Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Туризм arrow ВДЦ "Орленок" в жизни современного школьника

История создания «Орленка»

Еще в пятидесятых годах возникла идея создать большой пионерский лагерь республиканского значения. «Артек» тогда уже существовал, но он был Всесоюзным лагерем, а хотелось, чтобы такой лагерь, куда могли бы приезжать дети со всей России, и не только отдыхать там - чтобы он стал, как это тогда называли школой пионерского и комсомольского актива. То есть предполагалось, что ребята, приезжая в лагерь из всех уголков России, будут привозить с собой самые интересные идеи, делиться друг с другом неординарными находками, рассказывать о самых удачных формах работы. И весь этот богатый опыт будет накапливаться в «Орленке», он станет своеобразной сокровищницей.

Планировалось, что «Орленок» станет кузнецей кадров, что здесь будут работать самые творческие педагоги и самые увлеченные вожатые, что многие вожатые, получив здесь педагогическую подготовку, разъедутся потом по России и будут работать, используя те методики, которые освоили в «Орленке».

В правительстве России долго обсуждался вопрос, где же строить лагерь. Сначала планировалось строить его под Новосибирском или под Свердловском. Тогда как раз создавалось Обское море, или, по-другому, Новосибирское водохранилище, и в качестве живописного уголка, где мог бы разместиться детский лагерь, рассматривалось его побережье. Однако, рукотворное море было совсем молодым, берега еще не сформировались, и потому трудно было определить, где можно вести строительство, а где нет. Дмитрий Степанович Полянский, который незадолго до этого времени возглавил Совет Министров Российской Федерации, а до того работал первым секретарем Краснодарского крайкома партии, предложил не мудрить, а строить лагерь на Черноморском побережье - дескать, место прекрасное, проверенное, очень подходит для того, чтобы там расположился детский лагерь.

В марте 1959 года вышло Постановление Совета Министров РСФСР «О строительстве в Краснодарском крае пионерского лагеря», а летом на берегу Черного моря появились первые строители. Началась подготовительная работа. Прежде чем начать строительство необходимо было освободить пространство, для этого отдельные возвышенности были срыты, кое-где скалы даже пришлось взрывать. Во многих местах почва была заболочена, друг с другом соседствовали разные по физическим свойствам грунты. Для того, чтобы на них строить что-либо, надо было их сделать однородными. Необходимо было вырубить и выкорчевать густой лес и кустарник, покрывший все склоны. И всю местность надо было выравнивать и еще раз выравнивать.

Проектировал лагерь Ленинградский зональный институт экспериментального проектирования, главным конструктором проекта был Исаак Зиновьевич Кауфман, главным архитектором - Михаил Лазаревич Файнберг. Через несколько лет проект получил Гран-При на международной выставке в Варшаве «Бочка Диогена», Гран-При на международной выставке в Монреале «Экспо - 67» за лучшее архитектурно-планировочное решение детского воспитательно-оздоровительного лагеря стационарного типа. А осуществляло этот проект специально созданное для строительства лагеря строительно-монтажное управление.

Строители, которых было около ста человек, жили в палатках и строениях небольшой турбазы (они сохранялись и в первые годы существования лагеря). К лету 1960 года были построены столовая, эстрада, душевые, библиотека, спортивные площадки, медицинский корпус, пионерская комната, автобусный парк и фотолаборатория. Размещалось все это в четырех деревянных домиках и пяти палатках.

В первую смену приехало 520 детей, жили они в палатках по 35-40 человек в каждой. В этом была особая романтика лагеря. Строительные работы продолжались и во время смены. Дети активно в этом помогали: носили кирпичи, доски, убирали мусор, разбивали клумбы, сажали цветы, заготавливали дрова для столовой. Каждый, кто приехал в 1960 году на полупустынный берег, гордился тем, что участвует в создании нового лагеря, какого никогда прежде не было. Дети, которые приехали отдыхать жили в неблагоустроенных палатках, работали, но были счастливы. У каждого было чувство сопричастности к созданию пионерской республики, которая будет жить по тем законам, которые установят они, будет развивать те традиции, которые заложат они. В музее «Орленка» хранится дневник девочки из Улан-Удэ, Нины Цыбеновой, присланный в качестве подарка на сорокалетие «Орленка», где она с энтузиазмом и даже восторгом пишет о том, как в день торжественного открытия лагеря они встали в 6 утра, сначала привели в порядок парадную форму, а потом - окружающую местность, отметили радостное событие ударным трудом на воскреснике.

Создавая новый лагерь, традиции заимствовали у «Артека», ведь они уже были выработаны, опробованы, утвердились в практике. Прежде всего, это форма орлят, которая состояла из разноцветных юбочек и шортиков, форменной рубашки, красного галстука, белых носочков и туфель, на голове каждый ребенок носил белую панаму. Но форма - не самое главное. На первой смене работали артековские вожатые - их было 12 человек, и первый начальник лагеря - Андрей Иванович Андреев, тоже приехал из «Артека». Вожатые организовывали жизнь первых профильных отрядов, а всего их было - 21.

«Орленок» продолжает расти и строиться, однако по сегодняшний день названия всех лагерей звучат то в мужском, то в женском роде. Раньше «Орленок» был пионерским лагерем, находившимся в ведении Центрального Комитета Всесоюзного Комсомола. Как всякий пионерлагерь, он делился на дружины: «Солнечную», «Звездную», «Комсомольскую»… Число дружин росло по мере развития лагеря. Потом началась перестройка, многое в жизни изменилось, например, не стало пионерской организации, комсомола и его Центрального Комитета, произошла реорганизация «Орленка»: он стал Всероссийским детским центром, в состав которого входят несколько лагерей, то есть прежние дружины приобрели статус лагерей.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее