Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Анализ основных достигнутых количественных показателей реализации Госпрограммы в субъектах Российской Федерации

Информационная политика

Формирование информационной политики является важнейшим компонентом успешной реализации Государственной программы. Сведения, поступающие к соотечественникам, определяют саму возможность участия в Госпрограмме посредством обладания знанием о ней, а также влияют на выбор территории вселения. Причины, влияющие на выбор соотечественником той или иной территории вселения, можно разделить на две большие группы - уровень экономического развития региона и природно-географические и социальные характеристики пространства, влияющие на доступность как частных, так и общественных благ. К характеристикам пространства относятся: близость к мегаполису или Европе (Калининградская область), климат, уровень развития здравоохранения и образования, наличие на территории уникального природного объекта, представления о бытовой неустроенности/устроенности, наличие группы, способной оказать поддержку (чаще всего это родственные группы) и пр. Предоставление качественной, оперативной и достоверной информации является не только самоцелью информационной политики, но и механизмом формирования привлекательности территорий вселения.

Агентами информационной политики в отношении Госпрограммы являются:

  • 1. Федеральные органы исполнительной власти в лице ФМС России и уполномоченных органов за рубежом
  • 2. Уполномоченные органы и МВК субъектового уровня
  • 3. СМИ
  • 4. Работодатели
  • 5. Общественные организации
  • 6. Структура сетевого неформального общения соотечественников и участников Госпрограммы

Исследователи отдают себе отчет в том, что собранная информация не охватывает весь спектр проявлений информационной составляющей, поскольку информация имеет ярко выраженный субъективный компонент и часто зависит не только от установки заказчика, но и от личных пристрастий исполнителя. Вместе с тем, можно с уверенностью утверждать, что представленный анализ точно характеризует тенденции, доминирующие в той или иной группе с учетом региональной специфики.

Функции информационного агента Федеральной миграционной службы и региональных органов исполнительной власти реализуются посредством следующих механизмов:

  • · Составление и распространение официального информационного пакета,
  • · Подготовка и распространение памятки участника Госпрограммы
  • · Использование иных механизмов - выезды рабочих групп за рубеж, подготовка видеоматериалов, интервью сотрудников в СМИ и другое.

Использование инструментов, упомянутых в последнем пункте, сильно варьирует в зависимости от региона. Субъекты РФ, входящие в Госпрограмму, используют различные тактики при выстраивании собственной информационной политики, от саботирования (Приморский край) до максимального использования всех возможных ресурсов (Калининградская область). К сожалению, иногда низкая квалификация контр-агентов, привлекаемых для выполнения работ, приводит к результату, не соответствующему поставленным задачам.

Наиболее важным компонентом информационной политики являются официальный информационный пакет и памятка участника Госпрограммы. Однако, сведения, представленные в официальном информационном пакете, не соответствует информационным потребностям и образовательному уровню большинства добровольных переселенцев. Информационный пакет включает в себя только региональную программу, перегруженную статистическими данными и аналитической информацией, изложенными на специфическом научно-бюрократическом языке.

Существующая памятка участника Госпрограммы, также нуждается в значительном расширении. Необходима разработка памятки для соотечественников «Памятка - помощник по обустройству в регионе», в которой раскрывались бы наиболее действенные формулировки и образы действий при трудоустройстве, устройстве детей в детские сады и школы и т.д. В каждом регионе следует разрабатывать свой набор рекомендаций.

В качестве эффективного инструмента информационной политики могут выступать также и средства массовой информации, которые помимо этого являются ещё и самостоятельным информационным агентом.

В настоящее время «информационное поле» вокруг реализации Госпрограммы формируется практически стихийно. Оценка отношения журналистского и экспертного сообществ к идее и процессу переселения соотечественников характеризуется двумя факторами - незнание реальных процессов, происходящих в рамках реализации Госпрограммы и использование Госпрограммы в качестве «лупы», через которую могут быть увидены проблемы и противоречия общественного и государственного устройства России.

В ряде регионов (Калининградская область, Тверская область) несовершенство путей распространения информации вынуждает работодателей осуществлять самостоятельный поиск и привлечение работников из числа соотечественников, проживающих за рубежом. Сотрудники предприятий осуществляют выезды и проводят встречи с потенциальными добровольными переселенцами, в том числе агитируя их на участие в Госпрограмме.

Важным агентом информационной политики являются общественные организации. Соотечественники, переехавшие из Казахстана, свидетельствуют, что получают более оперативную, достоверную и объемную информацию о Госпрограмме не от уполномоченного органа за рубежом, а от общественного объединения русских в Казахстане «Лад».

Значительную роль в выборе соотечественниками территории вселения играет «сетевой» механизм передачи информации между участниками Госпрограммы и соотечественниками. Наиболее точно этот процесс характеризует следующее высказывание одного из участников Госпрограммы: «Все говорили, поехали в Калининград, и мы поехали». Система передачи информации по неформальному каналу работает не в рамках одного региона, а как на внутри- так и межгосударственном уровне - добровольные переселенцы в Иркутской области хорошо осведомлены о реальной ситуации в Калининграде и в Казахстане.

Влияние информации о положении участников Госпрограммы влияет и на скорость принятия решения потенциальными участниками Госпрограммы о переезде. Поток негативной информации, которая всегда является более приоритетной и на которой, как правило, фокусируются участники информационного обмена (в силу «природы» человека), заставляет либо отложить, либо отменить вовсе решение об участии в программе.

Информационная политика по отношению к Госпрограмме должна быть сформирована с учетом деятельности и действий вышеуказанных агентов и последовательно реализовываться в средствах массовой информации, распространяемых информационных материалах.

В настоящее время необходимо констатировать, что мотивация соотечественников, проживающих за рубежом к участию в Госпрограмме никоим образом не формируется и не подкрепляется информационными мероприятиями. А выбор территории вселения во многом обусловлен сложившимися стереотипами, подавляющими разумный выбор в условиях недостаточной информированности.

Искаженная информация об условиях участия в Госпрограмме, которую реально получает добровольный переселенец, формирует завышенные ожидания относительно возможностей получения жилья, трудоустройства, положенных ему выплат и, наконец, самого приема на территории вселения: Во многом риск «разочарования участника Госпрограммы» уже реализован и распространяется по неформальным каналам на соотечественников, по-прежнему проживающих за рубежом.

Стереотипные представления о территориях Дальневосточного и Сибирского федерального округов характеризуются особыми «страхами» удаленных мест. Помимо распространения достоверной информации эти регионы нуждаются и в формировании позитивного имиджа, что требует значительных усилий не только субъекта, но и ФМС России и МИД России.

Для формирования действенной и актуальной информационной политики необходим базис в виде Концепции миграционной политики Российской Федерации.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее