Классификация систем телемеханики

В зависимости от выполняемых функций и характера передаваемой информации телемеханические системы подразделяются на:

системы телеуправления (ТУ), которые служат для управления положением или состоянием дискретных и непрерывных объектов;

системы телесигнализации (ТС), осуществляющие получение информации о состоянии контролируемых и управляемых объектов;

системы телерегулирования (ТР), осуществляющие передачу из пункта управления управляемому объекту сигналов установки некоторых параметров, имеющих непрерывное множество состояний;

системы телеизмерения (ТИ), осуществляющие на расстоянии контроль значений различных параметров управляемых объектов;

системы передачи данных (СПД), осуществляющие обмен на расстоянии цифровой или другой информацией для использования ее в вычислительных или управляющих комплексах;

комбинированные системы, объединяющие некоторые из перечисленных систем в один комплекс (системы ТУ-ТС, ТР-ТИ, ТУ-ТС-ТИ и т.д.).

Обычно в телемеханической системе имеется один пункт управления и множество контролируемых пунктов, которые соединены в телемеханическую сеть, которая представляет собой совокупность устройств системы телемеханики и объединяющих их каналов связи. Структура сети, показанная на рис.7,а, является простейшей, ее обычно называют «соединение пункт-пункт».

Более сложной является многоточечная структура телемеханической сети, которая имеет два и более контролируемых пункта. Наиболее распространенные структуры данного типа приведены на рис.4,б,в,г,д. В радиальной структуре (рис.7,б) пункт управления соединен с каждым из контролируемых пунктов отдельным каналом связи. Это обеспечивает независимость работы контрольных пунктов друг от друга при повреждении каналов связи. Такая структура используется на крупных станциях для телемеханического управления объектами в удаленных горловинах с помощью специальной системы станционной кодовой централизации.

В цепочной структуре (рис.7,в) множество контролируемых пунктов соединяются с пунктом управления общим каналом связи. Это обеспечивает наиболее эффективное использование канала связи, но при этом возникают проблемы при повреждениях канала связи и проблемы регламентации работы контролируемых пунктов. Цепочная структура применяется в диспетчерских централизациях. Часто при организации крупных диспетчерских центров (например, в масштабах железной дороги) применяются комбинации из радиальной и цепочной структур (рис.7,г). Для повышения надежности соединений в телемеханической сети применяют кольцевую структуру (рис.4,д), в которой канал связи образует кольцо и передача сообщений между пунктом управления и каждым из контролируемых пунктов может осуществляться по двум направлениям. Кроме того, различают системы телемеханики для управления подвижными объектами: кранами и другими подъемно-транспортными механизмами, поездами на железных дорогах, спутниками и т.д.

Структуры телемеханических сетей

Рисунок 7. Структуры телемеханических сетей

Передача сообщений между пунктом управления и контролируемыми пунктами организуется с помощью определенных правил - протоколов обмена. В системах железнодорожной телемеханики используют, в основном, четыре принципа обмена информацией и их сочетания. Спорадический принцип предполагает передачу только новой информации в момент ее возникновения (нажатие кнопки оператором, изменение состояния контролируемого объекта и т.д.). Его достоинством является минимальная загрузка каналов связи, но при этом возможна потеря информации из-за помех, сбоев и отказов аппаратуры.

При циклическом принципе осуществляется последовательное поочередное подключение к каналу связи всех контролируемых пунктов и выделение временного интервала для обмена информацией. Этот принцип требует синхронизации работы пункта управления и контролируемых пунктов. При использовании принципа «по запросу» вся текущая информация накапливается на контролируемых пунктах и передается только тогда, когда на данный контролируемый пункт поступает команда запроса из пункта управления. Принцип приоритета устанавливает неравноправие между различными контролируемыми пунктами, а также между различными сообщениями.

Для сравнения и оценки систем телемеханики используют следующие показатели:

информационная емкость - число объектов управления и контроля, включенных в систему телемеханики;

быстродействие системы - интервал времени с момента появления события на передающем пункте телемеханической системы до представления информации о нем на приемном пункте;

достоверность передачи информации - вероятность потери или искажения информации. С этой точки зрения телемеханические комплексы делятся на три категории (табл.1).

Таблица 1

Вероятностная характеристика

Вероятность события, не более, для категорий помещений

1

2

3

Вероятность потери команды

10-14

10-10

10-7

Вероятность потери контрольной информации

10-8

10-7

10-6

Вероятность искажения команды

10-14

10-10

10-7

Вероятность искажения контрольной информации

10-8

10-7

10-6

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >