Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Биографический фильм: драматургия, композиция, изобразительные средства

Драматизация судьбы известной личности

Телепроизводство ориентировано на массового потребителя, поэтому для привлечения внимания зрителей авторы телевизионных проектов намеренно драматизируют сюжет биографических документальных картин, создавая, своего рода мини-шоу. По мнению исследователя Р.В. Гудякова, драматизация информации проявляется «в случайном или намеренном наполнении аудиовизуальных образов (при помощи средств экранной выразительности в процессе создания и в ходе репрезентации) содержанием, напрямую не заложенным в действительности» Гудяков Р. В. Драматизация информации на российском телевидении как фактор формирования социальной идентичности: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. - М., 2012. - С.4..

Обратимся к одному из недавних биографических телепроектов «Первого канала», чтобы понять, какими средствами авторы воздействуют на зрителя.

Нашему вниманию представился фильм «Анна Герман. Дом солнца и любви» См. архив видео на сайте телеканала «Первый канал». - Режим доступа: http://www.1tv.ru/documentary/fi=8830. (2016, реж. Г. Ананов), который вышел в эфир 13 февраля 2016 года в канун восьмидесятой годовщины со дня рождения Анны Герман. То есть его можно отнести к группе юбилейных биографических фильмов. Данная картина посвящена непростой судьбе талантливой певицы.

Сюжет фильма строится вокруг драматичной судьбы Анны Герман: «Рождение в хижине, детство в нищете, жизнь, полная нечеловеческих испытаний. Но при жизни о проблемах певицы знали только самые близкие». Особое значение уделяется популярности песен, исполненных Анной Герман, вводится история незрячей Юлии Дьяковой, исполняющей песни А. Герман в московском подземном переходе, а также интервью с актрисой Йоанной Моро, сыгравшей главную роль в сериале «Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012, реж. Вальдемар Кшистек, Александр Тименко). Также в фильме принимают участие отечественные эстрадные исполнители (Елена Ваенга, Лев Лещенко и др.), коллеги Анны Герман (Алла Бегалиева. певица, организатор концертов, Тадеуш Вацловски, аккомпаниатор Анны Герман и др.), близкие люди (муж Збигнев Тухольский, подруга Людмила Иванова и др.), биограф Иван Ильичёв, которые высказываются о героине фильма.

Лейтмотивом фильма проходит история о «Дворце счастья и солнца» - собственном доме певицы, ее мечте, к которой она шла всю жизнь. Акцент на теме дома делает автор уже в начале фильма: «Звезда, рожденная в хижине, всю жизнь искала пристанище, мечтала о своем доме, но обрела его слишком поздно», затем, на 12-й минуте «певица всю жизнь чувствовала себя неприкаянной, всю жизнь она искала свое пристанище, но нашла слишком поздно», на 39-й минуте «одна треть длинного трехэтажного дома - вот и весь дворец», на 40-й минуте «Ради дома своей мечты последние пять лет Анна Герман работала на износ, и это оказалось не по силам певице», на 48-й минуте «Ей было 46 лет. Она так и не успела обустроить дом своей мечты». Таким образом, автор, используя рефрен сочетания «слишком поздно», драматизирует факт, подчеркивая, что «дворец» - это вовсе не особняк или вилла, передает скромность желания «жить, чтобы всем хватало места. Все это нацелено на то, чтобы вызывать у зрителя чувство сожаления.

Сильное эмоциональное воздействие производит рассказ подруги Анны Герман, Людмилы Ивановой, которая не могла сдержать слез: «Она когда умирала (срывается голос, слезы) … не могу… она умерла на раскладушке! Они купили этот дом, мебель не успели купить. И так она и умерла на раскладушке».

Перекликается с лейтмотивом и отрывок интервью с Еленой Ваенгой, которая эмоционально реагирует в кадре на историю Анны Герман: «Вы не надо, пожалуйста, я сейчас реально заплачу. Вы просто про меня сейчас говорите. Я прошу прощения, просто это очень больная тема (Елена поворачивается в вполоборота к камере, затем начинает активно жестикулировать, показывая возмущение). Я же самая богатая, да, артистка в Москве? У меня нету денег, они все в доме. Я строю дом для своей матери и бабушки, которой 90 лет, поэтому давайте не будем начинать. Которая я хочу, чтобы она успела, она пожила хотя бы в этом доме». Этот эпизод также работает на драматизацию фильма.

Структуру биографического фильма об Анне Герман можно назвать мозаичной и эклектичной, поскольку на экране постоянно сменяются лица, используется различный визуальный материал. Автор использует нелинейную композицию, первая часть состоит из эпизодов, повествующих о «феномене» Анны Герман, о ее посмертной популярности в настоящее время, включая отрывки из программ «Достояние республики» и шоу перевоплощений «Точь-в-точь», где образ Анны Герман примерила на себя певица Елена Ваенга, затем рассказывается история взаимоотношений с мужем, Збигневом Тухольским, которым поначалу препятствовала мать героини: «Певица мучилась, разрываясь между любовью к Збигневу и любовью к матери, но страшная катастрофа все изменила». Авария, после которой три года Анна Герман восстанавливалась, училась заново ходить, стала испытанием, которое певица сумела преодолеть и снова выйти на сцену, иллюстрируется кадрами из сериала «Анна Герман. Тайна белого ангела» и сопровождается рассказом подруги Анны Качалиной.

На 29-й минуте сюжет возвращается к обозначенному в начале фильма факту рождения в «далеком узбекском поселке», и дальнейший рассказ следует основным вехам биографии. Арест и расстрел отца, правду о котором Анна узнала гораздо позже, скитания по Азии, переезд в Польшу, студенческие годы на геологическом факультете и творческая карьера на сцене, материнство, последние концерты и смерть от саркомы кости.

Автор фильма активно использует отрывки из сериала об Анне Герман, иллюстрируя события ее жизни, и таким образом избегает необходимости создания художественных реконструкций, потому что художественная многосерийная картина уже своего рода реконструкция. Приведем один из многочисленных примеров: рассказывая о том, как Анна Герман поднималась на ноги после аварии, автор говорит: «будучи инженером, он изобретал специальные тренажеры, с помощью которых певица училась заново ходить», а в это время зритель видит отрывок из художественного фильма, Анну в специальном оборудовании и ее мужа, настраивающего тренажер.

В качестве перебивок, для смены эмоционального регистра, переключения внимания зрителя с одного эпизода на другой или с одной темы на другую в фильме используется вставки отрывков поющей Анне Герман.

Что касается изобразительной образности, то здесь стоит отметить включение в структуру фильма переходов между эпизодами. При смене локации, места, о котором ведется речь, появляется заставка в виде карты, которая, укрупняясь, указывает страну, город и в некоторых случаях место, с которым связан следующий эпизод. Например, при переходе от эпизода о семейной жизни Анны Герман на 25-й минуте появляется заставка «Россия», «Ярославль», «Филармония», далее даются современные съемки этого места, и документальная запись голоса певицы, исполняющей песню на музыку доктора Анатолия Аскенфельда, а следующий эпизод уже переносит зрителя в Узбекскую ССР, г. Ургенч и т.д.

Также отметим оформление архивных фотографий и видеосъемок певицы вне сцены или в семье, они заполняют часть экрана, и воспроизводятся на фоновой подложке, что можно объяснить плохим качеством видео и созданным стилистическим приемом.

Как отмечалось ранее, биографический телепроект - это зрелище, шоу, которое прозвано привлечь внимание зрителей. Для этой цели нередко используются громкие слова, вносящие элемент сенсационности, к примеру, в анализируемом фильме автор говорит: «Такого еще никогда не было, чтобы зарубежная певица стала звездой советской эстрады», «Через тридцать лет после смерти Анны Герман Польшу захватила настоящая «германомания» и т.п. Для придания зрелищности в рассматриваемом фильме созданы сцены с помощью компьютерной графики (первые минуты), используется элемент слайдшоу фото (перед титрами с названием).

Таким образом, в данном биографическом телепроекте драматизация происходит за счет построения авторского текста, включения эмоциональных высказываний участников фильма, нарастающего эмоционального напряжения, связанного с приобретением собственного дома, вставок из художественного сериала про Анну Герман, позволяющих иллюстрировать описываемые события, а также за счет частой смены и разнообразия визуального ряда автор не дает зрителю заскучать.

Помимо этого примера, мы хотели бы рассмотреть более подробно ранее упомянутый в работе фильм «Василий Гроссман. Я понял, что умер». Это характерный для телеканала «Культура» биографический фильм, рассчитанный на целевую аудиторию канала. В отличие от картины «Анна Герман. Дом солнца и любви» данный пример не обладает в такой мере степенью драматизации, однако интересно наблюдать их контрастность в представлении судеб, каждая из которых по-своему трагична.

Мы уже отмечали, что композиция фильма «Василий Гроссман. Я понял, что умер» инверсивная, характеризовали ее во второй главе, поэтому обратимся сразу к содержанию и изобразительным средствам.

Создатели фильма обнаруживают связь детства Гроссмана с его литературным творчеством, а именно речь о духовной связи с матерью, еврейских корнях, родном городе Бердичеве, ставшем местом действия первого опубликованного произведения Василия Семеновича. Тут же авторы фильма напоминают нам о судьбе на тот момент еще не написанного последнего романа, проводя сравнение с судьбой экранизации рассказа о гражданской войне «В городе Бердичеве», которая была запрещена и которую «положили на полку более чем на двадцать лет».

Личная и семейная жизнь Гроссмана не подвергается осуждению и порицанию, авторы фильма подают информацию о расставании с первой женой, о супружестве с женой друга по писательскому цеху, Бориса Губера, и в дальнейшем о последней любви - жене Заболоцкого, как свершившиеся факты. Зато отношения с советской властью рассматриваются в фильме достаточно подробно. Авторы говорят о «нелюбви» Сталина к писателю: несколько раз вождь вычеркивал имя Гроссмана из списков сталинских премий. Травлю романа «За правое дело», Бенедикт Сарнов назвал «Делом Гроссмана», сродни «Делу врачей», только в литературе. По такому сравнению можно судить о неугодности писателя советской власти. Хотя был и одобренный Сталиным очерк «Направление главного удара», написанный во время военных действий в Сталинграде, где Гроссман находился в качестве корреспондента «Красной звезды». Слава его тогда могла сравниться с разве что с Эренбургом. Сталин даже приказал опубликовать очерк Гроссмана в «Правде», но в 1942 году снова не допустил награждения премией, теперь уже за повесть «Народ бессмертен».

Особая роль во всей этой истории взаимоотношений Гроссмана и советской власти отводится «Войне и миру» двадцатого века» - роману «Жизнь и судьба». Авторы фильма, показав зрителям предысторию, события, подготовившие появление «книги всей жизни», обращаются к ключевому моменту - аресту рукописи (этот момент вынесен также в начало фильма).

Осознание писателем невозможности публикации книги дало отсчет последним годам его жизни. Попытки обращения к Генеральному Секретарю ЦК успеха не принесли: Гроссмана отправили к Суслову, который сравнил книгу с «атомными бомбами, которые готовят для нас наши враги» и дал понять писателю, что его книга не будет опубликована, и останется арестованной. Тогда писатель сказал: «Я понял, что умер». Эта фраза легла в основу названия фильма, и она наиболее точно отражает значение для Гроссмана последнего романа, «детища», в которое вложены накопленный опыт, огромный труд и душевные силы. Смерть писателя от рака в 1964 году государством не была отмечена, похороны проходили без почестей и торжественного прощания. А Эренбург, произнося речь над могилой, поставил Гроссмана в один ряд с классиками. После смерти Василия Семеновича, его последняя книга зажила своей жизнью.

Композиционным приемом фильма становится коллективное повествование, поскольку помимо авторского рассказа к участию в фильме привлекаются двенадцать человек: Наум Коржавин, Елена Губер-Коржичкина (внучка), Екатерина Короткова-Гроссман (дочь), Ирина Новикова (невестка), Бенедикт Сарнов, Инна Лиснянская (вдова Семена Липкина, друга Гроссмана, у которого хранился экземпляр «Жизни и судьбы»), Людмила и Мария Лобода (дочери Вячеслава Лободы, друга Гроссмана, в доме которого в Малоярославце хранилась второй спрятанный экземпляр романа «Жизнь и судьба»), Федор Губер (приемный сын), Владимир Войнович (писатель, способствовавший изданию романа за рубежом), Мойша Вайншельбойм (человек, выживший при расстреле евреев г.Бердичи), Василий Христофоров (начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России).

Слова людей, лично знавших писателя, создают достоверную картину, дают возможность представить события, опираясь на впечатления очевидцев. Так, именно рассказы внучки, невестки, дочери, приемного сына создают образ Гроссмана-человека, а не Гроссмана-писателя. Находкой авторов фильма становится Мойша Вайншельбойм, житель города Бердичи, выживший в 1941 году в расстрельной яме, в которой оказалась мать Гроссмана. Также оживляют авторский рассказ наследники «хранителей» спрятанных рукописей: Людмила и Мария Лобода и Инна Лиснянская.

Если следовать классической типологии конфликтов в драматургии, то в этом фильме показан конфликт человек-обстоятельства. Со столкновения, драматически напряженного момента, как уже было отмечено, начинается фильм. Судьба романа «Жизнь и судьба» становится лейтмотивом фильма. Также красной нитью в картине проводятся линия отношений Гроссмана с матерью, которая воспитывала его одна, без мужа, а в 1941 году была расстреляна немцами. Ей, своей уже умершей матери, Василий Семенович напишет два письма, в 1950м и 1961 году. Это обращения к близкому, дорогому человеку, образ которого живет не только в памяти, но и в произведениях писателя. Переживания, связанные с гибелью матери, в какой-то мере воплотились в романе так же, как и судьба еврейского народа.

Еврейской теме отводится значительная роль в творчестве Гроссмана: он написал главу «Черной книги» об убийстве евреев в Бердичеве, писал про Треблинку («Треблинский ад»). О причастности к этим событиям Василия Семеновича в фильме рассказывает невестка писателя, его дочь.

На наш взгляд, в фильме выделяется момент посещения Гроссманом Ясной Поляны в 1941 году, еще до оккупации. В этом эпизоде передано не просто впечатление Гроссмана от встречи с Софьей Андреевной, внучкой Толстого, но впечатление о войне, которая гонит людей из родовых гнезд и домов по всей стране. Обособленность эпизода подчеркивается также сменой основной музыкальной темы.

Как уже говорилось ранее, исторические события часто неотделимы от истории героя. В этом фильме историческими контекстом подкрепляется вся биография Гроссмана. Это и Первая мировая, встреченная в Бердиче, и Великая Отечественная, во время которой на передовой Гроссман познакомился с опальным Платоновым (их дружба сохранилась на всю жизнь), и эвакуация семьи в город Чистополь, во время которой погиб старший пасынок, рассматривается не только как место их пребывания, но и как место, в котором «завязался» не один «узел». Там Пастернак задумал роман «Доктор Живаго», Гроссман сказал другу Липкину, что начал работу над романом «За правое дело» (из которого потом выросла «Жизнь и судьба»), Чистополь связал семьи Бродского и Твардовского. Так, помимо событий жизни Гроссмана зритель узнает и о том, что происходило в то же время, узнает контекст.

Создавая целостную документальную картину, авторы фильма используют кадры из фильмов по мотивам произведений В. Гроссмана, приводят цитаты из его документов, писем, произведений, то есть вводят как будто голос самого героя, транслируют его личные высказывания.

В качестве иллюстративного материала приводятся архивные фотографии, хроника Первой мировой войны, Великой Отечественной войны, съемки мест, связанных с писателем, рукописи и интерьера кабинета Гроссмана. Включение в фильм очевидцев жизни Гроссмана также работает на создании документального образа героя.

Отдельно стоит сказать об авторском тексте. Основное повествование в исполнении Сергея Урсуляка принимается как глубоко личная история, заставляющая сопереживать, и в то же время, как общая для всех людей история, которая напоминает об трагедиях прошлого.

В фильме трижды встречаются кадры поезда. Движущийся поезд можно рассматривать как устоявшийся образ проходящей жизни, течения времени, пути. Первый раз поезд показан в начале фильма, на фоне этих кадров наложены титры с названием фильма. Второй раз показан фашистский поезд (кадры хроники), когда рассказывается, что с этого момента начинается эпопея Гроссмана о Сталинграде. Третий раз поезд появляется уже в последней части фильма, когда говорится о том, что не все рукописи были арестованы, что одна из двух сохраненных была отправлена подальше от Москвы в Малоярославец.

В заключение можно сказать, что фильм, созданный в год пятидеситилетней годовщины смерти писателя Василия Гроссмана, показывает не только его жизненный путь, но и драматические события страны через призму его жизни. Формат (просветительский) телеканала «Культура» дает авторам возможность удерживать интерес осведомленного зрителя, не прибегая к различного рода ухищрениям для привлечения внимания, как то: комментарии публичных персон, эмоциональные лексические выражения

Выводы к главе 3

Телевизионные биографические фильмы существуют как отдельные произведения и как многосерийные фильмы. Некоторые выдающиеся личности становятся героями нескольких биографических картин. В таких работах фактическая основа, некоторые рассказчики, документальные материалы могут повторяться, отличие проявляется в авторском подходе, подаче материала, изобразительных средствах.

Подчас, обращение к деятелям прошлого определяется юбилейной датой, связанной с жизнью героя. Таковы фильмы «Борис Ельцин. Жизнь и судьба» (к 80-летию Б.Н. Ельцина), «Цвет нации» (к 150-летию С.М. Прокудина-Горского, к 100-летию 1913 года). Эти фильмы можно отнести к числу юбилейных (подробнее к специфике юбилейных фильмов мы обращались в первой главе).

Телевизионные биографические циклы строятся шаблонно в заданном формате, то есть при создании каждого выпуска соблюдается совокупность признаков, определяющих концепцию произведения. Во втором параграфе мы отразили особенности форматов проектов телеканала «Культура» «Гении и злодеи», «Острова» и «Легенды мирового кино».

Искусственная драматизация присуща некоторым биографическим телевизионным проектам, нацеленным на широкую аудиторию. Драматизация проявляется в построении сценария, интонации закадрового голоса, воздействии на эмоции зрителей, акцентах на драматических моментах, нарастающем напряжении, рефренах.

Обращение к биографическому фильму телеканала «Культура», позволяет говорить о более сдержанном, просветительском тоне повествования, и о богатом изобразительном ряде, не лишенном художественности и символики, что можно объяснить спецификой телеканала, его тематической направленностью.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее