Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Философия права: понятие, предмет

Предмет философии права и его соотношение с объектом

Вопрос о предмете философии права как сформировавшейся, относительно самостоятельной области знаний, равно как и для любой иной учебной и научной дисциплины, является одним из наиболее важных, ключевых вопросов, непосредственно связанных с ее идентификацией. Определить предмет той или иной дисциплины в теоретическом и практическом плане означает выявить круг тех явлений, институтов и учреждений, а нередко -- их отдельных сторон, целей, уровней, а также закономерностей их возникновения, становления и развития, изучением которых она занимается См.: Керимов Д.А. Предмет философии права. Государство и право. 1994. № 7. С. 3--8; Он же. Избранные произведения: в 3 т. Т. 1. М., 2008. С. 22-27..

«Правильное мышление», ведущее к знанию и познанию, предполагает прежде всего: а) четкое понимание того, каким должен быть и каким видится сейчас данный предмет, ибо, как резонно отмечают исследователи, чем глубже, четче, точнее и адекватнее выявлен и определен предмет философии права, тем выше, богаче и больше ее теоретическое и практическое значение как в позитивном плане утверждения и господства права, так и в «критическом плане разоблачения, отрицания и преодоления всех форм и проявлений антиправа (произвола)»; и б) строгое разграничение между предметом философии права, с одной стороны, и предметами прилегающих к ней, смежных дисциплин -- с другой.

Кроме необходимости проведения четкой разграничительной линии между предметом философии права и предметами сопредельных дисциплин «правильное мышление», по Гегелю, ведущее к «знанию и познанию» предмета философии права, предполагает такое строгое ограничение его объекта, с которым имеет дело данное научное и учебное образование. Но для того чтобы провести разграничение между предметом и объектом философии права, так же, впрочем, как и других сопредельных дисциплин, необходимо сначала определиться с тем, какой смысл вкладывается в понятие предмета философии права, а также в понятие и содержание его объекта.

Отмечая факт содержания предмета философии права, с одной стороны, и представления о самой искомой дисциплине -- с другой, их взаимной генетической взаимосвязи и взаимодействия, следует вместе с тем заметить, что понятие и содержание предмета, равно как и самой дисциплины во многом зависят также от доминирующего на том или ином этапе развития общества представления о праве, от обусловленной определенными интересами и ценностями политико-идеологической направленности различных концептуальных установок, определявших те или иные подходы к осмыслению логики изменения и развития правовой действительности, а вместе с ней и философии права.

В связи с этим, «ретроспективно оценивая развитие философско-правовой мысли», отражавшей на протяжении всей истории развития человечества его отношение к праву и его взгляд на право, некоторые авторы не без оснований выделяют в рамках тех или иных концептуальных установок различные «разновидности» философии права и соответствующие вариации их предметов.

Так, в пределах нормативистской концептуальной установки, в соответствии с которой развитие философии права и ее предмета «отождествляется с изменением самого права, с последовательным переходом человечества от права естественного к позитивному и далее -- к гуманистическому», выделяются такие «разновидности» философии права с их предметами, как философия естественного права, философия позитивного права и философия гуманистического права См.: Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. М, 2007. С. 38. .

В рамках формационной, диалектико-материалистической, исходящей из обусловленности права экономическим развитием и последовательности перехода общества от одной общественно-экономической формации к другой, выделяется, соответственно, философия рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического права.

Анализируя различные подходы к определению понятия предмета философии права и пытаясь выработать на основе сложившегося материала свое представление о данном феномене, необходимо помимо всего прочего не допускать смешения, как это иногда имеет место в юридической и философской литературе, понятия предмета искомой дисциплины, с одной стороны, и идеи этого предмета, а также его структуры и содержания -- с другой.

Понятно, что между этими явлениями, или феноменами, существует весьма тонкая, в значительной степени призрачная, едва уловимая, грань. Однако она существует и, несомненно, требует к себе определенного внимания исследователей, стремящихся к более глубокому и всестороннему познанию рассматриваемой правовой, равно как и любой иной материи.

Применительно к философии права идея ее предмета, образно понимаемая как «путь к его познанию», согласно элементарной логике ассоциируется прежде всего с осознанием того, каким должен быть этот предмет, каким видятся его суть и содержание, как он должен соотноситься с объектом данной дисциплины и других смежных дисциплин и, наконец, каким должны быть подход и методы его выявления и определения.

Идея предмета философии права -- это, по сути, и его изначальная проблема, которая складывается, по справедливому утверждению экспертов в данной области, из ряда принципиально важных вопросов, касающихся того, во имя чего дисциплина, именуемая философией права, существует, какие социальные ценности представляются ей наиболее значимыми, что она считает «наиглавнейшим и наиважнейшим в мире, социуме и человеке и на что хотела бы устремить свои усилия» Бачинин В.А. Указ. соч. С. 949..

Понятие предмета философии права отвечает прежде всего на вопрос, что собой представляет данный феномен, каковы его основные свойства, внутренние связи, внутренне строение и содержание, какие из формирующих его компонентов являются главными, ведущими, без которых философия права «не в состоянии выработать систему адекватных представлений о самой себе и своем предназначении» Бачинин В.А. Указ. соч. С. 950., а какие -- второстепенными, производными.

Руководствуясь известным тезисом Ш. Монтескье о том, что «никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателей» и что «дело не в том, чтобы заставить его думать», предмет философии права, по примеру других исследователей, можно в весьма кратком и обобщенном виде представить как наиболее общие и вместе с тем предельные основания2 правовой материи и ее познания, как глубинную ценностную характеристику и философское обоснование права.

В общепринятом смысле философская категория «содержание», как известно, означает «все то, что содержится в системе», а именно -- «не только субстраты-элементы, но и отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы» Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Изд. 2-е перераб. и доп. М., 1998. С. 394.. Применительно к философии права она выступает и обнаруживает ее предмет не только через систему формирующих его принципов, «оценочных» идей и других компонентов, но и через круг тех вопросов, которые призвана решать данная дисциплина.

Отмечая, что «за много веков истории правовых учений сложился круг основных проблем, традиционно решаемых философией права» Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. С. 227., исследователи не без оснований включают в него вопросы «о целях и происхождении права, о его соотношении с обществом, природой человека, государством, религией, моралью, вопросы о формах права, его смысле и судьбах и др.» Там же..

Философия права, как показывают исследования, рассматривает помимо общих и менее общих вопросов, касающихся права, также и различные проблемы, в той или иной мере относящиеся к антиправу. В определенном смысле, замечают по этому поводу исследователи, «любая философия права -- это не только философское осмысление и обоснование права, но одновременно и философское разоблачение, критика и отрицание антиправа (произвола) во всех его теоретических и практических проявлениях -- в виде антиправового закона, антиправовой власти, антиправовых форм отношений и т.д.».

Наряду с вопросами, касающимися антиправа, философия не может не иметь дел с такими теоретически и практически значимыми проблемами, как проблемы антикультуры, проявляющей себя «при ценностном подходе к правовому пространству», проблемы правовой системы и антисистемы, вопросы правовой культуры и антикультуры, а также другие аналогичные им проблемы.

Анализируя круг вопросов, составляющих содержание предмета философии права и, соответственно, решающихся в рамках данной дисциплины, следует согласиться с мнением о том, что главное «не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права» в плане его развертывания и конкретизации «в общем контексте современной философской и правовой мысли».

Важное обстоятельство заключается также в том, чтобы в процессе разностороннего познания предмета философии права и его содержания не допускать его смешения с объектом рассматриваемой дисциплины, под которым в общетеоретическом смысле понимается или вся соответствующая «объективная реальность, которая выступает началом теоретического познания и противостоит подзаконным закономерностям как своей бледной, неполной, а иногда и искаженной копии, отраженной в форме понятий, категорий и иных абстракций», или же -- только часть «элемент бытия, фрагмент реальности, обладающей относительной самостоятельностью, характеризующийся внутренней целостностью содержания, особыми формами существования, закономерностями развития».

Применительно к философии права в качестве объекта ее познания и воздействия всегда было и остается право, а точнее -- правовая реальность, действительность, независимо от того, на каком этапе развития общества это явление существует и функционирует, какими философскими и правовыми школами оно изучается и как оно представляется.

Соотнося между собой объект и предмет философии права, равно как и любой иной дисциплины, следует сделать вывод о том, что по своему логическому объему первый гораздо шире второго, что предмет формируется и познается в пределах объекта и что он «вытекает» из объекта и развивается на базе объекта.

В этом смысле объект как правовая реальность, исследуемая под определенным углом зрения философией права и другими дисциплинами, является, условно говоря, первичным феноменом, а предмет данной дисциплины как предельные, наиболее общие основания этой реальности, ее глубинная целостность, характеристика и философское обоснование правовой реальности, выступает по отношению к объекту в виде вторичного феномена.

Применительно к предмету и объекту философии права в качестве одной из таких причин, кроме ранее названных, может служить, в частности, динамический характер главной материи, изменяющейся по мере эволюции общества и государства, а вместе с ней -- и «обслуживающих» ее различных категорий и понятий, не исключая ее предмета и объекта См.: Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000. С. 81--82..

Речь идет прежде всего о том, что постоянное изменение предмета философии права, обусловленное развитием самого права и, соответственно, представления о нем, наряду с другими причинами в значительной степени затрудняет проведение и выявление реально существующей, но трудноуловимой грани между ним -- предметом этой дисциплины и ее объектом. Разумеется, это не может и не должно служить препятствием для познания права не только с позиций традиционных юридических наук, но и под углом зрения философии права.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее