Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт, как сфера общественной деятельности и как «чистая» отрасль народного хозяйства, не участвуют непосредственно в создании совокупного общественного продукта и национального дохода.

С точки зрения воспроизводства национального дохода физическая культура и спорт, не более чем сфера потребления. Но, как ведомственно-управленческая отрасль народного хозяйства, располагает своими собственными источниками финансирования и накопления денежных средств.

К таким источникам относятся поступления:

  • 1) от реализации спортивных изделий, изготовленных на предприятиях, находящихся в ведении физкультурных организаций, от издательской деятельности;
  • 2) от предоставления ряда платных услуг, проведения спортивных соревнований и других мероприятий на спортсооружениях и показа их по телевидению;
  • 3) от сбора вступительных и членских взносов спортивных добровольных организаций;
  • 4) от проведения денежных и денежно-вещевых лотерей ("Спортлото», «Спринт»
  • 5)ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Источники финансирования физической культуры и спорта

Значение ФКиС для экономики и общества чрезвычайно высоко. Учитывая это обстоятельство, государственные органы в России активно содействуют развитию профессионального и любительского спорта.

Государственная поддержка физической культуре и спорту осуществляется по широкому спектру направлений:

  • - на законодательном уровне;
  • - в части прямого финансирования ФКиС Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские разработки, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и другие мероприятия;
  • - в виде косвенного финансирования (льготное налогообложение);
  • - в виде прямого участия в строительстве стадионов, других спортивных сооружений.

Для финансирования физической культуры и спорта используются централизованные и децентрализованные источники. Этот позволяет с одной стороны, концентрировать средства на разработку крупномасштабных целевых программ по развитию физической культуры и спорта, с другой - использовать заинтересованность местных организаций, трудовых коллективов в мобилизации средств для развертывания физкультурно-оздоровительной работы и обеспечения высоких спортивных достижений.

В последние годы получили значительное развитие децентрализованные источники финансирования. Речь идет о повышении роли таких источников финансирования физической культуры и спорта, как средства гoсyдарственных производственных объединений, аграрно-промышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства.

За счет этих источников формируются капитальные вложения производственных коллективов на строительство спортивных сооружений, приобретение оборудования, инвентаря, производятся текущие расходы.

1**В государственном бюджете в статье «Здравоохранение, физическая культура и спорт» предусмотрены ассигнования на развитие физической культуры и спорта, что является прямым бюджетным финансированием. Кроме этого проводится косвенное бюджетное финансирование по другим статьям государственного бюджета.

В государственном бюджете определяются также размеры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям средства предназначаются Министерству спорта, туризма и молодежной политики, которое является учредителем этих вузов и техникумов (колледжей).

  • 2**Областные, городские, районные комитеты по физической культуре и спорту финансируются из местных бюджетов.
  • 3**По смeтaм министерства народного образования финансируется физкультурно-массовая работы в общеобразовательных школах, предусматриваются расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ.
  • 4**Важным источником финансирования физкультурно-оздоровительной и массово-спортивной работы в государственных производственных объединениях и на предприятиях, работающих на хозрасчете, являются образуемые из расчетной прибыли фонды стимулирования, и в частности фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
  • 5**В последние годы появился и такой источник финансирования физической культуры и спорта, как отчисления органов коммунального хозяйства. Так, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК) отчисляют средства в размерах 2% от квартирной и 5% арендной платы на организацию физкультурно-массовой и спортивной работы по месту жительства населения. Средства ЖЭК предназначаются на оборудование спортивных площадок, приобретение инвентаря.
  • 6**Значительные средства на развитие физической культуры и спорта выделяют профсоюзы, располагающие крупными источниками поступления средств, такими, как бюджетные формы социального страхования. Доля профсоюзных отчислений на физическую культуру и спорт составляет в среднем 19-26%.
  • 7**Суммы, предназначенныe для финансирования физкультурных организаций, называются бюджетными кредитами или бюджетными ассигнованиями. Финансирование осуществляется посредством открытия кредитов с помощью особого документа расходного расписания (распоряжения о выдаче кредитов).

Кредиты открываются руководителям бюджетных физкультурных организаций, которые являются распорядителями кредитов. Бюджетные ассигнования не покрывают потребности физкультурных организаций в денежных средствах. Помимо бюджетных ассигнований финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет государственных и аграрно-промышленных предприятий и объединений. Промышленные объединения и предприятия, организации торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, находящиеся на хозяйственном расчете, отчисляют профсоюзным комитетам на проведение культурно-массовой и физкультурной работы 0,15% от фонда заработной платы.

В высшие учебные заведения на спортивно-массовую работу может быть направлена часть доходов, полученных от выполнения хоздоговорных, научно-исследовательских работ. Ещё один источник финансирования оздоровительной и спортивно-массовой работы - доходы агропромышленного комплекса и организаций потребительской кооперации.

Таковы источники финансирования физической культуры и спорта. Формирование этих источников зависит от размеров производимого совокупного общественного продукта и национального дохода, от доходов предприятий, от эффективности работы физкультурных организаций.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >