Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Анализ основных достигнутых количественных показателей реализации Госпрограммы в субъектах Российской Федерации

Мониторинг интенсивности иммиграции соотечественников в регионы России

Анализ статистических данных, характеризующих иммиграцию соотечественников (участников Госпрограммы и членов их семей) осуществляется на основе данных на 21 ноября 2008 г., по отдельным показателям (расселение по видам жилья, получение компенсаций из федерального бюджета, гражданство приехавших соотечественников, получение российского гражданства) - на основе данных на 1 ноября 2008 г.

По состоянию на 21 ноября 2008 г. в Российскую Федерацию въехало и было зарегистрировано в органах Федеральной миграционной службы 7715 соотечественника, в том числе 3605 человек непосредственно участников Госпрограммы (Таблица 1.1). Следует отметить, что за период реализации Госпрограммы 57 соотечественников (0,7%) после приезда в регион вселения покинули его, в том числе уехали обратно в страну, из которой прибыли.

Численность приехавших соотечественников по сравнению с данными на 1 января 2008 г. выросла более чем в 10 раз. Однако от запланированных показателей это очень далеко. При этом данный рост обусловлен незначительным числом соотечественников, приехавших в начале 2008 г., что в свою очередь было связано с тем, что механизмы реализации Госпрограммы на тот период только налаживались. Вместе с тем, рассматривая поквартальную динамику переселения соотечественников, нужно подчеркнуть, что она также значительна и имеет тенденцию к увеличении. Так, во 2 кв. 2008 г. по сравнению с 1 кв. 2008 г. прирост соотечественников составил 60%, в 3 кв. по сравнению со 2 кв. 2008 г. - 89%. Аналогичного результата, судя по имеющимся данным, можно ожидать и от 4 кв. 2008 г.

Таблица 1.1. Численность прибывших участников Госпрограммы и членов их семей по регионам вселения, по кварталам 2008 г.

Субъект РФ

На 1 января 2008 г.

На 1 апреля 2008 г.

На 1 июля 2008 г.

На 1 октября 2008 г.

На 21 ноября 2008 г.

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы и члены их семей

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы

Российская Федерация

292

685

790

1674

1608

3256

2954

6246

3605

7715

Калининградская область

173

413

439

979

814

1754

1359

3043

1593

3589

Калужская область

11

33

127

209

363

572

732

1279

902

1600

Липецкая область

25

66

87

194

190

410

425

953

556

1284

Тамбовская область

59

109

61

114

75

145

92

185

119

253

Тверская область

0

0

8

14

36

76

101

217

124

272

Тюменская область

1

4

11

30

22

60

60

146

77

187

Красноярский край

6

10

23

47

46

99

83

178

112

242

Иркутская область

15

42

28

64

37

79

47

101

55

120

Новосибирская область

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Приморский край

0

0

1

4

8

19

17

45

24

58

Хабаровский край

1

4

1

4

9

16

25

57

28

62

Амурская область

1

4

4

15

8

26

13

42

15

48

Источник: данные ФМС России.

Калининградская область является лидером как по общему числу принимаемых соотечественников, так и по вкладу в прирост принятых соотечественников (Таблица 1.2). Вместе с тем в течение 2008 г. ее роль заметно снижалась. При этом увеличилась роль Калужской и Липецкой областей. Так, доля Калужской области в приросте приехавших соотечественников за период января-октября 2008 г. составляет 21,5% (в 1 кв. 2008 г. она составляла 12,5%) и она занимает 2-е место после Калининградской области; доля Липецкой области, занимающей 3-е место, - 17,5% (в 1 кв. 2008 г. - 11,6%).

На указанные три региона приходится более 80% приехавших соотечественников. Следующие за ними Тверская область и Красноярский край, серьезно отстают по числу приехавших соотечественников и соответственно доле в приросте. Доля этих регионов по итогам 10 месяцев 2008 г. составляет соответственно 3,9% и 3,2%.

За 2008 г. серьезно снизила свою роль Тамбовская область: если на 1 апреля 2008 г. ее доля составляла 6,8%, то на 1 ноября - 3,2%, в приросте за январь-ноябрь она еще меньше - 1,9%.

Таблица 1.2.Рейтинг регионов по численности принятых соотечественников на 1 ноября 2008 г. и по вкладу в прирост за период январь-ноябрь 2008 г.

Субъект РФ

Доля в общем числе принятых соотечественников, %

Вклад в прирост принятых соотечественников, %

на 1 апреля 2008 г.

на 1 июля 2008 г.

на 1 октября 2008 г.

на 1 ноября 2008 г.

за январь-сентябрь 2008 г.

за январь-октябрь 2008 г.

Доля

Место

Доля

Место

Доля

Место

Доля

Место

Доля

Место

Доля

Место

Российская Федерация

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Калининградская область

58,5

1

53,9

1

48,7

1

47,3

1

47,3

1

45,9

1

Калужская область

12,5

2

17,6

2

20,5

2

19,9

2

22,4

2

21,5

2

Липецкая область

11,6

3

12,6

3

15,3

3

16,8

3

16,0

3

17,5

3

Тамбовская область

6,8

4

4,5

4

3,0

5

3,2

5

1,4

7

1,9

7

Тверская область

0,8

9

2,3

7

3,5

4

3,5

4

3,9

4

3,9

4

Тюменская область

1,8

7

1,8

8

2,3

7

2,6

7

2,6

6

2,8

6

Красноярский край

2,8

6

3,0

5

2,8

6

3,0

6

3,0

5

3,2

5

Иркутская область

3,8

5

2,4

6

1,6

8

1,6

8

1,1

8

1,1

8

Новосибирская область

0,0

-

0,0

-

0,0

-

0,0

-

0,0

-

0,0

-

Приморский край

0,2

10

0,6

10

0,7

10

0,7

10

0,8

10

0,8

9

Хабаровский край

0,2

10

0,5

11

0,9

9

0,8

9

1,0

9

0,8

9

Амурская область

0,9

8

0,8

9

0,7

10

0,7

10

0,7

11

0,7

10

Источник: расчеты по данным ФМС России.

По состоянию на 1 ноября 2008 г. 92,6% приехавших соотечественников имеют гражданство иностранных государств, российское гражданство имеют 7,1% (Таблица 1.3). Значимых различий между регионами не наблюдается - основная часть прибывших не имеет российского гражданства. Вместе с тем доля соотечественников, имеющих российское гражданство, зафиксирована выше среднего в Калининградской области, Красноярском и Приморском краях, а также в Амурской области (самый высокий процент).

Таблица 1.3.Структура прибывших соотечественников по гражданству на 1 ноября 2008 г., % от числа соотечественников по региону

Численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих до прибытия на территорию Российской Федерации:

гражданство РФ

гражданство иностранного государства

лица без гражданства

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы и члены их семей

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы и члены их семей

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы и члены их семей

Российская Федерация

8,0

7,1

91,7

92,6

0,3

0,3

Калининградская область

9,7

8,2

89,9

91,5

0,4

0,4

Калужская область

6,1

6,0

93,9

94,0

0,0

0,0

Липецкая область

6,5

4,9

93,0

94,4

0,6

0,7

Тамбовская область

6,1

6,4

93,9

93,6

0,0

0,0

Тверская область

5,2

5,9

94,8

94,1

0,0

0,0

Тюменская область

3,9

3,7

96,1

96,3

0,0

0,0

Красноярский край

10,4

9,1

89,6

90,9

0,0

0,0

Иркутская область

5,6

4,3

92,6

94,8

1,9

0,9

Новосибирская область

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Приморский край

13,6

13,2

86,4

86,8

0,0

0,0

Хабаровский край

11,5

8,6

88,5

91,4

0,0

0,0

Амурская область

26,7

27,1

73,3

72,9

0,0

0,0

Источник: расчеты по данным ФМС России.

В основном соотечественники в течение 2008 г. переселялись в Россию из 5 стран: Казахстана, Узбекистана, Украины, Киргизии и Молдовы (таблица 1.4.). В совокупности на них пришлось 84% приехавших участников Госпрограммы и членов их семей. Количество соотечественников, приехавших из «дальнего зарубежья» на этом фоне очень мало. Среди стран бывшего СССР не отличаются высокой долей Грузия, Армения, Азербайджан.

Таблица 1.4.Распределение прибывших соотечественников по стране выезда (на 21 ноября 2008 г.)

Кол-во, чел.

%

Всего участников Госпрограммы и членов их семей

11320

100,0

Казахстан

3744

33,1

Узбекистан

1692

14,9

Украина

1611

14,2

Киргизия

1384

12,2

Молдова

1029

9,1

Таджикистан

440

3,9

Армения

308

2,7

Грузия

302

2,7

Туркменистан

277

2,4

Азербайджан

179

1,6

Белоруссия

105

0,9

Латвия

92

0,8

Германия

81

0,7

Прочие страны

76

0,7

Структура въезжающих соотечественников по странам выезда различается по регионам. Распределение представлено в таблице 1.5.

Таблица 1.5.Распределение прибывших соотечественников по стране выезда в разрезе регионов въезда (на 21 ноября 2008 г.)

Субъект Российской Федерации

Прибыло всего

Азербайджан

Армения

Грузия

Латвия

Белоруссия

Украина

Молдова

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Туркменистан

Узбекистан

Германия

 Прочие страны

Участников ГП

Участников ГП с членами семей

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

уч. ГП

соот

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

уч.ГП

соот

Калининград. обл.

1593

3589

23

59

79

165

10

18

28

47

28

58

190

333

74

127

630

1570

241

630

34

100

26

51

194

382

14

19

22

30

Калужская область

902

1600

26

38

11

21

6

7

1

1

2

2

256

384

214

374

107

230

26

59

33

83

31

68

180

314

4

11

5

8

Липецкая область

556

1284

9

11

7

14

9

15

2

2

71

124

30

64

180

461

57

161

35

96

25

49

125

277

4

7

2

3

Тамбовская область

119

253

1

1

1

2

77

  • 15
  • 1

2

2

5

11

7

17

9

27

7

26

2

2

3

6

3

4

1

2

1

2

Тверская область

124

272

4

5

1

2

35

58

22

56

16

41

11

26

5

14

3

4

25

63

1

1

1

2

Тюменская область

77

187

1

2

2

5

11

21

6

9

50

126

2

6

4

14

1

4

0

0

Красноярский край

112

242

1

1

1

1

1

2

1

1

26

37

1

3

45

104

13

41

5

15

14

29

4

8

0

0

Иркутская область

55

120

2

4

5

9

7

16

25

55

7

20

3

7

3

6

3

3

0

0

Новосибирская обл.

0

0

Приморский край

24

58

1

1

1

1

4

4

2

6

5

16

1

5

10

25

0

0

Хабаровский край

28

62

1

2

2

4

7

13

1

1

7

17

3

9

1

1

6

15

0

0

Амурская область

15

48

2

5

8

28

4

14

1

1

0

0

Всего

3605

7715

64

115

101

207

105

197

36

56

35

70

612

999

362

667

1079

2665

376

1008

118

322

92

185

565

1127

29

52

31

45

В Таблице 1.6. представлена численность участников программы и членов их семей, получивших разрешение на временное проживание, вид на жительство или гражданство РФ, по состоянию на 1 ноября 2008 г. Наблюдается дальнейшее увеличение такого показателя как соотношение числа получивших российское гражданство среди соотечественников, имевших до прибытия на территорию России гражданство иностранных государств. Если по состоянию на 1 апреля 2008 г. оно составляло в целом по участникам программы и членам их семей, прибывшим с момента начала реализации Госпрограммы, 31,7%, то по состоянию на 1 июля 2008 г. - 38,3%, по состоянию на 1 октября 2008 г. - 42,0%, на 1 ноября - 44,8%. Однако, как видно, данный показатель различается по регионам Следует отметить, что данный вывод носит оценочный характер, так как систематизированных данных, характеризующих количество поданных заявлений на получение российского гражданства, не указанную дату не имеется. Довольно высок он в Тамбовской и Иркутской областях, немного выше среднего также в Калининградской и Липецкой областях. Вместе с тем в Калужской и Тверской областях он существенно ниже среднего, несмотря на то, что в имеет тенденцию к росту.

Таблица 1.6.Получение прибывшими соотечественниками разрешений на временное проживание, вида на жительство, гражданства РФ по состоянию на 1 ноября 2008 г.

Численность участников Государственной программы и членов их семей получивших:

Соотношение получивших гражданство и граждан иностранных государств, прибывших

разрешение на временное проживание

вид на жительство

гражданство РФ

На 1 октября 2008 г.

На 1 ноября 2008 г.

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы и члены их семей

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы и члены их семей

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы и члены их семей

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы и члены их семей

Участники Госпрограммы и члены их семей

Участники Госпрограммы

Российская Федерация

1492

2734

0

0

1384

3038

41,0

42,0

44,0

44,8

Калининградская область

739

1338

0

0

721

1634

48,2

47,6

52,1

51,6

Калужская область

402

697

0

0

228

387

24,4

22,9

29,2

28,3

Липецкая область

166

334

0

0

231

552

44,2

47,0

47,1

47,7

Тамбовская область

87

168

0

0

69

137

77,9

74,4

64,5

62,0

Тверская область

40

93

0

0

31

66

19,8

19,3

28,4

27,4

Тюменская область

11

22

0

0

22

65

29,8

36,0

29,7

36,1

Красноярский край

19

30

0

0

33

82

41,1

46,3

34,7

41,2

Иркутская область

17

27

0

0

30

70

63,6

69,8

60,0

63,6

Новосибирская область

0

0

0

0

0

0

0,0

0,0

0,0

0,0

Приморский край

2

6

0

0

5

12

35,7

30,0

26,3

26,1

Хабаровский край

9

19

0

0

9

21

36,4

38,5

39,1

39,6

Амурская область

0

0

0

0

5

12

44,4

37,9

45,5

34,3

Источник: данные ФМС России, расчеты по данным ФМС России.

По состоянию на 1 ноября 2008 г. структура размещения выглядит следующим образом (таблицы 1.7-1.8.): в среднем по всем регионам в жилье по найму разместилось 83,8%, в центрах временного размещения - 5,6%, в общежитиях- 5,6%, в жилье в личном пользовании - 4,4%, в гостиницах - 0,6%. В течение 2008 г. увеличилась доля тех, кто разместился в жилье по найму, заметно выроста доля разместившихся в личном жилье.

Имеются различия по регионам. В Иркутской и Липецкой областях, а также в Красноярском крае выше среднего доля тех, кто разместился в жилье в личном пользовании. Значительная доля соотечественников разместилась в общежитиях в Тверской и Тамбовской областях. В Тюменской области все приехавшие соотечественники разместились в жилье по найму (по всей видимости, это результат исправления предоставляемой статистики). Выделяется также Приморский край, где практически все соотечественники разместились в общежитиях.

Таблица 1.7.Сведения о жилищном обустройстве прибывших соотечественников по видам жилья по состоянию на 1 ноября 2008 г., чел.

 

Сведения о жилищном обустройстве:

 

по найму

в общежитиях

в центрах временного размещения (ЦВР)

в гостиницах

в личное пользование

 

 

соот.

сем.

соот.

сем.

соот.

сем.

соот.

сем.

соот.

сем.

Российская Федерация

6199

2452

398

164

328

164

40

17

349

128

Калининградская область

2960

1248

76

33

328

164

0

0

95

44

Калужская область

1354

465

50

22

0

0

0

0

52

16

Липецкая область

985

422

83

37

0

0

37

16

121

42

Тамбовская область

185

72

42

28

0

0

0

0

9

2

Тверская область

176

47

70

19

0

0

0

0

10

3

Тюменская область

187

70

0

0

0

0

0

0

0

0

Красноярский край

175

77

18

13

0

0

3

1

23

10

Иркутская область

72

14

6

0

0

0

0

0

38

11

Новосибирская область

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Приморский край

0

0

52

12

0

0

0

0

1

0

Хабаровский край

57

25

1

0

0

0

0

0

0

0

Амурская область

48

12

0

0

0

0

0

0

0

0

Таблица 1.8.Сведения о жилищном обустройстве прибывших соотечественников по видам жилья по состоянию на 1 ноября 2008 г., %.

 

Сведения о жилищном обустройстве:

 

по найму

в общежитиях

в центрах временного размещения (ЦВР)

в гостиницах

в личное пользование

 

 

соот.

сем.

соот.

сем.

соот.

сем.

соот.

сем.

соот.

сем.

Российская Федерация

84,8

83,8

5,4

5,6

4,5

5,6

0,5

0,6

4,8

4,4

Калининградская область

85,6

83,8

2,2

2,2

9,5

11,0

0,0

0,0

2,7

3,0

Калужская область

93,0

92,4

3,4

4,4

0,0

0,0

0,0

0,0

3,6

3,2

Липецкая область

80,3

81,6

6,8

7,2

0,0

0,0

3,0

3,1

9,9

8,1

Тамбовская область

78,4

70,6

17,8

27,5

0,0

0,0

0,0

0,0

3,8

2,0

Тверская область

68,8

68,1

27,3

27,5

0,0

0,0

0,0

0,0

3,9

4,3

Тюменская область

100,0

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Красноярский край

79,9

76,2

8,2

12,9

0,0

0,0

1,4

1,0

10,5

9,9

Иркутская область

62,1

56,0

5,2

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

32,8

44,0

Новосибирская область

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Приморский край

0,0

0,0

98,1

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

1,9

0,0

Хабаровский край

98,3

100,0

1,7

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Амурская область

100,0

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Имеющаяся статистика о компенсациях, предоставляемых соотечественникам, позволяет судить только о количестве получивших те или иные виды компенсаций, причем только федерального уровня (Таблица 1.9).

Таблица 1.9.Сведения о количестве лиц, получивших выплаты за счет средств федерального бюджета по состоянию на 1 ноября 2008 г.

Всего прибыло

компенсация транспортных расходов

компенсация за уплату госпошлины

единовременное пособие на обустройство

ежемесячное пособие при отсутствии доходов

Участники Госпрограммы

Участники Госпрограммы и члены их семей

Участники Госпрограммы

Члены их семей

Участники Госпрограммы

Члены их семей

Участники Госпрограммы

Члены их семей

Участники Госпрограммы

Члены их семей

Российская Федерация

3427

7314

2796

1206

0

0

3329

1486

169

115

Калининградская область

1539

3459

1245

632

0

0

2640

1230

155

102

Калужская область

832

1456

540

180

0

0

0

0

0

0

Липецкая область

527

1226

537

232

0

0

57

19

0

0

Тамбовская область

114

236

119

46

0

0

160

69

0

0

Тверская область

115

256

65

20

0

0

41

11

0

0

Тюменская область

77

187

28

11

0

0

54

22

0

0

Красноярский край

106

219

70

30

0

0

160

72

0

0

Иркутская область

54

116

96

22

0

0

100

23

0

0

Новосибирская область

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Приморский край

22

53

20

4

0

0

25

6

0

0

Хабаровский край

26

Подход к реализации Госпрограммы в таких регионах как Хабаровский край, Иркутская, Калужская, Липецкая обл. несколько иной. Региональные программы здесь ориентированы на привлечение большего числа соотечественников. Во-первых, в список вакансий могут вноситься изменения, и предприятия регулярно обновляют списки свободных рабочих мест. Во-вторых, если потенциальный участник Госпрограммы изъявляет желание работать по специальности, которой нет в списке вакансий, уполномоченный орган (службы занятости) содействует трудоустройству на другие имеющиеся в регионе вакансии. Подобный механизм не всегда признается вполне корректным со стороны контролирующих организаций, но представляется целесообразным распространение подобной практики во всех регионах, особенно с небольшим числом заявок на участие в Госпрограмме.

Достаточно часты случаи, когда участники Госпрограммы обращаются в уполномоченный орган с просьбой оказать содействие в поиске работы, т.к. согласованная вакансия их не устроила (либо был отказ со стороны работодателя). Наиболее эффективен опыт Липецкой области, где для расширения списка вакансий служба занятости сотрудничают с частными кадровыми агентствами, на вакансии которых также могут трудоустроиться соотечественники.

По опыту Калининградской области существенной проблемой является трудоустройство людей, проживающих в Центре временного размещения (далее также - ЦВР). Во-первых, это связано с относительной географической отдаленностью их поселения от потенциальных работодателей и центров занятости, во-вторых, многие из проживающих в ЦВР имеют многодетные семьи, что в совокупности с географической отдаленностью существенно затрудняет прямой доступ к потенциальному работодателю, в третьих, сам Центр временного размещения создает сомнительную репутацию проживающих в нем соотечественников, которые к тому же еще не являются гражданами Российской Федерации. Решение данной проблемы представляется, с одной стороны, в повышении доверия работодателей к данному поселению как к надежному источнику рабочей силы и активном предоставлении им соответствующей информации, в организации презентаций работодателей и ярмарок вакансий в Центре временного размещения. Строительство ЦВР в тех регионах, где их ещё нет, должно сопровождаться планированием таких мероприятий. С другой стороны, сами соотечественники, проживающие в ЦВР, могут расширить сегмент подходящих для них работ за счет временных работ, которые могли бы обеспечить их доход в период получения гражданства.

Отдельной проблемой является трудоустройство соотечественников в сельской местности. Несмотря на более широкие возможности жилищного обустройства в селе у большинства соотечественников отмечается полное нежелание и отсутствием навыков работать в сельском хозяйстве. Это связано с тем, что более 80% приезжающих соотечественников - городские жители. Высокая потребность в трудовых ресурсах в сельском хозяйстве и возможность обеспечить достойный уровень жизни во многих территориях пилотных регионов определяют необходимость проведения специальной информационной политики по привлечению соотечественников из сельской местности стран СНГ и дальнего зарубежья.

Одним из важнейших факторов, снижающих привлекательность для соотечественников Госпрограммы и конкретных территорий вселения во всех регионах, является влияние финансового кризиса, выражающееся в росте безработицы сокращении в первую очередь потребность в использовании труда именно соотечественников. В этих условиях необходимо относительно равномерное распределение кризисных рисков между органами власти, работодателями и соотечественниками. Потенциально в данном случае мог бы работать обычный механизм страхования, однако риски безработицы участников Госпрограммы являются слишком специфическими по отношению к сложившемуся рынку страховых услуг. Проработка возможных вариантов использования антикризисного страхования Госпрограммы является в настоящее время наиболее актуальной задачей ее исполнителей.

Для всех регионов характерна небольшая доля людей с высокой квалификацией. Показателен опыт Калининградской области, где характерной особенностью реализации Госпрограммы является персонифицированный подход к анализу поступивших анкет. Это позволяет сотрудникам уполномоченного органа привлекать в регион людей, обладающих эксклюзивными знаниями или навыками, как то представителей творческих профессий.. Повышенное внимание к «знаковым» фигурам (признанные музыканты, ученые, спортсмены и др.), в частности к их трудоустройству улучшает имидж региона и его миграционную привлекательность.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее