Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Биографический фильм: драматургия, композиция, изобразительные средства

Введение

В разные эпохи люди по-своему представляли то, как строить жизнь и то, как ее изображать. В Древнем Риме жизнеописания строились по систематическому принципу (сначала достоинства, потом недостатки), жития святых на Руси - по хронологическому. С появлением кинематографа стало возможным воспроизводить жизнь выдающихся личностей не только на бумаге, но и с помощью киноязыка.

Сформировавшийся общепризнанный жанр портретного фильма вобрал в себя видовое многообразие: коллективный портрет, портрет современника, фильм-биография. Работа над последним имеет специфические особенности, поскольку для создания образа героя автор вынужден обращаться к второстепенным источникам, не имея возможности прямого контакта. Однако в современных условиях развития технических средств видеофиксация событий упрощается, накапливается значительный видеоматериал (в том числе с участием героя), который может быть использован в работе. Также создается немало фильмов, посвященных известным личностям прошлого поколения, которые уже застали эпоху кино и телевидения.

Актуальность данной магистерской диссертации обуславливается повышенным интересом к истории и героям прошлого в сфере кино и телевидения. Хотя документальный биографический фильм как явление не выделяется исследователями в самостоятельный жанр, подобные фильмы занимают значительную часть телевещания федеральных телеканалов. Они существуют как в виде отдельных произведений, так и в виде форматных циклов. Появляется значительное число работ, которые рассказывают о жизни выдающихся личностей прошлого, накоплен богатый инструментарий для создания документальных биографических фильмов, и он требует осмысления.

Тема биографических фильмов затрагивалась различными исследователями в работах о портретных, исторических фильмах и в рамках других исследований, однако представляется необходимым целостное осмысление этого распространенного на современном экране явления.

Цель работы - определить существующие формы, структуры и изобразительные средства документальных биографических фильмов.

Для достижения цели потребуют решения несколько задач:

  • 1. Выявить предпосылки появления документального биографического фильма.
  • 2. Обозначить существующие формы отечественных документальных биографических фильмов.
  • 3. Определить структуру и средства визуализации в подобных фильмах.
  • 4. Выявить специфику документальных биографических телевизионных фильмов и циклов.

Объект исследования: отечественные документальные биографические фильмы.

Предмет исследования: композиционное и драматургическое решение, изобразительные средства документальных биографических фильмов.

Теоретиками и практиками кино сформирована основательная научная база исследований, посвященных документальным кино- и телефильмам. Применительно к нашей работе имеющиеся работы можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся труды по истории и теории документальных фильмов, затрагивающие проблему портретного и биографического фильма (Л. Н. Джулай Джулай Л.Н. Документальный иллюзион: Отечественный документализм - опыты социального творчества / 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Материк, 2005., С. В. Дробашенко Дробашенко С.В. Пространство экранного документа: [Эстетика документализма]. - М.: Искусство, 1986., Г.С. Прожико Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе. - М.: ВГИК, 2004., С. В. Сычев Сычев С. В. Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. - М., 2009., С. А. Муратов Муратов С.А. Пристрастная камера: Учеб. пособие для студентов вузов / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004., А.А. Пронин 12. Пронин А.А. Телевидение как рассказчик: биографический нарратив в современной документалистике. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2016.).

Вторая группа исследований связана с подготовительным этапом работы над фильмом: сценарий, разработка темы и пр. (А. А. Пронин Пронин А.А. Сценарий документального телефильма: учеб. пособие. - СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2010. М. Рабигер Рагибер М. Монтаж: Реферативное изложение главы из книги Майкла Рабигера «Режиссура документального кино» / пер. А. Лыковой, предисл. и коммент. А.Г. Соколова [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1999. - Режим доступа: http://www.lib.ru/CINEMA/kinowed/montazh.txt_with-big-pictures.html., В.К. Туркин Туркин В.К. Драматургия кино: Учебное пособие /2-е изд. - М.: ВГИК, 2007.)

Работы третьей группы посвящены средствам экранной выразительности в кино- и теледокументальных документальных фильмах: С.А. Муратов Муратов С.А. Документальный фильм. Незаконченная биография. - М.: ВК, 2009., В.Ф. Познин Познин В. Ф. Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспект: дис. … д-ра искусствоведения: 17.00.09. -СПб., 2009., К.Э. Разлогов Разлогов К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. - М.:РОССПЭН [Политическая энциклопедия], 2010., Н.Л. Горюнова Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000. - Режим доступа: http://royallib.com/book/goryunova_n/hudogestvenno_virazitelnie_sredstva_ekrana.html., Ж.Делёз Делёз Ж. Кино / Пер. с фр. Б. Скуратов [Электронный ресурс]. - М.: Ад Маргинем, 2004. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/deleuze-cinema-ru.pdf. ).

Изучив литературу, можно сделать вывод о том, что понятие биографического фильма разрабатывается в рамках группы портретных фильмов, вопросу описания приемов работы над документальным фильмом уделяется внимание в значительном числе работ. Данное исследование не претендует на описание всей истории документалистики. В предлагаемой работе - попытка систематизации применяемых приемов и выявление общих тенденций создания биографических фильмов.

Также мы не ставили своей целью анализ всех форм мировой биографии, а сосредоточились на отечественной телевизионной документальной продукции.

Эмпирический материал исследования составили документальные биографические фильмы, созданные отечественными авторами. Основной акцент сделан на фильмы, вышедшие в телевизионный эфир в течение последних 5-6 лет (в период с 2010 по 2016 год).

Для написания работы использовались следующие методы:

  • · историко-хронологический метод;
  • · метод сопоставительного анализа;
  • · метод анализа контента (для изучения художественных средств выразительности);
  • · метод структурного анализа (для выявления композиционных приемов в документальных биографических фильмах).

Разрабатывая стратегию анализа фильмов, мы опирались на работу Н.А. Агафоновой «Общая теория кино и основы анализа фильма» Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма. - Минск: Тесей, 2008.. Целостный анализ по Н.А. Агафоновой включает разбор следующих элементов:

  • 1. сюжетосложения,
  • 2. композиции и структуры,
  • 3. изобразительной и звуковой образности,
  • 4. синтаксиса,
  • 5. символико-метафорического надтекста.

Главной целью искусствоведческого анализа исследователь называет «максимально точное постижение поэтики кинополотна через выявление механизмов воздействия разноуровневых и разнопорядковых художественных слагаемых» Там же. С. 112..

Гипотеза нашего исследования сводится к предположению о том, что форматирование телевизионного контента оказывает влияние на структуру биографических фильмов, в частности, драматургия и композиция тяготеют к стандартизации, а изобразительные средства - к упрощению.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, фильмографии и приложений.

Во введении представлены актуальность работы, новизна, практическая значимость, указаны цели и задачи, обозначены методы исследования, а также описаны объект, предмет и эмпирический материал работы.

В первой главе рассматривается исторический аспект вопроса, прослеживаются предпосылки появления документальных биографических фильмов, обозначаются современные экранные формы подобных работ.

Во второй главе выявлены композиционные приемы и выразительные средства, используемые в отечественных биографических фильмах. Также говорится о применении художественной реконструкции и анимации.

В третьей главе представлен сравнительный анализ документальных биографических фильмов с точки зрения построения произведений, идеологической и художественной трактовки событий и героев прошлого.

В заключении сделаны выводы по теме работы.

В фильмографии указаны все проанализированные и упомянутые в работе документальные и художественные фильмы.

К работе прилагаются интервью с режиссером-документалистом киностудии «Леннаучфильм», автором более 50-ти неигровых фильмов, в том числе биографических (о Н. М. Карамзине, Ольге Берггольц и пр.), Л. И. Шахт и кандидатом филологических наук, доцентом кафедры телерадиожурналистики ВШЖиМК СПБГУ, сценаристом документальных биографических фильмов о И. Х. Озерове, Д. И. Менделееве, А.А. Прониным.

Данная работа носит исследовательский характер и может быть использована для разработки образовательных программ специальностей, связанных с документальным кино и телевидением. Помимо этого исследование может быть интересно культурологам и искусствоведам, изучающим медиапродукцию, а также начинающим режиссерам, которые найдут в работе основы построения драматургии и множество примеров современных документальных биографических фильмов.

Апробация результатов исследования осуществлялась на 14-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (11-13 марта 2015 года), где автор выступала с докладом на тему «Коллективное повествование в историко-биографическом фильме» (тезисы выступления представлены в электронном сборнике материалов конференции).

Тезисы на тему «Анимация как инструмент режиссера при создании документального биографического фильма» включены в электронный сборник «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» по итогам 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (9-11 марта 2016 года).

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее