Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Драматургическое решение специального репортажа

Воздействие специальных репортажей Петра Любимова, Веры Кузьминой, Ольги Оксенич на аудиторию

Мы рассмотрели в предыдущих параграфах драматургическое решение по основным критериям, заложенным законами драматургии. Теперь рассмотрим драматургическое решение по эффектам, которые в результате журналистского воздействия возникают у зрителя. Напомним, они могут быть: «когнитивные, аффективные, поведенческие» Виноградова С.М., Мельник Г.С. Указ. соч. С. 401..

Для оценки воздействия на аудиторию мы провели письменный опрос. Опрос состоял из 2 частей (см. Приложение 5). В первой части респондентам предложили ответить на вопрос: какие задачи, по-вашему мнению, выполняет этот специальный репортаж, в какой мере? Она направлена на установление основных когнитивных или поведенческих эффектов.

Во второй части предлагается оценить возникшие при просмотре специального репортажа чувства по шкале:

  • 1 -- очень слабое чувство
  • 2 -- слабое чувство
  • 3 -- несколько ниже среднего
  • 4 -- чувство средней степени силы
  • 5 -- несколько выше среднего
  • 6 -- сильное чувство
  • 7 -- очень сильное чувство

Вторая часть направлена на установление наиболее типичных для представленных журналистов аффективных элементов. Каждый специальный репортаж посмотрели и поучаствовали в опросе - 72 респондента. Суммарные результаты по обеим частям опроса представляем в табличном виде. В заголовке таблиц вынесены название специального репортажа и автор.

«Будущее не для всех»

Автор Вера Кузьмина

Часть 1

Задачи

Полностью

Во многом выполняет

Трудно

сказать

Мало выполняет

Не выполняет

1

Информирует зрителей

36

33

3

-

-

2

Развлекает зрителей

18

18

21

9

6

3

Дает знания, помогает в обучении и самообразовании

21

27

21

3

-

4

Помогает формировать мировоззрение

27

27

15

3

-

5

Укрепляет основы нравственности в обществе, в личности - стремление к доброте, порядочности, трудолюбию, терпимости и т.п.

15

30

21

6

-

6

Заставляет испытывать сильное эмоциональное напряжение

6

33

18

9

6

7

Изменяет жизненные установки

12

18

24

15

3

8

Дополните этот перечень задач (если желаете):

9

Как видим, если учитывать такие категории как «полностью выполняет» и «во многом выполняет», данный специальный репортаж реализовывает все задачи, кроме «изменяет жизненные установки» (12 и 18 человек из 72). Поэтому можем сделать вывод, что «Будущее не для всех» оказывает когнитивный и поведенческий эффект на аудиторию, но не в полной мере.

Часть 2

Чувства

Баллы

Количество

0

1

2

3

4

5

6

7

1

Восторг

3

12

9

21

9

6

9

3

2

Бодрость

9

9

12

26

5

3

3

5

3

Гордость

9

9

15

18

0

6

6

9

4

Спокойствие

9

15

9

6

15

9

3

6

5

Интерес

5

5

5

26

11

14

3

3

6

Удовлетворенность

6

9

12

18

12

9

3

3

7

Счастье

9

9

9

15

18

9

0

3

8

Радость

12

12

6

15

18

3

3

3

9

Уверенность

9

9

9

15

18

9

0

3

10

Удовольствие

6

12

9

12

15

9

3

6

11

Усталость

12

15

9

21

6

9

0

0

12

Напряжение

24

6

15

9

0

12

6

0

13

Неудовлетворённость

27

15

9

9

7

4

1

0

14

Бессилие

30

15

5

6

0

5

9

2

15

Тревога

33

12

3

9

0

0

0

15

16

Страх

42

8

0

9

0

0

4

9

17

Растерянность

45

6

3

3

0

0

6

9

18

Досада

45

9

0

3

0

9

6

0

19

Скука

45

12

3

3

0

3

6

0

20

Разочарование

39

9

3

9

12

0

0

0

21

Грусть

42

9

3

9

0

0

3

6

22

Уныние

42

12

3

3

3

0

0

9

На наш взгляд, успешным в формировании чувств у зрителя можно считать достижение степени силы от 4 баллов и выше. Согласно приведенной выше таблицы, автору не удалось достичь высоких результатов в формировании чувств респондентов. По шкале от 4 до 7 наибольше количество опрошенных наблюдается в графах: «интерес», «напряжение» и «тревога» (более 10 человек). Заметим, что Вера Кузьмина в экспертном интервью указала, что у зрителя хотела вызвать любопытство, удивление, досаду, горечь утраты. Таким образом, можно утверждать, что цели автора были не достигнуты и выбранное драматургическое решение оказывает слабое воздействие на зрителя.

«Женские плечи войны»

Автор Петр Любимов

Часть 1

Задачи

Полностью

Во многом выполняет

Трудно

сказать

Мало выполняет

Не выполняет

1

Информирует зрителей

39

20

13

-

-

2

Развлекает зрителей

11

18

26

17

-

3

Дает знания, помогает в обучении и самообразовании

23

17

16

16

-

4

Помогает формировать мировоззрение

26

32

9

5

-

5

Укрепляет основы нравственности в обществе, в личности - стремление к доброте, порядочности, трудолюбию, терпимости и т.п.

24

24

18

6

-

6

Заставляет испытывать сильное эмоциональное напряжение

21

21

15

9

6

7

Изменяет жизненные установки

26

-

35

11

-

8

Дополните этот перечень задач (если желаете):

Как видим, если учитывать такие категории как «полностью выполняет» и «во многом выполняет», данный специальный репортаж реализовывает все задачи, кроме «развлекает зрителя» и «изменяет жизненные установки». Подобная реакция респондентов очевидна в связи с тематикой самого специального репортажа. Поэтому можем сделать вывод, что «Женские плечи войны» оказывает когнитивный и поведенческий эффект на аудиторию, но не в полной мере.

Часть 2

Чувства

Баллы

Количество

0

1

2

3

4

5

6

7

1

Восторг

4

20

-

16

12

4

8

8

2

Бодрость

15

16

11

4

7

11

-

8

3

Гордость

2

3

8

7

3

15

4

30

4

Спокойствие

8

4

16

4

12

8

4

16

5

Интерес

-

4

16

-

12

20

4

16

6

Удовлетворенность

12

8

8

12

12

4

-

16

7

Счастье

6

12

12

15

15

7

-

5

8

Радость

2

6

16

20

10

12

-

6

9

Уверенность

-

4

31

4

6

12

7

8

10

Удовольствие

16

8

11

8

16

6

3

4

11

Усталость

16

11

27

7

8

3

-

-

12

Напряжение

32

11

14

3

8

4

-

-

13

Неудовлетворённость

35

4

14

8

11

-

-

-

14

Бессилие

48

-

6

3

11

-

-

4

15

Тревога

36

4

16

-

12

4

-

-

16

Страх

45

5

12

6

4

-

-

-

17

Растерянность

39

12

3

7

11

-

-

-

18

Досада

47

3

14

4

-

4

-

-

19

Скука

35

2

10

7

11

7

-

-

20

Разочарование

30

12

12

7

3

8

-

-

21

Грусть

41

5

8

-

15

-

3

-

22

Уныние

40

12

4

7

3

3

3

-

Согласно приведенной выше таблице, автору удалось достичь высоких результатов в формировании положительных чувств у респондентов («гордость», «спокойствие», «интерес»). Можем предположить, что автор, в рамках выбранной им темы для репортажа, пытался добиться таких результатов. Заметим, что 11 пунктов, содержащих отрицательную окраску чувств, вообще не были отмечены респондентами, как «очень сильное чувство». Это значит, что данный специальный репортаж благоприятно повлиял на аудиторию. Таким образом, можем допустить, что цели автора были достигнуты, и утверждать, что выбранное драматургическое решение оказывает сильное воздействие на зрителя.

«Грузинская мечта»

Автор Ольга Оксенич

Часть 1

Задачи

Полностью

Во многом выполняет

Трудно

сказать

Мало выполняет

Не выполняет

1

Информирует зрителей

19

25

21

7

-

2

Развлекает зрителей

-

35

26

7

4

3

Дает знания, помогает в обучении и самообразовании

24

20

16

3

9

4

Помогает формировать мировоззрение

19

37

11

5

-

5

Укрепляет основы нравственности в обществе, в личности - стремление к доброте, порядочности, трудолюбию, терпимости и т.п.

11

28

25

8

-

6

Заставляет испытывать сильное эмоциональное напряжение

8

11

29

16

8

7

Изменяет жизненные установки

9

20

24

16

3

8

Дополните этот перечень задач (если желаете):

Как видим, если учитывать такие категории как «полностью выполняет» и «во многом выполняет», данный специальный репортаж реализовывает все задачи, кроме «развлекает зрителя», «заставляет испытывать сильное эмоциональное напряжение» и «изменяет жизненные установки». Можем утверждать, что «Грузинская мечта - неудачный пример воздействия на аудиторию, по сравнению с другими рассматриваемыми нами специальными репортажами. Категория «заставляет испытывать сильное эмоциональное напряжение», на наш взгляд, обязана возникнуть более чем у 50 % респондентов, так как это один из ключевых первичных компонентов оказания когнитивного, аффективного, поведенческого эффектов на аудиторию.

Часть 2

Чувства

Баллы

Количество

0

1

2

3

4

5

6

7

1

Восторг

11

9

25

11

9

3

-

4

2

Бодрость

3

17

12

20

13

3

-

4

3

Гордость

4

15

21

12

9

4

-

7

4

Спокойствие

4

13

23

4

16

3

4

5

5

Интерес

5

4

19

12

15

4

13

-

6

Удовлетворенность

2

14

9

11

12

17

3

4

7

Счастье

3

7

8

26

11

9

8

-

8

Радость

4

12

16

4

8

20

8

-

9

Уверенность

4

9

19

8

25

3

4

-

10

Удовольствие

3

9

12

32

12

-

4

-

11

Усталость

9

19

16

21

-

7

-

-

12

Напряжение

22

13

11

3

4

12

4

3

13

Неудовлетворённость

31

14

9

-

5

13

-

-

14

Бессилие

31

17

8

3

9

4

-

-

15

Тревога

25

4

19

17

-

3

4

-

16

Страх

24

8

16

12

3

-

5

-

17

Растерянность

24

25

8

5

-

-

10

-

18

Досада

28

21

13

6

4

-

-

-

19

Скука

37

3

12

9

4

-

4

3

20

Разочарование

41

16

-

-

6

9

-

-

21

Грусть

33

19

12

-

5

3

-

-

22

Уныние

33

17

8

-

-

11

3

-

На наш взгляд, успешным в формировании чувств у зрителя можно считать достижение степени силы от 4 баллов и выше. Согласно приведенной выше таблице, можем утверждать, что автору не удалось достичь высоких результатов в формировании чувств респондентов. В таких категориях как «удовлетворенность» и «радость» успешность в воздействии на зрителя составляет 50%. Заметим, что последние 11 пунктов, содержащих отрицательную окраску чувств, были отмечены респондентами, как «очень слабое чувство», однако 11 пунктов, содержащих положительную окраску чувств, не были отмечены респондентами, как чувства выше средней отметки силы. Таким образом, можно сделать вывод, что у всей аудитории возникли смешанные чувства относительно специального репортажа «Грузинская мечта». Это значит, что специальный репортаж оказывает воздействие на зрителя, но недостаточное для того, назвать использованное в нем драматургическое решение - удачным.

После проведенного нами анализа контента и анализа реакции аудитории, можем сделать вывод, что драматургическое решение, выбранное Петром Любимовым оказывает наибольшее воздействие на зрителя, а значит, является наиболее удачным для использования журналистами в работе над созданием специальных репортажей.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее