Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Братство пера: особенности эпистолярного жанра во второй половине XII века

Функции писем. Особенности бытования

Многообразие терминологии, столь значимое для исследователя, на самом деле лишь практическое следствие такой важнейшей характеристики средневековой эпистолографии как многофункциональность. В Средние века в виде письма могло быть написано практически все, от официального документа до поэмы. И действительно, при том, что большая часть официальных документов Средневековья создавалась и функционировала именно в качестве писем, в рамках эпистолярного жанра иногда писались целые трактаты: например, трактат Петра Дамиани «О божественном всемогуществе», который сам автор назвал epistola или знаменитая «История моих бедствий» Петра Абеляра .

Между этими двумя крайностями (документ и поэма) располагались десятки возможных вариантов (прошения, советы и инструкции, дружеские послания, письма, служащие просто для информирования собеседника и др.). Средневековые авторы не создали устойчивой классификации: лишь с XII в. одним из самых распространенных вариантов становится функциональное деление писем на «приказы, советы, просьбы и предупреждения» . Все эти четыре типа представлены в ранних письмах Иоанна Солсберийского (диаграмма 1), однако в них есть и не попадающие под эту классификацию (например, дружеская переписка, не содержащая ни просьб, ни предупреждений).

Диаграмма 1. Функциональные типы писем в источнике

Один из упомянутых выше видов писем имел особенности бытования, о которых необходимо рассказать подробнее. Это письма-документы. Как официальные документы (то есть, послания, имеющие юридическую силу) функционировала значительная часть писем Иоанна (18%): от лица архиепископа Теобальда (его приказы клиру, обращения «ко всем верующим» и завещание) и упоминающиеся в тексте послания других лиц, чаще всего, связанные с судопроизводством. Например, оправдательные письма свидетелей, истцов и ответчиков(ep. 2, 8, 11, 47, 72, 80, 131). По юридической силе они приравнивались к устным показаниям и могли стать решающим аргументом в споре.

Юридическая значимость писем, естественно, накладывала отпечаток на их функционирование: подобно современным нотариальным актам, они должны были быть особым образом заверены, и факт их подлинности становился предметом для дискуссии. Так в письмах Иоанна пять раз упоминается печать (ep. 5, 32, 67, 76, 131), подтверждающая истинность посланий (особым образом оговаривается случай, когда у писем печать отсутствовала - в этом случае они должны были быть подтверждены свидетелями (non signatis tamen sed testibus munitis) (ep. 131). Неудивительно, что письма нередко подделывались: Иоанн зафиксировал три таких случая (ep. 57, 67, 88); пойманные с поличным были отлучены от церкви. Предоставление копии вместо оригинала письма специально оговаривалось (ep. 76).

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее