Введение

В разные эпохи люди по-своему представляли то, как строить жизнь и то, как ее изображать. В Древнем Риме жизнеописания строились по систематическому принципу (сначала достоинства, потом недостатки), жития святых на Руси - по хронологическому. С появлением кинематографа стало возможным воспроизводить жизнь выдающихся личностей не только на бумаге, но и с помощью киноязыка.

Сформировавшийся общепризнанный жанр портретного фильма вобрал в себя видовое многообразие: коллективный портрет, портрет современника, фильм-биография. Работа над последним имеет специфические особенности, поскольку для создания образа героя автор вынужден обращаться к второстепенным источникам, не имея возможности прямого контакта. Однако в современных условиях развития технических средств видеофиксация событий упрощается, накапливается значительный видеоматериал (в том числе с участием героя), который может быть использован в работе. Также создается немало фильмов, посвященных известным личностям прошлого поколения, которые уже застали эпоху кино и телевидения.

Актуальность данной магистерской диссертации обуславливается повышенным интересом к истории и героям прошлого в сфере кино и телевидения. Хотя документальный биографический фильм как явление не выделяется исследователями в самостоятельный жанр, подобные фильмы занимают значительную часть телевещания федеральных телеканалов. Они существуют как в виде отдельных произведений, так и в виде форматных циклов. Появляется значительное число работ, которые рассказывают о жизни выдающихся личностей прошлого, накоплен богатый инструментарий для создания документальных биографических фильмов, и он требует осмысления.

Тема биографических фильмов затрагивалась различными исследователями в работах о портретных, исторических фильмах и в рамках других исследований, однако представляется необходимым целостное осмысление этого распространенного на современном экране явления.

Цель работы - определить существующие формы, структуры и изобразительные средства документальных биографических фильмов.

Для достижения цели потребуют решения несколько задач:

  • 1. Выявить предпосылки появления документального биографического фильма.
  • 2. Обозначить существующие формы отечественных документальных биографических фильмов.
  • 3. Определить структуру и средства визуализации в подобных фильмах.
  • 4. Выявить специфику документальных биографических телевизионных фильмов и циклов.

Объект исследования: отечественные документальные биографические фильмы.

Предмет исследования: композиционное и драматургическое решение, изобразительные средства документальных биографических фильмов.

Теоретиками и практиками кино сформирована основательная научная база исследований, посвященных документальным кино- и телефильмам. Применительно к нашей работе имеющиеся работы можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся труды по истории и теории документальных фильмов, затрагивающие проблему портретного и биографического фильма (Л. Н. Джулай Джулай Л.Н. Документальный иллюзион: Отечественный документализм - опыты социального творчества / 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Материк, 2005., С. В. Дробашенко Дробашенко С.В. Пространство экранного документа: [Эстетика документализма]. - М.: Искусство, 1986., Г.С. Прожико Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе. - М.: ВГИК, 2004., С. В. Сычев Сычев С. В. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. - М., 2009., С. А. Муратов Муратов С.А. Пристрастная камера: Учеб. пособие для студентов вузов / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004., А.А. Пронин 12. Пронин А.А. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2016.).

Вторая группа исследований связана с подготовительным этапом работы над фильмом: сценарий, разработка темы и пр. (А. А. Пронин Пронин А.А. Сценарий документального телефильма: учеб. пособие. - СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2010. М. Рабигер Рагибер М. Монтаж: Реферативное изложение главы из книги Майкла Рабигера «Режиссура документального кино» / пер. А. Лыковой, предисл. и коммент. А.Г. Соколова [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1999. - Режим доступа: http://www.lib.ru/CINEMA/kinowed/montazh.txt_with-big-pictures.html., В.К. Туркин Туркин В.К. Драматургия кино: Учебное пособие /2-е изд. - М.: ВГИК, 2007.)

Работы третьей группы посвящены средствам экранной выразительности в кино- и теледокументальных документальных фильмах: С.А. Муратов Муратов С.А. Документальный фильм. Незаконченная биография. - М.: ВК, 2009., В.Ф. Познин Познин В. Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспект: дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.09. -СПб., 2009., К.Э. Разлогов Разлогов К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. - М.:РОССПЭН [Политическая энциклопедия], 2010., Н.Л. Горюнова Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - Режим доступа: http://royallib.com/book/goryunova_n/hudogestvenno_virazitelnie_sredstva_ekrana.html., Ж.Делёз Делёз Ж. Кино / Пер. с фр. Б. Скуратов [Электронный ресурс]. - М.: Ад Маргинем, 2004. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/deleuze-cinema-ru.pdf. ).

Изучив литературу, можно сделать вывод о том, что понятие биографического фильма разрабатывается в рамках группы портретных фильмов, вопросу описания приемов работы над документальным фильмом уделяется внимание в значительном числе работ. Данное исследование не претендует на описание всей истории документалистики. В предлагаемой работе - попытка систематизации применяемых приемов и выявление общих тенденций создания биографических фильмов.

Также мы не ставили своей целью анализ всех форм мировой биографии, а сосредоточились на отечественной телевизионной документальной продукции.

Эмпирический материал исследования составили документальные биографические фильмы, созданные отечественными авторами. Основной акцент сделан на фильмы, вышедшие в телевизионный эфир в течение последних 5-6 лет (в период с 2010 по 2016 год).

Для написания работы использовались следующие методы:

  • · историко-хронологический метод;
  • · метод сопоставительного анализа;
  • · метод анализа контента (для изучения художественных средств выразительности);
  • · метод структурного анализа (для выявления композиционных приемов в документальных биографических фильмах).

Разрабатывая стратегию анализа фильмов, мы опирались на работу Н.А. Агафоновой «Общая теория кино и основы анализа фильма» Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма. - Минск: Тесей, 2008.. Целостный анализ по Н.А. Агафоновой включает разбор следующих элементов:

  • 1. сюжетосложения,
  • 2. композиции и структуры,
  • 3. изобразительной и звуковой образности,
  • 4. синтаксиса,
  • 5. символико-метафорического надтекста.

Главной целью искусствоведческого анализа исследователь называет «максимально точное постижение поэтики кинополотна через выявление механизмов воздействия разноуровневых и разнопорядковых художественных слагаемых» Там же. С. 112..

Гипотеза нашего исследования сводится к предположению о том, что форматирование телевизионного контента оказывает влияние на структуру биографических фильмов, в частности, драматургия и композиция тяготеют к стандартизации, а изобразительные средства - к упрощению.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, фильмографии и приложений.

Во введении представлены актуальность работы, новизна, практическая значимость, указаны цели и задачи, обозначены методы исследования, а также описаны объект, предмет и эмпирический материал работы.

В первой главе рассматривается исторический аспект вопроса, прослеживаются предпосылки появления документальных биографических фильмов, обозначаются современные экранные формы подобных работ.

Во второй главе выявлены композиционные приемы и выразительные средства, используемые в отечественных биографических фильмах. Также говорится о применении художественной реконструкции и анимации.

В третьей главе представлен сравнительный анализ документальных биографических фильмов с точки зрения построения произведений, идеологической и художественной трактовки событий и героев прошлого.

В заключении сделаны выводы по теме работы.

В фильмографии указаны все проанализированные и упомянутые в работе документальные и художественные фильмы.

К работе прилагаются интервью с режиссером-документалистом киностудии «Леннаучфильм», автором более 50-ти неигровых фильмов, в том числе биографических (о Н. М. Карамзине, Ольге Берггольц и пр.), Л. И. Шахт и кандидатом филологических наук, доцентом кафедры телерадиожурналистики ВШЖиМК СПБГУ, сценаристом документальных биографических фильмов о И. Х. Озерове, Д. И. Менделееве, А.А. Прониным.

Данная работа носит исследовательский характер и может быть использована для разработки образовательных программ специальностей, связанных с документальным кино и телевидением. Помимо этого исследование может быть интересно культурологам и искусствоведам, изучающим медиапродукцию, а также начинающим режиссерам, которые найдут в работе основы построения драматургии и множество примеров современных документальных биографических фильмов.

Апробация результатов исследования осуществлялась на 14-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (11-13 марта 2015 года), где автор выступала с докладом на тему «Коллективное повествование в историко-биографическом фильме» (тезисы выступления представлены в электронном сборнике материалов конференции).

Тезисы на тему «Анимация как инструмент режиссера при создании документального биографического фильма» включены в электронный сборник «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» по итогам 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (9-11 марта 2016 года).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >