Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Братство пера: особенности эпистолярного жанра во второй половине XII века

Введение

XII в. - заря Высокого Средневековья, был временем расцвета городов, зарождения литературы на народных языках, завершающим этапом формирования схоластики - основы будущего средневекового университетского образования. Именно в этот период впервые со времен античности значительно увеличилось число образованных людей, litterati. В основу изучения litterati могут быть положены разнообразные критерии: географический, институциональный, и в том числе, коммуникативный, то есть, рассматривающий это сообщество с точки зрения связей между его членами . Основным, а подчас и единственным средством поддержания связей в этом «братстве пера» были письма, - неслучайно к концу XII в. складывается новое искусство написания писем, ars dictaminis, которым владел каждый litteratus, в особенности, так называемые dictatores - профессиональные секретари прелатов и светских государей.

Одним из таких dictatores второй половины XII в. был Иоанн Солсберийский - магистр тривиума, в течение более чем двадцати лет состоявший в качестве секретаря при английских архиепископах: Теобальде, и его приемнике, Томасе Бекете. При этом Иоанн также вел обширную личную переписку. Служебная необходимость и разнообразные интеллектуальные интересы этого замечательного мыслителя обусловили широту затрагиваемых в письмах тем, которая, наравне с их неплохой сохранностью (дошло 304 послания), делает письма Иоанна Солсберийского прекрасным источником для изучения самых разнообразных вопросов: от средневекового судопроизводства до феномена дружбы.

Письма Иоанна сохранились в двух отдельных коллекциях: первая относится ко времени службы Иоанна в курии Теобальда, вторая - его преемника. С моей точки зрения, наибольший интерес для изучения представляет ранняя коллекция, часть которой создавалась одновременно с главными сочинениями Иоанна: трактатами «Металогикон» и «Поликратик». Однако изучение этого источника вне контекста приведет к ошибочным результатам: следует, прежде всего понять, что в этом жанре типично, закономерно, а что привнес именно Ренессанс двенадцатого века. Выяснению характерных особенностей эпистолярного жанра во второй половине XII века на основе ранних писем Иоанна Солсберийского и посвящена моя работа. солсберийский письмо проза канцелярия

Обзор источников

Об авторе

Иоанн Солсберийский (ок. 1115-1180 гг.) родился в Англии, в г. Старый Сэрум. Здесь он получил начальное образование, а затем в течение двенадцати лет обучался свободным искусствам у лучших магистров Северной Франции: Петра Абеляра, Гильома Коншского, Гильберта Порретанского. Приняв монашеский обет, Иоанн около 1148 г. по протекции Бернарда Клервосского стал секретарем примаса английской церкви, архиепископа Теобальда Кентерберийского, а затем его знаменитого преемника Томаса Бекета, разделив со своим новым покровителем и славу, и невзгоды: Иоанн оказался в числе немногих свидетелей убийства архиепископа. Иоанн закончил свои в Шартре, заняв эту престижную (Шартр не первое столетие славился как центр науки и хранилище великих реликвий) епископскую кафедру за четыре года до смерти по приглашению французского короля Людовика VII.

Рукописная традиция и издания

Эпистолярное наследие Иоанна Солсберийского составляют 135 ранних и 169 поздних писем. Ранние письма датируются 1153-1161 гг., временем службы Иоанна в курии архиепископа Теобальда, поздние письма охватывают период с момента избрания Томаса Бекета архиепископом Кентерберийским (1161 г.) до избрания самого Иоанна епископом Шартра в 1176 г. Деление писем обусловлено самой рукописной традицией: на настоящий момент не обнаружено рукописей, содержащих одновременно и ранние, и поздние послания Иоанна Солсберийского. Это значит, что уже его эпоха, - а возможно, и он сам, - воспринимали их по отдельности.

По предположению В. Батлера и Г. Миллора, в основе рукописной традиции ранних посланий лежит корпус писем, переданных Иоанном Солсберийским его близкому другу Петру Целлийскому ок. 1161-1162 гг. Эта группа писем сохранились в трех рукописях: Paris Biblotheque Nationale, ms lat. 8625, Cambridge University Library, ms li. 2.35 и Biblioteca apostolica Vaticana lat. 6024, при этом ватиканский манускрипт является копией Парижской рукописи, сделанной в XIII в. , а кембриджский содержит только часть писем (76 из 135).

Ранние письма Иоанна Солсберийского впервые были изданы по Парижской рукописи в 1611 г. Жаном Массоном, архидьяконом Байё. В 1848 г. Жилез опубликовал ранние письма Иоанна, основываясь на издании Массона, но с использованием Кембриджской рукописи. Вариант Жилеза был переиздан Минем в «Латинской патрологии» (том 199). В ходе написания работы использовалось критическое издание ранних писем Иоанна Солсберийского, подготовленное В. Батлером и Г. Миллором . Оно основано на тексте Парижской рукописи, все разночтения с Кембриджской рукописью даны в сносках.

Содержание писем

Ранние письма Иоанна Солсберийского включают в себя как личную переписку Иоанна, так и послания, написанные от лица архиепископа Теобальда. Большая часть последних представляет собой описания судебных случаев, находившихся в ведении архиепископа. Тематика личных писем Иоанна разнообразна и зависит от собеседника. В ходе исследования также использовались несколько дополнительных источников: трактаты Иоанна Солсберийского «Поликратик» и «Металогикон» и письма Петра Целлийского - многое в содержании и тематике писем становится понятным только при их сопоставлении с этими текстами.

Историография

Изучение средневековых писем невозможно без знакомства с широким кругом исследований не только по эпистолографии, но по риторике, поэтике, литературе и другим близким дисциплинам. Однако, поскольку охарактеризовать всю заслуживающую внимания литературу в этом кратком историографическом очерке не представляется возможным, указания на необходимые исследования в дальнейшем будут даваться в сносках.

Исследовательская литература о самом Иоанне Солсберийском также весьма обширна . Первая попытка датировать письма Иоанна и проанализировать его раннюю переписку относится еще в 1920 г. . Однако в дальнейшем исследователи лишь изредка обращались к эпистолярному наследию схоласта . Исключение составляют сравнительно недавние работы К. Нидерман, в которых наибольшее внимание уделено поздним письмам Иоанна . Критическое издание писем, было осуществлено лишь в 1986 г.

Письма Иоанна Солсберийского - сложный и многоплановый источник; их интерпретация невозможна без знакомства с исследовательской литературой по определенным сюжетам. К ним в первую очередь относится проблема влияния на творчество Иоанна круга, в котором находился Иоанн, то есть курии Теобальда Кентерберийского, и самого архиепископа и античного наследия (хорошо знакомого блестяще образованному магистру) .

Значительное количество дружеских посланий в числе писем Иоанна делает необходимым знакомство с исследованиями, посвященными феномену дружбы в Средние века. В их числе стоит отметить обобщающий труд Б. МкГуайра, один из разделов которого посвящен непосредственно переписке Иоанна Солсберийского и его близкого друга и постоянного корреспондента Петра из Целлийского . Их взаимоотношения также на основе переписки анализируются в статье П. Пепина .

Проделанный историографический анализ демонстрирует существование в западной историографии широкого круга исследований по проблемам близким к выбранной мной теме. Однако специального и основанного на такой же источниковой базе исследования по данной теме не проводилось. В отечественной же историографии практически отсутствует освящение даже близких к выбранной проблем.

Целью работы является выявление основных особенностей эпистолярного жанра во второй половине XII в. на основе корпуса ранних писем Иоанна Солсберийского.

Для достижения этой цели в первой главе моей работы («Жизнь письма») будет сформулировано определение понятия «письмо» для исследуемого периода, проанализированы бытование и функции писем, восприятие их роли и значения современниками Иоанна и им самим, а также произведен анализ процесса создания одного конкретного послания. Задачей второй главы исследования («Стиль писем») станет выявление основных стилистических особенностей писем второй половины XII в. В заключительной третьей главе будет произведен анализ характерного именно для XII в. феномена дружеской переписки на основе писем Иоанна Солсберийского и Петра Целлийского.

Хорошо немного подробнее расписать цель и задачи, буквально две-три фразы, а то выглядит куцевато…

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее