Применение современных компьютерных технологий

В современных экранных медиа происходит синтез технологических и эстетических возможностей. Эпоха постмодернизма и активное развитие видео- и компьютерной техники стало причиной изменения традиционной формы документального биографического фильма. Профессор В.Ф. Познин пишет: «Внедрение в кино и на телевидение новых, на этот раз компьютерных, технологий ознаменовало очередной, четвертый (после появления кино, внедрения в него звука и цвета и экспериментов с форматами экрана) этап аттракционности. Мы имеем в виду привлечение публики к экрану новыми техническими средствами и новыми технологиями» Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения: учеб. пособие/ В.Ф. Познин. - СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2015. - С.27.. Сегодня авторы с легкостью смешивают различные визуальные элементы: документальные съемки, реконструкции, высказывания экспертов, ведущего в кадре, компьютерную графику, анимацию. Благодаря последнему явлению появляется возможность воссоздать упущенное и запечатлеть нечто недоступное объективу камеры, а так же придать фильму уникальный стиль.

Анимация (от фр. Animation - оживление, одушевление), -- это придание видимости жизни объектам. Изначально анимация связывалась с превращениями, нереальными событиями, выдуманными персонажами. Поэтому в ХХ веке мультипликаторы стремились изображать несуществующее, невероятное, ир- и сюрреальное.

В XXI веке анимация набирает популярность среди документалистов, и появляется новое направление с противоречивым названием «документальная анимация» Терещенко М. Мультфильм как документ [Электронный ресурс] // os.colta.ru. - Режим доступа: http://os.colta.ru/cinema/projects/198/details/19732/page1/. (Дата обращения: 22.01.16).. В основе фильмов «Никогда, как в первый раз» Йонаса Оделла (2006), «Вальс с Баширом» Ари Фольмана (2008), «Мадагаскар, путевой дневник» Бастьена Дюбуа (2010) и др. лежат реальные факты, интервью и ситуации, документальный звуковой ряд, а визуализируется документальный материал анимационной картинкой.

Для понимания синтетического явления документальной анимации и сути анимационных вставок в документальных биографических фильмах стоит уточнить технологические принципы создания различного рода анимационного кино. Н.А. Агафонова Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма. - Минск: Тесей, 2008. - С.80-81. пишет, что выделяют несколько видов анимации: рисованную, объемную (кукольную), перекладную, теневую, игольчатую, «бескамерную» и комбинированную.

В основе рисованной анимации - графические или живописные изображения. Пионером подобной техники является Уолт Дисней. В этой технике для каждой фазы движения персонажа необходимо рисовать новую картинку, не переделывая предыдущую.

Объемная анимация предполагает «оживление» трехмерных предметов. Обычно это куклы из различных материалов: дерева, пластилина и пр., но бывает, что в роли персонажей выступают бытовые вещи: спички, скрепки и т.п. Предметы анимируются, так же как и рисунки, с помощью покадровой съемки.

Перекладная анимация представляет собой движение вырезанных моделей. Их перемещение ограничено вертикалью-горизонталью, что в сумме с характером изображения подчеркивает уплощенный характер изобразительной стилистики. Примером применения подобной техники являются работы российского мультипликатора Ю. Норштейна.

Теневая анимация основана на запечатлении силуэтов. Идея этой техники заимствована у китайского театра теней.

Игольчатая анимация основана на технике игольчатого экрана. В этом случае плоскость, усеянная металлическими стерженьками, создает ощущение морской глади в результате движения этих стерженьков. Получаемое изображение выглядит текучим и мерцающим.

«Бескамерная» анимация - это покадровое нанесение рисованного изображения прямо на кинопленку, которая в дальнейшем проецируется на экран.

Под комбинированной анимацией понимают совмещение (коллаж) различных техник и материалов. В фильме с комбинированной анимацией могут объединяться рисунок, объемные предметы, документальные материалы (фото, вырезки из газет и журналов, кадры хроники), афиши, компьютерная графика и пр.

Помимо названных техник аниматоры используют в своем творчестве и иные более трудоемкие способы оживления изображения, например, песочную анимацию и др.

Сегодня, благодаря развитию компьютерной техники, есть возможность комбинировать различные типы анимации с помощью различных специализированных программ, а также изначально создавать движущиеся объекты в цифровом формате.

Говоря об отечественном опыте применения анимации в документальных биографических фильмах, стоит обратить внимание на работы выпускника ВГИКа, режиссера и сценариста Романа Либерова. Он создает документально-анимационные фильмы о выдающихся литературных деятелях прошлого века («Сохрани мою речь навсегда», 2015, «ИЛЬФИПЕТРОВ», 2013, «Написано Сергеем Довлатовым», 2012, «Один день Жоры Владимова», 2011, «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем», 2010, «Юрий Олеша по кличке «писатель», 2009). Р.Либеров работает в коллажной технике, применяя практически все из выше перечисленных средств для создания визуального ряда. Анимация в его фильмах выполняет несколько функций: иллюстративную, символическую (напр., советский влаг, обозначающий эпоху), стилистическую.

Режиссер использует анимированные рисунки (классический метод), выполненные в различных техниках: акварельный (набережная в Крыму в фильме «ИЛЬФИПЕТРОВ»), контурные наброски для перекладной анимации (солдаты в фильме «Написано Сергеем Довлатовым») и др., но все они выполнены в упрощенном стиле, что говорит об условности изображаемого.

Рассмотрим подробнее специфику документально-анимационного фильма «ИЛЬФИПЕТРОВ» См. архив видео телеканала «Первый канал». - Режим доступа: http://www.1tv.ru/documentary/fi=8577. (2013, реж., Р.Либеров). Сюжет фильма составляют истории жизней писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Их детство, знакомство, совместное творчество, семейная жизнь каждого, путешествие по Америке, смерть Ильфа и окончание жизни Катаева - все это представлено в виде истории, рассказанной самими героями, их близкими. Режиссер создает закадровый полилог, основываясь на воспоминаниях и письмах, документальном материале, который связывает немногочисленный авторский текст. Слова каждого персонажа фильма озвучивали разные актеры, среди которых и широко известные Сергей Маковецкий, Игорь Золотовицкий, Леонид Каневский, Михаил Ефремов, Полина Агуреева и др. Озвучание фильма, на наш взгляд, весьма удачно, поскольку голоса уже дают зрителю фактуру, представление о героях.

Композиция фильма линейная, повествование следует за жизнью героев. Попытка отразить события значительного временного отрезка несколько ослабляет драматургическое напряжение, однако автор использует нестандартные средства визуализации материала, что привлекает внимание зрителя.

В основу фильма положена анимация и документальные кадры (фотографии, хроника). По словам режиссера картины Либеров Р. Каждый режиссер хочет, чтобы его кино смотрели [Электронный ресурс] / беседовала Е. Кадушкина // Сетевое издание m24.ru. - Режим доступа: http://www.m24.ru/m/articles/26071. (Дата обращения: 29.03.16)., почти вся мультипликация в фильме, создана Ниной Бисяриной и основана на оригинальной живописи Александра Лабаса, современника Ильфа и Петрова. Интересно, что фотографии также «оживляются», это происходит с помощью движения какой-либо детали, например, поднимающегося вверх дыма от сигареты, открывающегося окна или движения губ.

Среди выразительных средств, используемых в фильме, стоить отметить замедленную съемку, к примеру, в начале фильма, а также в эпизоде, описывающем приезд Ильфа в Москву, с целью показать суету города. Отметим, что на контрасте с ассоциативными съемками передвижения голубей и теней на лестнице, положенные на динамичную музыку, монтируются съемки дворика в Одессе в обычной скорости. Также применяется цветокоррекция - черно-белый фильтр создает ощущение старой съемки.

Как отмечалось ранее, анимации в фильмах Р. Либерова выполняет помимо других символическую функцию, например, один из рисованных кадров представляет собой головы Ильфа и Петрова, торчащие из одного воротника, словно у сказочного персонажа Змея Горыныча. Так автор акцентирует внимание на двуединстве писателей.

Стоит отметить, что авторы фильма «ИЛЬФИПЕТРОВ» рассказали о героях так же, как те писали: легко, весело, остроумно. Этому способствовала и избранная техника «анимадок», и текст, составленный с помощью «личного слова» героев. Впрочем, насчет удачного совмещения документальной фактуры и выдуманных рисованных образов есть и другое мнение. В комментарии к интервью с Р.Либеровым в газете «Известия» читаем: «Режиссер объединил два враждебных языка … Уже одно это, казалось бы, должно дать фильму и ритм, и темп, и нерв. Между тем почти не дает. Скольжение между двумя реальностями можно объяснить просто. Когда Ильф и Петров на родине -- мир чаще всего красочный. Когда они колесят по Америке и живут в Голливуде -- мир, как ни странно, черно-белый, статичный и скучный. Между прочим, не только для героев, но и для зрителей» Мазурова С. «Не предполагал, что 70% молодежи не знает об Ильфе и Петрове» [Электронный ресурс] / Мазурова С., Авраменко Е. [Интервью с Р.Либеровым] // Известия - 2013. - 2 октября. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/558075#ixzz44HZLMBq4. (Дата обращения: 28.03.16).. На наш взгляд, в данном случае использование анимации уместно, это непривычный для зрителя способ подачи материала, привлекающий внимание. Отметим также, насколько актуально смотрится вставка документальных съемок, положенных на отрывки из произведений Ильфа и Петрова.

Продолжая речь о применении компьютерных технологий в документальных биографических фильмах, обратимся к мнению доктора искусствоведения, профессора В.Ф. Познина, который считает Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения: учеб. пособие/ В.Ф. Познин. - СПб.: С-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2015. - С.29., что широкие возможности компьютерные технологии дают режиссерам, создающим фильмы об искусстве. Так, например, фильм «Фрида на фоне Фриды. Приговоренная к фиесте» См. видео «Фрида на фоне Фриды (РФ, 2005 г.)». - Режим доступа: http://dokumentalny-filmy.ru/dokumentalnyj-film-frida-na-fone-fridy-onlajn.html. (2005, реж. Н. Назарова) представляет собой коллаж, в котором картины художницы представлены фрагментами: они движутся, переходят в фотографии и иной видеоматериал.

Фильм, получивший немало наград, транслировался на телеканале «Культура», и стал попыткой «отдельными мазками (в духе техники самой Фриды)» О проекте «Фрида на фоне Фриды». Режим доступа: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/29259/. (Дата обращения: 03.04.16). передать образ мексиканской художницы. Биография Фриды представлена в виде ее диалога с самой собой (помимо этого включается несколько синхронов с очевидцами жизни Фриды). Сценарист Лариса Малюкова по документальным материалам создавала автобиографию Фриды, а озвученные Инной Чуриковой разными интонациями фразы создают ощущение спора двух характеров, уживающихся в личности художницы: с одной стороны, нежной и женственной, с другой - жесткой и циничной.

С точки зрения простоты и оригинальности применения компьютерных технологий, интересен прием смены рисованных автопортретов Фриды через анимацию: движение маски закрывает лицо на одном портрете, и открывает уже на другом. Другой прием автора - разделение картин на составные части, которые разлетаются в разные стороны или же, наоборот, соединяются (например, символично используется соединение и раскол частей картин, на которых изображена половина портрета Фриды и ее мужа Диего).

Совмещение документальных кадров ванны и картин Фриды с добавлением полупрозрачного слоя волн дает возможность легче воспринимать плоскостное изображение и подключает воображение. В целом, в фильме картины даются в движении, поскольку статическое изображение в фильме препятствует комфортному восприятию зрителей. хотя, подобное возможно, и уместно в искусствоведческих фильмах, когда необходимо внимательно рассмотреть полотно и все его детали.

Отметим, что сегодня режиссеры находят новые приемы создания динамики статичного изображения. Это как раз связано с расширяющимися технологическими возможностями. В фильме Леонида Парфенова «Цвет нации» о фотографе начала прошлого века С.М. Прокудине-Горском авторы активно используют его работы - фотографии, с помощью кей-фона ведущего помещают в пространство плоского изображения, создавая оригинальное представление творчества героя фильма.

Итак, визуальные эффекты встречаются в документальных биографических фильмах нередко: от самых простых - наплыв, размывание, микширование и пр. - до спецэффектов, использования кей-фона и т.д. Активное использование компьютерных средств обработки, связанное с развитием техники, становится частью эстетики современной документалистики, однако при неосторожном использовании становится дискомфортным для зрительского восприятия: «мелькание» кадров и частая смена цветовой палитры, резкое замедление или ускорение движения, сложные монтажные переходы между планами отвлекают внимание и вызывают дискомфорт при просмотре.

Таким образом, можно сделать вывод о том, коллажные документальные биографические фильмы динамичны, зрелищны, однако есть опасность получить неэстетичный видеоряд и уйти от документальной основы. Анимацию уместно включать только в хорошо продуманную архитектонику фильма, учитывая характер героя (юмористичный или драматичный) и понимая уместность подобной визуализации.

Безусловно, изображение на экране искусственно созданного мира, который порой не отличим от реального, задокументированного традиционным способом, существенно расширяет возможности автора, дает возможность наглядно объяснить какой-либо факт. Однако эти анимация, компьютерная графика, спецэффекты нивелируют грань документального и художественного, а злоупотребление новыми выразительными возможностями может вызвать недоверие у зрителя.

Выводы к главе 2

Во второй главе исследовательской работы выявлены композиционные приемы и выразительные средства, используемые в отечественных биографических фильмах.

Авторы документальных биографических фильмов сегодня имеют широкий спектр возможностей при создании своего произведения. Решая вопрос о композиционной структуре (линейной, инверсивной, кольцевой) и о способе повествования (монологическом, полифоническом или от лица героя), автор выстраивает драматургию фильма и расставляет акценты. Наиболее популярным способом построения документальных биографических фильмов на современном экране является инверсионная композиция и коллективное повествование. Это объясняется нацеленностью на массовую аудиторию, необходимостью привлечения и удержания внимания зрителей.

Также во второй главе говорится о применении в документальных биографических фильмах художественной реконструкции и анимации. Эти элементы существенно расширяют визуальный ряд и в некоторых случаях становятся основным приемом, вызывая споры о документальности подобных работ.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >