Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Конфликт христианских конфессий в религиозной публицистике Н.П. Гилярова-Платонова

ХРИСТИАНСКИЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ В ОЦЕНКЕ Н. П. ГИЛЯРОВА-ПЛАТОНОВА

 Полемика Н. П. Гилярова-Платонова с католичеством

Важнейшим аспектом духовной публицистики Н. П. Гилярова-Платонова является полемика с католицизмом. Прежде чем рассматривать посвященные этому вопросу статьи, обратимся к положению католицизма в период активной деятельности публициста.

Большую часть этого отрезка времени главой Римской церкви был папа Пий IX (1846?1878 гг.), который, в отличие от своего предшественника Григория XVI (1831?1846), сначала имел репутацию либерала. Первые реформы это подтвердили: была объявлена всеобщая амнистия, церковная цензура ослаблена, Риму предоставлено самоуправление.

Поворотным этапом стала революция 1848 года, после которой Пий IX, осознав угрозу положению Церкви и ее руководству, решил заручиться поддержкой контрреволюционных сил. Папское войско, изначально отправленное помогать революционерам в Ломбардию, было возвращено, итальянцы потерпели поражение от австрийских войск и стали считать папу предателем. После вспыхнувшей революции в Риме Пий IX бежал из города и вернулся лишь 2 года спустя, когда волнения были окончательно подавлены. Начиная с этого момента Папа Римский пересматривает свою политику.

В 1854 году он издает буллу «Ineffabilis Deus», утверждающую догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, ставший одним из главных препятствий в диалоге между православием и католичеством. Идея Непорочного зачатия рассматривалась и раньше, однако именно Пий IX возвел ее в степень общецерковного догмата Тальберг Н. Д. История христианской церкви. - М., 1991. - Ч. 2. ? С. 134..

Выход в 1864 году «Силлабуса», «списка важнейших заблуждений», как приложения к папской энциклике Энциклика - основной папский документ, послание ко всем католикам. «Quanta Cura», вызвал негативную реакцию у правителей европейских государств. Даже Наполеон III, защищавший папский режим в Италии от революции, счел «Силлабус» противоречащим конституции Франции и запретил его публикацию и чтение с церковных кафедр Рашкова Р. Т. Католицизм. ?СПб.: Питер, 2007. - С. 159..

В свете этих событий объявление папы о созыве Вселенского собора встречали настороженно, хотя либерально настроенные католики надеялись на исправление последних реакционных шагов. Однако главным решением собора, получившего в истории название Первого Ватиканского, стало утверждение Infallibilitas, догмата о непогрешимости Папы Римского.

Принятие данного догмата ознаменовало в большой степени идейную победу ультрамонтанского Ультрамонтанство - идеология в Римско-католической церкви, сторонники которой отстаивали право Папы Римского вмешиваться в светские дела государств, а также тезис о неограниченности папской верховной власти. движения, представители которого и выставили вопрос о папской безошибочности на обсуждение во время собора. Несогласные с решением собора во главе с профессором Мюнхенского университета И. фон Деллингером основали старокатолическое движение Рашкова Р. Т. Указ. соч. - С. 161..

Расширяя свои полномочия в духовной власти, Папа терял светскую: итальянские войска вошли в Рим, и Пий IX был вынужден отложить собор на неопределенное время. Впоследствии он так и не был возобновлен. В 1871 году итальянским парламентом был принят «Закон о Гарантиях», в соответствии с которым Папе Римскому обеспечивалась неприкосновенность личности и суверенитет как главы Церкви, но светской власти он лишался Там же. С. 162.. Пий IX не признал законными эти решения, объявил себя «узником Ватикана» и не покидал отведенной ему территории до самой смерти в 1878 году.

Надо отметить, что отношения Папы Римского с Российской империей также не были гладкими. Положение католиков после польского восстания 1830?1831 годов было непростым, поэтому уже на следующий год после своего избрания Пий IX через своего кардинала начал переговоры с Россией. В результате был заключен конкордат, который упорядочивал территориально-административное деление католических епархий в стране.

Новое польское восстание в 1863 году вызвало очередной виток напряженности в отношениях Папского престола и Российской империи. Пий IX раскритиковал меры, принимавшиеся по отношению к Католической церкви на территории страны, в ответ на что Александр II разорвал конкордат 1847 года. Затем последовал указ 1867 года, обязывающий российских католиков передавать все дела в ведение Римско-католической духовной коллегии. Данное решение было осуждено Пием IX в энциклике Levate. Восемь лет спустя, в 1875 году Римско-католическая духовная коллегия утратила функцию посредника между Папским престолом и католиками России, а католические епископы были допущены до участия в ее работе Католическая энциклопедия. - М.: Изд-во Франсисканцев, 2002-2013. - Т. 4. - С. 347 - 348..

Таким образом, время активной публицистической деятельности Н. П. Гилярова-Платонова совпало с периодом значительных перемен в Римско-Католической церкви. Догматы Пия IX осложнили межконфессиональный диалог с православием, а также вызвали раскол. Ликвидация церковного государства и изоляционизм действующего Папы Римского ознаменовали кризис Католической церкви и значительную утрату католицизмом своих позиций.

Будучи публицистом с полноценным духовным образованием и семилетним опытом преподавания в Московской духовной академии, Н. П. Гиляров-Платонов не мог не затронуть в своих статьях происходившее с Католической церковью.

Надо отметить, что Н. П. Гиляров-Платонов на страницах своих «Современных известий» тщательно следит за религиозными событиями за рубежом и рассматривает новости, которые могут показаться не такими масштабными с высоты наших дней. Так, например, аналитическому разбору подвергается известие о том, что Пий IX выступил с аллокуцией Обращение Папы Римского к коллегии кардиналов., лишающей силы утвержденные австрийским императором законы о свободе веры, обучения и брака. Это вызвало возмущение австрийцев, многие из которых, по заверениям правительства страны, решили не обращать внимания на указания понтифика Гиляров-Платонов Н. П. По поводу аллокуции папы Пия IX // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 1. - С. 19-20. .

В комментарии к этой новости автор выходит на более общие проблемы. Соглашаясь с критикой католических догматов, он отдает Папе Римскому должное за твердость в следовании своим принципам: «Что же папа? Отступит? Возьмет назад свое слово? Не нужно быть пророком, чтобы отвечать отрицательно. Он ответит своим в пословицу вошедшим «non possumus». Non possumus - не можем <…> Много смеялись, и много потратили негодование на это знаменитое non possumus. Говорили о всем его анахронизме, о дикости воззрений, которые под ним скрываются, о помехе, которую оно оказывает успехам просвещения, о затруднениях, которые оно полагает разрешению политических вопросов. Соглашаясь со всем этим отдадим, однако, полное уважение и упорству римского владыки <…> он не прибегает к изворотам, и повторяет свое non possumus, предъявляя этим, что есть нечто для него высшее выгод, насмешки и злобы людской; существуют заветные правила, к которым его обязывает совесть и положение, и которых он преступить не смеет» Там же. С. 20..

Заявление правительства Австрии Н. П. Гиляров-Платонов встретил, скорее, с неодобрением. Он отмечает, что австрийцы, идут против мнения Пия IX, которого, в соответствии с католическими догматами, должны слушать как главу Церкви. Они же повинуются лишь в тех пределах, которые находит удобными национальное правительство. Не следуя католическим догматам, они номинально остаются католиками Гиляров-Платонов Н. П. По поводу аллокуции папы Пия IX // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 1. - С. 21-22. .

Н. П. Гиляров-Платонов критикует подобные взгляды, считая их лицемерием. Для него, идеалиста, крайне важна искренность в вопросах веры. Отсутствие таковой, по его мнению, является характерной чертой большого процента паствы католической церкви.

Продолжая данную тему в следующей публикации, он отмечает, что выходом из сложившейся лицемерной ситуации был бы раскол. Честный разрыв отдельных церквей с католицизмом для него представляется лучшей альтернативой вместо выбранной австрийцами двусмысленности Гиляров-Платонов Н. П. Великий раскол на Западе // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 1. - С. 28..

Более того, по мнению Н. П. Гилярова-Платонова, «католичество без папского авторитета, это есть православие» Там же.. Автор статьи не исключает возможности появления православных церквей на Западе в результате раскола в католичестве. Однако он сам оговаривается, что вероятность такого события крайне невелика, во-первых, по причине привычного на Западе лицемерия, во-вторых, потому что православие относительно малоизвестно в Европе. Позиция Н. П. Гилярова-Платонова не содержит в себе открытого антагонизма к Западу как таковому, он считает, что диалог возможен, но было бы лучше, если бы церковные писатели имели возможность знакомить европейцев с идеями, догматами и бытом православия Там же. С .29.

Главную разницу между православием и католичеством Н. П. Гиляров-Платонов отмечает в статье 1868 года «Пий IX и Вселенский собор». Поводом послужило соблюдение Папой Римским формальности - приглашение на созываемый им собор представителей Православной церкви.

В своем обращении Пий IX напоминает о том, что уже приглашал восточных епископов к возвращению в католическую церковь в 1847 году По григорианскому календарю - 6 января 1848 года.. Восточные патриархи тогда отреагировали на этот призыв резко отрицательно. Упоминая этот отказ в своей статье, Н. П. Гиляров-Платонов особо выделяет, что «на приглашение к покорности, с которым отнесся к патриархам папа, они ответили, что, если бы они - патриархи, епископы и весь клир, изъявили согласие принять римские догматы, это еще не давало бы всего, и не ручалось за согласие всей церкви; что тело церкви не в клире только, но и в народе» Гиляров-Платонов Н. П. Пий IX и Вселенский собор // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 1. - С. 66..

По Н. П. Гилярову-Платонову обязанности, возложенные на духовенство в силу статуса, еще на дают им права распоряжаться за всю паству. Именно в этом для него и заключается, по его мнению, отличие православия от католицизма, в котором за Папой признается «исключительное право» в духовной сфере.

Для Н. П. Гилярова-Платонова духовенство в первую очередь не руководит и направляет, а просвещает и помогает прихожанам. Например, в одной из публикаций позднее Н. П. Гиляров-Платонов пишет: «Само понятие о власти применимо к иерархическим отношениям лишь в несобственном смысле. Власти в том смысле, к которому приучили нас мирские отношения, и которым предполагается повиновение независимое от доброй воли, по физической невозможности противиться или по страху предвидимой кары, ? такой власти совсем нет в церкви. И епископский чин есть не власть, а дар и служение…» Гиляров-Платонов Н. П. О власти епископов // Указ. соч. Т. 1. С. 303.. Католический вариант представляется публицисту слишком авторитарным.

В то же время он не без горечи отмечает, что ответ Папе Римскому, если и будет написан, скорее всего будет окружен конфиденциальностью, новость о письме от Пия IX и возможном ответе на него православная паства получит уже постфактум. Отмечая, что настал благоприятный момент для завязывания межконфессиональной полемики с Папой, Н. П. Гиляров-Платонов осознает, что, скорее всего, яркого спора с католичеством не выйдет. Идеалистические воззрения публициста расходятся с официальной позицией Православной церкви, и он сам это понимает Гиляров-Платонов Н. П. Пий IX и Вселенский собор // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 1. - С. 66-67..

В дальнейших своих публикациях Н. П. Гиляров-Платонов развивает идею политизированности фигуры Папы Римского, сравнивая его с турецким султаном. Поводом послужила встреча последних, прошедшая в весьма доброжелательной атмосфере. Автор отмечает, что оба героя статьи обладают и светской, и духовной властью, у обоих есть соседи, представляющие серьезную опасность: у Папы - Пьемонт и революция, у султана - Россия и царь. Сравнение может показаться притянутым, но главная идея - в схожести папской власти с мирской. Для авторских идеалистических взглядов политическая хватка Папы Римского кажется противоречащей христианским представлениям о Церкви. Публицист обвиняет Пия IX в том, что ради личных интересов он готов объединиться с принципиально непримиримой стороной (поскольку веками ранее именно против исламских султанов сражались в Крестовых походах) Гиляров-Платонов Н. П. О папской власти // Указ. соч. Т. 1. С. 77-78..

Разумеется, придерживаясь такой критической позиции по отношению к фигуре Папы Римского, Н. П. Гиляров-Платонов негативно встретил принятие на Первом Ватиканском соборе догмата о папской непогрешимости.

Впрочем, публицист, как и некоторые славянофилы См. Аксаков И. С. Письмо к доктору богословия и профессору Деллингеру по поводу программы, рассмотренной и утвержденной Конгрессом старокатоликов в Мюнхене 9(21) сентября 1871 года // Сочинения И. С. Аксакова. В 7 т. ? Т. 4: Общественные вопросы по церковным делам. Свобода слова. Судебный вопрос. Общественное воспитание. 1860-1886 - М.: Типография М. Г. Волчанинова (бывшая М. Н. Лаврова и Ко), 1886 - С.286., отмечает, что зачатки этого догмата лежали в решениях предыдущих католических соборов (например, Ферраро-Флорентийского) и поэтому недоумевает, почему противники нового догмата начали протестовать только сейчас. По его мнению, после официального закрепления папской непогрешимости, собор, важнейшая часть истории христианской церкви, для католиков окончательно утрачивает смысл: «Для чего собор, когда достаточно одного папского слова, чтобы провозгласить истину? Зачем прения, когда все недоумения решены вперед и неопровержимо? Что будет значить это самое постановление, которое объявит собственную силу ничтожной? Да наконец, что такое и все бывшие соборы, к которым, однако, не упускает взывать и сам Папа, и все отцы разных цветов, когда вся истинность соборов держится, покуда они только служат верным отголоском Папы?» Гиляров-Платонов Н. П. Собор в Риме // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 1. - С. 249..

Произошедший на Первом Ватиканском соборе раскол с образованием движения старокатоликов обращает на себя внимание в России. Возможное объединение этого движения с православием обсуждали многие видные публицисты того времени.

Так, видный консервативный публицист, редактор и издатель газеты «Московские ведомости» М. Н. Катков писал, что старокатолическое движение, в первую очередь, носило церковный, а не сектантский характер и не отказывал ему в автономности. В то же время, он отмечал нестабильность и промежуточность положения старокатоликов, а также довольно быстро заметил их стремление к протестантизму, поэтому и к вопросу объединения с православием подходил весьма сдержанно Мамонова Е. В. Старокатолическое движение в публицистике М. Н. Каткова [Электронный ресурс] // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. - М., 2012. ? №4 (47). - С. 105-108. / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/starokatolicheskoe-dvizhenie-v-publitsistike-m-n-katkova. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации..

И. С. Аксакова тема старокатолицизма затронула настолько, что он написал письмо профессору Деллингеру, в котором довольно критически проанализировал утвержденную программу движения. Так, русский публицист справедливо отмечал противоречия в идейных взглядах движения: старокатолики отрицают лишь догмат о непогрешимости Папы Римского, не обращая внимания на прочие расхождения, возникшие между церквями за 800 лет. Таким образом, они оказываются в промежуточном положении. Но при этом, в отличие от М. Н. Каткова, И. С. Аксаков не считал старокатоликов Церковью Аксаков И. С. Указ. соч. С. 288.. Можно сказать, что последний еще более критично относился к программе старокатоликов, но сам факт написания письма свидетельствует о том, что тема была ему небезразлична и он искренне пытался убедить представителей движения в зыбкости их программы для того, чтобы они определились со своими взглядами: «Нельзя же, в одно и то же время, принадлежать к вселенскому церковному единству и считаться членом церкви, оторвавшейся от церковного единства, как нельзя в одно и то же время исповедовать два разных символа веры и два учения, взаимно себя исключающие» Там же. С. 291..

Н. П. Гиляров-Платонов в первое время с любопытством следит за посмевшими пойти наперекор авторитету Пия IX. В том числе, автор пишет статьи о Мюнхенском конгрессе старокатоликов, на котором, в качестве представителя Русской православной церкви, выступал И. Т. Осинин, магистр богословия, а в дальнейшем один из виднейших членов петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения. Данное общество стремилось поддерживать возникавшее в иноверческих церквях движение за объединение с православием.

Анализируя выступление И. Т. Осинина, Н. П. Гиляров-Платонов делает ряд важных замечаний, касающихся диалога между православными и католиками. Так, по его мнению, несмотря на упоминание русским делегатом того, что римский епископ признавался Восточной церковью лишь «первым между равных», идея папства, которая у старокатоликов все равно остается в измененном виде, не подвергается критике Гиляров-Платонов Н. П. О мюнхенском конгрессе старокатоликов // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 1. - С. 326..

Для Н. П. Гилярова-Платонова точность слов важна настолько, что он порой разбирает буквально каждую фразу доклада. Например, публицист останавливается на моменте, когда И. Т. Осинин говорит о первенстве римского епископа «в принципе». Это «в принципе» автор статьи находит неуместным, считая, что данное выражение в философском смысле лишь подтверждает неотъемлемость первенства Папы во все времена Гиляров-Платонов Н. П. О мюнхенском конгрессе старокатоликов // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 1. - С. 326.. Н. П. Гиляров-Платонов отмечает, что едва ли подобный смысл подразумевался сами выступающим, однако неточность формулировок может привести к трудностям в переговорах из-за возникновения у противоположной стороны неверных представлений о позиции говорящего.

Кроме того, публицист удивляется соглашательской интонации в выступлении И. Т. Осинина. В частности, затрагивая вопрос филиокве От лат. «Filioque» («и Сына») -- добавление к латинскому переводу символа веры, принятое католической церковью, об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Сына; одно из главных догматических расхождений между православием и католичеством., последний отмечает, что данное разногласие не является непреодолимым и что главное препятствие - непогрешимость Папы Римского, в то время как остальные вопросы интеллигентная часть Церкви сможет разрешить Гиляров-Платонов Н. П. // Указ. соч. Т. 1 С. 320.. По мнению Н. П. Гилярова-Платонова, подобные размытые формулировки дают старокатоликам понять, что вопрос филиокве будет решен в их пользу, что неприемлемо. Помимо этого, выделение в пастве церкви «интеллигентной» части по непонятным критериям представляется автору неподходящим, поскольку оно как будто ставит религию в зависимость от науки Гиляров-Платонов Н. П. К религиозному съезду в Мюнхене // Указ. соч. Т. 1. С. 332..

В межконфессиональном диалоге для Н. П. Гилярова-Платонова важна прямота и честность, он считает, что необходимо называть вещи своими именами и четко формулировать свою позицию, чтобы не давать другой стороне ложных надежд: «Следовало отразить поклеп на греческую церковь, будто бы соглашающуюся на папство в принципе и способную из угождения "науке", так названной, уступить догматы даже более существеннейшие и притом обоюдно признаваемые противными преданиям. Следовало отразить сомнительные ссылки на сомнительные соборы. Следовало обличить намеренное ослепление, презрение, недостойное христианской любви, высокомерие, предпочитающее богословский факультет вселенскому собору и единогласным свидетельствам церкви. Следовало вывести противоречие, на котором стоит оратор со всеми единомышленниками, держась за папство, которое от них отрекается и от которого сами они отрекаются» Гиляров-Платонов Н. П. К религиозному съезду в Мюнхене // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 1. - С. 332.. В то же время Н. П. Гиляров-Платонов отмечает, что проводить переговоры было тяжело, поскольку русскую церковь, несмотря на ее обособленный характер, по сравнению с греческой, почти не упоминали на конгрессе.

Впоследствии Н. П. Гиляров-Платонов начинает разочаровываться в старокатолическом движении. Он обращает внимание на выступление И. фон Деллингера, который отметил, что соединение старокатолицизма и православия необходимо, поскольку в руках России лежит будущее Востока. Поэтому, чтобы избежать опасности противостояния, европейским странам, особенно Германии и Австрии, стоит объединиться с Россией одной верой, что увеличит влияние первых, в том числе на турецких христиан.

Комментируя слова И. фон Деллингера, Н. П. Гиляров-Платонов отмечает: вопросы веры фактически подменяются политическими целями, что является характерной чертой и «прежнего» католичества. Если следовать словам одного из виднейших представителей старокатоличества, то получается, что, несмотря на отвержение догмата о папской непогрешимости, старокатолики так же политизированы, как и до раскола Гиляров-Платонов Н. П. К вопросу о соединении церквей // Указ. соч. Т. 1. С. 368..

По прошествии нескольких старокатолических съездов Н. П. Гиляров-Платонов уже фактически не видит надежды на объединение: «… судя по направлению, которое принимает старокатоличество, надежду на органическое сближение <…> нам кажется [придется] совсем оставить. Единственный плод, который видится для православия, может состоять в том, что самонадеянные германские богословы по крайней мере узнают несколько точнее, что такое восточная церковь, которую они привыкли игнорировать и о которой, в силу этого самого, отзывались всегда слишком свысока» Гиляров-Платонов Н. П. Старокатоличество // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 2. - С. 29..

Подводя итоги данного раздела, отметим, что в отношениях между православием и католицизмом Н. П. Гиляров-Платонов видит ряд фактически неразрешимых противоречий. Для него неприемлема фигура Папы как главы Церкви, как неприемлема духовная иерархия в светском смысле в принципе. Именно поэтому он являлся противником возрождения патриаршества в России, которое, применительно к отечественным условиям, считал анахронизмом, привитым церкви под влиянием внешних политических обстоятельств Гиляров-Платонов Н. П. О патриаршестве //Указ. соч. Т. 2. С. 175..

Духовное и светское четко разделено, церковь не должна походить на государство, как происходит с католичеством, полагал Н. П. Гиляров-Платонов. «Католицизм есть высшее освящение личного авторитета в сфере религии: ему в быте вполне соответствовала форма феодальных отношений» Гиляров-Платонов Н. П. Личное и общественное (по поводу статьи г. Дубенского: «Свобода и Рабство», Ж. 33. № 22.) // Гиляров-Платонов Н. П. «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение…» / Сост. Ю. В. Климакова. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - С. 327-328., ? такую краткую характеристику этой конфессии он дал в одной из статей. Исходя из точки зрения публициста, увеличивающаяся власть Папы Римского, а также добавление новых догматов, не принимаемых Православной церковью, делает диалог с католичеством практически невозможным.

В отличие от своих современников, которые критиковали программу старокатолического съезда, Н. П. Гиляров-Платонов рассмотрел явление более подробно, не только со стороны представителей нового движения; подвергнул тщательному анализу выступление на конгрессе русского представителя и отметил в его выступлении моменты, затруднившие межконфессиональный диалог. Впрочем, в результате он пришел к таким же выводам о невозможности межконфессиональной унии.

Даже некоторые представители петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения, наиболее активно ратовавшего за соединение, скептически относились к данной идее. Например, К. П. Победоносцев, будучи членом отдела, считал, что старокатолики относятся к православию так же, как алхимия к химии Копылова Е. А. Участие Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения в переговорах представителей старокатоликов с Русской Православной Церковью [Электронный ресурс] // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. - М., 2011. ? №3 (40). - С. 8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-sankt-peterburgskogo-otdela-obschestva-lyubiteley-duhovnogo-prosvescheniya-v-peregovorah-predstaviteley-starokatolikov-s. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации..

«Католичества без папского авторитета», которое могло бы обратиться в православие, не получилось. Несмотря на то, что ситуация с положением старокатоликов на тот момент была еще не так ясна, время показало, что объединения так и не произошло, а старокатолицизм гораздо активнее взаимодействует с англиканством.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее