Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Братство пера: особенности эпистолярного жанра во второй половине XII века

Дружба в письмах Иоанна Солсберийского

В ранних письмах Иоанна Солсберийского нашли свое отражение множество идей и сюжетов, но тема дружбы, одна из немногих возникающих в них регулярно. И это отнюдь не случайность: по утверждению Б. МкГуайра, XII в. был «веком дружбы»: именно в это время «дружеская любовь становится центральным аспектом в представлениях о христианской любви» . Центральная проблема эпохи не могла не повлиять на все сферы жизни современного ей общества. Но как именно понимали в XII в. дружескую любовь и как влияли эти представления на эпистолярные практики эпохи? Иначе говоря, каковы особенности дружеской переписки XII в.? Анализ ранней переписки Иоанна Солсберийского, включающей множество писем к друзьям, предоставляет прекрасную возможность попытаться ответить на эти вопросы.

Представления Иоанна Солсберийского о дружбе

Как верно отмечает Р. Папин, в сочинениях Иоанна нет точного определения понятия «дружба» : представления схоласта об этом предмете разбросаны по его трактатам и переписке.

Одним из важнейших «источников» для реконструкции взглядов Иоанна на дружбу, безусловно, является его трактат «Поликратик», анализ которого представляет особый интерес с точки зрения моего исследования, так как это сочинение писалось Иоанном именно во время службы у архиепископа Теобальда, то есть одновременно с созданием анализируемого мной корпуса писем.

Текст «Поликратика» с точки зрения взглядов Иоанна на дружбу был проанализирован К. Нидерман. По мнению исследовательницы, основным авторитетом для Иоанна в этом вопросе был Цицерон, а именно его трактат «О дружбе» . И это не удивительно: Цицерон был любимым автором Иоанна: единственными двумя книгами, которые он имел в собственности и завещал библиотеке Шартра, были трактаты Цицерона «Об обязанностях» и «Об ораторе». Это увлечение Иоанна Цицероном отражает предпочтения его времени: как показал Б. МкГури, на цицероновское учение о дружбе опирались Эльред из Риво (автор трактата «О духовной дружбе»), Петр Достопочтенный, Бернард Клервосский и многие другие , переосмысляя его в соответствии с христианской доктриной. Но что заимствует Иоанн из этого трактата Цицерона?

Тема дружбы затрагивается в «Поликратике» лишь косвенно. Рассуждая о льстецах, Иоанн утверждает, что они только притворяются друзьями, а на самом деле ранят под маской дружбы. С точки зрения соответствия учению Цицерона о дружбе важны два утверждения Иоанна из этого краткого пассажа. В самом начале главы Иоанн пишет, что льстец не может быть другом, потому что он «чужд любой добродетели» (omnis virtutis inimicus est) , а завершает рассуждение о льстецах авторское утверждение, что нечестность лжецов особенно пагубно вырежется в их привычке не исправлять ошибки друзей, а потворствовать в их совершении . Обе эти мысли, как и осуждение лести в целом, несомненно, были заимствованы Иоанном из трактата Цицерона «О дружбе», в котором автор, устами Лелия утверждает, что «лесть - пособница пороков» должна быть изгнана, так как «недостойна, уже не говорю - друга, но вообще свободного человека» (О дружбе: 89), «истинной дружбе свойственно и предостерегать, и слышать предостережения, чтобы при этом один высказывал их откровенно» (О дружбе: 91), а в качестве источника дружбы называется доблесть (virtus) (О дружбе: 20) (в христианской интерпретации она становится «добродетелью»).

Есть в этом отрывке и прямая цитата из трактата «О дружбе», причем заимствование отмечено самим Иоанном (Scitum est illud Laelii, aut polius Ciceronis - «известно, что это [высказывание] Лелия или вернее Цицерона»): «что касается человека, чьи уши закрыты для правды, так что он не может слышать правду от друга, то спасти его безнадежно» .

Эхо этих заимствований из Цицерона можно заметить и в письмах Иоанна. В одном из них (ep. 95) завершая письмо, схоласт говорит, что «узнает верность истинной дружбы, если собеседник «не пощадит его ошибки», но «поставит » их «перед глазами» Иоанна, чтобы он мог в будущем «с большей осторожностью их избегать» (uerae amicitiae fidem agnoscam, si me sic michi reddideritis, ut uitiis non parcatur, et, ut de cetero uitentur cautius, statuatis ea contra faciem meam). А в одном из ранних писем схоласта (ер. 34): говоря о своем полном доверии другу, Иоанн сравнивает себя с Цицероном, а Петра Целлийского с Порцием Катоном Младшим (Утическим), одним из адресатов «Писем к близким» Цицерона.

Таким образом, влияние Цицерона на представления Иоанна о дружбе представляется неоспоримым. Но любопытно, что К. Нидерман, судя по тексту её статей, прекрасно знакомая, с содержанием ранних писем Иоанна, даже не упоминает о письме Иоанна к Петру Целлийскому (ep. 111), которое было сопроводительным к отправляемому Иоанном Петру «Поликратику» и на две трети было посвящено рассуждениям о дружбе. Это письмо было написано вскоре после смерти Адреана IV и, вероятно, под её впечатлением.

В этом послании Иоанн начинает рассуждение с уже знакомого нам цицероновского тезиса о необходимости добродетели для существования дружбы, но основная идея этого послания - единство душ друзей. Эта идея присутствует и у Цицерона (80), но Иоанн прямо указывает, что заимствует эту идею из сочинений Халкидия и Платона (ait Calcidius… Plato auctor est…). «Один и тот же дух присутствует в телах многих, кто истинно любят друг друга» - пишет Иоанн. Как верно указывают издатели, подобных рассуждений нет у Платона, зато они прекрасно передают суть учения Халкидия о мировой душе, которое разделял и учитель Иоанна, Гильом Коншский, осужденный за свои взгляды на церковном соборе. Иоанн же не видит в своем рассуждении никакого противоречия духу Писания: он заканчивает свои «пустяки» (nugae) (так схоласт называет собственные размышления) цитатой из Деяний апостолов, обещая, что сделает все возможное, чтобы у него и его адресата «было одно сердце и одна душа» (Деяния 4:32).

Подводя итоги, можно сказать, что хотя в основе взглядов Иоанна на дружбу лежало учение Цицерона, это был далеко не единственный источник его представлений, включавших также и ортодоксально христианские, и осуждаемые церковью идеи.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее