Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Лондонский клуб кредиторов. Отношения с Россией

Современное состояние

В настоящее время государственная задолженность России незначительна в абсолютном и относительном выражении. Общий объем государственного долга на 1 октября 2004 г.равнялся 4042,7 млрд. руб., из них 81,6% приходились на внешний долг (порядка 113 млрд. долл.). Отношение объема долга к ВВП в текущем году составит 25? 30 процентов, что ниже, чем у большинства стран-должников. Объем золотовалютных резервов страны (140 млрд. долл.) превысил объем текущего внешнего долга. Стабилизационный фонд перевалил за отметку 30 млрд. долл. С учетом этих факторов можно утверждать, что даже если цены на нефть упадут до уровня девяностых годов Россия в ближайшее время не будет испытывать сложностей с финансированием образующегося дефицита бюджета. То, что Российская Федерация в настоящее время не обременена чрезмерным уровнем задолженности, не означает, что проблематика управления государственным долгом отошла на второй план. Именно в последние годы, когда высокие цены на нефть помогли решить долговую проблему, у страны появилась возможность выработать долгосрочную оптимальную стратегию управления государственным долгом. Государственный долг впервые за последние два десятилетия имеет шансы превратиться из инструмента политического давления на Россию и источника реального экономического бремени для грядущих поколений в эффективный инструмент макроэкономической стабилизации.

Взятый курс на досрочное погашение внешнего долга не только позволит снизить бремя обслуживания долга (так, экономия на процентных платежах по досрочно погашенной части долга Лондонскому клубу в период 2006? 2008 гг. составит более 2 млрд. долл.), но и снимет проблему возможной перепродажи российского долга странами-кредиторами (как это сделала Германия в 2004 г.). В феврале 2005 г. Россия досрочно (на три года раньше графика) погасила долг перед Международным валютным фондом, сэкономив на процентных платежах 204 млн. долл.

В ближайшей перспективе России предстоит ежегодно выплачивать от 13 до 19 млрд. долл. по внешнему долгу, из них на погашение основной суммы долга будет приходиться порядка 8 11 млрд. долл., на выплату процентов - от 5 до 8 млрд. долл. Будут осуществляться как выплаты по новому российскому долгу, не подлежащему реструктуризации (еврооблигациям), так и платежи Парижскому клубу. Уже в июне текущего года Россия выплатит Лондонскому клубу 13 млрд. долл., что равно всем доступным на сегодняшний день средствам Стабилизационного фонда (текущему размеру фонда за вычетом неприкосновенных 500 миллиардов рублей). По оценкам Министерства финансов, если будут достигнуты новые договоренности по досрочным выплатам, общий размер внешней задолженности России к 2010 г. может сократиться до 34 млрд. долл. Снижение совокупного государственного долга РФ, по замыслу Правительства, должно сопровождаться замещением внешних источников финансирования внутренними заимствованиями. Министерство финансов планомерно увеличивает размер внутреннего долга (с 20 млрд. долл. в 2000 г. до 32 млрд. долл. в 2005 г.), удерживая полный контроль над рынком внутреннего долга. На рынке внутреннего долга преобладают средне- и долго срочные инструменты с невысокой доходностью (7-10% годовых). Три четверти общего объема долгосрочных государственных обязательств оседают в портфелях государственных структур - Пенсионного фонда и нескольких банков. Внутренний долг по гарантированным обязательствам перед гражданами России по-прежнему остается нерыночным. Десять лет назад сбережения граждан, помещенные на вклады в Сбербанке и Госстрахе в период до 20 июня 1991 г., были признаны государственным внутренним долгом РФ. Очевидно, что российская финансовая система не пережила бы единовременного восстановления сбережений граждан, оцениваемых в сумму350 млрд. долл., путем их перевода в государственные ценные бумаги (как это предусмотрено законами «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» и «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации»). Однако за прошедшие годы государством не было предпринято вообще никаких действий по действительному восстановлению сбережений граждан или их секьюритизации. В федеральный бюджет закладывались лишь обязательства по выплате «предварительной компенсации» (в символическом размере одной тысячи рублей) нескольким категориям вкладчиков (престарелым и инвалидам), не превышающие одного процента всех бюджетных расходов

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее