Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Философия arrow Философия права: понятие, предмет

Проблемы определения понятия и характера философии права

Указывая на огромное количество нерешенных по отношению к философии права вопросов, создающих неопределенность в ее понятии, статусе и содержании, исследователи не без оснований обращают внимание прежде всего на то, что «несмотря на обширность современной литературы о философии права» о ней не выработано даже единого представления как о дисциплине и что хотя «все ученые признают, что объект ее изучения -- право», однако по-разному решают вопрос о понятии и характере философии права Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 227..

В частности, не могут прийти к общему мнению относительно того, является ли философия права юридической или философской дисциплиной, и в зависимости от этого решить вопрос о том, что именно относится к ее предмету См.: Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995; Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М, 1997; История философии права / отв. ред. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. М., 1998..

При этом остается лишь доказывать вполне очевидное, что философия права объективно сложившееся, а точнее -- формирующаяся, в силу происходящего на протяжении всей истории развития человечества разделения труда и дифференциации научных знаний во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере государственно-правовых исследований, дисциплина.

Несомненно, правы те авторы, которые утверждают, применительно к предмету данного исследования, что «ненадобность изучения философии права была бы бесспорна, если бы не свойственное большинству людей стремление постичь свою роль и место в мире и в обществе, понять смысл своей профессии, ее социальное оправдание, обоснование и полезность, а для этого (правоведам) иметь свое мнение об истории и сущности права, его исторических судьбах, социальном назначении и возможностях, о роли права в обеспечении общей безопасности и создании условий для осуществления социальных и индивидуальных ожиданий». При этом верно подмечается, что «если бы не присущее многим профессиональным юристам стремление понять суть и смысл своей работы -- философия права стала бы достоянием только узкого круга специалистов, обсуждающих проблемы социальной философии, связанное с существованием права в прошлом и в современном обществе» Лейст О.Э. Указ. соч. С. 225.

.

Исторически формировалось два мнения относительно понятия и характера философии права.

Согласно первому философия права -- это юридическая дисциплина, «обладающая своей собственной философией» и решающая собственные задачи. При этом имеющая место разница в «юридическом подходе» к формированию представления о понятии и характере философии права разных авторов, разделяющих данное мнение, заключается лишь в том, что одни из них рассматривают данную дисциплину наряду с социологией права или без таковой, как часть общей теории права, подчеркивая, что водораздел между философией права и социологией права «проходит, условно говоря, по линии онтологического и гносеологического познания правовых объектов явлений и процессов» Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. С. 71.. Другие же авторы, например немецкий ученый К. Бринкман, рассматривают философию права «как самостоятельную юридическую дисциплину, отличную от общей теории права и социологии права, которые склонны к позитивистскому оправданию действующего права, поскольку они не задаются вопросом о должном и справедливом праве» См. в работе: Баранов П.П., Верещагин В.Ю., Курбатов В.И., Овчинников А.И. Философия права'. С. 167.. Философия права -- это, по мнению Шан-Луи Бержеля, есть не что иное, как «юридическая метафизика», которая стремится освободить право от «его технического аппарата под тем предлогом, что за счет этого ей удастся добраться до сущности права и увидеть метаюридическое значение права» и ценности, которые это право должно отстаивать, а также смысл права относительно полного видения человека и мира» Бержель Жан-Луи. Общая теория права. М., 2000. С. 19..

Наряду с юридическим подходом «к формированию представления о понятии и характере философии права» в отечественной и зарубежной литературе довольно широко используется также второй философский подход, суть которого сводится к тому, что философия права рассматривается не иначе как чисто философская дисциплина. В своей широко известной работе «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права», кратко именуемой в научном обиходе «Философией права», Гегель исходил из того, что настоящая наука о праве представлена только в философии права и что, соответственно, «наука о праве -- есть часть философии» Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 60.. «Философская наука о праве, -- писал он во введении к «Философии права» (§ 1), -- имеет своим предметом идею права -- понятие права и его осуществление» Там же. С. 59. .

Идея философии права как философского феномена довольно отчетливо прослеживается в работах известного немецкого ученого Г. Радбруха «Введение в науку права» (1910 г.) и «Основы философии права» (1914 г.), в которых право рассматривается в основном как «элемент культуры, т. е. факт, относящийся к категории ценности», а его понятие определяется не иначе как «данность, смысл которой заключается в реализации идеи права» Радбрух Г. Философия права: пер. с нем. М., 2004. С. 16..

Говоря о различных -- юридическом и философском подходах к решению вопроса о понятии и характере философии права, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств, помогающих полнее раскрыть и глубже понять суть и содержание рассматриваемой материи, именуемой философией права.

Среди этих обстоятельств следует указать, во-первых, на то, что бескомпромиссное утверждение и отнесение философии права к разряду философских или юридических дисциплин грешит односторонностью и соответствующим образом сказывается не только на определении ее понятия и оценке характера, но и на основных направлениях ее дальнейшего развития и познания как научной и учебной дисциплины. В отечественной литературе в связи с этим верно подмечается, что такого рода представление о философии права неизбежно ведет к тому, что в процессе познания данного феномена философы «склонны классифицировать науку» лишь в соответствии с основными философскими школами -- позитивистской и идеалистской, феноменологической, экзистенциалистской и др. А юристы, в свою очередь, «не отрицая влияния философских взглядов «как на правовую науку», прибегают к совершенно иной классификации, опираясь на основные типы понимания права» См.: Теория государства и права / под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2007. С. 21.. В результате этого неизбежно создается искаженная, деформированная картина исследуемого феномена -- философии права, однобокое -- «философическое или же сугубо юридическое представление о ее понятии, а вместе с тем -- о ее характере и содержании.

Что же касается встречающихся в литературе утверждений типа «в философии права больше собственно философии, чем права» Бержель Жан-Луи. Указ. соч. С. 19. или же суждений о возможности «жесткого различения, проблематики философии права с точки зрения собственно философии и юриспруденции» См. в кн.: Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Указ. соч. С. 22., то они скорее носят умозрительный характер и относятся к разряду предположений, догадок и т. п. Ибо нет такого прибора, который бы показал, чего больше в философии права -- собственно философии или же юриспруденции, права. Точно так же как нет такого точного, а главное -- объективного критерия, с помощью которого можно было бы в рамках философии права всегда проводить «жесткое различие» того, что относится к собственно философской проблематике, а что -- к юридической. Причина этого заключается в том, что философия права по природе и характеру является одновременно и философской, и юридической дисциплиной. Органически сочетая в себе собственно философские и юридические элементы, в реальной действительности она, согласно элементарной логике, не может существовать и функционировать иначе, как в виде междисциплинарного образования.

Несомненно, правы те авторы, которые исходят из того, что философия права -- это «междисциплинарная отрасль знаний, объединяющая усилия философии, юриспруденции, социологии, психологии и других социогуманитарных дисциплин в исследовании сущности правовых реалий, анализе причинно-следственных связей, которыми они соединены с онтологически-метафизическими первоначалами бытия» Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. С. 948.; что в лице философии права «мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала как минимум двух дисциплин -- юридической науки и философии» Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 14..

Во-вторых, среди обстоятельств, способствующих более глубокому пониманию и раскрытию сути, содержания и самого понятия философии права, следует обратить внимание на то, что, будучи междисциплинарным образованием, «объединяющим в себе начала юридической науки и философии», она не только не исключает, а наоборот, всячески предполагает максимальное использование в процессе познания правовой материи всех свойственных формируемым ее дисциплинам методологических, концептуальных средств.

В методологическом плане философское направление познания права в пределах философии идет от общего через особенное к конкретному («к искомой истине в праве»), в то время как путь юридического познания представляет собой «движение от особенного через всеобщее к конкретному» Там же. С. 15..

В-третьих, в целях более глубокого и разностороннего представления о понятии и характере философии права необходимо обратить внимание на ее многогранный и многоаспектный характер, а также на то, что она интегрирует в себе не только элементы философии и юриспруденции, но и с необходимостью использует положения, выработанные в лоне других гуманитарных и, отчасти, -- естественных наук.

В научной литературе в связи с этим не без оснований указывалось на то, что, будучи многогранным и многоаспектный феноменом, проявляющимся в виде методологической, научной и учебной дисциплины, философия права представляет собой «сложный симбиоз философии, социологии, общей теории права, отраслевых юридических и ряда иных наук» Керимов Д.А. Методология лрава. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000. С. 58..

В-четвертых, важное значение для формирования адекватного представления о понятии и характере философии права как философско-юридической дисциплины имеет учет ее интегративных связей не только с различными юридическими и неюридическими дисциплинами, но и с господствующей в обществе на том или ином историческом отрезке времени его развития идеологией.

К настоящему времени сложилось множество самых различных точек зрения и определений идеологий, которая в одних случаях определяется «как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов» Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 55--56.. В других она понимается как «совокупность идей, верований и образа мыслей, характерных для различных социальных групп, наций, классов, каст религиозных сект, политических партий, и т. д.». В третьих же случаях идеология представляется или в виде «учения об идеях, их природе и питающих их источников» или же в виде «доктрины, мнений и образа мыслей отдельных индивидуумов, классов и т. п.».

Однако независимо от того, как она понимается и как тот или иной вариант идеологии воспринимается в обществе, она всегда была связана с правом как социальным явлением и, соответственно, с изучающими его юридическими и неюридическими дисциплинами и всегда в той или иной мере оказывала постоянное влияние на них.

Поскольку в идеологии, соотносящейся с философией права, равно как и с другими юридическими и неюридическими дисциплинами, имеющими объектом своего познания право, главным принципом, как справедливо отмечается в философской литературе, является «не принцип объективности, как в естественных науках, а принцип партийности» Алексеев П.В., Панин А.В. Указ. соч. С. 56., и поскольку философия права,, в отличие от других дисциплин, «основывается не на обобщении эмпирического материала, а на идеалах, на ценностной ориентации», то ее резонно именуют иногда «не наукой, а идеологией, стремящейся опереться на научное основание и обоснование» Лейст О.Э. Указ. соч. С. 222..

Акцентируя внимание на том, что философия права изучает смысл права, основные законы его бытия, а также связи права с идеалами, с человеком, обществом, государством и духовным миром, исследователи верно указывают на то, что «идеологичность философии права» предопределяет разнообразие взглядов на формы, содержание и сущность права: мера (воплощение) свободы; возведенная в закон воля господствующего класса или всего народа; охрана или разграничение интересов; воплощение справедливости в отношениях между различными слоями или классами; средство обеспечения безопасности и порядка в обществе, основанном на разделении труда, разобщенности классов, сословий и других социальных групп, «обостряющей природный антагонизм между страстями и разумом человека».

Исходя из этого философию права, «вобравшую» и «вбирающую» в себя на протяжении всего периода своего существования самые различные идеи школы и научные направления, с долей условности можно назвать не только интегрированной, но и обобщающей дисциплиной -- общей философией права, функционирующей как относительно самостоятельный, междисциплинарный феномен наряду с общей теорией права, социологией права и другими сопредельными дисциплинами.

Кроме отмеченных обстоятельств, позволяющих сформировать более глубокое и разностороннее представление о понятии и характере философии права, следует обратить внимание также на такие ее особенности, как: а) многоуровневый характер ее структуры, основными частями -- уровнями которой являются диалектика (высший уровень), определяющая наиболее важные направления и общие принципы познания права; «общенаучный» или междисциплинарный (средний) уровень, применяемый при познании особой группы однотипных объектов; и частно-научный (низший) уровень, применяемый в процессе познания специфики отдельного правового объекта; б) многофункциональный характер философии права, проявляющийся в осуществлении данной дисциплиной таких направлений (видов) воздействия на правовую среду, как методологическое, познавательное, ценностно-ориентационное и др.; и в) динамический характер рассматриваемой дисциплины, наиболее зримо проявляющийся в постоянном изменении и развитии философии права в целом и формирующих ее компонентов на различных этапах эволюции государственно-правовой материи и общества.

Учет поэтапного развития философии права, изучения ее особенностей на каждой стадии эволюции данной дисциплины в прошлом, является непременным условием ее глубокого и разностороннего познания сложившейся, относительно самостоятельной отрасли знаний и формирующейся академической дисциплины в настоящем.

Таким образом, философия права - это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой действительности.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее