Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Влияние субкультур на становление личности подростка

Влияние субкультур на становление личности подростка


Влияние субкультур на становление личности подростка

Вряд ли можно переоценить значение молодости в жизни каждого человека. Говорят, что молодость - особый возраст. Для самой молодежи - это время бурных переживаний, выяснения отношений с собой, семьей, школой, обществом, время осознания новых ценностей и идей. Общеизвестно, что молодежь как часть современного общества несёт особую ответственность за сохранение и развитие нашей страны. От молодежи зависит преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений. Мы, молодое поколение, имеем свои особые функции в обществе, никакой другой группой не замещаемые и не реализуемые. Другими словами, молодежь является важнейшим социальным стратегическим ресурсом общества, потому что от нее в большей мере зависит устойчивое социально-экономическое развитие общества. молодежь общество самоопределение субкультура

Молодежная тема всегда являлась и является очень важной в жизни общества, но с течением времени в ней появляются свои характерные черты. В последние годы отмечается популяризация деятельности молодежных субкультур. В связи с этим меняется мировоззрение, черты характера молодых людей. Я хочу исследовать проблему проявления негативных качеств личности у современной молодежи, таких как эгоизм, жестокость, потребительство, безразличие. Возможно, существующие субкультуры оказывают большое влияние на формирование интересов и ценностей современной молодежи.

Целью моей работы является: Выявление степени и характера влияния субкультур на становление личности подростка.

Объектом моего исследования является влияние социума на становление личности молодого человека в современном обществе. Предмет исследования - характер и степень влияния субкультур на молодежь города Северодвинска.

«Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в связи с этим в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства». Прежде всего, хотелось бы узнать как в разных источниках трактуется термин «молодежь». «Молодежь -- это часть общества, границы которой определены во времени, необходимом для подготовки к принятию роли взрослого, которой присущи в основе своей общие психологические и социально-психологические признаки (особенности), проявление и реализация которых обусловлены конкретно-исторически, то есть условиями ее социально-экономического бытия». Молодежи в любом обществе свойственны такие особенности: стремление к изменениям, готовность идти на жертвы, подверженность влияниям, сочетающаяся со склонностью оспаривать истины и мнения, постоянное стремление немедленно осуществить свою мечту. Развивающиеся особенности у молодежи и делают ее специфической, обособленной по отношению к другим поколениям общностью. В.П. Култыгин дал следующее определение молодежи: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических свойств». Понятие "российская молодежь" в начале 90-х годов характеризуется как социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим социально-психологическим свойством, которое определяется уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Возрастные границы понятия "молодежь" лежат в интервале от 15 до 30 лет. Это значит, что молодежь как демографическая категория объединяет население в пределах 15-летнего возрастного интервала. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий отрезок жизни представители этой возрастной группы переживают смену своего социально-демографического статуса несколько раз.

Подростки до 18 лет - это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений. Как правило, они находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак). Молодежь 18--24 лет объединяет молодых работников, студентов и молодых людей, завершающих или завершивших в основном профессиональную подготовку. Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте начинается активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей. Молодежь 25--29 лет -- это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. На молодежный возраст приходится около 90% всех первых браков, к 30 годам в семье, как правило, рождены все запланированные дети. Для этого жизненного периода характерны высокая конфликтность молодых семей, распад браков, продолжающийся порой по нескольку лет, поиск нового партнера и повторное вступление в брак.

«Молодежь -- это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Молодежь -- часть общества. Одним словом, ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части». Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи:

а) «В любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости».

б) «В любом обществе большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т. п.) еще не включена в процесс производства и потому исключена из процесса распределения продуктов этого производства, живет в "кредит"...»

в) «В любом обществе большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни».

г) «В любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии».

д) «Во всех обществах молодые люди решают проблему своих жизненных планов, проблему нравственного и духовного самоопределения...»

е) «Во всех обществах молодые люди решают проблему выбора спутника жизни (жены, мужа), вопрос о том, сколько иметь в семье детей».

Итак, мы видим, что проблемы молодежи в любом обществе почти идентичны. Но у российской молодежи есть и свои характерные проблемы, это: проблема здоровья, проблема криминализации, проблема самоопределения и проблема генерационного отчуждения. По результатам опроса установлено, что эти проблемы есть и у молодежи г. Северодвинска. Опрошено 75 учащихся. Из них курят (а значит имеют проблемы со здоровьем ) - 60%, не курят - 40%. Имеют хорошие отношения с родителями - 67%, плохие или жесткие - 33%. (Приложение 2).

Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых. Это как в любой семье, дети живут на ступень обеспеченнее, чем родители, которые уже создали фундамент их жизни. Процессы, происходящие в молодежной среде России, весьма противоречивы, неоднозначны, подчас разнонаправлены. В молодежной среде ярко выражено понимание своей значимости в делах общества.

Кризис 90-х наиболее остро отразился на молодом поколении. Главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи становится противоречие между просоциальным нравственным характером и антисоциальными, аморальными условиями отечественных нецивилизованных рынка, инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющие противоречия между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения. К началу 21 века «численность молодежи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая нагрузка на рабочее место в целях обеспечения жизни всех поколений. Каждое новое поколение детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее, болезни «переселились» из старости в молодость. Происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодежи, молодежь все более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция».Нельзя сказать, что перечисленные выше проблемы остались в прошлом. Например, демографическая проблема остается жгучей, хотя государство делает для этого очень многое: выплачивается материнский капитал, увеличивается пособие матерям по уходу за детьми, разрабатываются целые программы, способствующие демографическому росту. Проблема здоровья населения, несмотря на государственную приоритетность, все еще не снята с контроля. По результатам исследования 60% старшеклассников курят. 30% учащихся курят тайно от родителей, у 30% курящих школьников родители знают об их увлечении. 30% хотят покончить с курением.

Среди общественных проблем, которые более всего тревожат молодых людей сегодня, на первом месте стоит преступность, коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, усиление неравенства доходов, разделение на бедных и богатых, пассивность граждан, их безразличие к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья. При проведении анкетирования на вопрос «Чего вы боитесь в будущем?» 35% ответили: потери близкого человека, 20% - измены любимого человека, 15% - болезней, 15% - бедности, 8% - войны, 7% - неизвестности. (Приложение 2). Это значит, что не все молодые люди в силу каких-то причин не могут планировать свое будущее, и это их очень угнетает. Ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно. Молодежь считает безобидным употребление небольшого количества спиртных напитков во время отдыха. По данным Минздрава РФ, общая заболеваемость подростков, начиная с 1992 года, растет. При этом доминируют болезни, причины которых имеют ярко выраженный социальный характер. Отмечен рост заболеваемости туберкулезом среди молодежи на 30%, венерическими болезнями среди подростков - в 16 раз. Число лиц, взятых на учет в психодиспансерах в связи с употреблением наркотиков, выросло более чем в 3 раза, еще более высокими темпами идет алкоголизация подростков. Согласно исследованиям, проведенным Министерством обороны Российской Федерации, в течение последних лет отмечается устойчивая тенденция снижения качественных характеристик молодого поколения. В 2008 году не призваны на военную службу по состоянию здоровья более 200 тысяч человек. Вследствие некачественного медицинского освидетельствования в войска попадают призывники с различными патологиями. Очень часто после углубленного медицинского обследования, проведенного в частях, досрочно увольняются с военной службы только что призванная молодежь. В течение 15 лет происходило снижение престижа военной службы среди призывной молодежи. «В процессе идейной перестройки, психологической трансформации, социальных конфликтов 90-х годов уже прошлого века на какое-то время само понятие воспитания почти исчезло из системы отечественного образования и молодежной политики, не говоря о деятельности СМИ, одной из главных функций которых во всем мире является социализирующая, попросту общественного воспитания подрастающего поколения. Многие, в том числе и на государственном уровне, вдруг забыли, что составляющими общего процесса воспитания являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание».

Что же происходит с молодежью в начале ХХI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются? Для того, чтобы ответить на данные вопросы приведу некоторые примеры из исследуемой литературы и результатов опроса. Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на ее возросшей тяге к образованию, освоению престижных профессий. Ценность образования, во многом утерявшая свое значение для молодежи в начале 90-х годов, вновь заняла место среди приоритетных жизненных ценностей молодежи. В 90-е годы образование, включая профессиональное, было не востребовано в сфере труда. Студенчество сегодня - наиболее активная часть российской молодежи, социальные ориентации которой в недалеком будущем определят деятельность российской интеллектуальной элиты и вектор развития России. Рассматривая ценностные ориентации современной молодежи во временной динамике, следует отметить, что в последние 30-40 лет они претерпели очевидные изменения. Наиболее заметные изменения произошли в значимости интересной работы, вообще труда. В советское время, в 60-е - первой половине 70-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирало не менее 2/3 респондентов, теперь она на четвертом месте, а первое место заняла ценность семьи. Это обусловлено, в частности, тем, что перестроечное и тем более постперестроечное время упразднило идеологию особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижным. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (всевозможные шоумены, поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.). Важным для общества ценностным показателем является значимость различных профессиональных видов деятельности у молодежи. Это связано не только с проблемами профориентации, но и с более глубинными социальными ценностями, «духом времени» и «формами жизни» (В.Шпрангер). Например, современная петербургская молодежь более всего ценит деятельность врача (65%), т.е. это означает, прежде всего, ориентацию на здоровье свое и близких; ученого (48%), т.е. ориентация на науку, познание, учебу в высшем учебном заведении; предпринимателя (33%), что в современных российских условиях означает стремление к деньгам и престижу. Затем следуют творческая деятельность художника в широком смысле (28%) и только потом такие основополагающие виды деятельности, как труд инженера (19%) и рабочего (18 %). Исследование мнения учащихся города Северодвинска показало, что по престижности лидируют профессии экономиста (37% опрошенных) и юриста (36%), замыкают список профессии учителя и рабочего (7%, 1%). (Приложение 1). Вместе с тем, по общественной значимости рейтинг профессий уже иной - на первых местах медицинский работник (45%) и учитель (36%). Героизм и герои всегда были важнейшими ценностями в любом обществе и государстве. Молодым петербуржцам задавался открытый вопрос о «герое нашего времени». Оказалось, что 82% молодых людей не могут назвать конкретных героев (причем 37% считают, что героев нет вообще, 36% просто не знают таковых, и еще 9% думают, что герои вроде есть, но не знают кто они). Таковы плоды дегероизации и развенчания всего и вся последних 15-20 лет. Однако, имеются три личности, которые упоминались чаще всего, хотя и они получили небольшой процент голосов. Это Владимир Путин (его назвали 6% опрошенных), трагически погибший актер Сергей Бодров (2%), министр МЧС Сергей Шойгу (1%). По результатам опроса доминантными ценностями для молодежи Северодвинска выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. Исторически возвышающаяся ценность человеческой жизни выражена, как правило, через стремление молодежи к благополучию и к повышению уровня ее гарантированности. «Герой нашего времени», по результатам исследования, для молодежи - это обеспеченный, образованный, социализированный, интеллигентный человек, обладающий определенным запасом нравственных идеалов (92% по опросу).

Одной из ключевых проблем современного российского общества стала проблема молодежного самоопределения. К положительным аспектам принято относить возросшую значимость индивидуальности человека и неотъемлемых его прав, отсутствие идеологического давления на личность, свобода самовыражения, свобода совести и свобода мысли. Но так ли это на самом деле? Не является ли данная ситуация лишь иллюзией свободы, не является ли она катализатором разрушения российского общества? Человеку вообще, а молодым в особенности свойственны дух противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым. Отсутствие приоритетов самоопределения негативно и деструктивно сказывается на становлении личности. Какие увлечения у современной молодежи? Из 75 учащихся увлекаются Интернет - 55%, музыкой - 20%, кино -10%. У многих любимое занятие - безделье. 30% всех опрошенных увлекаются спортом. (Приложение 2). Молодежь ищет себе увлечения. Этот участвующий в становлении индивидуальности поиск приводит к формированию молодежных объединений, где ключевым элементом идентификации становятся не моральные и культурные ценности этнически свойственные стране, а общность образа жизни, стиля поведения и проведения досуга. Такие объединения называются субкультурами. "Образование субкультур может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни и поведения". Члены современных молодежных субкультур тяготеют к выработке собственных идеалов, значений и символов, регулирующих вхождение и пребывание в ней. Активность и желание самовыражения свойственная человеку на этапе формирования личности, приводит к введению внешней атрибутики, которая еще прочнее закрепляет и определяет человека как члена определенной субкультуры. Следует отметить, что многие субкультуры формируются на основании уже существующих элементов и атрибутов зарубежных культур. В настоящее время в России существует большое количество молодежных субкультур: хакеры, хиппи, байкеры, рокеры, панки, готы, рейверы, скинхеды, люберы, футбольные фаны, экологисты, хип-хоперы, толкинисты, эмо и другие. Представляем описание некоторых из перечисленных выше субкультур. Хакеры - «волшебники» в компьютерном деле. Не являются агрессивной группировкой. Больше заняты техническими средствами и могут делать вещи, которые кажутся просто невозможными. Панки - молодые люди, которые шокируют своим внешним видом. Они ярко красят волосы, носят металлические цепи. Таким образом они хотят выразить свой неповторимый стиль и протест обществу. Они все отрицают, их музыка агрессивна. (Приложение 3). Скинхеды бреют головы, носят черные кожаные куртки, тяжелые бутсы. Отдают предпочтение фашистской символике. Очень агрессивные и жестокие. Хиппи носят простую одежду, являются поклонниками рокнролла, употребляют наркотики, предпочитают либеральный жизненный стиль, не вписываются в государственные нормы жизни. Байкеры имеют свой стиль одежды: кожаные брюки, куртки с заклепками, специальные головные уборы. Ездят на двух- или трехколесных мотоциклах. Сообщества футбольных фанатов -- одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России. Надевают на себя атрибуты своего футбольного клуба. После матчей устраивают буйства с разгромами стадионов, автомобилей и др. Рейверы любят компьютерную специфическую музыку, наркотики. Им присущи «дикие вечеринки и ситуации отчаянного поведения». Образ жизни - ночной. Являются завсегдатаями ночных клубов и других ночных увеселительных заведений. Любят собираться большими группами. Готы - Мрачный стиль в черных тонах. Это длинные королевские наряды, корсеты, короткие платья. Девушка гот обычно примеряет на себя образ вампира. Для мужчин актуальны плащи с воротником-стойкой. Субкультура готов отвергает золотые украшения. предпочитает серебро. Девочка гот также отличается от окружающих макияжем. Черным цветом выделенные глаза контрастируют с мертвенно-бледным тоном кожи. В настоящее время музыка готов это гот-рок, а также смесь с металлическими попсовыми стилями. ЭМО - как и многие другие субкультуры они были собраны из нескольких культур. Эмо происходит от слова «эмоции». Послушав любую песню с ярлыком Эмо, вы убедитесь в этом. В Эмо-музыке присутствует очень красивый мелодичный вокал. Эмо носят одежду в розово- черных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. И парни , и девушки носят «эмо-челки», косые, нависающие на глаза.

Каждая субкультура имеет какие-то положительные качества, но негатива намного больше и поэтому говорить о хорошем не приходится. ЭМО - нервные срывы, депрессии, суициды; ГОТы - сатанизм, жертвоприношение, осквернение православной системы; ПАНКи - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью; СКИНХЕДы - приступы беспричинной агрессии, ненависти; стремление к насилию, убийствам; РЕПЕРы - излишняя наглость, агрессивный стиль поведения, обладание огнестрельным оружием; БАЙКЕРы - чрезмерное употребление алкоголя может привести к авариям, потасовкам; ХИППИ - увлечение наркотиками, часто деградация человека; ФАНЫ - буйства, потасовки, драки, употребление алкоголя.

В основном, все существующие субкультуры являются более или менее агрессивными. Все они восстают против общества, его законов. Они настроены против родителей, против школы. Многие из них - это потенциальные криминальные группы или просто банды. Даже на первый взгляд такие спокойные люди, как хакеры, идут этой сомнительной дорогой. Но существует один положительный нюанс - не все молодые люди поддерживают данные субкультуры. Например, при анкетировании учащихся нашей школы выяснилось, что 80% опрошенных учащихся хорошо знакомы с деятельностью субкультур, 15% поддерживают их деятельность, 10% - носят атрибуты субкультур. Но самое главное - 75% не поддерживает данные субкультуры, выражают несогласие с их деятельностью. (Приложение 2). Это похвально, но совсем не значит, что проблем у нашей молодежи города Северодвинска меньше. Атрибуты каких субкультур использует молодежь города Северодвинска больше всего? ЭМО (прически с косыми челками, розово-черные тона одежды); металлистов (напульсники, цепи, тяжелая обувь, жест «коза»); хиппи (длинные волосы, рваные джинсы); готов (черная помада, черная одежда, безобразно уложенные волосы); рэперов (татуировки, серьги). Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. «Формирование общей, глобальной культуры страны, восстановление и создание четких моральных и культурных идеалов - необходимые приоритеты современного государства. Важна адекватная политика, направленная на поощрение и включение молодежи в общественную и политическую жизнь».

Построение правового общества невозможно без наличия заинтересованности и социальной активности его членов. Условиями формирования ответственности молодежи за будущее государства являются: расширение демократического участия молодежи в развитии общества; искоренение нищеты и значительного социально-экономического неравенства; расширение прав детей и молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений; оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах управления, а также при принятии решений по экономическим и социальным вопросам. Вероятность реализации той или иной концепции развития России в значительной степени зависит от того, насколько она поддерживается молодым поколением, его созидательной активностью, каков образ мыслей и жизни молодых людей. Ориентируясь на будущее, молодежь должна формировать свой жизненный потенциал уже применительно к рыночным отношениям, складывающимся в нашем государстве. В связи с этим возрастают роль и значение правовой системы, оказывающей влияние на молодое поколение людей. «Необходимо повышать уровень правовой грамотности, культуры, наконец, уделять внимание правовому поведению. Именно от уровня правосознания молодежи зависит будущее управление обществом и государством». Но всем известно, что основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться в детстве, потому что основные принципы права связаны с нравственными категориями добра и зла, честности и справедливости, с тем, что можно и что нельзя делать. Таким образом, правовое самоопределение молодежи - одна из важных проблем, имеющихся на сегодняшний день. Решение ее невозможно без решения проблем всего общества. От взаимоотношений молодежи с обществом, ее места и роли, настроений, установок существенно зависят результаты всех сегодняшних реформ, зарождение новой правовой культуры, а значит, и дальнейший исторический путь нашего общества. Правотворческая активность последних лет имеет большое значение для защиты прав молодых граждан и молодежных объединений. Однако остается проблематичной реализация принимаемых законов и других нормативных правовых актов в интересах молодежи. Урегулирование важных, но частных вопросов, укрепление гарантийных механизмов в осуществлении прав молодых граждан оказывается в противоречии с практикой правоприменения, с массовым нарушением конституционных прав и гарантий в отношении граждан, в том числе и молодых. Невыплаты заработной платы, невыполнение предусмотренных законами гарантий трудоустройства, образования, социальной защиты, охраны имущественных и неимущественных прав граждан создают предпосылки, при которых попытки решить отдельные молодежные проблемы имеют незначительный эффект. Стратегия государственной молодежной политики, утвержденная Правительством Российской Федерации, разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь. Исходя из данного документа в целях создания условий для благоприятной адаптации молодежи к жизни в условиях инновационного общества, разработана целевая программа «Молодежь Северодвинска», а также программа «Молодежь Поморья». «Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности».

Проблема самоопределения молодежи не будет стоять остро для тех, кто живет в крепкой дружной и обеспеченной семье; имеет добрые взаимоотношения с родителями; имеет здоровье и желание получать знания; имеет возможность заниматься любимым (полезным) увлечением; имеет цель в жизни. По результатам опроса 67% учащихся имеют добрые отношения с родителями, 33% - плохие (это тревожно). Приоритетными ценностями молодежи нашего города являются: образование - 35%, профессия - 25%, карьера -15%, благополучие - 15%, возможность жить в свое удовольствие - 7%, деньги - 3%. (Приложение 2).

Современная российская молодежь вступает в жизнь в весьма интересный и, в тоже время, сложный период экономического и социального развития общества. Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта сознательной деятельности. Мы должны добиться того, чтобы каждый молодой человек, живущий в России, был уверен, что нужен своей стране, что именно здесь сможет реализовать свои планы. По-видимому, несмотря на то, что многие политики определяют общую тенденцию развития молодежи как негативную, прагматизм современной молодежи дает основания полагать, что у нее есть определенный потенциал для того, чтобы переломить ситуацию.

Проблема влияния субкультур на формирование мировоззрения молодежи города Северодвинска не стоит остро. Можно сказать, что наша молодежь частично находится под влиянием субкультур (увлечение рок-музыкой, хип-хоп музыкой; увлечение модными атрибутами одежды, причесок и др.) Часто это подражание происходит неосознанно. Важным является то, что 75% опрошенных учащихся не оправдывают и не поддерживают деятельность субкультур. Причины проявления негативных качеств личности у молодых людей в большинстве случаев надо искать в другом. Возможно, в низком уровне жизни семей, в неблагополучных семейных отношениях, в безразличном отношении в семьях к своим детям и во многом другом. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась лишь частично. Современная молодежь, не смотря на многочисленные трудности современного жизненного периода, старается получить образование и компетеции, необходимые современному человеку. 68% участников опроса понимают, что им надо знать рыночные отношения; 85% - информационные технологии. Здоровый образ жизни все больше начинает привлекать значительную часть современной молодежи. Я считаю, что можно с уверенностью констатировать, что в России сформировалось постперестроечное поколение, которое отражает дух перемен и соответствует запросам времени. В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. Молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. В целом общество имеет поколение, ориентированное на устойчивое развитие и созидательный труд. Несмотря на все проблемы и трудности, молодежь смотрит в будущее уверенно. Современное молодое поколение в большей своей части настроено весьма патриотично, верит в будущее России. Оно хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. В целом, общество имеет поколение, ориентированное на устойчивое развитие и созидательный труд. «Молодость с ее благородным энтузиазмом, с ее смутными стремлениями к честному, справедливому, к общественной правде, есть одна из величайших сил прогресса…». Хотелось бы, чтобы эти слова в полной мере относились и к нашему поколению.

Библиографический список:

1. Концепция государственной молодежной политики РФ. Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ.

2. Проект «Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации». Аналитический вестник Совета Федерации.

3. «Система образования в России», национальный доклад Президенту РФ. Москва, 1996 год.

4. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // СОЦИС. 1999. № 10.

5. Ерасов Б.С. «Молодежные субкультуры». М.2003 год.

6. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире. СПб., 1999.

7. Заюнчковский О.С. «Молодежные субкультуры», М. «Омега», 2005.

8. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1998.

9. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. (Социологическое исследование). Л., 1969.

10. Ильинский И.М. «Молодежь планеты». М. «Голос», 1999.

11. Лисовский В.Т. Молодежь России в зеркале криминологии. // В сб. "Криминология. XX век". / Под ред. В.Н.Бурлакова и В.П.Сальникова. СПб., 2000.

12. Лисовский В.Т. Молодежь: тенденции социальных изменений. Сб. статей. СПб., 2000.

13. Козлова А.А. Молодежный экстремизм. СПб., 1996.

14. Новикова Е.И. «Роль и ответственность российской молодежи». Тюмень.2000.

15. Решетов Н.П. «Молодежь: идеология, политика». М. «Молодая гвардия», 1975.

16. Семенов В.Е. «Ценностные ориентации российской молодежи». С-Петербург,2006.

17. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // СОЦИС. 1998. № 3.

18. Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. СПб., 1998.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее