Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Биографический фильм: драматургия, композиция, изобразительные средства

Современный биографический фильм. Идеологическая и художественная трактовка фактов и событий

Исторические деятели прошлого в современной экранной трактовке

Не секрет, что некоторые личности прошлого становятся героями сразу нескольких документальных биографических фильмов, выполненными разными авторами в разные годы. Такие работы, в первую очередь, будет отличать авторский подход, идея, способы создания образа героя. В данном параграфе мы сопоставим пары самостоятельных (не входящих в серийные документальные проекты) документальных биографических фильмов, посвященных одним и тем же личностям. Основным критерием отбора стал временной фактор, рассматриваемые картины вышли в телевизионном эфире не ранее 2010 года. Также, обратим внимание, что мы рассматриваем опыт отечественных режиссеров.

Первая пара фильмов: «Цвет нации» См. видео «"Цвет нации" (Леонид Парфенов), 2014 HDTV 1080i» на сайте www.youtube.com. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Qx0TbbRC5RE. (2013, ведущий Л.Парфенов, реж. С. Нурмамед) и «Россия в цвете» См. архив видео на сайте телеканала «Россия-Культура». - Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/28232/. (2010, реж. В. Метелин). «Цвет нации» создан к 150-летию С.М. Прокудина-Горского, к 100-летию 1913 года, транслировался на «Первом канале». В 2014 году фильм стал обладателем премии «Лавровая ветвь» в номинации «Лучший неигровой полнометражный телевизионный фильм». Фильм «Россия в цвете» обозначается авторами как фильм-элегия. Обе картины рассказывают о деятельности С.М. Прокудина-Горского и об истории создания его коллекции цветных негативов.

Сюжет фильма Л. Парфенова строится на основе путешествия, следования по местам съемок Прокудина-Горского, Владимир Метелин избирает иную стратегию: следует основным хронологическим событиям жизни профессора. Некоторые эпизоды жизни Прокудина-Горского представлены и в одном и в другом фильме, но рассказывается о них по-разному. Например, съемка Льва Толстого в Ясной Поляне у Л. Парфенова - это условное воссоздание ситуации в реальном месте с комментарием ведущего, а у В. Метелина - документальные записи Прокудина-Горского, наложенные на фотографии и высказывания участников фильма. Другой эпизод, демонстрация фотографий царской семье, у первого автора - реконструкция, стилизованная под хронику периода немого кино, а у второго - современные документальные съемки в Александровском дворце Царского села, записи в дневнике Императора о докладе профессора о цветной фотографии.

Части фильма «Цвет нации» представляются структурированными за счет перебивок - изображений карты с указанием места или показывающей движение фотографа по стране. Авторское повествование похоже на неспешное разглядывание фотоальбома, каждое фото дополняется комментарием ведущего. В фильме используется прием, известный по работе Марины Разбежкиной «Оптическая ось» (2013, реж. М.Разбежкина), в котором фотографии также сопоставляются с современным местом съемки. Отметим, что в фильме Парфенова сравнение фотографий Прокудина-Горского и России наших дней выполнено эстетично и безупречно с технической точки зрения. Используется компьютерная графика, моделирование и кей-фон. Зрителям дается время, чтобы внимательно рассмотреть подробности, тем более, что качество видео это позволяет.

Фильм «Россия в цвете» также насыщен фотографиями Прокудина-Горского, однако, здесь они даются в хаотичном порядке и в качестве вставок-иллюстраций, когда в течение нескольких секунд статичные кадры сменяют одну за другой и сопровождаются классической музыкой. Доля авторского текста в этом фильме невелика, в повествование нередко включаются отрывки из писем и дневников Прокудина-Горского, а также комментарии его родственников (внуков и племянница) и специалистов (историка фотографии и пр.).

Отметим, что авторы одного и другого фильма обращались к наследникам профессора-фотографа, а также в Библиотеку Конгресса США, куда была продана коллекция Прокудина-Горского в 1948 году. От этого фильмы приобрели географическую широту и реальный документальный материал.

Наличие картин, фотографий и прочих произведений, дающих изображение, - продуктов творчества героя документального фильма - предполагает включение их в авторский рассказ. Однако статичные кадры в фильме снижают динамику, поэтому визуальный ряд фильмов о Прокудине-Горском дополняют «оживленные» фотографии: в проекте Л. Парфенова это помещение ведущего в пространство фотографии с помощью кей-фона (к примеру, фотография команды парохода, выделенного Прокудину-Горскому для передвижения по воде, остается на фоне, а Л. Парфенов словно передвигается по палубе или, другой пример, фотография упаковки минеральной воды «Боржоми» в Грузии: находясь на фоне изображения, ведущий якобы берет одну из тех бутылок в руки), а в фильме В. Метелина - компьютерная графика (движение поезда, парохода на фотографии Прокудина-Горского и пр.)

Что касается идей, вкладываемых в сопоставляемые фильмы авторами, то в череде рассматриваний и сравнений фотографий начала прошлого века и настоящего, ведущий фильма «Цвет нации» уходит в бичевание советской власти («Обезглавить и окультурить - еще не самый страшный советский приговор» - про превращение церкви в Дом Культуры), при которой были перестроены или преданы забвению запечатленные Прокудиным-Горским архитектурные достояния. В финале, возникает метафорический образ России, которая потеряла себя с крушением царского режима, с оставшимися на эмигрантское кладбище Сен-Женевьев-де-Буа выдающимися сынами Родины: показывается разрушенная и практически затепленная церковь, которую некогда снимал фотограф и которую уже бессмысленно восстанавливать: «Вот, так бы и зафиксировать руины, и пусть стоят подлинные, как памятник стране, которой больше нет». Таким упадническим выводом заканчивается фильм.

Автор картины «Россия в цвете» не зря называет фильм элегией, он подводит зрителя к философской мысли о том, что прошлую Россию, оставшуюся на фотографиях Прокудина-Горского вернуть нельзя, но о нем нужно помнить и знать, потому что без понимания и памяти об истории невозможно строить будущее. Резонером фильма выступает отец Владимир (Вигилянский), который и привносит в фильм философский взгляд.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фильм «Россия в цвете», безусловно, уступает в зрелищности «Цвету нации», однако несет в себе куда больше документальной информации (цитаты из писем, дневников). Отметим, что оба фильма рассказывают о значимости работы Прокудина-Горского, которая становится важнее его биографии. Их главное отличие - способ повествования. В одном основная доля рассказывания - авторская, причем ведущего в кадре, в другом - коллективное повествование, дополненное «живым» словом Прокудина-Горского и закадровым авторским текстом.

Перейдем к другой паре фильмов, они посвящены политической фигуре, первому президенту Российской Федерации, Борису Ельцину: «Борис Ельцин. Отступать нельзя» См. архив видео на сайте телеканала «Первый канал». - Режим доступа: http://www.1tv.ru/documentary/fi8824/fd201602010000. (2016, ведущий С. Медведев, реж. С. Кожевников) и «Борис Ельцин. Жизнь и судьба» См. видео на сайте Вести.Ru - Режим доступа: http://www.vesti.ru/videos/show/vid/317381/#. (2011, реж. А. Горшанов, А. Прохоренков). Проекты «Первого канала» и ВГТРК соответственно.

В фильме «Борис Ельцин. Отступать нельзя» создается образ политического деятеля, который стремился сделать страну лучше, как мог, совершал ошибки, но в конце - каялся. Включаются воспоминания жены, дочерей и внуков, которые говорят о Ельцине как о человеке, муже, отце, дедушке. Отметим, что автор с сожалением относится к герою фильма, проникается его непростой судьбой, отсюда умеренность в освещении политических событий 90-х и интерес к его частной жизни.

Другой фильм о политическом лидере «Борис Ельцин. Жизнь и судьба» создан к 80-летию первого Президента России. В его основу положено последнее интервью Бориса Ельцина. Также авторы записали интервью с родными и коллегами, в том числе иностранными, и представили историю героя своего времени, обнаруживая связь событий детства и молодости с поведением в политике.

Повествование фильма «Борис Ельцин. Отступать нельзя» направлено на зрителя, автор стремится привлечь внимание массовой аудитории. Ведущий использует вопросы, на которые сам же дает ответы-предположения. Например, в начале фильма, у стен Храма-на-крови: «Зачем, спустя многие годы он вновь вернулся сюда? О чем думал тогда семидесятидвухлетний Ельцин? Какие мысли ворошил в себе? Может быть, как профессионал-строитель он любовался красивыми формами церкви-новостройки? А, может быть, это была попытка покаяния?», затем на 13-й минуте фильма: «Что привело в Кремль Бориса Ельцина? Собственные политические амбиции или историческая неизбежность? Почему человек, выращенный советской системой, становится ее могильщиком? Как менялся он сам на этом пути, и что нес тем, кто рядом?». Таким образом, вопросы помогают автору направлять повествование, дают понять, о чем пойдет речь в фильме.

Также в речи автора встречаются слова, предполагающие некую сенсационность: «раритет» (о единственном экземпляре союзного договора, который так и не был подписан, и который демонстрируется в кадре), «редкие кадры хроники» (последние минуты Ельцина в Госстроевском кабинете).

В фильме телеканала ВГТРК используется прием коллективного повествования, при этом авторский текст отсутствует как таковой. Фильм делится на две части, а части на главы, каждой из которых присвоено название. Например: «Бунт», «Бараки», «Возвращение», «Характер», «Личное», «Отречение» и пр. Наименование главы дает понять, о чем будет рассказываться в ближайшие несколько минут.

Большое значение отводится свидетельствам, «живому» слову самого Бориса Ельцина, его воспоминания о детстве, о молодости, красноречиво говорят о том, что характер Ельцина-политика определили более ранние годы. Например, глава «Возвращение» открывается рассказом о том, как Ельцин организовал поход для одноклассников, отряд заблудился и три дня шел без еды и воды. Напившись болотной воды, ребята подхватили брюшной тиф, поднялась температура, но смогли выйти к воде. Все уже без чувств лежали на дне лодки, а Борис, чувствуя ответственность, продолжал вести. Ельцин готов был упасть, но увидел железнодорожный мост и часового: «Я подплыл к берегу, вышел на берег, он нас увидел, и я потерял сознание, упал…». Этот пример доказывает силу воли и стойкость политического лидера. Далее рассказывается история возвращения Ельцина в политику после снятия с должности первого секретаря Московского городского комитета (МГК) КПСС. Таким образом, воспоминания смешиваются с описанием событий в политической карьере Ельцина.

Лейтмотивом фильма «Борис Ельцин. Отступать нельзя» становится связь Ельцина с ныне существующим Храмом-на-крови, поставленным на месте Ипатьевского дома, в котором была расстреляна царская семья. Ельцин, будучи Первым секретарем Свердловского Обкома КПСС, отдавал приказ о сносе здания, а в дальнейшем инициировал постройку на том месте храма. И композиция фильма закольцовывается темой Храма-на-крови, как символа покаяния Первого Президента: «Центр Первого Президента находится напротив Храма-на-крови, вставшего на месте печально знаменитого Ипатьевского дома. В его подвале пули большевиков оборвали историю царской семьи и Российской империи. Все следы этого преступления были уничтожены одним человеком, который подчинялся строгой партийной дисциплине, - первым секретарем обкома Ельциным. Потом пришло осмысление содеянного. Он вышел из партии, уничтожил ее диктатуру и начал строительство новой России. Этот путь был долгим, полным ошибок, сомнений и побед. Но, в конце концов, привел к храму».

Сквозной линией фильма проходит история болезни Бориса Ельцина, операция на сердце. Зрителя подводят к мысли, что в какой-то мере болезнь обусловлена работой, переживаниями с ней связанными, а также особенностью личности - принимать неудачи близко к сердцу.

В другом случае, идея фильма и позиция автора, на наш взгляд, обнаруживается в последней фразе: «Ельцина, по сути дела, ещё не знают, не знают в стране. К нему ещё вернутся. Придет время. Время не подошло».

Если обратить внимание на визуальный ряд фильмов, то проект «Первого канала» строится из съемок ведущего, синхронов родных и коллег Ельцина, архивных фотографий и видеосъемок. Отметим, что ведущий, находясь в кадре, всегда активен: он либо идет, либо что-то показывает, поэтому съемки получаются динамичными. Динамику также создают перебивки - нарезки кадров. В одном случае это развевающийся российский флаг, в другом - крупные планы лица Ельцина, церковного колокола и линии пульса, в третьем - советский флаг, изображение Ленина и часы на Кремлевской башне. Перебивки становятся паузами в основном повествовании, обозначают драматичные моменты или переход к другой теме. В фильм включены съемки в Центре Бориса Ельцина в Екатеринбурге, открывшемся в ноябре 2015 года. Авторы демонстрируют материалы музейной экспозиции, еще не известные широкой аудитории.

Визуальный ряд фильма «Борис Ельцин. Жизнь и судьба» по большей части состоит из синхронов рассказчиков, с включениями хроники, газетных вырезок, архивных фото- и видеодокументов.

Сопоставляя два фильма, отметим, что в обеих работах принимали участие жена и дочери Ельцина, а также некоторые политические деятели фигурируют в одной и другой картине, поэтому некоторые истории, связанные с жизнью Бориса Ельцина, факты из жизни (например, эпизод с отречением от власти или история о том, как семья Ельцина переживала события августовского путча) повторяются практически одними и теми же словами.

Проект «Первого канала» создает нервное напряжение, давит на эмоции, делает акценты на драматичных моментах (история болезни, история Храма-на-крови) в отличие от фильма ВГТРК, в котором рассказывается история Первого Президента, раскрывается его характер. Принципиально отличается способ повествования: в первом случае автор излагает свое понимание истории жизни Ельцина, а во втором - участие автора ощущается лишь в отборе материала, рассказ ведут многочисленные повествователи, люди, знавшие героя лично.

Третья пара фильмов, взятая нами для сравнения, - работы, посвященные личности одного из выдающихся полководцев Второй мировой войны, Константину Рокоссовскому. Это фильмы «Генерал Кинжал, или Звездные часы Константина Рокоссовского» (2014, реж. В. Сапрынский, И. Савенков) См. архив видео на сайте телеканала «Россия-1». - Режим доступа: https://russia.tv/brand/show/brand_id/57926/. производства ВГТРК и «Солдатский долг маршала Рокоссовского» (2010, автор и ведущая - Т. Борщ, режиссер-постановщик - Т. Селихова) См. видео «Солдатский долг Маршала Рокоссовского» на сайте www.youtube.com. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zPvMW9rtX2k. , вышедший в эфир на телеканале «Звезда».

Отметим, что нами были обнаружены и другие работы, повествующие о К. Рокоссовском, созданные в последние пять лет, однако одна из них «Полководцы России. От Древней Руси до XX века. Константин Рокоссовский» (2014, реж. Е. Лосева) является частью многосерийного проекта телеканала «Россия-2» «Полководцы России. От Древней Руси до XX века», а другая - «Жуков и Рокоссовский. Служили два товарища» (2015, реж. А .Симонов) транслировавшаяся на телеканале «ТВ Центр» показывает биографию К. Рокоссовского в сравнении с судьбой Г. Жукова, поэтому выбор пал на выше обозначенные картины.

Сюжет фильмов «Генерал Кинжал, или Звездные часы Константина Рокоссовского» и «Солдатский долг маршала Рокоссовского» строится на событиях его жизни, в большей мере акцентируя внимание на профессиональной деятельности военного. При этом первая работа ставит задачу отделить правду от вымыслов в мифологизированной биографии героя, а вторая следует его личным воспоминаниям, книге-мемуарам «Солдатский долг».

Основные факты жизни К. Рокоссовского, которые включены в оба фильма: польское происхождение и уход добровольцем на фронт во время Первой мировой войны, женитьба, арест 1937 года и три года пыток, изменение данных в биографии (в частности, места рождения), возвращение на военную службу и решительные действия во время Великой Отечественной войны, операция «Баргатион», любовь на войне (Г. Таланова родила от К. Рокоссовского дочь), встреча с сестрой, командование парадом 9 мая 1945 года, назначение на пост министра обороны Польши, возвращение в Россию. Помимо этого, в первом фильме разоблачается миф о любовной связи с актрисой Валентиной Серовой, говорится о появлении прозвища «генерал Кинжал», внушающего страх фашистам. Тем не менее, несмотря на эти отличия, отметим, что фактология фильмов имеет множество совпадений в интонации подачи информации о герое, это не восхваление, но и, безусловно, не осуждение, а скорее уважение к стойкости и силе К. Рокоссовского.

Авторы одного и другого фильмов используют отчасти схожие приемы при выстраивании драматургии. В работе «Генерал Кинжал, или Звездные часы Константина Рокоссовского» в роли основного рассказчика выступает ведущий в роли военного журналиста (А. Кортнев), который появляется и в кадре на фоне хроникальных фото- и видеоматералов. Дополняют его повествование правнучка К.Рокоссовского, его внук, а также принимают участие академик РАН Андрей Кокошин, доктор наук Андрей Сахаров, писательница Лариса Васильева и другие эксперты, журналисты, писатели. Активно используются имеющиеся хроникальные кадры военных действий.

В другом фильме также присутствует ведущая, она, с мемуарами маршала в руках как бы задает вопросы К.Рокоссовскому, облик которого воплощен актером. Таким образом, повествование строится, исходя из слов К. Рокоссовского, воспоминания которого связываются, дополняются и уточняются закадровым текстом, а также комментариями его правнучки и военных высших званий. Иллюстрируются события жизни героя с помощью хроники и художественных реконструкций. Игровые вставки дают наглядное, сюжетное представление о событиях прошлого, и в то же время, вносят субъективный взгляд автора на героя и его современников.

Композиция фильма «Солдатский долг маршала Рокоссовского» нелинейная, к примеру, от ареста 1937 года история возвращается к началу карьеры, то есть событиям, предшествующим. Наиболее подробно раскрываются события времен Великой Отечественной войны, планы наступлений, в которых участвовал К. Рокоссовский иллюстрируются помимо хроники еще и картами. Другой фильм, «Генерал Кинжал», следует хронологии, последовательно рассказывая о жизни героя (за исключением начала - эпизода об освобождении Варшавы и встречи с сестрой Хеленой) и опровергая мифы о личности К. Рокоссовского.

Таким образом, мы понимаем, что авторы, используя одни и те же факты о жизни героя, вводя в повествование ведущих, строят отличающиеся по стилистике произведения. Если фильм ВГТРК - это записки журналиста, взгляд со стороны, (представляющийся достоверным за счет комментариев наследников К. Рокоссовского и съемок на местах его жизни в Польше и озвученных различных точек зрения на события жизни героя), то картина телеканала «Звезда» - это искусственно созданный диалог, интервью с героем, дополненное подробным описанием военных действий, участником которых тот становился.

Подводя итог сравнительному анализу фильмов об одних и тех же героях, созданные в разное время, отметим, что чаще всего авторы оперируют одними и теми же фактами, акцентируют внимание на одних ключевых моментах и привлекают к участию одних и тех же людей (чаще - родственников). Однако подобные фильмы отличаются способом выстраивания материала, его подачи и яркой визуализацией. Создавая зрелищный продукт, авторы включают в фильм и постановочные сцены, и видео, обработанное с помощью компьютерных программ, кадры с ведущим, персонифицирующие рассказ о выдающейся личности.

Киновед С.А. Муратов писал: «Фильм о документальном герое начинается с героя не в большей мере, нежели с автора -- его взглядов, склонностей, представлении об индивидуальности -- или даже уникальности -- человека, за которым следит объектив кинокамеры. Само содержание, которое автор вкладывает в понятие «характер» и «личность», уже предопределяет подход к герою, а значит и атмосферу их будущих отношений, и поэтику ленты» Муратов С.А. Документальный фильм. Незаконченная биография. - М.: ВК, 2009. - С.235-236.. Безусловно, авторская позиция обуславливает идеологическую и художественную составляющую фильма, и это позволяет различным авторам обращаться к биографии одного героя.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее