Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Биографический фильм: драматургия, композиция, изобразительные средства

Современные телевизионные биографические циклы

Широкий спектр документальных биографических фильмов для исследования представляет нам современное отечественное телепроизводство. Они являются неотъемлемой частью контента федерального телеканала «Россия-Культура», присутствуют (в меньшей степени) на «Первом» и «Пятом канале», «НТВ», канале «Россия-1», а также на некоторых специализированных: «365», «24ДОК», «История», «Время».

Наиболее яркими примерами циклов-«долгожителей эфира» являются проекты, которые транслирует телеканал «Россия Культура»: «Гении и злодеи уходящей эпохи», проект Льва Николаева, «Острова» Виталия Трояновского и Ирины Изволовой и «Больше, чем любовь» Александра Радова и Ирины Васильевой.

Стилистика каждого из этих проектов разнится. «Гении и злодеи» преимущественно посвящены личностям, открытия, достижения или деяния которых внесли особый вклад в развитие цивилизации. Авторы рассказывают как о судьбах известных людей, таких как Артур Конан Дойл, Джанни Родари, Владимир Даль и пр., так и открывают новые имена: Иосиф Лангбард, Сергей Клычков, Никифор Бегичев и многие другие. Проект имеет большую историю, он начинался еще в конце 1990-х (на канале, называвшемся тогда «ОРТ») и существовал под руководством Льва Николаева, идеолога и художественного руководителя, до 2011 года. Сегодня «Гении и злодеи» выходят на телеканале «Россия-Культура», и до сих пор проект не исчерпал темы и героев.

В названии «Гении и злодеи» уже заложено противостояние, конфликт. Как пишут создатели проекта: «В роли злодея может выступать время, болезнь, безумие, фатальное стечение обстоятельств, скрытые мотивы, толкающие человека на предательство, подлость: В критические моменты своей жизни человек делает выбор, принимает решения, совершает поступки»Телекомпания «Цивилизация» [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.civilization-tv.ru/index.php. (Дата обращения: 10.03.16).. Замысел авторов - обнажить личность, увидеть мотивы и попытаться понять психологию своих героев.

Проект имеет некоторые особенности: каждый выпуск оформлен заставкой с названием на традиционном для проекта фоне; к участию в фильмах привлекаются специалисты, исследователи; применяются реконструкции, иллюстрирующие закадровый текст; цитаты из документов, дневников, писем выводятся на экран и дублируются голосом за кадром; авторский текст несет большую информационную нагрузку (зрители могут понять суть, лишь слушая фильм, без видеоряда). По своей форме фильмы «Гении и злодеи» однообразны, и зрителя может привлечь новизна информации: как мы заметили ранее, авторы стремятся открывать неизвестные имена истории.

Проект «Острова» выходит на телеканале «Россия-Культура» с 2000 года. Его суть - рассказ о тех, кого еще помнят современники. Это не всегда люди прошлого, появляются фильмы и о людях настоящего, например, Марке Захарове, Елене Яковлевой и др. Изначально авторы хотели каждый выпуск открывать для зрителя новый «остров», обладающий своей суверенной территорией в искусстве и, как правило, непонятый другими или обойденный всеобщим вниманием. Исполнение этой идеи весьма оригинально - авторы намеренно отказались от закадрового повествования: «Говорят документы и книги, кадры из фильмов и сами герои - персонажи истории, которые в определенном смысле "рассказывают сами себя"» Телеканал «Россия-Культура» [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа:http://tvkultura.ru/about/show/brand_id/20882/ (Дата обращения: 10.03.16).. Цель проекта - показать людей, не пытаясь их объяснить или представить общеизвестные факты об их судьбе. Зритель сам делает выводы из увиденного и услышанного. В «Островах» активно используется собственная речь героя: дневники, воспоминания, аудиозаписи, видеоинтервью, «домашние» съемки. Об известной личности рассказывают его родные, соратники, коллеги. Интервью с участниками фильма может быть в интерьере, либо в движении, главное, чтобы зрители ощутили причастность к судьбе героя, почувствовали себя его хорошим знакомым.

Фильмы серии «Больше, чем любовь» производит студия «Фишка-Фильм» с 2002 года (до этого было выпущено 5 фильмов серии: один в 1996г, три в 1997г. и один в 2001г.) и выходят на телеканале «Россия-Культура». Авторы фильмов рассказывают истории любви, запечатленные в письмах, документах, стихах, картинах. Героями становятся личности, сумевшие показать истинное чувство. Специфичными чертами фильмов «Больше, чем любовь» является наличие общей заставки, акцент на любовной линии жизни героев, использование различных способов визуализации: от фотографий и хроники до художественной реконструкции. Фильмы этой серии разнообразны по композиции, по форме подачи материала, тем не менее, имеют сильное воздействие на зрителей, показывают, как переплетаются судьбы людей, и как мужчина и женщина становятся друг для друга больше, чем муж и жена.

Сергей Муратов, рассуждая о состоянии современного телевидения, называет выше обозначенные проекты как самые выдающиеся: «Когда-нибудь эти документальные портреты, вместе с сотнями других, более скромных, составят великолепную энциклопедию. И тогда каждый сумеет к любому из фильмов обратиться, как к книге -- в любое удобное для себя время» Муратов С. А. Культурная контрреволюция ТВ: ликвидация документального кино. [Электронный ресурс] // Искусство кино. - 2012. - №6. - Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2012/06/kulturnaya-kontrrevolyutsiya-tv-likvidatsiya-dokumentalnogo-kino. (Дата обращения 15.02.16).. А тем временем, это далеко не все проекты, которые существуют на современном экране. На телеканале «Культуре» помимо выше обозначенных проектов транслируют «Легенды мирового кино», программу о судьбах людей, чьи имена связаны с кинематографом. Авторы этого проекта использует ведущего в кадре, как связующее звено с историей. Константин Карасик рассказывает легенды о тех или иных персонах, повествование монологическое. История подкрепляется хроникой, кадрами из фильмов. Здесь, как и в цикле «Гении и злодеи», значительная информационная роль отводится тексту. Во избежание резких скачков цветной и черно-белой съемки, автор использует цветокоррекцию, погружая крайние кадры с ведущим в тон старой пленочной картины, однако, нельзя сказать, что это всегда уместно и комфортно для восприятия. Вниманию авторов данного цикла представляются судьбы не только отечественных, но и зарубежных артистов: Жорж Мельес, Луи де Фюнес, Глория Свенсон, Гарри Лэнгдон, Дэвид Гриффит и т.д.

Другой, уже завершенный, проект телеканала «Культура» «Пленницы судьбы» (2005, режиссеры: Михаил Трофимов, Татьяна Малышева) посвящен знаменитым женщинам XVII-XIX веков. О том, как сложились судьбы Марии Кантемир, боярыни Морозовой, Ольги Палей и др. рассказывают авторы и одновременно ведущие, историк Евгений Анисимов и поэт Татьяна Вольтская (в первых выпусках, затем только Е. Анисимов) Повествование ведущих в кадре формирует основу фильмов, это своего рода эссе, причем интересен принцип контраста повествователей: историка, представляющего общий контекст и факты, связанные с жизнью героини, и поэта, открывающей лирическую сторону, о женских склонностях, чувствах, высказывающей свое мнение об исторических событиях. Заметим, как разнится обстановка на кадрах с ведущими. В первом случае - это кабинет, или музей, во втором - натурные съемки, сады, парки и пр. Эмоциональные выступления ведущих связывает закадровый голос, а также в структуру фильма включается комментарий психолога Игоря Калинаускаса, дающего объяснение поведения той или иной героини с психологической точки зрения. В силу недостатка визуального материала для видеоряда используются все возможные средства: документы, картины, документальные кадры, отрывки из исторических фильмов, реконструкции.

Помимо телеканала «Россия-Культура», как уже говорилось ранее, документальным биографическим фильмам уделяют внимание и продюсеры иных телеканалов. На сайте федерального телеканала «Первый канал» в разделе «Телепроекты-Документальное кино» можно обнаружить вкладку «Про жизнь замечательных людей» Телеканал «Первый канал» [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/video_archive/doc/r426. (Дата обращения: 11.03.16).. Здесь собраны фильмы-портреты известных личностей, среди которых есть и мемориальные, и юбилейные картины. К примеру, фильм к 75-летию Андрея Миронова «Я блесну непрошенной слезой…», (2016, реж. К. Мурашев, автор проекта Е. Гутина) основанный на интервью с родственниками и друзьями актера, вышел в эфир 7 марта 2016 года. Авторы попытались показать Андрея Миронова как человека, сопоставляя его озорство, легкость на сцене и упорство и сосредоточенность в жизни. Фильм насыщен киноцитатами, иллюстрирующими или подтверждающими слова автора и участников фильма. К примеру, авторский текст о том, что последней работой Миронова в кино стала картина «Человек с бульвара Капуцинов» (Мосфильм, 1987, реж. А. Сурикова) сопровождается кадрами из фильма, диалогом с участием героя Миронова: «Доброе утро. - Для кого доброе, а для кого, может быть, и последнее, сэр». Подобной вставкой авторы ассоциативно и эмоционально подкрепляют закадровый текст, отсылают к ранее известному источнику, создают интертекстуальный продукт. Примеров такого рода вкраплений в данном фильме достаточно, и это во многом обуславливается профессиональной деятельностью героя, его большой фильмографией, авторам, что называется, есть из чего выбрать.

Традиционный для биографических фильмов прием использования личных записей, дневников для выстраивания повествования оказался в этом случае невозможным в силу отсутствия таких документов. Авторы оговаривают этот момент и находят выход из ситуации: словно отрывки из дневника на экране появляются (также проговариваемые за кадром) слова Андрея Миронова, произнесенные им когда-либо в интервью, фоном в это время дается его изображение.

Стоит отметить, что героями документальных фильмов «Первого канала» становятся люди публичные: актеры, певцы, режиссеры, политики и т.п. (Анна Герман, Борис Ельцин, Нонна Мордюкова, Лев Дуров и др.). Это традиционные телевизионные фильмы, созданные с участием коллег, друзей и родных известной персоны, то есть преобладает полифонический рассказ о жизни героя. При этом главные биографические факты проговариваются автором, а участники фильма насыщают фильм воспоминаниями и реальными историями, связанными с героем фильма, создавая у зрителя ощущение сопричастности к судьбе известной личности.

Телеканал «НТВ» в 2006 году выпустил документальный проект «Кремлевские жены». Это многосерийный фильм, в основу которого легли материалы одноименной книги Ларисы Васильевой. Название дает понять, документальная лента посвящена женам руководителей страны. Автор фильма охватывает временной промежуток от Надежды Крупской до Раисы Горбачевой. Фильмы рассказывают о женских судьбах, подчас трагичных, в традиционно телевизионной манере: привлекая специалистов, историков, писателей, высказывающих мнения по поводу не только судьбы, но и политической ситуации; используя архивные съемки, реконструкции, иллюстрирующие закадровый текст, отрывки из художественных фильмов; четко выстраивая драматургию; создавая эклектичный визуальный ряд.

«Советские биографии» (2009) еще один документальный биографический проект телеканала «НТВ». Героями цикла стали советские государственные деятели: Феликс Дзержинский, Владимир Ленин, Лаврентий Берия, Надежда Крупская, Иосиф Сталин и др. По словам создателей проекта См. описание проекта на сайте телеканала «НТВ». - Режим доступа: http://www.ntv.ru/peredacha/sovbiografii/last24354218/ , официальные биографии политических личностей были упрощены, в реальности же в их жизнях переплеталась случайности, индивидуальная психология и внешние обстоятельства. Таким образом, авторы ставят перед собой задачу показать причины тех или иных поступков, обнажить характеры и создать жизнеописания советских лидеров.

В выпусках «Советских биографий» авторское повествование ведется за кадром, и дополняется комментариями историков, публицистов (без указания званий и должностей). Авторы выдвигают различные версии, к примеру, о происхождении, мотивах поступков героев и пр. В качестве приема используется обращения к статьям о политических деятелях в Большой Советской Энциклопедии: автор зачитывает отрывки и затем дает свой комментарий озвученному факту.

Визуальный ряд создается с помощью отобранной хроники, и архивных кинодокументов, постановочных кадров, стилизованных под хронику, фотографий, синхронов участников фильма, компьютерной графики. Однако «картинка» лишь дополняет звук и оказывает мощное эмоционально-ассоциативное воздействие на зрителей. Главным носителем информации является авторский текст.

Политическая тематика и схожая стилистика повествования характерна и для другого проекта «НТВ» - «Кремлёвские похороны» (2009). В центре внимания - легенды и загадки вокруг смертей советских политических деятелей. Цикл построен на материалах рассекреченных архивных документов и опирается на результаты множества экспертных заключений. Неоднократно авторы обращаются к документам, и оперируют понятием «расследование». То есть данная работа - результат исканий, анализа архивных материалов авторами. Также как и в «Советских биографиях» повествование строится на авторском тексте и высказываниях экспертов. Визуальный ряд носит иллюстративную функцию.

Ранее мы отмечали повышенное внимание телевизионщиков не только к персонам прошлого, но и историческим событиям. Ярким примером смешения этих двух категорий стал цикл документальных передач «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» См. архив видео на сайте телеканала «Россия-1». - Режим доступа: http://russia.tv/brand/show/brand_id/9226/., выпускавшийся на телеканале «Россия» с 2003 по 2013 год. Проект позиционировался авторами как «портрет года» и «портрет человека года» для каждой серии. Казалось бы, речь должна пойти о выдающейся личности, ее деятельности в контексте исторических событий, на деле на зрителя обрушивается масса дат, имен, фактов, которые выдает «осведомленный» ведущий, и личность «человека года» становится скорее поводом для рассуждений автора.

Так, например, в одной из последних выпущенных в эфир передач «Исторические хроники с Николаем Сванидзе. 1993 год. Борис Ельцин. Часть 1» (ВГТРК, 2013), ведущий упоминает о «барачном детстве» Ельцина и тут же переключается на разговор о том, как жили в бараках и о том, какая нищета царила в этих постройках. Затем разговор о карьере будущего президента в родном города переходит в рассуждение об экономической и социальной обстановке в стране. Подобное повествование запутывает зрителя и создает впечатление сложности и противоречивости истории, которую невозможно понять без специальных навыков. Визуализируется рассказ традиционными средствами: хроникальными кадрами, отрывками документальных фильмов, фотографиями, синхронами специалистов. «Исторические хроники» претендуют на объективное отражение событий прошлого, при этом упускают полноценную биографическую составляющую, создавая лишь штрихи к образу известной личности.

О подаче информации в «Исторических хрониках» в статье для газеты «Культура» рассуждает доктор искусствоведения В.Ф. Познин: «Поскольку сегодня модно называть всё, что отличается от традиционной формы, постмодернизмом, то и метод исторического повествования г-на Сванидзе тоже, наверное, можно отнести к постмодерну, поскольку здесь присутствуют фактически все внешние признаки этого явления: нелинейность, гипертекст, игровая стихия, броскость, театральность, фрагментарность, ирония и т.п.» Познин В. Ф. Культура на фоне истории // Культура. - 2015. - 11 февраля. - С.4.. Развивая мысль, В.Ф. Познин пишет о возможном негативном воздействии подобного повествования: «Казалось бы, что ужасного в том, что автор взял на вооружение такую манеру - скакать мысью (белкой) по древу истории, акцентируя внимание публики на тех сучках и веточках этого древа, которые кажутся ему интересными, занятными, либо отвечающими его личному взгляду на мир? Да, для людей со сформировавшимся мироощущением - ничего страшного в подобных экзерсисах. Но для неокрепших молодых мозгов такой способ популяризации знаний опасен тем, что приучает к фрагментарности мышления, точечности восприятия событий и фактов, неумению и нежеланию мыслить системно и исторически» См. там же..

Вернемся к обзору современных биографических циклов. Как мы заметили ранее, документальные биографические фильмы транслируют не только федеральные, но и некоторые специализированные каналы. К примеру, телеканал «Время» с 2007 года выпускает программу «Человек в кадре». Каждый выпуск посвящен личности выдающегося отечественного артиста, в их числе Геогрий Вицин, Рина Зеленая, Александр Абдулов и др. Отметим, что «Человек в кадре» ближе к творческому портрету, чем к биографии, поскольку не всегда героем становится артист прошлого, встречаются и действующие актеры, а повествование фильма составляет полифонический рассказ коллег о герое, мнениях, историй из жизни. Как и многие фильмы об людях, связанных с экранным творчеством, выпуски «Человека в кадре» насыщены киноцитатами.

Также стоит отметить вниманием авторскую программу Виталия Вульфа «Мой серебряный шар», которая начала свое существование в 1994 году на телеканале «1-й канал Останкино», после транслировалась «ОРТ» («Первым каналом»), с 2003 и до окончания в 2010 год выходила на телеканале «Россия-1» См. архив видео на сайте телеканала «Россия-1» - Режим доступа: https://russia.tv/brand/show/brand_id/3962/. Ныне программу повторяет телеканал «Время».

Со времени запуска программы ее символом являлся шар из серебра, символизирующий творческую мысль, авторы цикла «Мой серебряный шар» ставили перед собой задачу познакомить зрителей с жизнью выдающихся людей искусства. Героями программы часто становились актеры и режиссеры, а рассказ автора и ведущего Виталия Вульфа имел особенную доверительность, поскольку он был лично знаком со многими своими персонажами. Однако причастность ведущего могла быть как реальной, так и кажущейся, поскольку героев другой эпохи, например, Наталью Николаевну Пушкину Вульф не мог знать лично по объективным причинам.

Исследователи И. В. Пьянзина и Н. В. Цапюк называют данный цикл «телемемуарами» Пьянзина И.В., Цапюк Н.В. Телемемуары на современном российском телевидении (на примере программ «Серебряный шар» и «Намедни»). [Электронный ресурс] // journal.mrsu.ru. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/07/pyanzinacapyuk_statya.pdf. (Дата обращения: 10.04.16)., Программа построена в форме импровизационного монолога ведущего, биографии героев программы становится частью его воспоминаний. Визуальный ряд создается с помощью документальной хроники, фрагментов старых фильмов, которые передают зрителю ощущение времени, эпохи, подлинности происходящего. Также, благодаря архивным кадрам, воспоминаниям современников, дневниковым записям и письмам усиливается эмоциональное воздействие, воссоздаются образы героев, их сложные и часто трагические судьбы.

В данном параграфе мы отразили некоторые современные телевизионные документальные биографические проекты. Этот обзор подтверждает неугасающий интерес продюсеров и авторов к программам и фильмам подобного рода.

Выводы к главе 1

В первой главе данного исследования мы выявили предпосылки становления документального биографического фильма в России. Жизнеописания, литературные очерки и биографии предшествовали эпохе кинематографа, и определили смысловую составляющую аудиовизуальных биографических произведений.

Рассказ о героях прошлого на экране получил особое распространение лишь с развитием звукового кино в 1930х гг., и поначалу воплощался в художественных фильмах, выполнявших познавательную и воспитательную функцию. С середины двадцатого века активно развивается телевещание, авторы все чаще обращаются к человеку, его роли в настоящем (портреты) и прошлом (биографии).

На современном телевидении, во всем многообразии биографических фильмов, под которыми мы понимаем разновидность портретного фильма, повествующую о жизненном пути выдающейся личности в контексте эпохи, в отдельные группы мы выделяем мемориальные и юбилейные фильмы. Эти фильмы приурочены к определенным событиям - смерти или юбилею известной личности. Героями таких картин становятся современники, или люди прошлого поколения, очевидцы жизней которых еще могут поделиться своими воспоминаниями. Создавая мемориальные и юбилейные фильмы, авторы нередко отталкиваются от накопленных архивных видеозаписей с участием героя и интервью с его коллегами и родными.

Также в первой главе мы обозначили некоторые из многочисленных телевизионных документальных биографических проектов и циклов: «Гении и злодеи», «Острова», «Больше, чем любовь», «Исторические хроники с Николаем Сванидзе», «Кремлевские жены», «Мой серебряный шар» и прочие.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее