Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Информационное противостояние СССР и США в начальный период холодной войны (1946-1949) на материалах газет "Правда", The Washington Post и The New York Times

Информационное противостояние СССР и США в начальный период холодной войны (1946-1949) на материалах газет «Правда», The Washington Post и The New York Times

Введение

Напряженность в отношениях России и Запада остается одним из главных страхов россиян на протяжении последних нескольких лет. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), к марту 2016 г. 63% россиян верят в возможность скорых вооруженных конфликтов между странами ВЦИОМ. Пресс-выпуск 3075. URL http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115647. Дата обращения 02.04.2016. Динамику по теме можно отследить в тематическом каталоге «Угрозы и страхи населения». URL http://wciom.ru/news/tematicheskiy_catalog?cat=95. Дата обращения 02.04.2016.. О том, что речь идет именно о боязни конфликта между Россией и западными странами свидетельствуют данные опросов Фонда общественного мнения (ФОМ). Согласно данным за февраль 2016 г. 63% респондентов считают, что отношения между Россией и США можно охарактеризовать как плохие. О негативной роли США в современном мире заявили 78% опрошенных ФОМ. Россия и Америка: характер отношений. URL http://fom.ru/Mir/12524. Дата обращения 02.04.2016..

Российский институт стратегических исследований (РИСИ), учрежденный президентом России, совместно с международным информационным агентством «Россия Сегодня» провел исследование зарубежных СМИ в 2015 г. на предмет формирования ими общественного мнения по отношению к внешней и внутренней политике Российской Федерации. Согласно данным РИСИ, в пятерку наиболее недружелюбных к России входят СМИ Чехии, Польши, Германии, Украины и США. Наиболее агрессивную информационную политику проводит немецкая газета Francfurter Allgemeine, на втором месте -- французская Le Figaro, на третьем -- The Wall Street Jornal (США)Антироссийский вектор: зарубежные СМИ в 2015 г. / Доклад на основе монографии // РИСИ. -- М.: 2016. URL http://riss.ru/bookstore/monographs/2016-g/antirossijskij-vektor-zarubezhnye-smi-v-2015-g/ Дата обращения 02.04.2016.. Отдельно следует отметить, что в пятнадцать самых агрессивных изданий входит всего одно американское (уже упомянутое выше), хотя именно Соединенные Штаты выглядят в глазах россиян их главными соперниками на международной арене.

В конце марта 2016 г. пресс-секретарь президента России Д. Песков выступил с заявлением о том, что Россия в данный момент находится в состоянии информационной войны с англосаксонскими странами Латухина К. Песков: РФ находится в состоянии информационной войны с англосаксами // Российская газета. URL http://rg.ru/2016/03/26/peskov-rf-nahoditsia-v-sostoianii-informacionnoj-vojny-s-anglosaksami.html/. Дата обращения 02.04.2016..

Данная ситуация актуализирует исследования начального периода холодной войны, особенно ее информационной составляющей.

Термин «холодная война» имеет социологическую, политологическую, историческую и военную дефиниции, каждая из которых подчеркивает значимость информационного аспекта данного явления.

Так, например, с точки зрения исторической науки, холодная война -- «термин, вошедший в практику международных отношений второй половины XX в. Означал политическую, военную, экономическую (эмбарго) и идеологическую биполярную конфронтацию двух социально-политических систем, балансирование на грани войны» Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России. Словарь-справочник, учебно-практическое пособие. -- М., Проспект, 2011..

Наиболее полное определение холодной войны представлено в «Энциклопедии РВСН»: «отношения между государствами, принадлежавшими к различным социально-экономическим системам, прежде всего между США и СССР, в период с середины 40-х до начала 90-х гг. 20 века. Для “X.в.” были характерны: военно-политическая конфронтация, гонка вооружений и рост военных расходов, милитаризация экономики и других сфер общественной жизни, внешняя политика “с позиции силы”, меры экономического давления (эмбарго, экономическая блокада и т.п.), подрывная деятельность, формирование военных блоков и союзов, создание военных баз на чужих территориях, развёртывание враждебной пропаганды, приобретавшей характер «психологической войны», разжигание военной истерии» Энциклопедия ракетных войск стратегического назначения / Министерство обороны РФ; Общ. ред. Н.Е. Соловцов; В.Р. Шлычков. -- М.; Белгород: РВСН: Белгородская областная типография, 2009. URL http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details_rvsn.htm?id=13974@morfDictionary. Дата обращения 02.04.2016..

Не отрицая значимость информационного аспекта холодной войны, исследования этого периода, тем не менее, преимущественно концентрируются на дипломатической, экономической или военной составляющей конфликта. Между тем, согласно исследованию Н.Л. Волковского Волковский Н.Л. История информационных войн. В 2 частях. Часть 2. -- СПб: ООО «Издательство Полигон». -- 2003., информационные меры являются наиболее эффективными в мирных фазах конфликта. Таким образом, новизна исследования заключается в детальном исследовании информационной политики США и СССР на начальном этапе холодной войны, прослеживании эволюции этой политики.

Исходя из вышесказанного, целью данного исследования является определение информационных стратегий СССР и США в начальный период холодной войны. В работе рассматривается гипотеза о зеркальном характере информационных стратегий конфликтующих сторон.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • 1. тематический отбор и классификация публикаций избранных изданий по ключевым событиям 1946-1949 гг;
  • 2. выявление основных идеологических установок конфликтующих сторон на основе публикаций СМИ;
  • 3. определение основных приемов, используемых при трансляции идеологических установок в СМИ;
  • 4. анализ образа врага и транслируемой картины мира конфликтующих сторон, рассмотрение их эволюции.

Объектом исследования являются избранные публикации газет «Правда», The New York Times и The Washington Post по международной тематике. Выбор именно этих изданий обусловлен рядом причин. Центральный печатный орган ВКП(б), газета «Правда» выбрана потому, что де-факто именно партия определяла направление внешней политики СССР, следовательно, именно ее печатный орган был проводником официальной идеологии в массы. Вторая причина заключается в том, что после ликвидации большевиками некоммунистической прессы в 1918 г. «Правда» стала главной газетой страны, о чем говорит, в том числе, назначение дня выхода ее первого номера Днем печати в СССР.

The New York Times выбрана в качестве объекта исследования как одно из наиболее популярных изданий США. Также именно The New York Times наиболее часто цитируется в советских источниках как представитель американской прессы См., например, История внешней политики СССР 1917-1976 в двух томах. Том второй 1945-1976 / под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева. -- М.: Изд-во «Наука», 1977.. В условиях отсутствия централизации СМИ в американской системе печати нам представляется невозможным судить обо всей национальной журналистике по одному источнику, вследствие чего в качестве дополнительного источника была выбрана газета The Washington Post. Выбор именно этого издания обусловлен тем, что оно выпускается в столице государства и также часто цитируется в советской литературе по журналистике и истории международных отношений.

Предметом исследования являются приемы идеологического воздействия в данных публикациях.

В качестве методов исследования использованы сравнительно-исторический метод, контент-анализ, ивент-анализ, интент-анализ.

Теоретической базой исследования послужили работы по истории международных отношений, истории журналистики, теории и психологии массовой коммуникации.

При анализе международной обстановки 1946-1949 гг. использовались работы Института истории СССР АН СССР «История внешней политики СССР 1917-1976 в двух томах. Том второй 1945-1976», 1977, а также современные работы авторов МГИМО «История международных отношений: В трех томах. Том III: Ялтинско-Потсдамская система», 2012. Такой подход, с одной стороны, позволил сопоставить современную и советскую точки зрения на конфликт и, с другой стороны, избежать, насколько это возможно, субъективности в данном вопросе.

Теоретические вопросы информационного противостояния разрабатывались на основе трудов Г.Г Почепцова («Информационные войны», 2000), Н.Л. Волковского («История информационных войн», 2003), С.П. Расторгуева («Философия информационной войны», 2003), а также на основе работ, характеризующих непосредственно начальный период холодной войны (Фатеев А.В. «Образ врага в советской пропаганде 1945-1954гг.», 1999).

При определении основных механизмов и приемов манипуляции использовались труды Г.С. Мельник («Mass-media: психологические процессы и эффекты», 1996, «Журналистика в политических технологиях», 2012), А.М. Цуладзе («Политическая мифология», 2003). Особенности милитаризированного мышления рассматривались на основе работ Е.С. Сенявской («Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России», 1999).

Вопросы функционирования пропаганды изучались с использованием работ С.И. Беглова («Внешнеполитическая пропаганда: Очерки теории и практики», 1980) и М.И. Скуленко («Журналистика и пропаганда», 1987).

Хронологические рамки исследования: период с 1946 по 1949 гг. Данные границы обусловлены историческим контекстом, в рамках которого проводится исследование. Начало холодной войны большинство исследователей связывают с фултонской речью У. Черчилля в марте 1946 г.; заканчивается же начальный период, на наш взгляд, образованием НАТО в 1949 г. Именно к этому моменту становится очевидной биполярность сложившейся системы международных отношений. В качестве ключевых точек выбраны наиболее значимые события данного периода: фултонская речь У. Черчилля, Берлинский кризис и образование НАТО.

Эмпирическая база исследования состоит из публикаций газет «Правда», The New York Times и The Washington Post в период 1946-1949 гг. Публикации отбирались по тематическому и хронологическому принципу. Всего было рассмотрено и проанализировано 64 публикации газеты «Правда», 36 публикаций The New York Times и 25 публикаций The Washington Post.

Исследование состоит из двух глав: первая глава представляет собой теоретическое обоснование причин конфликта и рассмотрение основных методов, задействованных в информационном противостоянии, а также роли журналистики в нем; во второй главе производится анализ публикаций выбранных изданий и на их основе определяются информационные стратегии сторон.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов при планировании информационной стратегии в сфере международных отношений.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее