Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экология arrow Деятельность органов службы Федеральной безопасности Российской Федерации в сфере экологии

Осуществление мер по обеспечению защиты и охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, в сфере охраны морских биологических ресурсов

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области охраны экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, охраны внутренних морских вод, территориального моря.

В соответствии со ст.7 Федерального закона РФ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входят:

  • - разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации об исключительной экономической зоне и о деятельности в ней;
  • - координация деятельности органов государственной власти в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней, защиты прав и законных интересов Российской Федерации в исключительной экономической зоне и охраны морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов;
  • - определение стратегии изучения водных биоресурсов и рыболовства, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, защиты и сохранения морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов на основе федеральных стратегии, программ и планов с учетом заключений государственной экологической экспертизы, а также с особым учетом экономических интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и населения в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на осуществлении рыболовства. Федеральные программы и планы составляются с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, если эти программы и планы предусматривают использование береговой инфраструктуры соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • - установление порядка выдачи деклараций о видах и об объемах водных биоресурсов, выловленных (добытых) российскими и иностранными судами в исключительной экономической зоне, а также о произведенной из этих ресурсов продукции;
  • - установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использования водных биоресурсов, включая выдачу разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, разработку и установление правил и норм рационального использования, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов;
  • - установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, запретов и ограничений на использование водных биоресурсов, а также установление правил и норм воспроизводства водных биоресурсов;
  • - разработка и внедрение системы наблюдения и контроля за рыболовством в исключительной экономической зоне, в том числе с использованием космических средств связи и радионавигации;
  • - разработка совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, мер по предотвращению гибели водных биоресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства;
  • - оказание помощи водным биоресурсам, в том числе морским млекопитающим, в случае возникновения угрозы их жизни при стихийных бедствиях или вследствие иных причин;
  • - установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использования неживых ресурсов, включая порядок лицензирования, и разработка соответствующих стандартов (норм и правил);
  • - регистрация работ по изучению, разведке и разработке неживых ресурсов, составление федерального баланса запасов неживых ресурсов;
  • - контроль за рациональным использованием и сохранением водных биоресурсов и неживых ресурсов, защита и охрана морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов с привлечением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
  • - регулирование проведения ресурсных и морских научных исследований;
  • - установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий;
  • - объявление отдельных районов исключительной экономической зоны районами, в пределах которых гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям, иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам не будут выдаваться разрешения на проведение морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке и разработке неживых ресурсов и осуществлению рыболовства с сообщением географических координат таких районов в "Извещениях мореплавателям";
  • - установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за использование неживых ресурсов;
  • - регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений в целях изучения, поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, изучения водных биоресурсов и осуществления рыболовства, проведения морских научных исследований и в иных целях;
  • - определение и регулирование условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки неживых ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, в том числе выводимых на территорию Российской Федерации;
  • - определение трассы и условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов в исключительной экономической зоне с учетом проложенных подводных кабелей и трубопроводов и с учетом деятельности по разведке и разработке природных ресурсов исключительной экономической зоны;
  • - проведение государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля и государственного мониторинга состояния исключительной экономической зоны с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью;
  • - ведение Российского государственного фонда данных о состоянии исключительной экономической зоны и состоянии ее водных биоресурсов и неживых ресурсов;
  • - установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью или веществами, иными, чем нефть;
  • - установление экологических нормативов (стандартов) содержания загрязняющих веществ в сбросах вредных веществ, а также в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению в исключительной экономической зоне, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, сброс и захоронение которых в исключительной экономической зоне запрещены, регулирование сброса вредных веществ и захоронения отходов и других материалов, а также контроль за указанными сбросом и захоронением;
  • - защита и охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания, условий размножения (нереста) и миграции; создание заповедников, заказников, заповедных зон и установление других особо охраняемых природных территорий, в том числе прилегающих к курортам, лечебно-оздоровительным местностям и зонам отдыха на побережье, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям";
  • - обеспечение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации выполнения мероприятий, направленных на охрану исключительной экономической зоны, ее морской среды, водных биоресурсов и неживых ресурсов, пресечение нарушений настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий;
  • - разрешение споров в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней;
  • - заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении исключительной экономической зоны и деятельности в ней.

Защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, являются одним из направлений пограничной деятельности Федеральной службы безопасности.

Федеральная служба безопасности осуществляет следующие функции в исключительной экономической зоне Российской Федерации:

  • - организует деятельность органов и войск по защите и охране Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по охране за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений;
  • - организует деятельность органов и войск по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
  • - участвует в обобщении практики применения федерального законодательства в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с террористической, диверсионной деятельностью и с преступностью, защиты и охраны Государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, а также в области осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов; в установленном порядке вносит предложения по его совершенствованию;
  • - участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск;
  • - участвует в пределах своих полномочий в подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в международно-правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы и разграничения морских пространств;
  • - устанавливает порядок документирования деятельности органов и войск, организует хранение и использование оперативных, следственных, архивных и других материалов, в том числе уголовных дел, предварительное расследование по которым окончено следователями органов федеральной службы безопасности, устанавливает требования к организации делопроизводства и архивного дела в органах и войсках, создает и использует информационные системы, а также определяет перечень дел оперативного учета, порядок их ведения и хранения и т.д. Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (постатейный). - М.: 2006. - С.85.

При этом Директор Федеральной службы безопасности:

  • - несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами и войсками;
  • - организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов и войск, образует в органах федеральной службы безопасности коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов и войск по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов;
  • - информирует Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск;
  • - представляет ФСБ России во взаимоотношениях с представительными (законодательными), исполнительными и судебными органами государственной власти Российской Федерации;
  • - издает на основании и во исполнение федерального законодательства правовые акты, в том числе совместно или по согласованию с руководителями федеральных органов исполнительной власти, организует проверку их исполнения;
  • - отменяет противоречащие федеральному законодательству и нормативным правовым актам ФСБ России правовые акты, изданные руководителями органов и войск;
  • - принимает в соответствии с федеральным законодательством решения о временном ограничении, приостановлении или прекращении деятельности физических и юридических лиц, осуществляемой на Государственной границе, приграничной территории, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • - определяет в соответствии с федеральным законодательством, международными договорами Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти содержание пограничного контроля, а также средства и методы пограничного контроля и устанавливает порядок их применения;
  • - определяет в соответствии с федеральным законодательством и нормами международного права порядок осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, а также порядок направления должностных лиц органов и войск на иностранные суда, осуществляющие промысел морских биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, для контроля за таким промыслом;
  • - определяет в соответствии с федеральным законодательством порядок реализации полномочий государственных инспекторов морской охраны и других должностных лиц органов и войск, а также порядок их подбора и подготовки;
  • - определяет в соответствии с федеральным законодательством порядок выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону;
  • - устанавливает границы (стыки и разграничительные линии) зон ответственности органов морской охраны;
  • - вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию федерального законодательства в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по заключению международных договоров Российской Федерации и т.д.

Согласно ст.39 Федерального закона РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" Федеральный закон РФ от 31.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст.3833. охрана внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами.

Охрана внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти по безопасности во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти в области природных ресурсов, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, а также с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В 2005 году было утверждено Положение о порядке реализации полномочий старших государственных инспекторов, которое определяет порядок реализации полномочий старших государственных инспекторов, государственных инспекторов и участковых инспекторов морской охраны государственных морских инспекций пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации (пограничных управлений береговой охраны, пограничных управлений по отдельным направлениям) (должностные лица инспекторского состава, если не оговорено иное) при решении задач по защите и охране экономических и иных законных интересов Российской Федерации во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также по охране за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации Приказ ФСБ РФ от 26.09.2005. года № 568 «Об утверждении Положения о порядке реализации полномочий старших государственных инспекторов»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 43..

Нормы, определяющие порядок реализации полномочий должностных лиц инспекторского состава во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, распространяются на акватории Каспийского и Азовского морей в случаях, установленных федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации Велиева Д.С. Комментарий к Федеральному закону от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (постатейный). - М.: 2008. -С.162. .

Свои полномочия должностные лица инспекторского состава реализуют в следующем порядке.

Остановка судна должностными лицами инспекторского состава производится в порядке, определенном федеральным законодательством.

Осмотр судна должностными лицами инспекторского состава, то есть его обследование, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, проводится в целях проверки соблюдения федерального законодательства в сфере охраны водных биоресурсов, соблюдения условий разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и других документов, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в целях соблюдения международных договоров Российской Федерации в сфере охраны водных биоресурсов.

Осмотр судна организуется и осуществляется в зависимости от типа судна, характера осуществляемой им деятельности и продолжается до составления всех необходимых документов. Данные действия осуществляются в присутствии капитана судна и (или) лица, во владении которого оно находится.

В случаях, не требующих отлагательств, при отсутствии указанных лиц осмотр судна может быть осуществлен в присутствии членов экипажа судна.

При осмотре судна подлежат проверке:

  • - разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, промысловый и технологический журналы, судовые и грузовые документы и взаимное соответствие произведенных в них записей;
  • - наличие, работоспособность технических средств контроля и соответствие местоположения судна передаваемым ими данным;
  • - соблюдение порядка прохождения судном морских контрольных пунктов (точек);
  • - грузовые, производственные, технологические помещения судна, их соответствие объемам и оборудованию, судовым и грузовым документам;
  • - объем и видовой состав находящихся на судне водных биоресурсов и продуктов их переработки, их соответствие разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов и другим документам, подтверждающим законность их нахождения на судне;
  • - средства добычи (вылова) водных биоресурсов, оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении добычи (вылове) водных биоресурсов, их соответствие разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов, судовым и грузовым документам, разрешенным для добычи (вылова) водных биоресурсов району и виду, а также соответствие их установленным нормативным требованиям.

По результатам осмотра судна составляется акт, который подписывается должностным лицом инспекторского состава и капитаном судна и (или) лицом, во владении которого находится осматриваемое судно. В случае отказа капитана судна или лица, во владении которого находится осматриваемое судно, от подписания акта в нем делается соответствующая запись.

При осмотре судна должностные лица инспекторского состава обязаны:

  • - знать судовые правила и меры безопасности при нахождении на осматриваемом судне;
  • - знать установленную организацию осмотра судна;
  • - поддерживать с другими должностными лицами, участвующими в осмотре судна или организующими такой осмотр, устойчивую радио-, телефонную или зрительную связь.

Должностным лицам инспекторского состава запрещается самостоятельно эксплуатировать судовые приборы, механизмы или судно.

В случаях, когда капитан или ответственные лица экипажа осматриваемого судна отказываются выполнять требования должностного лица инспекторского состава по включению и эксплуатации судовых приборов и механизмов, необходимых для обеспечения осмотра, конвоирования или безопасности осматриваемого судна, их включение и эксплуатация производятся по решению должностного лица, организующего осмотр судна. При этом такая эксплуатация судовых приборов, механизмов и судна не должна наносить ущерба безопасности судна, его экипажа и других судов.

Результаты проверки документов указываются в акте осмотра судна.

Добыча (вылов) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях проводится на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях.

Должностные лица инспекторского состава при исполнении ими служебных обязанностей проверяют наличие разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, соблюдение условий, предусмотренных данным разрешением, а также обязанностей пользователей водных биоресурсов.

В случаях выявления должностными лицами инспекторского состава в ходе реализации ими полномочий по осмотру судна нарушений условий, предусмотренных разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях и (или) невыполнения обязанностей пользователей водных биологических ресурсов, то добыча (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях может быть приостановлена.

Решение о приостановлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях выносится должностным лицом инспекторского состава из числа старших государственных инспекторов органов морской охраны.

Решение о приостановлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях выносится в форме протокола, составляемого в двух экземплярах.

Решение о возобновлении приостановленной добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях принимается должностным лицом, уполномоченным выносить решение о приостановлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях после представления пользователем информации об устранении допущенных нарушений и проверки ее соответствия.

Решение о возобновлении приостановленной добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях оформляется путем производства соответствующей записи на бланке протокола о приостановлении добычи (вылова) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях с указанием времени и даты внесения записи.

Задержание судна применяется, если в ходе реализации должностными лицами инспекторского состава полномочий, выявляются нарушения с признаками уголовно наказуемого деяния либо административного правонарушения.

Решение о задержании судна выносится должностным лицом инспекторского состава в пределах его полномочий и оформляется в форме акта о задержании судна.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается лицом, вынесшим решение о задержании судна. Второй экземпляр акта вручается капитану задержанного судна.

После задержания судна правомочное должностное лицо инспекторского состава составляет протокол о доставлении судна в ближайший порт Российской Федерации (иностранного судна - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол о доставлении судна может быть составлен как при нахождении судна в морской акватории, так и сразу по доставлении судна в порт.

ФСБ России организует деятельность органов и войск по защите и охране природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; по охране за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных рыб, образующихся в реках Российской Федерации, а также по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами федерального законодательства об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания.

Властные полномочия должностных лиц пограничных органов ФСБ РФ, осуществляемые при обеспечении охраны Государственной границы, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Причем отдельные полномочия по применению конкретных видов административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главами 7, 8, 18, 19 КоАП РФ, строго разграничены и закреплены за конкретными должностными лицами.

Итак, одним из важнейших полномочий ФСБ РФ в сфере осуществления экологических функций является управление в области охраны экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, охраны внутренних морских вод, территориального моря.

В данной сфере органы ФСБ обладает не только функциями управления, но и полномочны привлекать к ответственности лиц, нарушающих порядок.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее