Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Туризм arrow Анализ современного состояния и развития туризма Новой Зеландии

Роль Новой Зеландии на международном рынке

туризм зеландия рекреационный культурный

Новая Зеландия является активным участником мирового рынка товаров и услуг. Её экспорт и импорт в 2009 году составили 20 и 24% ВВП соответственно. Место Новой Зеландии в международном обмене товарами и услугами определяется направленностью и структурой экономики страны. Как экономически развитая страна с аграрно-ресурсной направленностью, она является одним из основных мировых поставщиков продукции сельскохозяйственной отрасли. Кроме того, в Новой Зеландии развит экспорт и других продуктов ресурсодобывающего и промышленного сектора. Импортные интересы Новой Зеландии выражаются в основном в закупках минерального топлива и продукции высокотехнологичной промышленности. На рынке услуг страна продолжает закреплять репутацию поставщика высококачественных туристических и образовательных услуг.

Центральными статьями экспорта Новой Зеландии на протяжении последних семи лет являются молочные и мясные продукты. Это неудивительно ввиду ярко выраженной животноводческой направленности экономики Новой Зеландии. Примерно 51% территории Новой Зеландии занимают пастбища и пахотные земли. Сельское хозяйство, особенно молочное животноводство, механизировано и весьма эффективно. Животноводство играет важнейшую роль в экономике Новой Зеландии. Главными видами экспортируемой продукции являются мясные и молочные продукты и шерсть. По производству шерстяного волокна Новая Зеландия стоит на втором месте в мире (после Австралии). Основная часть валютной выручки получается за счет экспорта мясопродуктов, особенно баранины (экспортируется 90% мяса молодых животных и 75% мяса взрослых животных) и говядины (на экспорт идет 81%). Вывозится и большая часть продукции молочного животноводства (90-95%) в виде масла, сыра, сухого молока и др.; на ее долю приходится примерно 20% общего объема экспорта. Неудивительно присутствие в списке основных экспортных товаров алюминия, т.к. его добыча производится в Новой Зеландии достаточно интенсивно. Кроме того, в последние 10-15 лет структура экспорта Новой Зеландии диверсифицируется: кроме молока и мяса, древесины и алюминия, страна начинает всё активнее экспортировать машинное и электрооборудование - сегодня их доля в новозеландском экспорте приближается к 10%. Важно заметить, что согласно статистике экспорт ряда продуктов сельскохозяйственной промышленности (например крахмала), рыболовного промысла и древесины с течением времени сокращается, уступая место росту экспортных потоков в таких отраслях, как машиностроение.

Главной статьёй новозеландского импорта является минеральное топливо. Помимо него, основная часть импорта страны формируется из товаров промышленного производства и высокотехнологичных отраслей: машинного и электрооборудования, автомобилей, самолётов и фотографической техники. Структура импорта Новой Зеландии за семь лет практически не претерпела никаких изменений; за исключением относительного роста импорта минерального топлива и сокращения импорта машинного оборудования. На фоне увеличения экспорта продукции машиностроения это можно расценить как резкое наращивание объемов внутреннего производства машинного оборудования, повлекшее за собой покрытие значительной доли внутреннего спроса на него. Более того, учитывая немалые размеры и экспорта, и импорта Новой Зеландией продукции машиностроительной отрасли, можно судить о наличии внутриотраслевой торговли машинным оборудованием между данной страной и её внешнеторговыми партнёрами. Однако вышеупомянутое структурное изменение - единственное, которое мы можем отметить. В основном, увеличение произошло лишь в абсолютных показателях. Рассмотрим теперь участие Новой Зеландии в международной торговле услугами. Доминирующей его статьёй являлся и продолжает являться туризм. При этом в отрасли путешествий наблюдается наибольший рост как в относительных показателях (39%), так и в абсолютных (2,1 млрд. долл. США). Новая Зеландия сегодня является одним из наиболее популярных туристических направлений в мире. Согласно рейтингу, впервые составленному крупнейшим туристическим порталом TripAdvisor в 2008 году, Новая Зеландия возглавила сотню лучших туристических направлений мира. Согласно проведенному им опросу, самым лучшим местом для отдыха в Новой Зеландии респонденты назвали фьорд Милфорд Саунд, расположенный на юге-западе острова Южный, поражающий приезжающих туристов красотой гор и пейзажами. Расположенный неподалеку город Куинстаун, известный любителям экстремального туризма, занимает вторую строчку рейтинга. Всё большей популярностью страна пользуется среди жителей Азии. К примеру, в 2008 году в Новую Зеландию прибыло на 77% больше туристов из Азии, чем из США и Канады вместе взятых. Этот тренд является благотворным для экономики страны в целом. По данным Министерства туризма Новой Зеландии, расходы международных туристов в стране в 2008 году составили 8,3 млрд. новозеландских долларов (6,4 млрд. долл. США), что обеспечило 19,2% всех экспортных доходов Новой Зеландии за год. Большинство туристов, по статистике на 2009 год, страна принимает из Австралии (38%), Великобритании (12%), а также США, Китая и Японии (9, 5 и 5% соответственно). Согласно прогнозам Министерства, через 5 лет данный показатель вырастет до 10,5 млрд. новозеландских долларов, демонстрируя ежегодный рост в 7,4%. Экономика и инфраструктура Новой Зеландии готовы к такому росту - сегодня отели и гостиницы страны заняты лишь на 38%.

Транспортные услуги по-прежнему сохраняют второе место в экспорте Новой Зеландии, однако объем их предоставления сократился за шесть лет на 22% (344 тыс. долл.). Напротив, одной из наиболее динамично растущих отраслей экспортных услуг в Новой Зеландии является образование. К примеру, запрос "образование в Новой Зеландии" в поисковой системе Google выдаёт 1 млн. 160 тыс. результатов, а запрос "education New Zealand" - более 7 млн. 750 тыс. Всё больше иностранцев стремятся получить диплом новозеландской школы или высшего учебного заведения, славящихся британскими традициями качественного обучения и сравнительно недорогими ценами. Как следствие, с 2001 по 2009 годы объем экспорта образовательных услуг страны вырос в 2,3 раза. Другие виды услуг, оказываемых Новой Зеландией на экспорт (компьютерные, коммуникационные и т.д.), предоставляются в относительно незначительных объемах - от 25 до 1250 раз меньше по сравнению с лидирующей отраслью.

Центральные позиции в импорте услуг делят транспорт и туризм, причём с 2001 года они поменялись местами в десятке новозеландского импорта услуг. Наблюдаемая тенденция - значительный рост импорта транспортных услуг на фоне не менее существенного сокращения их экспорта - позволяет выявить стагнацию отрасли международного транспорта в Новой Зеландии, от полного упадка которую защищает лишь т.н. "туристический бум" в стране. В импорте туристических услуг наблюдается значительный рост - иными словами, новозеландцы всё больше путешествуют. По данным Министерства туризма Новой Зеландии, в 2009 году жители страны совершили 1 996 314 поездок за рубеж. Наиболее популярными направлениями стали Австралия (на которую пришлось 49% всех посетителей), остров Фиджи, Великобритания, США и Китай. По сравнению с 2008 годом, новозеландцы совершили на 6,2% больше путешествий за границу. На фоне оставшихся отраслей, импорт в которых незначителен по сравнению с транспортом и услугами, выделяется область лицензий и лицензионных платежей. Согласно данным статистического отдела Правительства Новой Зеландии, в 2009 году экономические субъекты страны приобрели лицензий на 761 млн. долл. С учётом собственного экспорта технологий Новой Зеландией, который более чем в 4 раза меньше (184 млн. долл.), можно судить о зависимости страны от иностранных технологий. Основными странами-поставщиками лицензионных технологий, по данным Министерства исследований, науки и технологий Новой Зеландии, являются Австралия, Франция, Германия, Япония, США, Великобритания, Китай и Южная Корея. Можно сделать вывод о том, что Новая Зеландия уделяет недостаточно внимания собственному сектору разработки технологий - научно-исследовательскому. Согласно статистике Министерства исследований, науки и технологий, сравнение расходов на НИОКР в процентах от ВВП в Новой Зеландии и других странах Организации Экономического сотрудничества и развития осуществляется не в её пользу - из 30 стран Новая Зеландия занимает лишь 23 место. Более того, её инвестиции в данный сектор неуклонно падают, начиная с 1998 года. Исследовав товарную структуру внешнеторгового оборота Новой Зеландии, обратимся к географическим особенностям внешней торговли страны. Исторически, до 90% экспорта и импорта Новой Зеландии были направлены в Великобританию, являвшуюся метрополией страны и соответственно, экономическим манипулятором по отношению к ней.

Такая экономическая политика поддерживалась республиканским правительством Новой Зеландии. Однако в начале 1980х годов ситуация начала меняться: в 1984 году пришедшая к власти партия Лейбористов "развернула" курс новозеландской экономики на 180 градусов. Взамен исключительной ориентации на запанную метрополию был предложен курс на экономическое взаимодействие с Азиатским регионом.

Сегодня ни один мировой регион не имеет такой важности для экономики Новой Зеландии, как Азия. Ей принадлежит более трети внешнеторгового оборота Новой Зеландии, 43% торгового оборота с десяткой крупнейших стран-партнеров по внешнеэкономической деятельности, 14 млрд. долл. валютных доходов ежегодно и 21% всех туристов.

В 2008 г. в десятке важнейших партнеров Новой Зеландии по ВЭД присутствовало 6 азиатских стран (это видно из таблицы ниже). Внешняя торговля Новой Зеландии с Азией достигла невиданных ранее масштабов. Более того, Новая Зеландия планирует использовать перспективы стремительно растущего рынка Азии для расширения масштабов своего экспорта, в т.ч. экспорта промышленной продукции.

Десять крупнейших стран-партнёров Новой Зеландии по внешнеэкономической деятельности в 2008 году

Однако среди постоянных и наиболее важны внешнеэкономических партнеров Новой Зеландии присутствует ещё одна страна, с которой внешнеторговые отношения сложились исторически - это Австралия. В отличие от Великобритании, она по сей день сохраняет и укрепляет экономическую связь с двумя географически близкими к ней островами. Сегодня Австралия является крупнейшим торговым партнёром Новой Зеландии: на неё приходится около 66% новозеландского экспорта и импорта.

Что касается взаимоотношения между экспортом и импортом Новой Зеландии, нами был проведёт анализ сальдо платёжного баланса страны (см. табл. ниже). Из таблицы можно заключить, что в течение последних шести лет сальдо неизменно уменьшалось, а из них пять лет принесли с собой дефицит платёжного баланса из-за преобладания новозеландского импорта над экспортом. Хотя дефицит представляет собой несущественную сумму для экономики страны - 3-4% ВВП, его наличие всё же говорит о существующей опасности экспортозависимости для Новой Зеландии.

Сальдо платёжного баланса Новой Зеландии в 2004-2009 гг., млн. долл.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее