Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Налоговая система

Классификация налогов

Классификация налогов -- группировка законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания налогов, их распределения по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии. Классификация нужна для упорядочения значений о различных видах налогов. Основными классификационными признаками являются: субъект налога; объект налогообложения; вид ставки; способ обложения; источник уплаты; назначение; принадлежность к уровням власти и управления; право использования сумм налоговых поступлений; возможность переложения. [12; 86]

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов:

  • 1) по способу взимания налогов;
  • 2) по органу, который устанавливает налоги;
  • 3) по целевой направленности введения налога;
  • 4) по субъекту-налогоплательщику;
  • 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
  • 6) по порядку ведения бухучета;
  • 7) по срокам уплаты.

По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:

  • а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;
  • б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);
  • в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т.п.).

В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):

  • а) федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
  • б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта;
  • в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).

По целевой направленности введения налогов:

  • а) общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);
  • б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

По субъекту-налогоплательщику:

В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов:

  • а) Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.). С помощью налогов и сборов с населения государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике. К числу основных функций данной категории налогов относится обеспечение социальной справедливости в перераспределении доходов населения;
  • б) Налоги с предприятий и организаций. Юридические лица уплачивают в федеральный бюджет: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, объединений и организаций, акцизы, специальные налоги, в республиканские бюджеты - налог на имущество предприятий; в местные бюджеты - плату за землю, различные местные сборы;
  • в) Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

По порядку введения можно выделить налоги:

  • а) Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 21 Закона);
  • б) Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории -- компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.

Необходимость налоговой классификации во многом связанна с усложнением налоговых систем, востребованием совершенствования процесса управления налогообложением. Налоговая классификация позволяет выявить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании прибылей бюджета, что в особенности важно с точки зрения эффективности и перспективности которые соответствуют налогов и их групп.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее