода журналист описывает и анализирует межнациональные отношения, он обязательно будет работать с помощью этнологической культуры.

В структуре этножурналистики выделяются такие разновидности, как этнографическая журналистика, этническая журналистика и этническая журналистика.

Этнографическая журналистика -- это журналистика о жизни и культуре экзотических и реликтовых народов.

Учитывая тот факт, что разные виды журналистской деятельности имеют собственные функциональные особенности, этническая, этнографическая и этножурналистика также обладают ими. Этническая журналистика выполняет прежде всего культурно-интегративные функции, этножурналистика выполняет прежде всего культурно-регулятивные функции, в этнографической журналистике на первый план выступают культурно-реляционные функции, значение которых определяется ролевым поведением журналиста в поликультурной среде.

Кроме функциональных особенностей, они играют определенные роли в духовной жизни разных этносов. Например: Этническая журналистика рассматривает ценность как основаниями культуры, этножурналситика рассматривает идеологию как основаниями культуры, этнографическая журналистика рассматривает ценностями ориентациями как принципами и убеждениями журналиста, на которых основана оценка явлений действительности и их дифференциация по степени значимости.

Изучение любых наук всегда тесно связано с определенными теоретическими концепциями, методологией и методикой. Изучение этнической журналистики, этножурналистики или этнографическая журналистика также не исключение. Перечислим наиболее важные смежные сферы.

Во-первых, это этнология. Г. Е. Марков так определил суть этнологии: «наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей». В КНР этот термин официально был использован в 1916 году в журнале «КыЩуэ». А в современной российской науке этот термин употребляется с начала 1990-х годов. Этнология предоставила теоретичную базу этножурналистике.

Н.Н. Чебоксаров, С. А. Арутюнов занимают важное место в теории и исследованиях журналистики в этнокультурным взаимодействии. Потому что они разработали информационную концепцию этноса. Как мы уже отметили выше, по мнению данных исследователей, основой механизма существования всех этнических общностей являются связи, которые могут быть описаны в рамках понятий информации. Эти информационные связи существуют в виде различных форм коммуникаций и передаются в форме речи, показа и подражания.

Из информационной концепции этноса мы узнаем, что значение этничности в нашей жизни будет возрастать с усилением информационного давления на личность. Также будут возрастать роль и значение этнической журналистики. Задачей этнической журналистики является стабилизация соционормативной информации.

Во-вторых, этнография. Этнография изучает особенности и характерные черты этносов. Включая в нее происхождение, состав, культурно-бытовая жизни, а также материальную и духовную культуру разных этносов. Она предполагала фактические материалы этнологии. Изучение этнографии помогает выделить этнографическую журналистику в качестве отдельного направления в журналистской деятельности и как уровень профессиональной квалификации.

В третьих, это этнополитология. Этнополиталогия изучает политическую обусловленность этнических явлений и процессов. Этножурналистика часто связывается с национальной политикой, когда журналисты обращаются к политическим факторам межнациональных отношений, этнополитология в этом случае имеет большое значение.

В-четвёртых, это этносоциология. Этносоциология является одном из направлений социологии. Она изучает социальных аспектов развития и функционирования этнических групп. Социологическая культура является важной частью содержания профессиональной квалификации журналиста. Журналистика в качестве социальной профессии в условиях межнационального взаимодействия тесно и связывает с этносоциологией.

Когда журналист освещает межнациональных отношений в журналистской деятельности, ему важно анализировать общественного мнения по определенному актуальному проблему. Значение этносоциологии проявляется в данном случае. Со знанием этносоциологии, они изучают социальные аспекты межнациональных отношений и конфликтов. Применение социологических исследований в журналистской деятельности позволяют прогнозировать и регулировать межнациональных отношений средствами массовой коммуникации.

Выделяется в структуре этносоциологического и этнополитического значения этническаяконфликтология. Эта дисциплина освещает этнически-конфликтную проблематику с теоретического и практического аспекта.

Этнопсихология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. .

Таким образом, теория журналистики помогает определить место и значение журналистики в мире взаимодействующих культур. Этнологическая культура журналиста составляется из разных направлений профессиональной культуры: социологическая культура, политическая культура, правовая культура и другие. Наличие различных компонентов профессиональной культуры является важной частью квалификации журналиста. Этносоциология, этнополитология, этнография -- все эти науки заложили основу этнологической культуры журналиста.

В этнической журналистике журналист обращается к собственной культуре, а в этножурналистике, наоборот, журналисты обращается к особенностям культур других этносов.

Журналист, который осуществлять свою профессиональную журналистскую деятельность в условиях этнокультурного взаимодействия, конечно, проводит соответствующие исследования и выполняет при этом исследовательские функции. В этом процессе очень важно уметь анализировать с позиции взаимодействующих сторон при совокупности политических, экономических, исторических и многих других факторов. Помимо этого, еще важны навыки использования разнообразных методов сбора информации, понимания возможностей их приемная, достоинств и недостатков.

Хотя и журналисты, и этнополитологи, и этнологи, и этнопсихологи являются исследователями национальных отношений и политической жизни, между ними есть большая разница. Журналисты в большей степени обладают «нормативным менталитетом», чем ученые-политологи и этнологи. Журналисты анализируют и оценивает события с ценностных и этнических позиций. Хотя некоторым из них свойственны проявления «эмпирического менталитета», связанные с использованием количественных данных и установками на распространение фактологически точной достоверной информации.

На этапе планирования деятельности работы с источниками информации, их систематизации и анализа наиболее резко проявляется исследовательская подготовка журналиста.

Социологи отмечают, что «монографическое исследование в широком смысле - любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Объектов исследования отбирается типологически на основе имеющейся информации. Предполагается, что он характерен для всего класса явлений». Журналистские исследования относятся к разряду монографических. Цель журналистской деятельности, c одной стороны, -- подготовка журналистского выступления или публикации; c другой -- влияние на взаимодействие, осуществляемое самим фактом обнародования фактов и аналитических размышлений и выводов.

Таким образом, журналист, обращающийся к тематике межнациональных отношений, должен иметь такие качества:

  • 1. Знание по журналистике. Это обязательное требование для всех журналистов, не зависимо от тематики его деятельности.
  • 2. Информация об этносе. Знание этнологии, социологии, этнокультура, этнопольтологии, этнопсихологии.
  • 3. Осторожность и ответственность. Журналист должен чувствовать тонкую грань межнациональных отношений, должен быть осторожными и ответственными.
  • 4. Следовать общенациональными интересами. Необходимо постоянно ставить интересы национальностей на первое место, сделать их отправной точкой. Реализация, поддержание и развитие интересов широких национальных масс - цель всей работы журналиста.
  • 5. Знать нескольких языков.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее