Драматургическое решение, как эффективный способ воздействия на аудиторию (на примере материалов трех авторов цикла «Специальный репортаж» канала «ТВЦ»)

Анализ контента специальных репортажей

В первой части работы мы выяснили, что телевидение позаимствовало у кино набор выразительных средств и законы построения материала. Звук и картинка подчинены авторской задаче, демонстрируя реальность с учетом идеи, опыта и личной точки зрения корреспондента по заданной теме. Так как специальный репортаж отличается глубиной погружения в проблему, анализом происходящего, то и авторского начала в специальном репортаже больше, чем, например, в материалах информационного жанра, а значит, увеличивается вариативность по части выбора выразительных средств и соответственно влияния на зрителя.

Чтобы отследить, какое драматургическое решение является наиболее эффективным с точки зрения воздействия на аудиторию, рассмотрим работы, созданные авторами Дирекции информации «ТВ Центра» за 2015 год. Цикл «Специальный репортаж» по сути, является дополнением новостной программы «События». Но хронометраж и степень документальности делает его «отдельным телевизионным продуктом, живущим по своим законам и правилам, главное из которых - освещать темы, вызвавшие большой общественный интерес» Телеканал «ТВЦ» [Офиц.сайт]. URL: http://www.tvc.ru/channel/brand/id/20/show/episodes (дата обращения 24.02.2016).

Продолжительность каждого специального репортажа от 26 минут. Там же.

Корреспонденты, чьи работы стали основой эмпирического материала исследования: Вера Кузьмина, Петр Любимов, Ольга Оксенич.

Для выявления типичных для конкретного автора моделей построения специального репортажа мы рассмотрим:

  • 1. Формы завязок (с чего начинается материал)
  • 2. Типы конфликта, используемые в завязке;
  • 3. Типы композиции;
  • 4. Выразительные средства
  • 5. Использование компонентов сюжета (лайф, закадровый текст, стендап, синхроны)

Для анализа творчества Веры Кузьминой взяты специальные репортажи:

«Будущее не для всех» Приложение 1. (от 20.04.15)

«Цена выживания» Там же. (от 02.03.15)

«Слабый должен умереть» Там же. (от 21.05.15)

Для наглядности, представим данные о завязке, типе конфликта и типе композиции в табличном виде:

Таблица №1

Название

«Будущее не для всех»

«Цена выживания»

«Слабый должен умереть»

Проблема (конфликт)

Альтернатива: «Свое собственное будущее, построенное по своим лекалам - или обслуживание чужого будущего. В котором ни тебе самому, ни твоим детям, возможно, уже не найдется места».

Как выживают люди на Донбассе.

Вакцины и медикаменты, как биологическое оружие против населения России

Форма завязки

Музыкальная подложка + закадровый текст

Лайф + закадровый текст

Музыкальная подложка + закадровый текст

Тип конфликта

Явный

Внешний

Не разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Тип композиции

Линейная

Линейная

Кольцевая

Для анализа творчества Петра Любимова взяты специальные репортажи:

«Крымнаш» Приложение 1. (от 16.03.15)

«Женские плечи войны» Там же. (от 08.05.15)

«Живой космос» Там же. (от 06.04.15)

Для наглядности, представим данные о завязке, типе конфликта и типе композиции в табличном виде:

Таблица №2

Название

«Крымнаш»

«Женские плечи войны»

«Живой космос»

Проблема (конфликт)

Присоединение Крыма к России.

Жизнь женщины в Великую Отечественную Войну.

Изучение влияния космоса на животных и существование жизни во Вселенной.

Форма завязки

Музыкальная подложка + закадровый текст

Музыкальная подложка + закадровый текст + лайф

Музыкальная подложка + закадровый текст + Stand up

Тип конфликта

Явный

Внешний

Разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Тип композиции

Линейная

Кольцевая

Кольцевая

Для анализа творчества Ольги Оксенич взяты специальные репортажи:

«Украина. Ошибка президента» Приложение 1. (от 17.02.15)

«Война с особым статусом» Там же. (от 13.04.15)

«Грузинская мечта» Там же. (от 19.10.15)

Для наглядности, представим данные о завязке, типе конфликта и типе композиции в табличном виде:

Таблица №3

Название

«Украина. Ошибка президента»

«Война с особым статусом»

«Грузинская мечта»

Форма завязки

В. Янукович на посту президента - основания и итоги кризиса на Украине.

Гражданская война на юго-востоке Украины - причины и последствия.

Жизнь грузинского народа в условиях современной политической ситуации, курса на Запад и плохих отношений с Россией

Форма завязки

Музыкальная подложка + закадровый текст+ ряд синхронов

Лайф + закадровый текст + музыкальная подложка

Музыкальная подложка + закадровый текст + stand up+ синхрон

Тип конфликта

Явный

Внешний

Не разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Тип композиции

Кольцевая

Линейная

Линейная

От правильной подачи материала зависит количество зрителей и то, сможет ли журналист удержать аудиторию от начала специального репортажа до конца. Поэтому необходима яркая, «цепляющая», то есть привлекающая внимание завязка. Ее основная роль - заинтриговать зрителя.

После анализа специальных репортажей на основе данных Таблицы №1, Таблицы №2, Таблицы №3 выявили, что типичной формой завязки для журналистов являются:

Вера Кузьмина - музыкальная подложка + закадровый текст

Петр Любимов - музыкальная подложка + закадровый текст

Ольга Оксенич - музыкальная подложка + закадровый текст + синхрон.

Как видим, стандартными компонентами во всех специальных репортажах выступает закадровый текст, подкрепленный музыкальной подложкой.

Достаточно яркой, с точки зрения начального видеоряда можно назвать завязку в специальном репортаже Веры Кузьминой «Цена выживания» Приложение 1.. Статичность картинки и дополняющий ее звуковой ряд являются особенностью драматического решения. В кадре оборванные электрические провода и голубое небо. Зритель слышит звук разрывающихся орудий. Звучащий далее закадровый текст: «Выжить - это основная задача на любой войне. И Донбасс - не исключение» Там же., - подкрепляется кадрами из разрушенного города.

Задача корреспондента - показать людей, которые не просто живут, а выживают в условиях войны. В этом и заключается основной конфликт. Подобной завязкой журналист воздействует на аудиторию не путем эмоционального лайфа и шокирующей информации, сказанной за кадром, а путем шокирующего видеоряда, что также является эффективным способом привлечения зрителя. специальный репортаж драматургия аудитория

С мощного видеоряда начинается и специальный репортаж «Будущее не для всех» Там же.. Интересная картинка о достижениях современной техники подкрепляется лишь музыкальным сопровождением и только после смены нескольких кадров звучит текст журналиста.

Примером не совсем удачной завязки, на наш взгляд, можно считать завязку специального репортажа Петра Любимова «Крымнаш» Там же.. Журналист, начиная с интересного факта (нарушения протокола при подписании договора о принятии Крыма в состав РФ в Георгиевском зале в Москве, когда публика встала с места и начала скандировать: «Россия!»), переходит к базе пограничников. Лайф отдачи приказа и указание, что база находится на новой границе России, не совсем связаны с предыдущими кадрами торжественной обстановки в Георгиевском зале.

Подобные неудачные фрагменты в начале могут привести к формированию неправильного настроя и ожиданий у зрителя, а значит испортить впечатление от достаточно серьезной и патриотичной темы присоединения Крыма к России.

Но стоит сказать, что в рамках драматургического решения для привлечения зрителя могут быть использованы такие элементы, как лайф или stand up. Этими приемами активно пользуется Ольга Оксенич. Ее специальный репортаж «Война с особым статусом» начинается лайфом с В. Януковичем, а в «Грузинской мечте» журналистка сама появляется в кадре. Удачно подобранный лайф или отснятый stand up - это яркий, живой элемент, который работает для достижения эффекта присутствия. Главная задача - поразить и заинтересовать.

Далее внимание стоит обратить на конфликт, который заявляют в завязке. Из Таблицы №1, Таблицы №2, Таблицы №3 видим, что тип конфликта в почти всех журналистских материалах - явный, внешний, не разрешимый. Показать явный конфликт - это цель журналиста - таким образом он сразу заявляет проблему репортажа или тему, которую необходимо проанализировать. Внешним конфликт определяется сразу, чтобы показать прямые столкновения характеров, героев, ситуаций, принципов и т. д. Неразрешимым конфликт является из-за того, что журналист после констатации факта, анализа заявленной проблемы, предложения возможных путей ее решения, оставляет зрителю выбор с точки зрения того, какие выводы нужно сделать. Финал часто остаётся открытым.

Из общей канвы выделяется материал «Крымнаш» Приложение 1.. Это объясняется тем, что в данном случае автор подводит итоги, говоря, что в Крыму фашизма нет. То есть журналист как бы констатирует факт, и зрителю не нужно ничего додумывать или взвешивать мнения сторон. Поэтому финал в репортаже, на наш взгляд, закрыт, а значит по типу конфликта - разрешим и разрешен.

Как мы выяснили в предыдущей главе, на достижение необходимого драматургического эффекта работает и тип самой композиции, взятой в общем виде. Напомним, что выделяют такие типы композиции, как:

  • - «линейная
  • - инверсионная
  • - кольцевая» Там же.

Мы установили, что для работ Веры Кузьминой характерна линейная композиция, для работ Петра Любимова - кольцевая, для работ Ольги Оксенич - линейная (см. Таблица №1, Таблица №2 Таблица №3). Этот факт говорит о том, что два данных типа оказываются востребованы. Поэтому, сложно сделать вывод о том, насколько один тип драматичнее другого.

Также на основе проделанного анализа контента специальных репортажей, можно сделать вывод, какие материалы будут отражать характерные авторские черты, а значит узнать, какие будут наиболее типичными для него с точки зрения элементов драматургии. У Веры Кузьминой - это «Будущее не для всех», у Петра Любимова - это «Женские плечи войны», у Ольги Оксенич - это «Грузинская мечта».

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >