Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экология arrow Деятельность органов службы Федеральной безопасности Российской Федерации в сфере экологии

Правовой статус Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации и основы ее деятельности в сфере осуществления экологических функций

Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 03.04.1995 года № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" Федеральный закон РФ от 03.04.1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»//Собрание законодательства РФ. 10.04.1995. № 15. Ст.1269. Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации. Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • - контрразведывательная деятельность;
  • - борьба с терроризмом;
  • - борьба с преступностью;
  • - разведывательная деятельность;
  • - пограничная деятельность;
  • - обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

Следовательно, в указанном Федеральном законе обязанности органов ФСБ РФ по охране окружающей среды напрямую не закреплены.

Однако ряд полномочий ФСБ РФ в сфере осуществления экологических функций содержится в Указе Президента РФ от 11.08.2003 года № 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" Указ Президента РФ от 11.08.2003 года № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 18.08.2003. № 33. Ст.3254..

Как следует из данного Указа, ФСБ РФ является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области:

  • - обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • - борьбы с терроризмом;
  • - защиты и охраны государственной границы Российской Федерации;
  • - охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Безопасность - со стояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Безопасность является основным критерием, обеспечивающим гарантии личных, естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности, а также национальные интересы государства и общества в экономической, политической, экологической, социально-демографической и иных сферах.

Понятие безопасности может рассматриваться в узком и в широком смыслах.

В широком смысле это национальная безопасность Российской Федерации как безопасность многонационального народа - носителя суверенитета и единственного источника власти в России.

В узком смысле безопасность может рассматриваться как безопасность личности, ее прав, свобод и интересов, обеспечение которой состоит в реализации конституционных гарантий личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина, в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Основные составляющие национальной безопасности России (экономическая, экологическая, социально-демографическая и др.) рассматриваются в Концепции национальной безопасности через призму стратегии и показателей устойчивого развития государства и общества, принятых странами мирового сообщества в конце XX века.

Показателями устойчивого развития называют критерии и индикаторы, с помощью которых оценивается уровень развития того или иного географического региона (города, страны, региона, континента, всего мирового сообщества), прогнозируется его будущее состояние (экономическое, политическое, экологическое, демографическое и т.д.), делаются выводы об устойчивости этого состояния. Показатели служат базой для планирования деятельности в направлении устойчивого развития, разработки политики в этой области.

В экологической сфере важная задача при обеспечении состояния безопасности - сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, снижение сбросов и выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение массы отходов, особенно токсичных, организация их безопасной переработки и утилизации.

Основным объектом приграничной безопасности является Государственная граница Российской Федерации.

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью ее (границы) защиты и осуществляется пограничными органами, входящими в состав Федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, которые определяются законодательством страны.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых государственными органами в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Внутренние морские воды - это составная часть внутренних вод государства и, следовательно, его суверенной территории. Включают ту часть Мирового океана, которая расположена между сухопутной территорией государства и его территориальным морем.

Согласно Закону РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" Закон РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»//Российская газета. 04.05.1993. № 84. в состав внутренних морских вод входят:

  • - морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря (территориальных вод) РФ;
  • - воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;
  • - воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуются один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
  • - воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ, перечень которых объявляется ее правительством.

Внутренние морские воды находятся под полным суверенитетом прибрежного государства, которое определяет как их правовой режим, так и порядок деятельности в них.

Территориальное море - это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод (у государства-архипелага - за архипелажными водами). На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства.

Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства.

В настоящее время большинство морских государств (130) имеют ширину территориального моря в пределах до 12 морских миль. Однако около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом.

Исключительная экономическая зона - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом РФ от 17.12.1998 года № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" Федеральный закон РФ от 17.12.1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 21.12.1998. № 51. Ст.6273. и нормами международного права.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря, а ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В пределах этого пространства прибрежное государство наделено суверенными правами, предоставленными ему "в целях разработки, разведки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра" (Конвенция ООН по морскому праву 1982 года).

Помимо этого прибрежное государство осуществляет юрисдикцию относительно деятельности по созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, ведению морских научных исследований, осуществлению защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих правомочий в пределах исключительной экономической зоны оно обязано принимать во внимание интересы международного судоходства, права и обязанности других государств.

Континентальный шельф - прилегающий к территориальным водам район морского дна (включая его недра) определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов.

Внешняя граница континентального шельфа проходит по внешней границе подводной окраины континентального материка или на расстоянии 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Внешняя граница континентального шельфа должна находиться не далее 350 морских миль от берега во всех случаях или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними.

Реализация этих прав прибрежным государством не должна ущемлять судоходства и других прав и свобод, предусмотренных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции.

В РФ статус континентального шельфа также определен Федеральным законом РФ от 30.11.1995 года № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" Федеральный закон РФ от 30.11.1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 04.12.1995. № 49. Ст.4694. .

Для осуществления своих функций в сфере экологии ФСБ РФ:

  • - организует деятельность органов безопасности по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по охране за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений;
  • - участвует в пределах своих полномочий в обобщении практики применения федерального законодательства в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с террористической, диверсионной деятельностью и с преступностью, защиты и охраны государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, а также в области осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов; в установленном порядке вносит предложения по его совершенствованию.

Регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации Приказ ФСБ РФ от 18.09.2008 года № 464 «Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации»//Российская газета. 10.10.2008. № 213. в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливает основные правила организации деятельности ФСБ РФ по осуществлению ее полномочий.

Как указано в Регламенте, ФСБ РФ в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивает информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Как уже было указано, иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

Рассмотрим далее особенности регламентирования экологических функций ФСБ в различных федеральных законах.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее