Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Биографический фильм: драматургия, композиция, изобразительные средства

Применение современных компьютерных технологий

В современных экранных медиа происходит синтез технологических и эстетических возможностей. Эпоха постмодернизма и активное развитие видео- и компьютерной техники стало причиной изменения традиционной формы документального биографического фильма. Профессор В.Ф. Познин пишет: «Внедрение в кино и на телевидение новых, на этот раз компьютерных, технологий ознаменовало очередной, четвертый (после появления кино, внедрения в него звука и цвета и экспериментов с форматами экрана) этап аттракционности. Мы имеем в виду привлечение публики к экрану новыми техническими средствами и новыми технологиями» Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения: учеб. пособие/ В.Ф. Познин. - СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2015. - С.27.. Сегодня авторы с легкостью смешивают различные визуальные элементы: документальные съемки, реконструкции, высказывания экспертов, ведущего в кадре, компьютерную графику, анимацию. Благодаря последнему явлению появляется возможность воссоздать упущенное и запечатлеть нечто недоступное объективу камеры, а так же придать фильму уникальный стиль.

Анимация (от фр. Animation - оживление, одушевление), -- это придание видимости жизни объектам. Изначально анимация связывалась с превращениями, нереальными событиями, выдуманными персонажами. Поэтому в ХХ веке мультипликаторы стремились изображать несуществующее, невероятное, ир- и сюрреальное.

В XXI веке анимация набирает популярность среди документалистов, и появляется новое направление с противоречивым названием «документальная анимация» Терещенко М. Мультфильм как документ [Электронный ресурс] // os.colta.ru. - Режим доступа: http://os.colta.ru/cinema/projects/198/details/19732/page1/. (Дата обращения: 22.01.16).. В основе фильмов «Никогда, как в первый раз» Йонаса Оделла (2006), «Вальс с Баширом» Ари Фольмана (2008), «Мадагаскар, путевой дневник» Бастьена Дюбуа (2010) и др. лежат реальные факты, интервью и ситуации, документальный звуковой ряд, а визуализируется документальный материал анимационной картинкой.

Для понимания синтетического явления документальной анимации и сути анимационных вставок в документальных биографических фильмах стоит уточнить технологические принципы создания различного рода анимационного кино. Н.А. Агафонова Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма. - Минск: Тесей, 2008. - С.80-81. пишет, что выделяют несколько видов анимации: рисованную, объемную (кукольную), перекладную, теневую, игольчатую, «бескамерную» и комбинированную.

В основе рисованной анимации - графические или живописные изображения. Пионером подобной техники является Уолт Дисней. В этой технике для каждой фазы движения персонажа необходимо рисовать новую картинку, не переделывая предыдущую.

Объемная анимация предполагает «оживление» трехмерных предметов. Обычно это куклы из различных материалов: дерева, пластилина и пр., но бывает, что в роли персонажей выступают бытовые вещи: спички, скрепки и т.п. Предметы анимируются, так же как и рисунки, с помощью покадровой съемки.

Перекладная анимация представляет собой движение вырезанных моделей. Их перемещение ограничено вертикалью-горизонталью, что в сумме с характером изображения подчеркивает уплощенный характер изобразительной стилистики. Примером применения подобной техники являются работы российского мультипликатора Ю. Норштейна.

Теневая анимация основана на запечатлении силуэтов. Идея этой техники заимствована у китайского театра теней.

Игольчатая анимация основана на технике игольчатого экрана. В этом случае плоскость, усеянная металлическими стерженьками, создает ощущение морской глади в результате движения этих стерженьков. Получаемое изображение выглядит текучим и мерцающим.

«Бескамерная» анимация - это покадровое нанесение рисованного изображения прямо на кинопленку, которая в дальнейшем проецируется на экран.

Под комбинированной анимацией понимают совмещение (коллаж) различных техник и материалов. В фильме с комбинированной анимацией могут объединяться рисунок, объемные предметы, документальные материалы (фото, вырезки из газет и журналов, кадры хроники), афиши, компьютерная графика и пр.

Помимо названных техник аниматоры используют в своем творчестве и иные более трудоемкие способы оживления изображения, например, песочную анимацию и др.

Сегодня, благодаря развитию компьютерной техники, есть возможность комбинировать различные типы анимации с помощью различных специализированных программ, а также изначально создавать движущиеся объекты в цифровом формате.

Говоря об отечественном опыте применения анимации в документальных биографических фильмах, стоит обратить внимание на работы выпускника ВГИКа, режиссера и сценариста Романа Либерова. Он создает документально-анимационные фильмы о выдающихся литературных деятелях прошлого века («Сохрани мою речь навсегда», 2015, «ИЛЬФИПЕТРОВ», 2013, «Написано Сергеем Довлатовым», 2012, «Один день Жоры Владимова», 2011, «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем», 2010, «Юрий Олеша по кличке «писатель», 2009). Р.Либеров работает в коллажной технике, применяя практически все из выше перечисленных средств для создания визуального ряда. Анимация в его фильмах выполняет несколько функций: иллюстративную, символическую (напр., советский влаг, обозначающий эпоху), стилистическую.

Режиссер использует анимированные рисунки (классический метод), выполненные в различных техниках: акварельный (набережная в Крыму в фильме «ИЛЬФИПЕТРОВ»), контурные наброски для перекладной анимации (солдаты в фильме «Написано Сергеем Довлатовым») и др., но все они выполнены в упрощенном стиле, что говорит об условности изображаемого.

Рассмотрим подробнее специфику документально-анимационного фильма «ИЛЬФИПЕТРОВ» См. архив видео телеканала «Первый канал». - Режим доступа: http://www.1tv.ru/documentary/fi=8577. (2013, реж., Р.Либеров). Сюжет фильма составляют истории жизней писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Их детство, знакомство, совместное творчество, семейная жизнь каждого, путешествие по Америке, смерть Ильфа и окончание жизни Катаева - все это представлено в виде истории, рассказанной самими героями, их близкими. Режиссер создает закадровый полилог, основываясь на воспоминаниях и письмах, документальном материале, который связывает немногочисленный авторский текст. Слова каждого персонажа фильма озвучивали разные актеры, среди которых и широко известные Сергей Маковецкий, Игорь Золотовицкий, Леонид Каневский, Михаил Ефремов, Полина Агуреева и др. Озвучание фильма, на наш взгляд, весьма удачно, поскольку голоса уже дают зрителю фактуру, представление о героях.

Композиция фильма линейная, повествование следует за жизнью героев. Попытка отразить события значительного временного отрезка несколько ослабляет драматургическое напряжение, однако автор использует нестандартные средства визуализации материала, что привлекает внимание зрителя.

В основу фильма положена анимация и документальные кадры (фотографии, хроника). По словам режиссера картины Либеров Р. Каждый режиссер хочет, чтобы его кино смотрели [Электронный ресурс] / беседовала Е. Кадушкина // Сетевое издание m24.ru. - Режим доступа: http://www.m24.ru/m/articles/26071. (Дата обращения: 29.03.16)., почти вся мультипликация в фильме, создана Ниной Бисяриной и основана на оригинальной живописи Александра Лабаса, современника Ильфа и Петрова. Интересно, что фотографии также «оживляются», это происходит с помощью движения какой-либо детали, например, поднимающегося вверх дыма от сигареты, открывающегося окна или движения губ.

Среди выразительных средств, используемых в фильме, стоить отметить замедленную съемку, к примеру, в начале фильма, а также в эпизоде, описывающем приезд Ильфа в Москву, с целью показать суету города. Отметим, что на контрасте с ассоциативными съемками передвижения голубей и теней на лестнице, положенные на динамичную музыку, монтируются съемки дворика в Одессе в обычной скорости. Также применяется цветокоррекция - черно-белый фильтр создает ощущение старой съемки.

Как отмечалось ранее, анимации в фильмах Р. Либерова выполняет помимо других символическую функцию, например, один из рисованных кадров представляет собой головы Ильфа и Петрова, торчащие из одного воротника, словно у сказочного персонажа Змея Горыныча. Так автор акцентирует внимание на двуединстве писателей.

Стоит отметить, что авторы фильма «ИЛЬФИПЕТРОВ» рассказали о героях так же, как те писали: легко, весело, остроумно. Этому способствовала и избранная техника «анимадок», и текст, составленный с помощью «личного слова» героев. Впрочем, насчет удачного совмещения документальной фактуры и выдуманных рисованных образов есть и другое мнение. В комментарии к интервью с Р.Либеровым в газете «Известия» читаем: «Режиссер объединил два враждебных языка … Уже одно это, казалось бы, должно дать фильму и ритм, и темп, и нерв. Между тем почти не дает. Скольжение между двумя реальностями можно объяснить просто. Когда Ильф и Петров на родине -- мир чаще всего красочный. Когда они колесят по Америке и живут в Голливуде -- мир, как ни странно, черно-белый, статичный и скучный. Между прочим, не только для героев, но и для зрителей» Мазурова С. «Не предполагал, что 70% молодежи не знает об Ильфе и Петрове» [Электронный ресурс] / Мазурова С., Авраменко Е. [Интервью с Р.Либеровым] // Известия - 2013. - 2 октября. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/558075#ixzz44HZLMBq4. (Дата обращения: 28.03.16).. На наш взгляд, в данном случае использование анимации уместно, это непривычный для зрителя способ подачи материала, привлекающий внимание. Отметим также, насколько актуально смотрится вставка документальных съемок, положенных на отрывки из произведений Ильфа и Петрова.

Продолжая речь о применении компьютерных технологий в документальных биографических фильмах, обратимся к мнению доктора искусствоведения, профессора В.Ф. Познина, который считает Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения: учеб. пособие/ В.Ф. Познин. - СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2015. - С.29., что широкие возможности компьютерные технологии дают режиссерам, создающим фильмы об искусстве. Так, например, фильм «Фрида на фоне Фриды. Приговоренная к фиесте» См. видео «Фрида на фоне Фриды (РФ, 2005 г.)». - Режим доступа: http://dokumentalny-filmy.ru/dokumentalnyj-film-frida-na-fone-fridy-onlajn.html. (2005, реж. Н. Назарова) представляет собой коллаж, в котором картины художницы представлены фрагментами: они движутся, переходят в фотографии и иной видеоматериал.

Фильм, получивший немало наград, транслировался на телеканале «Культура», и стал попыткой «отдельными мазками (в духе техники самой Фриды)» О проекте «Фрида на фоне Фриды». Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/29259/. (Дата обращения: 03.04.16). передать образ мексиканской художницы. Биография Фриды представлена в виде ее диалога с самой собой (помимо этого включается несколько синхронов с очевидцами жизни Фриды). Сценарист Лариса Малюкова по документальным материалам создавала автобиографию Фриды, а озвученные Инной Чуриковой разными интонациями фразы создают ощущение спора двух характеров, уживающихся в личности художницы: с одной стороны, нежной и женственной, с другой - жесткой и циничной.

С точки зрения простоты и оригинальности применения компьютерных технологий, интересен прием смены рисованных автопортретов Фриды через анимацию: движение маски закрывает лицо на одном портрете, и открывает уже на другом. Другой прием автора - разделение картин на составные части, которые разлетаются в разные стороны или же, наоборот, соединяются (например, символично используется соединение и раскол частей картин, на которых изображена половина портрета Фриды и ее мужа Диего).

Совмещение документальных кадров ванны и картин Фриды с добавлением полупрозрачного слоя волн дает возможность легче воспринимать плоскостное изображение и подключает воображение. В целом, в фильме картины даются в движении, поскольку статическое изображение в фильме препятствует комфортному восприятию зрителей. хотя, подобное возможно, и уместно в искусствоведческих фильмах, когда необходимо внимательно рассмотреть полотно и все его детали.

Отметим, что сегодня режиссеры находят новые приемы создания динамики статичного изображения. Это как раз связано с расширяющимися технологическими возможностями. В фильме Леонида Парфенова «Цвет нации» о фотографе начала прошлого века С.М. Прокудине-Горском авторы активно используют его работы - фотографии, с помощью кей-фона ведущего помещают в пространство плоского изображения, создавая оригинальное представление творчества героя фильма.

Итак, визуальные эффекты встречаются в документальных биографических фильмах нередко: от самых простых - наплыв, размывание, микширование и пр. - до спецэффектов, использования кей-фона и т.д. Активное использование компьютерных средств обработки, связанное с развитием техники, становится частью эстетики современной документалистики, однако при неосторожном использовании становится дискомфортным для зрительского восприятия: «мелькание» кадров и частая смена цветовой палитры, резкое замедление или ускорение движения, сложные монтажные переходы между планами отвлекают внимание и вызывают дискомфорт при просмотре.

Таким образом, можно сделать вывод о том, коллажные документальные биографические фильмы динамичны, зрелищны, однако есть опасность получить неэстетичный видеоряд и уйти от документальной основы. Анимацию уместно включать только в хорошо продуманную архитектонику фильма, учитывая характер героя (юмористичный или драматичный) и понимая уместность подобной визуализации.

Безусловно, изображение на экране искусственно созданного мира, который порой не отличим от реального, задокументированного традиционным способом, существенно расширяет возможности автора, дает возможность наглядно объяснить какой-либо факт. Однако эти анимация, компьютерная графика, спецэффекты нивелируют грань документального и художественного, а злоупотребление новыми выразительными возможностями может вызвать недоверие у зрителя.

Выводы к главе 2

Во второй главе исследовательской работы выявлены композиционные приемы и выразительные средства, используемые в отечественных биографических фильмах.

Авторы документальных биографических фильмов сегодня имеют широкий спектр возможностей при создании своего произведения. Решая вопрос о композиционной структуре (линейной, инверсивной, кольцевой) и о способе повествования (монологическом, полифоническом или от лица героя), автор выстраивает драматургию фильма и расставляет акценты. Наиболее популярным способом построения документальных биографических фильмов на современном экране является инверсионная композиция и коллективное повествование. Это объясняется нацеленностью на массовую аудиторию, необходимостью привлечения и удержания внимания зрителей.

Также во второй главе говорится о применении в документальных биографических фильмах художественной реконструкции и анимации. Эти элементы существенно расширяют визуальный ряд и в некоторых случаях становятся основным приемом, вызывая споры о документальности подобных работ.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее