Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экология arrow Деятельность органов службы Федеральной безопасности Российской Федерации в сфере экологии

Полномочия органов ФСБ в сфере трансграничного перемещения отходов

Проблема отходов появилась вместе с человеком, но в древности это в основном была проблема мусора, то есть того, что сейчас называют твердыми бытовыми отходами. История этой проблемы тесно связана с историей развития городов Гарин В.М., Хвостиков А.Г. Утилизация твердых отходов. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: 2000. - С.5..

В России ежегодно образуется около 7 млрд. тонн всех видов отходов, из которых используется только 28,6% Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 года «О Федеральной целевой программе «Отходы»//Российская газета. 1996. № 36. . На территории Российской Федерации в отвалах и хранилищах к 2000 году уже было накоплено не менее 90 млрд. тонн твердых отходов, причем более 2 млрд. тонн из них - токсичных. Только под свалки и полигоны твердых бытовых отходов ежегодно официально отводится около 10000 гектаров земли Обращение с опасными отходами. Учебное пособие/Под ред. В.М.Гарина и Г.Н.Соколовой. - М.: 2005. - С.5-9.. Масса таких отходов постоянно увеличивается. Сложившаяся в нашей стране ситуация с отходами представляет реальную угрозу здоровью населения и отражает одну из сторон экологического кризиса, в котором находится Россия. Все это заставляет уделять особое внимание вопросам обращения с отходами.

Для решения названной проблемы необходимо не только создание эффективного основанного на нормах международного права законодательства, но и четкое его выполнение всеми участниками отношений в области обращения с отходами. Одним из основных способов обеспечения соблюдения экологического законодательства является государственный контроль.

Основным нормативным правовым актом в данной области общественных отношений является Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Федеральный закон РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»//Собрание законодательства РФ. 29.06.1998. № 26. Ст.3009..

Экологический контроль является одной из важнейших функций управления в области охраны окружающей среды. Его значение возрастает с каждым годом, что, как уже отмечалось, связано с ухудшающимся состоянием окружающей природной среды в нашей стране.

В научной и учебной литературе встречаются различные определения, раскрывающие сущность экологического контроля.

Так, профессор М.М.Бринчук понимает под экологическим контролем деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. - М.: 1998. - С.450..

Более подробное определение дано профессором В.В.Петровым: "Экологический контроль - это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, то есть всеми хозяйствующими субъектами и гражданами, экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества" Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. - М.: 1995. - С.239..

Профессор А.И.Бобылев определяет экологический контроль как деятельность компетентных государственных и общественных органов, направленную на организацию контроля за рациональным природопользованием, охраной окружающей среды, соблюдением экологического законодательства Бобылев А.И., Балашенко С.А. Вопросы общей теории экологического права. - Минск: 1991. - С.81.. В этом определении указаны субъекты контроля - государственные и общественные органы.

В настоящее время основополагающим источником правового регулирования экологического контроля является Федеральный закон "Об охране окружающей среды", в статье 1 которого дано следующее определение: "Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды".

В соответствии с частью 2 статьи 64 Закона "Об охране окружающей среды" в Российской Федерации осуществляется четыре вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия экологического контроля. законодательство использование охрана природный

Важнейшим видом контроля в области охраны окружающей среды является государственный экологический контроль, который осуществляется государственными органами исполнительной власти. Его особенностью является то, что он осуществляется от имени государства, в рамках его экологической функции. Государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс выполнения экологических требований, так как осуществляющие его органы наделены правом применения мер принуждения (привлечение к административной ответственности, постановка вопроса о возмещении вреда окружающей среде и др.). Данные меры могут применяться только при наличии нарушений экологических норм и правил в случаях, предусмотренных законодательством.

Наиболее распространенная в учебной литературе классификация форм государственного экологического контроля - по его субъекту Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. - М.: 1998. - С.452; Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. - М.: 2003. - С.258.. По данному критерию выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль осуществляют органы общей компетенции (Правительство Российской Федерации, высшие органы исполнительной власти субъектов РФ), а специальный - органы, уполномоченные в области охраны окружающей среды (например, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования).

Помимо общего и специального можно выделить еще функциональный государственный экологический контроль. Его осуществляют должностные лица органов исполнительной власти, не являющихся специально уполномоченными в области охраны окружающей среды (например, сотрудники экологической милиции, которая является структурным подразделением органов внутренних дел, или природоохранной прокуратуры).

Таким образом, государственный контроль в области обращения с отходами - это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти по проверке соблюдения органами власти, юридическими и физическими лицами требований, установленных нормативными правовыми актами в области обращения с отходами, по предотвращению, выявлению, пресечению нарушений этих требований и по принятию мер реагирования на выявленные нарушения с целью минимизации негативного воздействия отходов на окружающую среду.

Согласно ст.17 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления", ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.

Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 17.07.2003 года № 442 "О трансграничном перемещении отходов" Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 года № 442 «О трансграничном перемещении отходов»//Собрание законодательства РФ. 21.07.2003. № 29. Ст.3012. данные Правила устанавливают порядок ввоза опасных и других отходов на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования, вывоза отходов с территории Российской Федерации, а также транзита отходов по ее территории.

Транспортировка отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Для получения разрешения на каждое трансграничное перемещение отходов заявитель представляет в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (его территориальный орган) следующие документы:

  • - заявление о выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, его количества, кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и перечень заинтересованных государств, участвующих в трансграничном перемещении отходов;
  • - копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
  • - копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
  • - уведомление о трансграничном перемещении отходов (в 3 экземплярах);
  • - документ о перевозке отходов;
  • - копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и паспорта опасного отхода;
  • - копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов;
  • - разрешение предусмотренного Базельской конвенцией компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в случае их вывоза (транзита) с территории (по территории) Российской Федерации;
  • - копия документа, подтверждающего обеспечение заявителем гарантий в соответствии с правилами, разработанными в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Базельской конвенции;
  • - документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригиналов.

Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами, запрещается.

За представление недостоверных или искаженных сведений заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае необходимости регулярного трансграничного перемещения отходов с неоднократным пересечением государственной границы Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (его территориальный орган) может выдавать одному и тому же лицу, ответственному за экологически безопасное использование отходов, соответствующее разрешение сроком на один год, если выполняются следующие условия:

  • - отходы каждого наименования имеют одинаковые физические и химические свойства и поставляются по одному контракту;
  • - таможенное оформление отходов осуществляется в одной и той же таможне и перемещение отходов осуществляется через одни и те же пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В этом случае при наличии письменного согласия заинтересованных государств может применяться процедура общего уведомления, предусмотренная статьей 6 Базельской конвенции.

Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые допускается трансграничное перемещение отходов, определяется Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Документы, представленные в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (его территориальный орган) для получения разрешения на трансграничное перемещение отходов, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (его территориальный орган) принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов в течение 30 дней со дня получения заявления о выдаче указанного разрешения со всеми необходимыми документами.

В случае незаконного трансграничного перемещения отходов по территории Российской Федерации, осуществленного в результате действий экспортера, находящегося под юрисдикцией государства экспорта, либо в случае такого перемещения по территории другого государства, допущенного экспортером, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, возвращение отходов в государство, с территории которого они были вывезены, либо другие действия, направленные на экологически безопасное удаление отходов, предусмотренные Базельской конвенцией, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При экспорте и импорте радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Федеральная таможенная служба в рамках своих полномочий обеспечивает их учет и контроль при пересечении таможенной границы Российской Федерации, а также представляет полученную информацию в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне, в том числе и в органы ФСБ РФ.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство внутренних дел Российской Федерации и ФСБ РФ в рамках своих полномочий осуществляют государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при функционировании системы учета и контроля.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в рамках своих полномочий проводят соответствующую деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию незаконных действий в отношении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Таким образом, основной функцией органов ФСБ при осуществлении экологических функций является утверждение пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые допускается трансграничное перемещение отходов.

За нарушения правил трансграничного перемещения отходов органы ФСБ РФ привлекают виновных к административной и уголовной ответственности.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее