Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Туризм arrow Анализ туристической деятельности организации в ООО "ТАТИ ТУР"

Анализ факторов, влияющих на уровень безопасности в туризме

Анализ выполнения норм безопасности при реализации комплексного туристского продукта

При прохождении преддипломной практики в туристическом агентстве ООО «ТАТИ ТУР» я узнала, что немаловажным фактором при реализации комплексного туристского продукта является обеспечение безопасности туриста при проведении путешествия. Деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляется юридическим лицом. При этом ключевыми организациями, которые обязаны организовать процесс обеспечения безопасности формируемого и реализуемого туристского продукта, согласно Федеральному закону №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» являются туроператоры.

При формировании и реализации туристского продукта туроператоры обязаны:

  • - провести анализ возможных рисков для туристов;
  • - предусмотреть меры для снижения возможных рисков до приемлемого уровня;
  • - создать необходимые условия для обеспечения личной безопасности туристов, сохранности их имущества, беспрепятственного получения неотложной медицинской и правовой помощи;
  • - своевременно предоставлять туристам и экскурсантам необходимую, достоверную и полную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора и безопасность на туристском маршруте;
  • - обеспечивать услуги инструкторов-проводников, если организуемые путешествия (экскурсии) связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья в горной и труднопроходимой местности (спелеологические, водные и др. объекты);
  • - незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы местного самоуправления, специализированные службы МЧС, спасательные службы и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях на маршрутах или во время проведения экскурсий на территории Российской Федерации и за ее пределами;
  • - предоставлять туристам (экскурсантам) гарантии оплаты медицинской помощи, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования таких гарантий;
  • - предоставлять возможность дополнительного добровольного страхования жизни, здоровья, имущества и рисков туристов при наличии угрозы безопасности;
  • - при возникновении необходимости организовать эвакуацию пострадавшего туриста (экскурсанта) с места происшествия и из страны (места) временного пребывания;
  • - приостановить путешествие, экскурсию в случае возникновения риска чрезвычайного происшествия (ситуации);
  • - обеспечить проведение для туристов (экскурсантов) необходимых инструктажей по безопасности с учетом специфики вида туристского путешествия (маршрута) или экскурсии;
  • - предоставлять туристам (экскурсантам) информацию о реальной возможности спасения, эвакуации и оказания на маршруте квалифицированной медицинской помощи, схемах оповещения и сеансах связи; об аттестации маршрутов, о местах дислокации поисково-(аварийно)-спасательных служб МЧС Российской Федерацию

Безопасность туристов обеспечивается посредством реализации комплекса мер организационно-технического, дипломатического, финансового, правоохранительного и иного характера, направленных на снижение рисков до приемлемого уровня, путем четкого разграничения и выполнения обязанностей всеми участниками процесса оказания туристских услуг и соблюдением туристами требований личной безопасности.

На современном этапе развития туристской индустрии деятельность большинства туроператоров направлена организацию выездного туризма. Туроператорские организации помимо основных требований по обеспечению безопасности турпродуктов дополнительно должны:

  • - обеспечить четкое взаимодействие с консульскими учреждениями страны выезда российских туристов в чрезвычайных ситуациях;
  • - предусмотреть при заключении договоров с принимающей стороной ответственность за обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества российских туристов и возмещение причиненного им ущерба, а также предоставление медицинской и правовой помощи;
  • - оформить необходимые страховые документы со страховым покрытием, обеспечивающим оказание туристам необходимой медицинской помощи.

При изучении деятельности различных организаций по обеспечению безопасности при формировании и реализации комплексного туристского продукта, можно выделить несколько крупных туроператоров, таких как Natali Tours м Mouzenidis Travel. Оба этих туроператора предоставляют различные условия и гарантии по обеспечению безопасности. Например, как услуги обязательного страхования туристов и дополнительного страхования. Данные туроператоры ставят проблему безопасности в приоритет и постоянно занимаются развитием своих предложений по ее организации. Так, Natali Tours предоставляет различные страховые гарантии, в том числе и страхование от невыезда по различным причинам (задержка в выдачи визы, болезни туриста, задержки рейса). Если говорить о туроператоре Mouzenidis Travel, то он, кроме предоставления страховых гарантий имеет парк современных и комфортабельных автобусов, которые отвечают всем стандартам и требованиям безопасности. В связи с этим, обычная поездка или долгое путешествие может свести к минимуму появления чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данные туроператоры имеют принимающие стороны в разных странах, что позволяет снизить риск нарушения норм безопасности туристов по вине сторонних организаций.

Основная задача туроператорских организаций при формировании и реализации туристского продукта состоит в максимальном обеспечении безопасности туристов всеми возможными способами.

Если подробнее изучить смысл сочетания «норма безопасности», то можно утверждать, что это правило, которое обязывает или запрещает что-либо.

Правила безопасности - это совокупность обязанностей и запретов, которые субъект должен соблюдать, чтобы исключить или свести к минимуму вред, причиняемы источником повышенной опасности, либо предотвратить причинение ущерба объекту повышенной охраны любым источником опасности.

При изучении информации о рынке туризма, я увидела динамику массовых банкротств турагентских и туроператорских компаний, авиаперевозчиков. Данные банкротства произошли по различным, не известным нам причинам, но повлекли за собой единый результат - появление множества новых источников опасности для туристов.

Поэтому, некоторые ситуации по обеспечению норм безопасности следует регулировать государству.

Поток туристов за рубеж постоянно возрастает, а соответственно возрастает количество возможных рисков для туристов во время реализации программ туров. Большое количество различных чрезвычайных происшествий, которые мы наблюдали в последние годы на рынке туризма привело к усилению внимания государства к обеспечению безопасности в туризме.

Среди наиболее крупных чрезвычайных происшествий последних лет можно выделить:

  • - крушение самолета над Синайским полуостровом в 2015 году;
  • - теракты в различных странах.

Особенно следует выделить крушение самолета над Синайским полуостровом. Данная авиакатастрофа стала крупнейшей в истории советской и российской гражданской авиации. Этот инцидент повлек за собой серьезные последствия для турбизнеса, которые ощущаются до сих пор. Государство вмешалось в ситуацию и взяло ее под свой контроль. В связи с этим, формирование и реализация туров в Египет запрещено до сих пор. Данный запрет серьезно повлиял на деятельность многих туристических операторов и агентств.

Сейчас, государство Египта утверждает, что после трагедии, страна потратила миллионы долларов на создание современной системы безопасности в аэропортах. Особенно, в курортных городах. Тем не менее, в Египте признают, что проблемы с организацией безопасности в аэропортах пока есть. В таблице 1 приведены примеры реакции государства на крупнейшие чрезвычайные происшествия.

Таблица 1- Характер реакции государства на чрезвычайные происшествия в туристской индустрии

№ п/п

Чрезвычайное происшествие

Страна

Количество погибших

Характер реакции со стороны государства

1

Теракт в редакции журнала Charlie Hebdo

Франция

12

Рекомендация о непосещении страны ввиду террористической опасности

2

Серия атак террористов-смертников

Франция

130

3

Теракты в аэропорту и на станции метро

Бельгия

35

4

Теракт в аэропорту имени Ататюрка

Турция

45

Запрет на полеты в Турцию

5

Атака террориста на Английской набережной

Франция

84

Рекомендация о непосещении страны ввиду террористической опасности

6

Авиакатастрофа над Синайским полуостровом

Египет

224

Запрет на полеты в Египет

Как видно из данных таблицы 2, в каждом теракте пострадало значительное количество человек. Наиболее серьезной и масштабной оказалась авиакатастрофа самолета над Синайским полуостровом. 31 октября 2015 оборвались жизни 224 человек, находившихся на борту рейса «Когалымавиа» 9268. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей в истории советской и российской гражданской авиации. Этот удар повлёк серьёзные последствия для турбизнеса, которые ощущаются до сих пор. Продавать туры в Египет туристским компаниям запрещено до сих пор.

Также в задачи государства входит обеспечение репутационной безопасности туристского бизнеса, в результате чего постоянно происходит совершенствование норм безопасности, предусмотренных отраслевым законом №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Статья 10 отраслевого закона в новой редакции гласит: «В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

При формировании туристского продукта особое внимание следует уделить обеспечению безопасности туристов в случае возникновения различных видов рисков, а также факторам, влияющим на безопасность (рисунок 1).

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на безопасность туризма

При формировании комплексного туристского продукта особое внимание уделяется наличию опасных заболеваний в странах временного пребывания туристов, поскольку повышается риск причинения вреда здоровью, а в отдельных случаях и жизни граждан. Одним из примеров таких заболеваний может служить распространение вируса Зика, который нанес вред туристскому бизнесу стран Карибского бассейна и Латинской Америки.

Так, Карибская туристская организация (КТО) признала, что новости о вирусе Зика «внесли неопределенность и путаницу» среди туристов, которые под натиском негативной информации готовы были отложить свои путешествия в этот регион, хотя во всем Карибском бассейне было зафиксировано всего около 200 случаев заболевания. Из-за возможности возникновения эпидемиологической ситуации были усилены меры безопасности в аэропортах. Кроме того, в большинстве гостиниц были установлены антимоскитные шторы и сетки, а постояльцам выданы специальные репелленты, которые можно использовать вместе с солнцезащитным кремом».

Следуя сообщению ВОЗ, которая в связи с эпидемией Зика объявила режим чрезвычайной ситуации (случаи заболевания зафиксированы в 27 странах), некоторые авиакомпании вводили повышенные меры безопасности на рейсах из стран риска, а также готовы были обменять без штрафов авиабилеты для беременных женщин. Например, в аэропортах Великобритании самолеты, пребывающие из стран Латинской Америки и Карибского бассейна, обрабатывали инсектицидами. Возможность заражения туристов опасными вирусными заболеваниями в стране временного пребывания возможно и после прибытия. Туроператоры при формировании туристского продукта обязаны учитывать и этот факт, чтобы избежать возможных серьезных последствий.

Стихийные бедствия также наносят серьезный вред туризму. Особое внимание организации безопасности следует уделять при формировании туристского продукта в страны Азиатского региона.

В конце марта 2016 г. британская консалтинговая компания по анализу предпринимательских рисков Verisk Maplecroft опубликовала доклад, в котором приведены данные об уязвимости стран мира к 11 видам стихийных бедствий, в том числе к тропическим циклонам, наводнениям, штормам, землетрясениям, лесным пожарам, цунами и другим. И по этому параметру страны Азии, такие как Индия, Пакистан, Бангладеш, Китай, Индонезия и Филиппины вошли в число 10 стран мира, наиболее пострадавших от природных катастроф в 2015 г. По количественному показателю населения, беззащитного перед угрозой хотя бы одного из видов стихийных бедствий и проживающего в районах, испытывающих дефицит ресурсов для восстановления их последствий, на первое месте в мире вышла Индия (1 млрд. чел.), за ней следуют Китай (677 млн чел.) и Индонезия (230 млн чел.).

Такие факторы как травматизм и гибель людей, а также человеческий фактор взаимосвязаны между собой. Так, например в «высокий» сезон большинство туристских организаций с целью получения выгоды, оставляют понятие безопасности на втором плане, тем самым подвергая жизнь большого количества людей серьезной опасности. Это, в частности, относится к перевозкам людей на автобусе от аэропорта к отелям, когда водители зачастую не сменяют друг друга и работают по несколько суток подряд.

Неисправность транспорта также способна нанести существенный вред безопасности в туристской индустрии. В современных условиях развития рынка туризма большинство туроператоров имеют собственные или аффилированные авиакомпании. Большинство самолетов эксплуатируются достаточно продолжительное время до того как попасть в собственность туроператорам. Ввиду данного обстоятельства в период повышенного спроса на туристский продукт может возникнуть ситуация, при которой появляется неисправность воздушного судна, которая повлечет за собой задержку рейса, а иногда и полную отмену перелета.

При формировании туристского продукта в высокий сезон большинство туроператоров не учитывают возможность неисправности транспорта и наличия резервного авиа борта для туристов. Ярким примером может служить ситуация с туроператором TUI, произошедшая летом 2013 года. Ввиду большой загруженности авиакомпании в летнем сезоне по причине неисправности одного борта произошёл сбой в расписании авиарейсов и большое количество туристов было вынуждено ждать самолет в авиапорте.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее