Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Биографический фильм: драматургия, композиция, изобразительные средства

Мемориальный и юбилейный фильм как разновидность биографического фильма

В ряду многочисленных документальных биографических картин можно выделить группы фильмов, которые создаются «по поводу». Это так называемые мемориальные и юбилейные фильмы. Данные обозначения не пишутся в названии фильмов, обычно авторы указывают их как документальные портреты, однако, наличие некоторых специфических черт позволяет выделить их в отдельные группы.

Чтобы понять их своеобразие начнем с названий, поскольку значение лексем во многом отражает суть этих явлений. «Юбилейный» в толковом словаре Т. Ф. Ефремовой значит «учреждаемый, выпускаемый в честь юбилея, в связи с торжественно отмечаемой годовщиной чего-либо». «Мемориальный» (от латинского memorialis - памятный) в толковом словаре С.И. Ожегова обозначается как «служащий для увековечения памяти кого-чего-нибудь». Как разновидность мемориального фильма существуют еще значительное количество посмертных фильмов, которые традиционно выходят в эфир после новости о кончине известной, чаще медийной, личности.

Подобные фильмы можно легко распознать в потоке телевещания, поскольку они имеют ряд специфичных черт. Юбилейные фильмы рекламируются, как приуроченные к какой-либо дате, тем самым актуализируя внимание зрителей. Авторы обычно выносят в название имя героя и «повод», по которому создан фильм, к примеру, «Душа нараспашку. К юбилею Нонны Мордюковой» (Первый канал, 2015, автор и ведущая В. Пиманова, реж. И. Крячко), «К юбилею Иосифа Бродского «Ниоткуда с любовью» (Первый канал, 2015, реж. Сергей Браверман), «К 200-летию М.Ю. Лермонтова «Еще минута, и я упал…» (Первый канал, 2014, ведущий С. Медведев, реж. О. Кушаковская), К 70-летию Сергея Довлатова. «У Бога добавки не просят…» (Пятый канал, 2011, автор и ведущий Л.Лурье, реж. М. Катушкин) и многие другие.

Встречаются работы официозные, которые создаются по шаблону: высказывания участников фильма о герое чередуются с архивными съемками и киноцитатами. Бывает, что подобные очерки в погоне за высокими рейтингами выносят на всеобщее обозрение личную жизнь известных персон, смещают акцент на видимую сторону жизни, чаще всего профессиональную деятельность, а не стремятся отразить неординарность своих героев, неповторимость их взгляда на мир, рассказать телезрителю об их судьбах как о жизненном уроке. Однако существуют и фильмы, авторы которых пытаются познать героя и показать его многогранность. В третьей главе мы подробно анализируем примеры самостоятельных фильмов, в том числе и «датских» (понятие А.А. Пронина См. там же. С. 123. ).

Мемориальные фильмы создаются с целью увековечить или почтить память выдающейся личности, часто они сосредоточены на отражении профессиональной деятельности и строятся на личных воспоминаниях, историях коллег и родных.

В качестве примера мемориальных фильмов можно назвать авторский цикл Леонида Филатова «Чтобы помнили…». Проект посвящен ушедшим из жизни актерам российского и советского кинематографа, а также людям, связанным с кино. Героями выпусков становились Р. Быков, А. Ростоцкий, В. Высоцкий и И. Смоктуновский, а также многие забытые советские актеры: Инна Гулая, Юрий Каморный, Екатерина Савинова и другие. Программа выходила в эфир 10 лет, с 1994 по 2004 год, и была закрыта в 2003 году после смерти ведущего. Однако 4 декабря 2003 года вышел выпуск, посвященный Леониду Филатову, и 18 января 2004 года - посвящённый Борису Бабочкину.

Обратимся к примеру фильма из цикла «Чтобы помнили», чтобы понять специфику мемориальных фильмов. 96-й выпуск (2002, реж. О. Медынская) Чтобы помнили [Электронный ресурс]: сайт. - Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com. (Дата обращения: 13.03.16). посвящен актрисе Ольге Викландт, Фильм рассказывает о жизни героини, открывает ее творческую и человеческую судьбу. Творчество иллюстрируется многочисленными отрывками из фильмов и театральных постановок с участием О. Викландт, а об ее закрытости в обыденной жизни, взаимоотношениях с людьми, человеческих качествах рассказывают родные и коллеги актрисы. Ведущий появляется в начале и финале выпуска, обрамляя полифонический рассказ, давая авторский комментарий, задавая тему и подводя резюме.

Цикл «Чтобы помнили» отличает единообразное оформление и общая заставка, а также способ изложения истории: с помощью высказываний участников фильма, киноцитат и архивных документов и фотографий.

К мемориальным документальным фильмам близки выпуски из серии «Как уходили кумиры», основанной на тексте одноименной книги Федора Раззакова и запущенной по инициативе самарского тележурналиста Виталия Добрусина в 2005 году на канале «ДТВ» (ныне телеканал «Че»). В каждом выпуске серии говорится о событиях последних дней жизни «кумиров», смерть которых стала событием для множества людей, почитателей таланта. Среди героев серии - актеры, музыканты, спортсмены. К 2011 году было выпущено более 350 серий, рассказывающих о судьбе известных людей.

Каждый фильм оформлен согласно общей стилистике, есть единая заставка, в финальных титрах дается фотография героя и даты его жизни. В данной серии нет ведущего, в отличие от авторского проекта «Чтобы помнили», однако, присутствует закадровый текст, который поддерживается синхронами родных, друзей и коллег героя. Например, фильм, посвященный тренеру по водному поло, Анатолию Блюменталю См. видео на сайте chtoby-pomnili.com. - Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1643. (2009, реж. А. Горевич) рассказывает о сложностях в профессиональной деятельности, с которыми тот столкнулся, а также о его великом мастерстве. Для создания визуального ряда автор использует хроникальные кадры соревнований, архивные фото и видеозаписи с участием А Блюменталя. Фразу «Как уходили кумиры» можно трактовать неоднозначно: как уходили из жизни или как уходили из профессии. В рассматриваемом примере применимо второе толкование, поскольку автор акцентирует внимание на драматичном эпизоде, связанным с уходом из профессиональной тренировочной деятельности.

Ранее мы говорили о подвиде мемориальных картин - посмертных фильмах, остановимся на них подробнее. Это своего рода «телевизионные некрологи», фильмы о недавно ушедших личностях. Поскольку, как известно, об умерших говорят либо хорошо, либо никак, то традиционно эти фильмы выполнены в хвалебной интонации. Они появляются буквально на следующий день (или в тот же вечер) после известия о смерти, поскольку при их создании используются уже заранее готовый материал. Например, 3 марта 2016 года стало известно о смерти актрисы Натальи Крачковской, игравшей в фильмах «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Женитьба Бальзаминова» и др. В тот же вечер в эфире телеканала «РЕН ТВ» вышел фильм «Наталья Крачковская. Прощай, любимая…» (Россия, 2016), в основу которого, согласно анонсу, легло последнее видеоинтервью актрисы.

Информационное агентство России ТАСС, анонсируя на сайте фильм, указывает, что Н. Крачковская была госпитализирована 28 февраля из-за болей в сердце, и ее состояние врачи оценивали как крайне тяжелое РЕН ТВ покажет последнее интервью Натальи Крачковской [Электронный ресурс] // Информационное агентство ТАСС. - 2016. - 3 марта. - Режим доступа: http://tass.ru/kultura/2714694. (Дата обращения: 4.04.16).. Таким образом, можно предположить, что фильм мог задумываться уже в конце февраля, когда стало известно об ухудшении здоровья актрисы, поскольку в один день опросить людей, лично знавших Н. Крачковскую, смонтировать фильм и вывести его в эфир - непосильная задача.

Фильм, занимающий 26 минут экранного времени, вышел в вечерний прайм-тайм, привлекая зрителей к экранам. Картина начинается с киноцитаты, отрывка из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973, реж. Л. Гайдай), которая продолжает мысль автора. Приведем расшифровку (с сокращениями) для наглядности: «Одна эта фраза еще сорок лет назад принесла Наталье Леонидовне славу и народную любовь (далее идет киноцитата) «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат». (Продолжение авторского текста) К сожалению, в жизни не все как в кино. Срочная госпитализация и несколько дней борьбы за жизнь.<…> Но сегодня сердце Натальи Крачковской остановилось». Таким образом, автор обращается к широко известному произведению, встраивая его в рассказ, и использует фразу из художественного фильма как семантическую связку и как иллюстрацию актерского воплощения героини. В дальнейшем в фильме не раз появляются киноцитаты, выполняющие различные ранее описанные функции.

Авторское повествование задает тон фильма, и является «путеводной нитью» по судьбе актрисы. Отметим, что интонация голоса и используемая лексика воздействует на эмоции зрителей, вызывая жалость («К сожалению», «трагедия», «судьба стала наносить один удар за другим»), умиление («Наташа» - о Н. Крачковской в детстве), улыбку «эти формы были, ну, просто, как телеса обетованные») и т.д. Биография героини дается полно от детства до старости, однако внимание смещены на творческую деятельность, а не на отражение качеств личности. События жизни подаются через призму ролей, сыгранных Н. Крачковской. В финале звучит фраза: «Мы тоже запомним ее веселой и счастливой», так автор подводит итог «теленекролога».

Визуальный ряд создается с помощью записанных интервью с коллегами и близкими, снятых по большей части репортажной камерой, многочисленными вставками из фильмов с участием актрисы. Архивные кадры используются только в эпизоде о детстве и юности Н. Крачковской.

Таким образом, мы выделяем два вида мемориальных фильмов: фильмы-некрологи, созданные после смерти известного человека и фильмы-воспоминания, которые представлены цикловыми программами (например, «Чтобы помнили») и самостоятельными фильмами, часто о людях с необычной или трагической жизнью и смертью. К последним можно отнести фильмы «Борис Рыжий» (2008, реж. Алёна ван дер Хорст), «Большая медведица» (2005, реж. Лилия Вьюгина), «Три полета Ники Турбиной» (2006, Автор и режиссер Наталья Кадырова) и пр.

Структура и мемориальных, и юбилейных фильмов как «под копирку» переходит из одного фильма в другой. В основе сценария лежат высказывания соратников, современников, родственников, коллег героя, которые сменяют друг друга, создавая полифонический рассказ. Такое построение фильма уже привычно для зрителя, и он с легкостью настраивается на восприятие череды «говорящих голов». Об этом в своей монографии «Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике» пишет А.А. Пронин: «Динамичная смена нарраторов в кадре хорошо знакома зрителю по различным ток-шоу, по обсуждениям событий в выпуске новостей с помощью прямых включений нескольких экспертов, и, <…> прежде всего шаблонной композицией кадра с поясным, как правило, изображением говорящего, характерной «позой рассказчика», а также представляющим его субтитром на «подложке»» Пронин А.А. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2016. - С.66-67..

«Коллективная биография на документальном экране родилась как вынужденный принцип повествования о героях недавнего прошлого,» - пишет С.А. Муратов Муратов С.А. Документальный фильм. Незаконченная биография. - М.: ВК, 2009. - С.228.. Наблюдая за современным телевещанием, мы видим, что героями юбилейных и мемориальных фильмов все чаще становятся современники или персонажи из недавнего прошлого. И коллективный рассказ о герое определяется отнюдь не отсутствием визуального материала (хотя подобное возможно в фильмах о личностях далекого прошлого), а стремлением к коллективной презентации событий. Также в силу упрощения процесса съемки накапливается значительное число видеоматериалов, сохраняющих облик и голос героев, что ведет к распространению фильмов, в основе визуального ряда которых - богатый архивный видеоматериал.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее