Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Государственный бюджет, проблема баланса доходов и расходов

Проблема сбалансированности государственного бюджета

Принцип сбалансированности бюджета - один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Одной из основных целей составления бюджета государства является обеспечение соответствия расходов бюджета его доходом. Поэтому бюджет государства должен быть максимально сбалансированным по доходам и расходам.

Следует отметить, что завышение плановых доходов бюджетов и занижение их плановых расходов не решает проблемы дефицита бюджета, так как это приводит к систематическому невыполнению плана как по доходам, так и по расходам. В результате постоянно возрастает задолженность бюджетов.

Если в качестве оснований сокращения дефицита бюджета запланированы мероприятия по повышению доходов бюджета или снижению его расходов, они должны повлечь корректировку соответственно доходной или расходной статей бюджета, а не планироваться в качестве источников покрытия его дефицита Поляк Г.Б.Бюджетная система России: Учеб. для вузов - М.:ЮНИТИ, 2009. - С. 140..

Баланс государственного бюджета - это соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит бюджета Финансовый словарь «Финам». Ссылка на источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/20309 .

Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета

Рис.3. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета

G - государственные расходы; T - налоговые поступления; Y - доход. В точке E - сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам:

T=G

В кризисные 2008 - 2009 годы Министерство финансов РФ принимало серьезные антикризисные меры в бюджетной системе с целью обеспечения сбалансированности региональных и местных бюджетов.

Итоги исполнения консолидированных бюджетов в 2010 году -- важный индикатор оценки эффективности принятых антикризисных мер. Кроме того, исполнение региональных бюджетов за 2010 год и в 2011 году характеризует состояние восстановления российской экономики и потенциал ее дальнейшего развития. Так, исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2010 году происходило с явными признаками роста, что, соответственно, характеризует и рост экономики страны.

Доходы бюджетов субъектов РФ выросли на 10,3 процента к уровню 2009 года (+ 610,5 миллиарда рублей) и составили 6534,1 миллиарда рублей. Рост поступления доходов наблюдался в 69 регионах, а снижение в 14. При этом только в трех из 14 регионов (Калининградская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ) снижение составило более 5 процентов.

Налоговые и неналоговые доходы составили 4978,3 миллиарда рублей. Рост налоговых и неналоговых доходов превысил рост общего объема доходов бюджетов, составив 17,3 процента (+ 735 миллиардов рублей). Особо надо отметить, что по сравнению с докризисным 2008 годом рост налоговых и неналоговых доходов составил более 1 процента (+ 65,8 миллиарда рублей). При этом показатели 2009 года были превышены в 80 регионах (кроме Тюменской области, Сахалинской области и Чукотского автономного окру- га), а 2008 года -- в 66 регионах.

По сравнению с 2009 годом произошло заметное увеличение поступлений по основным бюджетоформирующим налогам, которые наиболее четко характеризуют рост в реальном секторе экономики. Так, поступление налога на прибыль увеличилось на 42,1 процента (+ 450,3 миллиарда рублей), составив 1519,4 миллиарда рублей, НДФЛ -- на 7,5 процента (+ 125 миллиардов рублей), составив 1789,6 миллиарда рублей. Поступления по налогу на прибыль увеличились в 78 регионах, при этом в 12 из них увеличение произошло более чем в два раза. Поступления по НДФЛ возросли в 79 субъектах Федерации. Значительные темпы роста поступлений наблюдаются по акцизам -- 33,3 процента (+ 81,8 миллиарда рублей).

В 2011 году темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ наращивались и превысили уровень 2010 года. Уже по состоянию на 1 июня 2011 года, рост доходов составил 17 процентов, а поступление налоговых и неналоговых доходов выросло на 21 процент.

Дефицит региональных бюджетов России в 2010 году составил 100 миллиардов рублей, что в 3,3 раза меньше, чем в 2009 году (329,3 миллиарда рублей). В 2010 году с суммарным дефицитом 202,1 миллиарда рублей исполнены бюджеты 63 регионов, а бюджеты 20 регионов исполнены с суммарным профицитом 102,1 миллиарда рублей. За пять месяцев текущего года с профицитом в 777 миллиардов рублей исполнены 82 региональных бюджета, а за аналогичный период 2010 года профицит составлял 521 миллиард рублей.

При этом субъекты Федерации смогли значительно сократить объем чистых заимствований в коммерческих банках. Привлечение кредитов кредитных организаций составило 426,4 миллиарда рублей, погашение -- 395,4 миллиарда рублей, а в 2009 году -- 304,6 и 238,1 миллиарда рублей соответственно, что, несомненно, говорит об улучшении финансового положения регионов.

К концу 2010 года у субъектов Федерации образовался значительный объем свободных средств, что также говорит об улучшении их финансового положения и сбалансированности бюджетов. Остатки средств бюджетов на 1 января 2011 года составили 422,4 миллиарда рублей и возросли за 2010 год на 11,6 процента.

Просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2011 года составляет 37 миллиардов рублей, или менее 1 процента от общего объема расходов, в то время как остатки средств составляют более 6 процентов от объема расходов. Просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы имеет место только в Камчатском крае и составляет 0,3 миллиона рублей. Таким образом, 2010 и 2011 годы характеризуются стабилизацией финансового положения на региональном уровне.

В 2009 году была введена система бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации на сбалансированность бюджетов и на дорожное хозяйство. Бюджетные кредиты на сбалансированность выдавались сроком на три года, дорожные -- на пять лет. По состоянию на август 2011 года, из федерального бюджета выдано более 200 миллиардов рублей кредитов на сбалансированность региональных бюджетов и 100 миллиардов рублей на дорожное хозяйство.

Проблемы сбалансированности остаются, многие специалисты связывают их с необъективным распределением доходов между уровнями бюджетной системы и значительным объемом льгот по региональным и местным налогам.

Между тем, принятие каких-либо мер по передаче налогов, закрепленных за федеральным бюджетом, в пользу региональных, Правительством России не планируется. Как считают эксперты экономического блока российского правительства, это приведет к еще большим различиям в бюджетной обеспеченности регионов. Ведь всем известно, что с территории 10 субъектов Федерации, где проживает 27 процентов населения страны, поступает более 60 процентов налоговых доходов. Любая передача налогов с федерального уровня на региональный приведет к росту бюджетной обеспеченности этих 10 субъектов.

По мнению министра финансов РФ Антона Силуанова Силуанов А.Г. О проблемах обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ // Журнал «Бюджет», 15.08.2011 г. http://fz-83.ru/ , важно иметь в виду, что передача налогов с федерального на региональный уровень должна сопровождаться соответствующим снижением объема финансовой помощи региональным бюджетам, чтобы обеспечить сбалансированность федерального бюджета. Если, например, передать субъектам Федерации 2 процента ставки налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет, то это потребует адекватного снижения объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в объеме 182 миллиардов рублей. В результате 10 наиболее обеспеченных субъектов получат дополнительные доходы в объеме более 140 миллиардов рублей, а 10 наименее обеспеченных потеряют около 30 миллиардов рублей доходов, получаемых в виде дотаций. Это вызовет непреодолимые проблемы со сбалансированностью бюджетов этих регионов.

Кризисные годы остались позади, регионы и муниципалитеты справились с задачей обеспечения сбалансированности бюджетов во многом благодаря федеральной помощи.

Министр финансов России А.Г. Силуанов считает, что к предсказуемым рискам возникновения несбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Федерации можно отнести следующие Силуанов А.Г. О проблемах обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ // Журнал «Бюджет», 15.08.2011 г. http://fz-83.ru/ :

  • - изменение расходных обязательств региональных бюджетов в связи с передачей расходов по обеспечению населения услугами учреждений здравоохранения с муниципального на региональный уровень;
  • - передача расходов на содержание милиции общественной безопасности с регионального уровня на федеральный.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее