Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Биографический фильм: драматургия, композиция, изобразительные средства

Способы воссоздания реалий прошлого

В первой главе мы рассуждали о том, что документальным биографическим фильмам предшествовали игровые ленты о героях прошлого. Так называемые байопики (англ. biografical picture - биографическая картина) создаются и сегодня. Они представляют собой художественные игровые картины, основанные на биографии реального человека. Сюжетная линия подобных фильмов может расходиться с фактами. Так, например, в фильме «Битва за Севастополь» (Россия, Украина, 2015) режиссера Сергея Мокрицкого судьба женщины-снайпера Людмилы Павличенко превратилась в экранную мелодраму на фоне войны. Авторы опустили тот факт, что в 1932 году Людмила Павличенко вышла замуж и родила сына (по фильму сын родился после войны), также искажаются на экране отношения с родителями героини. В таких случаях возникает опасность обмануть незнающего зрителя, принимающего действия фильма за «чистую монету».

Близки к байопикам, на наш взгляд, и докудрамы, занимающие место на границе жанров, поскольку документальная основа исполнена в виде художественной реконструкции. В данной работе мы не уделяем особого внимания таким фильмам, однако картины, в которых игровые моменты присутствуют наравне с документальным материалом, входят в сферу нашего интереса, тем более что примеров подобных картин сегодня предостаточно.

Анализируя возникновение и развитие докудрамы, К.А. Шергова пишет: «Условие одно - правда. Не надо пытаться обмануть зрителя, выдать придуманное, инсценированное - за документальное. Документальность должна присутствовать в фильме как доминирующий элемент, причем элемент содержательный, а не формальный» Шергова К.А. Докудрама - новый жанр? [Электронный ресурс] // Вестник электронных и печатных СМИ. - № 13. - Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=2102. (Дата обращения: 20.03.16)..

Показательным для российской биографической докудрамы стал фильм об академике Льве Ландау «Мой муж - гений» (Россия, 2008, реж. Т. Архипцова). Картина вызвала в обществе споры и дискуссии об искажении образа героя. Хотя авторы включают подлинную видеозапись Ландау и его сына, большая часть фильма состоит из игровых сцен, построенных на субъективном отношении вдовы Ландау к произошедшему в их жизни. Это привело к одностороннему взгляду на личность ученого. Авторы признаются, что в фильме намеренно искажены фамилии некоторых людей, имевших реальных прототипов, и есть выдуманные эпизоды, которые могли бы, при указании действительной фамилии, скомпрометировать личность человека (например, Лифшиц в картине назван Липкиным).

Иначе построена документальная драма «Я - Вольф Мессинг» (Россия, 2009, реж. Н. Викторов). В ее основе - хроникальные кадры, синхронны и реконструкции. Биографическая тема в докудраме активно используется, поскольку является несложной в плане написания сценария.

К специфике отечественной докудрамы К.А. Шергова относит склонность к «желтизне», необъективность и намеренную драматизацию, недостаточно ответственное отношение к фактам и тенденцию к вульгаризации с целью приблизить героя к простому народу.

Автор документальной биографической картины стремится создать объемный образ героя: показать его внешность, голос, характер, обстановку, в которой он существовал, людей, которые влияли на его судьбу и пр. Для этого необходим визуальный ряд, который облегчил бы зрительское восприятие, и в то же время, был эстетичен.

Важнейшими элементами для воссоздания прошлого являются реальные документы и иконография: изображения героя (портреты, фотохроника), дневники, воспоминания, письма, рисунки, записи или иные материалы, отражающие профессиональную деятельность, - то есть все то, что позволяет иллюстрировать сценарий. Еще одним приемом создания документальности является съемка музеев, домов, городов, имеющих связь с личностью прошлого.

Приведем пример авторского решения воссоздания эпохи из практики режиссера Л.И. Шахт. Фильм о Коломне «Путешествие в Коломну» (1986) затрагивает период жизни А. С. Пушкина в этом месте, и режиссер в интервью автору данного исследования подробно описывает, как искались пути создания эпохи и образа А. Пушкина: «Места героя биографии, и что здесь происходило, надо изображение найти. В этом плане музей-квартира - это роскошь, там есть быт, какая-то атмосфера. Там можно найти какие-то рукописи, документы, фолианты, образ жизни, кабинет. Там есть то, что позволяет делать какой-то эпизод. А если этого нет? Что остается? Дома, набережная, где он ходил. Но еще, смотрим, что он пишет в это время. Как он обыгрывает место. Что видит» См. интервью с Л.И. Шахт от 01.12.2014 из личного архива автора в Приложении 1.. Так у режиссера появилась идея сделать иллюстрацию отрывка шуточной поэмы А. С. Пушкина «Домик в Коломне» (1830). В фильм вошли кадры, снятые в соборе и эпизод «кухарка бреется». По сюжету гусар переодевается в женское платье, чтобы познакомиться с девушкой, нанимается в дом ее матери кухаркой, и за бритьем его застает хозяйка, вдова. В поиске способа отражения сюжета, авторы фильма пришли к интересному решению: «Художник пошел гениальным ходом. Впервые мы такое использовали, до этого никогда такой смелости не было в нашем кино, мы вывернули интерьер в экстерьер, интерьер в натуру. <…> Мы берем деревянный дом, действие происходит на фоне дома. Строим подиум на улице (снимали ночью, когда не было машин). Зеркало, столик старинный - все это брали на Ленфильме. Все это на улице. Немое кино. Но это иллюстрация» См. там же. .

Восстановление факта возможно не только при помощи инсценировок, но и с помощью документальных материалов, примет времени, намеки на определенный период жизни героя. Например, про создание эпизода о первой квартире А.С. Пушкина в Коломне на набережной реки Фонтанки Л. И. Шахт говорит так: «Еще эпизод в доме на Фонтанке. Там нет музея, это на тот момент коммунальные квартиры, и мы находим соседнюю пустую квартиру, также выходящую окнами на Фонтанку, воссоздаем интерьер там. Мы делаем несколько гравюр, стены, столик у окна. Я знаю, что это время предшествует отъезду в ссылку за оду «Вольность». На фоне окна в пепельнице мы сжигаем рукопись, а за огнем - портрет Жуковского с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». То есть он подарил, когда «Руслан и Людмила» уже была написана. Три детали. И когда мы делаем комнату, мы снимаем рукопись и уходим в окно, на воды Фонтанки. Вода, город в полумраке. И вода дает переход» См. там же.. Отметим, что при включении в работу подобных деталей автор рассчитывает на подготовленного зрителя, который сможет их декодировать.

Как подтверждает пример из практики создания документального фильма, наполнение визуального ряда возможно не только с помощью документальных материалов, но и с помощью метода художественной реконструкции. Воссоздание костюмов, интерьера, предметов быта и пр. в постановочных кадрах при умелой работе актеров и режиссера дает возможность передать атмосферу эпохи, о которой ведется речь в фильме.

Существует несколько основных причин использования реконструкции в документальных биографических фильмах. Одна из главных - отсутствие хроникальных кадров событий далекого прошлого, в силу того, что кинематографа еще не было. Другая причина связана с утратой нужных съемок, либо важное событие не было запечатлено, но сохранились точные данные, его подтверждающие. Также авторы прибегают к реконструкции, когда видеоряд уже исчерпан, использован в более ранних фильмах, и тогда требуется новое визуальное представление информации. Еще одной из причин использования инсценировок можно назвать заданность результата. Об этом, ссылаясь на телекритика А. Деревицкого, пишет Сергей Муратов: «Вместо исследования реальности он (автор) подгоняет ее под избитую, но “верную” схему. Шаблон мышления порождает шаблон приемов» Муратов С.А. Пристрастная камера: Учеб. пособие для студентов вузов / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - С.28-29..

Восстанавливая события в постановочной сцене, автор документального биографического фильма опирается на библиографические источники (личные дневники, переписка, воспоминания современников, официальные документы и пр.), фотографии, полотна живописи, гравюры, рисунки, то есть любые материалы, помогающие наиболее точно воссоздать место и время.

В ситуации, когда информация о герое неполная, утраченная или не сохранившаяся, возникает проблема моральных и этических методов реконструкции. Ее затрагивает в своей статье исследователь Ольга Сарина Сарина О. С. Метод исторической реконструкции в современных телевизионных документальных драмах // Журналистский ежегодник. - 2012. - №1. - С. 123-124.. Изложение произошедших событий всегда субъективно, поскольку представляется с точки зрения автора, реконструкция ставит перед создателем фильма вопрос о документальной достоверности и авторскими домыслами. Особенно остро он звучит в эпизодах с изображением эмоциональных переживаний, размышлений, нравственного выбора и пр. В этом случае воспроизведение реальности условно и предполагает активизацию зрительского воображения. Опасность в том, что часто автор не оговаривает инсценировки, и каждый факт воспринимается как достоверный.

Реконструкции в биографических фильмах встречаются нередко, при этом процентное соотношение их использования разнится, как, например, в фильме Л. Парфенова «Зворыкин-Муромец» (Россия, 2010) это несколько сцен, а картина «Птица-Гоголь» (Россия, 2009) того же автора практически на 90% состоит из актерской игры.

Анализируя способы воспроизведения прошлого на современном телеэкране, исследователь Э. В. Гмызина относит работы Леонида Парфенова к группе «прошлое как развлечение (аттракцион)» Гмызина Э.В. Присвоение прошлого или реальность медийной истории [Электронный ресурс] // Аналитика культурологи. - 2011. - №19. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prisvoenie-proshlogo-ili-realnost-mediynoy-istorii. (Дата обращения 23.03.16)., поскольку его проекты ориентированы на новые формы визуализации, а история предстает в качестве особого рода развлечения. Подобного рода фильмы сочетают развлекательную и познавательную функции, они эмоциональны и зрелищны. Леонид Парфенов в одном из интервью говорил о том, как важна «телегеничность» визуального ряда при отборе материалов: «рукописи и гравюры на экране выглядят плохо, «картинку» не держат. Подряд -- не больше секунд сорока. Зато хороши рельефы местности -- если они сохранились. От полей сражений, например, исходит сильная эманация, и телеэкран ее вполне передает» «Наша история богата». На вопросы редакции отечественных записок отвечает Леонид Парфёнов [Электронный ресурс] // Отечественные записки. - 2004. - № 5. - Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2004/5/nasha-istoriya-bogata. (Дата обращения: 23.03.16)..

Чтобы не быть голословными, рассмотрим, как реконструкция вписывается в биографический фильм на примере одного из проектов Л. Парфенова. Двухсерийный фильм «Зворыкин-Муромец» См. архив видео (спецпроекты) «Первого канала». - Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5830/fi9664. (2010, реж. С. Нурмамед, И. Скворцов) посвящен судьбе русского инженера Владимира Козьмича Зворыкина, который считается основателем телевидения, поскольку его изобретения: иконоскоп (первоначальное название передающей трубки) и кинескоп (приемной трубки), - положили начало развитию технологии беспроводной передачи изображения на расстояния.

Как утверждает автор, реконструкции - одна из основных составляющих фильма: «Кроме сугубо документальной журналистской канвы (это создал, туда поехал), есть проживание эпизодов в реальной жизни, где Зворыкина играет актер» Леонид Парфенов. Официальный сайт [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://leonidparfenov.ru/zvorykin-muromec/. (Дата обращения: 27.03.16).. Стоит отметить, что автор сразу, в начальных титрах, обозначает имена актеров, исполняющих роли в фильме: Зворыкина в зрелом возрасте играет Сергей Шакуров, в молодости - Анатолий Просалов. Актеров подбирали исходя из внешнего сходства с героем, и это вполне оправданный шаг.

Сцены-реконструкции тесно переплетаются с повествованием Л. Парфенова в кадре, интервью с людьми, знавшими Зворыкина, хроникальными кадрами и фотографиями. В фильме представлены различные географические локации, связанные с жизнью инженера: это и родной город Муром, и Принстон, где инженер работал в эмиграции, и Нью-Йорк, Москва, Киев, Екатеринбург, Омск, Санкт-Петербург.

Значительное место в фильме отводится роли ведущего. Он не только повествует об истории жизни, но и активно действует в кадре, перемещаясь пространстве, следует по местам героя, насыщает рассказ дополнительными подробностями, опираясь на общеизвестные факты, стереотипные зрительские представления. Все это создает ощущение достоверности, привлекает зрителя и удерживает его внимание.

Фильм «Зворыкин-Муромец» - масштабный телепроект, пример медиапродукта, пользующегося коммерческим успехом на рынке. Для его реализации проделана значительная работа, организованы встречи и подготовлены съемки в разных странах (России, США); использована сложная операторская техника (кран, операторские рельсы); продуманы монтажные переходы между эпизодами (через фотографии, как например, дом Зворыкиных в Муроме на фото переходит в кадры этого же здания в наши дни; предметы, например, кадры окна, у которого стоит маленький Володя Зворыкин сменяет план с ведущим в той же позе); на этапе постпродакшна видео подвергнуто цветокоррекции («раскрашивание» семейного парохода Зворыкиных, фотографии профессора Розинга и пр.); наложены специальные фильтры для создания изображения старых черно-белых телевизоров, которые рябят из-за нечеткого сигнала (прием заявлен уже в начале фильма и затем неоднократно повторяется) и т.п.

Несмотря на все достоинства фильма, не стоит отрицать очевидного: фильм «Зворыкин-Муромец» тяготеет к художественному кино, чему способствует избранная стилистика и выразительные средства, в частности, реконструкции событий. Художественные постановки не передают в полной мере атмосферу времени, а иллюстрируют сюжеты из жизни Зворыкина. Например, работу в университетской лаборатории под руководством профессора Розинга или начитывание своей биографии Фредерику Алесси.

Возвращаясь к средствам воспроизведения прошлого, стоит заметить, что реконструкции могут воссоздаваться в реальном месте, либо в музее, где уже создана атмосфера времени, либо в павильоне, либо, самый редкий случай, при помощи компьютерной графики.

Говоря о привлечении актеров в работу над документальным биографическим фильмом, не стоит упускать из внимания ситуаций, когда актер в кадре воплощает образ героя через его речь, а режиссер не добивается точного соответствия реальной обстановке. Ярким примером подобного приема может служить упомянутый ранее фильм из цикла «Больше, чем любовь», посвященный истории любви Пьера Абеляра и Элоизы Фульбер. Герои, жившие в Средневековой Франции, воплощены в стенах студии актерами в монашеских одеждах. Автор рассчитывает не на достоверное изображение внешности Абеляра и Элоизы, а на ассоциативное восприятие зрителя. Актеры в кадре зачитывают отрывки из писем, это создает документальный эффект и вызывает доверие у людей по ту сторону экрана.

Включение в фильм художественной реконструкции предполагает серьезные затраты: и денежные, и временные, и трудовые. Однако в результате автор имеет возможность дать зрителям наглядное представление о предмете фильма, сочетая режиссерский замысел и исторические факты.

Реконструкции давно и прочно обосновались в теледокументалистике. Еще в 2008 году Лев Лурье, занимавший тогда должность директора дирекции документального вещания «Пятого канала», высказывался по поводу развития документалистики следующим образом: «Ресурсы советской хроники вычерпаны. Неофициального кино в советское время почти не было. Что касается России от святого князя Владимира до Александра III, то там вообще нет кинодокументов. Поэтому есть два пути развития документалистики: уход в близкое ретро (1980--1990-е годы) и художественная реконструкция, элементы художественной режиссуры» Ларина Ю. Документайное кино [Электронный ресурс] // Коммерсант. - 2008. - 28 сентября. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2301467. (Дата обращения: 23.03.16)..

Таким образом, воссоздание прошлого с помощью игровых постановок имеет место в современных документальных биографических фильмах. Этот, с первого взгляда простой, способ визуализации все же не дает абсолютно достоверного отражения, а лишь имитирует документальные факты. Злоупотребление этим приемом может привести к спорам о достоверности и своевольному изложению исторических событий.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее