Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экология arrow Деятельность органов службы Федеральной безопасности Российской Федерации в сфере экологии

Особенности охраны окружающей среды органами Федеральной Службы Безопасности РФ

Обеспечение безопасности атомной энергетики, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров

Экологическая безопасность как разновидность территориальной безопасности - это комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологический баланс на планете и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и политически готово человечество.

Экологическая безопасность является необходимым условием для устойчивого экономического развития государств и общества, ограничительным фактором при координации и интеграции промышленно-хозяйственной деятельности, а также инструментом для гармонизации политико-экономических отношений между любыми социально-экономическими системами.

В соответствии с п."з" ст.12 Федерального закона РФ "О Федеральной службе безопасности", в которой закреплены обязанности ФСБ РФ, данная служба обязана обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов.

В п.14 ст.9 Указа Президента РФ от 11.08.2003 года № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" говорится о том, что для решения основных задач ФСБ России осуществляет определенные функции, в том числе организует в пределах своих полномочий деятельность по обеспечению безопасности объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов.

Согласно ст.10 Федерального закона РФ от 21.11.1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" Федеральный закон РФ от 21.11.1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»//Собрание законодательства РФ. 27.11.1995. № 48. Ст.4552. федеральные органы исполнительной власти:

  • - принимают решения о месте размещения находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • - проводят государственную экспертизу проектной документации объектов использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
  • - обеспечивают защиту прав граждан при использовании атомной энергии;
  • - обеспечивают безопасность и охрану окружающей среды при использовании атомной энергии;
  • - проводят мероприятия по ликвидации последствий аварий при использовании атомной энергии;
  • - осуществляют полномочия собственника в отношении ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения и радиоактивных веществ, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • - осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
  • - принимают решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, о выводе указанных объектов из эксплуатации, а также о последующем хранении радиоактивных отходов;
  • - организуют обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, находящихся в федеральной собственности;
  • - осуществляют деятельность по обучению специалистов в области использования атомной энергии, в том числе подготовку специалистов с использованием ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • - разрабатывают и реализуют комплексные программы социально-экономического развития и экологической безопасности территорий, на которых расположены объекты использования атомной энергии.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации в рамках своих полномочий:

  • - обеспечивает проверку на допуск лиц для выполнения ими работ с ядерными материалами, на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов;
  • - проводит оперативно-розыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
  • - участвует в обеспечении безопасной транспортировки ядерных материалов и физической защиты ядерно опасных объектов в режиме повседневной деятельности и в чрезвычайных ситуациях;
  • - участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения физической защиты.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации в рамках своих полномочий проводят соответствующую деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию незаконных действий в отношении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

В соответствии с главой VI Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 года № 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов»//Собрание законодательства РФ. 12.05.2008. № 19. Ст.2188. государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, формирует государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, а также перечень ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим лицам.

Государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, относится к федеральным информационным ресурсам и подлежит инвентарному учету в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сводную информацию о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов, а также причинах их совершения.

Федеральная таможенная служба ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" обобщенную информацию, содержащуюся в грузовых таможенных декларациях, о перемещениях через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов.

При необходимости Федеральная таможенная служба представляет по запросу Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации сведения по отдельным фактам перемещения через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов.

Важнейшим полномочием ФСБ РФ в сфере обеспечения безопасности, в том числе и в рамках осуществления экологических функций, является охрана Государственной границы.

Охрана Государственной границы является составной частью ее (границы) защиты и осуществляется пограничными органами, входящими в состав Федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, которые определяются законодательством страны. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами ее (границы) режима, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры охраны Государственной границы рассматриваются в Законе РФ "О Государственной границе Российской Федерации" как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых государственными органами в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года № 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" Указ Президента РФ от 11.03.2003 года № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 24.03.2003. № 12. Ст.1101. с 1 июля 2003 года была упразднена Федеральная пограничная служба страны, а ее полномочия и функции были переданы Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

В целях организации управления пограничными войсками и органами Федеральной службы безопасности, осуществляющими защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации, в Федеральной службе безопасности была создана Пограничная служба, возглавляемая первым заместителем директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в пограничном пространстве России, охватывающем Государственную границу, пункты пропуска через нее и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.

Основные субъекты пограничной политики Российской Федерации - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и граждане.

Основные объекты пограничной политики Российской Федерации - Государственная граница Российской Федерации, национальные интересы России в ее пограничном пространстве, а также на внешних границах государств-участников СНГ.

Цель пограничной политики Российской Федерации - реализация и защита национальных интересов России, обеспечение безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.

Основные задачи пограничной политики Российской Федерации таковы:

  • - создание условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности;
  • - совершенствование международно-правового оформления Государственной границы;
  • - межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации;
  • - противодействие экономической и демографической экспансии на территорию России со стороны других государств;
  • - предотвращение попыток международной изоляции России со стороны отдельных иностранных государств и военно-политических блоков исходя из национальных интересов государства в пограничном пространстве;
  • - обеспечение интересов и безопасности России на внешних границах государств-участников СНГ на основе международных договоров.

Принципы пограничной политики, обеспечивающие пограничную безопасность Российской Федерации:

  • - взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости границ;
  • - приоритет национальных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве, комплексный подход к их реализации и защите;
  • - мирное разрешение пограничных споров;
  • - уважение прав и свобод человека и гражданина.

Одними из составляющих элементов экологической безопасности являются химическая и биологическая безопасность государства и общества.

Обеспечение химической и биологической безопасности - одно из важнейших направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации.

Усиливающееся негативное влияние химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему, увеличение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (в том числе ввиду террористических воздействий) на потенциально опасных химических и биологических объектах различной организационно-правовой формы и формы собственности - все это представляет возрастающую угрозу жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации.

Цель государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности заключается в последовательном снижении до минимально приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему.

Основу государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности составляет совершенствование и упрочение института химической и биологической безопасности, активизация функций государства, регулирующих последовательное снижение негативного воздействия различных факторов на обеспечение химической и биологической безопасности.

Решение этих задач достигается путем создания государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации (как подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической безопасности, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия химических и биологических факторов.

Итак, ФСБ РФ в сфере осуществления своих экологических функций обязана обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов.

Кроме того, важнейшим направлением является обеспечение безопасности указанных объектов в рамках охраны и защиты государственной границы.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее