Мемориальный и юбилейный фильм как разновидность биографического фильма

В ряду многочисленных документальных биографических картин можно выделить группы фильмов, которые создаются «по поводу». Это так называемые мемориальные и юбилейные фильмы. Данные обозначения не пишутся в названии фильмов, обычно авторы указывают их как документальные портреты, однако, наличие некоторых специфических черт позволяет выделить их в отдельные группы.

Чтобы понять их своеобразие начнем с названий, поскольку значение лексем во многом отражает суть этих явлений. «Юбилейный» в толковом словаре Т. Ф. Ефремовой значит «учреждаемый, выпускаемый в честь юбилея, в связи с торжественно отмечаемой годовщиной чего-либо». «Мемориальный» (от латинского memorialis - памятный) в толковом словаре С.И. Ожегова обозначается как «служащий для увековечения памяти кого-чего-нибудь». Как разновидность мемориального фильма существуют еще значительное количество посмертных фильмов, которые традиционно выходят в эфир после новости о кончине известной, чаще медийной, личности.

Подобные фильмы можно легко распознать в потоке телевещания, поскольку они имеют ряд специфичных черт. Юбилейные фильмы рекламируются, как приуроченные к какой-либо дате, тем самым актуализируя внимание зрителей. Авторы обычно выносят в название имя героя и «повод», по которому создан фильм, к примеру, «Душа нараспашку. К юбилею Нонны Мордюковой» (Первый канал, 2015, автор и ведущая В. Пиманова, реж. И. Крячко), «К юбилею Иосифа Бродского «Ниоткуда с любовью» (Первый канал, 2015, реж. Сергей Браверман), «К 200-летию М.Ю. Лермонтова «Еще минута, и я упал…» (Первый канал, 2014, ведущий С. Медведев, реж. О. Кушаковская), К 70-летию Сергея Довлатова. «У Бога добавки не просят…» (Пятый канал, 2011, автор и ведущий Л.Лурье, реж. М. Катушкин) и многие другие.

Встречаются работы официозные, которые создаются по шаблону: высказывания участников фильма о герое чередуются с архивными съемками и киноцитатами. Бывает, что подобные очерки в погоне за высокими рейтингами выносят на всеобщее обозрение личную жизнь известных персон, смещают акцент на видимую сторону жизни, чаще всего профессиональную деятельность, а не стремятся отразить неординарность своих героев, неповторимость их взгляда на мир, рассказать телезрителю об их судьбах как о жизненном уроке. Однако существуют и фильмы, авторы которых пытаются познать героя и показать его многогранность. В третьей главе мы подробно анализируем примеры самостоятельных фильмов, в том числе и «датских» (понятие А.А. Пронина См. там же. С. 123. ).

Мемориальные фильмы создаются с целью увековечить или почтить память выдающейся личности, часто они сосредоточены на отражении профессиональной деятельности и строятся на личных воспоминаниях, историях коллег и родных.

В качестве примера мемориальных фильмов можно назвать авторский цикл Леонида Филатова «Чтобы помнили…». Проект посвящен ушедшим из жизни актерам российского и советского кинематографа, а также людям, связанным с кино. Героями выпусков становились Р. Быков, А. Ростоцкий, В. Высоцкий и И. Смоктуновский, а также многие забытые советские актеры: Инна Гулая, Юрий Каморный, Екатерина Савинова и другие. Программа выходила в эфир 10 лет, с 1994 по 2004 год, и была закрыта в 2003 году после смерти ведущего. Однако 4 декабря 2003 года вышел выпуск, посвященный Леониду Филатову, и 18 января 2004 года - посвящённый Борису Бабочкину.

Обратимся к примеру фильма из цикла «Чтобы помнили», чтобы понять специфику мемориальных фильмов. 96-й выпуск (2002, реж. О. Медынская) Чтобы помнили [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com. (Дата обращения: 13.03.16). посвящен актрисе Ольге Викландт, Фильм рассказывает о жизни героини, открывает ее творческую и человеческую судьбу. Творчество иллюстрируется многочисленными отрывками из фильмов и театральных постановок с участием О. Викландт, а об ее закрытости в обыденной жизни, взаимоотношениях с людьми, человеческих качествах рассказывают родные и коллеги актрисы. Ведущий появляется в начале и финале выпуска, обрамляя полифонический рассказ, давая авторский комментарий, задавая тему и подводя резюме.

Цикл «Чтобы помнили» отличает единообразное оформление и общая заставка, а также способ изложения истории: с помощью высказываний участников фильма, киноцитат и архивных документов и фотографий.

К мемориальным документальным фильмам близки выпуски из серии «Как уходили кумиры», основанной на тексте одноименной книги Федора Раззакова и запущенной по инициативе самарского тележурналиста Виталия Добрусина в 2005 году на канале «ДТВ» (ныне телеканал «Че»). В каждом выпуске серии говорится о событиях последних дней жизни «кумиров», смерть которых стала событием для множества людей, почитателей таланта. Среди героев серии - актеры, музыканты, спортсмены. К 2011 году было выпущено более 350 серий, рассказывающих о судьбе известных людей.

Каждый фильм оформлен согласно общей стилистике, есть единая заставка, в финальных титрах дается фотография героя и даты его жизни. В данной серии нет ведущего, в отличие от авторского проекта «Чтобы помнили», однако, присутствует закадровый текст, который поддерживается синхронами родных, друзей и коллег героя. Например, фильм, посвященный тренеру по водному поло, Анатолию Блюменталю См. видео на сайте chtoby-pomnili.com. - Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1643. (2009, реж. А. Горевич) рассказывает о сложностях в профессиональной деятельности, с которыми тот столкнулся, а также о его великом мастерстве. Для создания визуального ряда автор использует хроникальные кадры соревнований, архивные фото и видеозаписи с участием А Блюменталя. Фразу «Как уходили кумиры» можно трактовать неоднозначно: как уходили из жизни или как уходили из профессии. В рассматриваемом примере применимо второе толкование, поскольку автор акцентирует внимание на драматичном эпизоде, связанным с уходом из профессиональной тренировочной деятельности.

Ранее мы говорили о подвиде мемориальных картин - посмертных фильмах, остановимся на них подробнее. Это своего рода «телевизионные некрологи», фильмы о недавно ушедших личностях. Поскольку, как известно, об умерших говорят либо хорошо, либо никак, то традиционно эти фильмы выполнены в хвалебной интонации. Они появляются буквально на следующий день (или в тот же вечер) после известия о смерти, поскольку при их создании используются уже заранее готовый материал. Например, 3 марта 2016 года стало известно о смерти актрисы Натальи Крачковской, игравшей в фильмах «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Женитьба Бальзаминова» и др. В тот же вечер в эфире телеканала «РЕН ТВ» вышел фильм «Наталья Крачковская. Прощай, любимая…» (Россия, 2016), в основу которого, согласно анонсу, легло последнее видеоинтервью актрисы.

Информационное агентство России ТАСС, анонсируя на сайте фильм, указывает, что Н. Крачковская была госпитализирована 28 февраля из-за болей в сердце, и ее состояние врачи оценивали как крайне тяжелое РЕН ТВ покажет последнее интервью Натальи Крачковской [Электронный ресурс] // Информационное агентство ТАСС. - 2016. - 3 марта. - Режим доступа: http://tass.ru/kultura/2714694. (Дата обращения: 4.04.16).. Таким образом, можно предположить, что фильм мог задумываться уже в конце февраля, когда стало известно об ухудшении здоровья актрисы, поскольку в один день опросить людей, лично знавших Н. Крачковскую, смонтировать фильм и вывести его в эфир - непосильная задача.

Фильм, занимающий 26 минут экранного времени, вышел в вечерний прайм-тайм, привлекая зрителей к экранам. Картина начинается с киноцитаты, отрывка из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973, реж. Л. Гайдай), которая продолжает мысль автора. Приведем расшифровку (с сокращениями) для наглядности: «Одна эта фраза еще сорок лет назад принесла Наталье Леонидовне славу и народную любовь (далее идет киноцитата) «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат». (Продолжение авторского текста) К сожалению, в жизни не все как в кино. Срочная госпитализация и несколько дней борьбы за жизнь.<…> Но сегодня сердце Натальи Крачковской остановилось». Таким образом, автор обращается к широко известному произведению, встраивая его в рассказ, и использует фразу из художественного фильма как семантическую связку и как иллюстрацию актерского воплощения героини. В дальнейшем в фильме не раз появляются киноцитаты, выполняющие различные ранее описанные функции.

Авторское повествование задает тон фильма, и является «путеводной нитью» по судьбе актрисы. Отметим, что интонация голоса и используемая лексика воздействует на эмоции зрителей, вызывая жалость («К сожалению», «трагедия», «судьба стала наносить один удар за другим»), умиление («Наташа» - о Н. Крачковской в детстве), улыбку «эти формы были, ну, просто, как телеса обетованные») и т.д. Биография героини дается полно от детства до старости, однако внимание смещены на творческую деятельность, а не на отражение качеств личности. События жизни подаются через призму ролей, сыгранных Н. Крачковской. В финале звучит фраза: «Мы тоже запомним ее веселой и счастливой», так автор подводит итог «теленекролога».

Визуальный ряд создается с помощью записанных интервью с коллегами и близкими, снятых по большей части репортажной камерой, многочисленными вставками из фильмов с участием актрисы. Архивные кадры используются только в эпизоде о детстве и юности Н. Крачковской.

Таким образом, мы выделяем два вида мемориальных фильмов: фильмы-некрологи, созданные после смерти известного человека и фильмы-воспоминания, которые представлены цикловыми программами (например, «Чтобы помнили») и самостоятельными фильмами, часто о людях с необычной или трагической жизнью и смертью. К последним можно отнести фильмы «Борис Рыжий» (2008, реж. Алёна ван дер Хорст), «Большая медведица» (2005, реж. Лилия Вьюгина), «Три полета Ники Турбиной» (2006, Автор и режиссер Наталья Кадырова) и пр.

Структура и мемориальных, и юбилейных фильмов как «под копирку» переходит из одного фильма в другой. В основе сценария лежат высказывания соратников, современников, родственников, коллег героя, которые сменяют друг друга, создавая полифонический рассказ. Такое построение фильма уже привычно для зрителя, и он с легкостью настраивается на восприятие череды «говорящих голов». Об этом в своей монографии «Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике» пишет А.А. Пронин: «Динамичная смена нарраторов в кадре хорошо знакома зрителю по различным ток-шоу, по обсуждениям событий в выпуске новостей с помощью прямых включений нескольких экспертов, и, <…> прежде всего шаблонной композицией кадра с поясным, как правило, изображением говорящего, характерной «позой рассказчика», а также представляющим его субтитром на «подложке»» Пронин А.А. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2016. - С.66-67..

«Коллективная биография на документальном экране родилась как вынужденный принцип повествования о героях недавнего прошлого,» - пишет С.А. Муратов Муратов С.А. Документальный фильм. Незаконченная биография. - М.: ВК, 2009. - С.228.. Наблюдая за современным телевещанием, мы видим, что героями юбилейных и мемориальных фильмов все чаще становятся современники или персонажи из недавнего прошлого. И коллективный рассказ о герое определяется отнюдь не отсутствием визуального материала (хотя подобное возможно в фильмах о личностях далекого прошлого), а стремлением к коллективной презентации событий. Также в силу упрощения процесса съемки накапливается значительное число видеоматериалов, сохраняющих облик и голос героев, что ведет к распространению фильмов, в основе визуального ряда которых - богатый архивный видеоматериал.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >