Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Драматургическое решение специального репортажа

Драматургическое решение, как эффективный способ воздействия на аудиторию (на примере материалов трех авторов цикла «Специальный репортаж» канала «ТВЦ»)

Анализ контента специальных репортажей

В первой части работы мы выяснили, что телевидение позаимствовало у кино набор выразительных средств и законы построения материала. Звук и картинка подчинены авторской задаче, демонстрируя реальность с учетом идеи, опыта и личной точки зрения корреспондента по заданной теме. Так как специальный репортаж отличается глубиной погружения в проблему, анализом происходящего, то и авторского начала в специальном репортаже больше, чем, например, в материалах информационного жанра, а значит, увеличивается вариативность по части выбора выразительных средств и соответственно влияния на зрителя.

Чтобы отследить, какое драматургическое решение является наиболее эффективным с точки зрения воздействия на аудиторию, рассмотрим работы, созданные авторами Дирекции информации «ТВ Центра» за 2015 год. Цикл «Специальный репортаж» по сути, является дополнением новостной программы «События». Но хронометраж и степень документальности делает его «отдельным телевизионным продуктом, живущим по своим законам и правилам, главное из которых - освещать темы, вызвавшие большой общественный интерес» Телеканал «ТВЦ» [Офиц.сайт]. URL: http://www.tvc.ru/channel/brand/id/20/show/episodes (дата обращения 24.02.2016).

Продолжительность каждого специального репортажа от 26 минут. Там же.

Корреспонденты, чьи работы стали основой эмпирического материала исследования: Вера Кузьмина, Петр Любимов, Ольга Оксенич.

Для выявления типичных для конкретного автора моделей построения специального репортажа мы рассмотрим:

  • 1. Формы завязок (с чего начинается материал)
  • 2. Типы конфликта, используемые в завязке;
  • 3. Типы композиции;
  • 4. Выразительные средства
  • 5. Использование компонентов сюжета (лайф, закадровый текст, стендап, синхроны)

Для анализа творчества Веры Кузьминой взяты специальные репортажи:

«Будущее не для всех» Приложение 1. (от 20.04.15)

«Цена выживания» Там же. (от 02.03.15)

«Слабый должен умереть» Там же. (от 21.05.15)

Для наглядности, представим данные о завязке, типе конфликта и типе композиции в табличном виде:

Таблица №1

Название

«Будущее не для всех»

«Цена выживания»

«Слабый должен умереть»

Проблема (конфликт)

Альтернатива: «Свое собственное будущее, построенное по своим лекалам - или обслуживание чужого будущего. В котором ни тебе самому, ни твоим детям, возможно, уже не найдется места».

Как выживают люди на Донбассе.

Вакцины и медикаменты, как биологическое оружие против населения России

Форма завязки

Музыкальная подложка + закадровый текст

Лайф + закадровый текст

Музыкальная подложка + закадровый текст

Тип конфликта

Явный

Внешний

Не разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Тип композиции

Линейная

Линейная

Кольцевая

Для анализа творчества Петра Любимова взяты специальные репортажи:

«Крымнаш» Приложение 1. (от 16.03.15)

«Женские плечи войны» Там же. (от 08.05.15)

«Живой космос» Там же. (от 06.04.15)

Для наглядности, представим данные о завязке, типе конфликта и типе композиции в табличном виде:

Таблица №2

Название

«Крымнаш»

«Женские плечи войны»

«Живой космос»

Проблема (конфликт)

Присоединение Крыма к России.

Жизнь женщины в Великую Отечественную Войну.

Изучение влияния космоса на животных и существование жизни во Вселенной.

Форма завязки

Музыкальная подложка + закадровый текст

Музыкальная подложка + закадровый текст + лайф

Музыкальная подложка + закадровый текст + Stand up

Тип конфликта

Явный

Внешний

Разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Тип композиции

Линейная

Кольцевая

Кольцевая

Для анализа творчества Ольги Оксенич взяты специальные репортажи:

«Украина. Ошибка президента» Приложение 1. (от 17.02.15)

«Война с особым статусом» Там же. (от 13.04.15)

«Грузинская мечта» Там же. (от 19.10.15)

Для наглядности, представим данные о завязке, типе конфликта и типе композиции в табличном виде:

Таблица №3

Название

«Украина. Ошибка президента»

«Война с особым статусом»

«Грузинская мечта»

Форма завязки

В. Янукович на посту президента - основания и итоги кризиса на Украине.

Гражданская война на юго-востоке Украины - причины и последствия.

Жизнь грузинского народа в условиях современной политической ситуации, курса на Запад и плохих отношений с Россией

Форма завязки

Музыкальная подложка + закадровый текст+ ряд синхронов

Лайф + закадровый текст + музыкальная подложка

Музыкальная подложка + закадровый текст + stand up+ синхрон

Тип конфликта

Явный

Внешний

Не разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Явный

Внешний

Не разрешимый

Тип композиции

Кольцевая

Линейная

Линейная

От правильной подачи материала зависит количество зрителей и то, сможет ли журналист удержать аудиторию от начала специального репортажа до конца. Поэтому необходима яркая, «цепляющая», то есть привлекающая внимание завязка. Ее основная роль - заинтриговать зрителя.

После анализа специальных репортажей на основе данных Таблицы №1, Таблицы №2, Таблицы №3 выявили, что типичной формой завязки для журналистов являются:

Вера Кузьмина - музыкальная подложка + закадровый текст

Петр Любимов - музыкальная подложка + закадровый текст

Ольга Оксенич - музыкальная подложка + закадровый текст + синхрон.

Как видим, стандартными компонентами во всех специальных репортажах выступает закадровый текст, подкрепленный музыкальной подложкой.

Достаточно яркой, с точки зрения начального видеоряда можно назвать завязку в специальном репортаже Веры Кузьминой «Цена выживания» Приложение 1.. Статичность картинки и дополняющий ее звуковой ряд являются особенностью драматического решения. В кадре оборванные электрические провода и голубое небо. Зритель слышит звук разрывающихся орудий. Звучащий далее закадровый текст: «Выжить - это основная задача на любой войне. И Донбасс - не исключение» Там же., - подкрепляется кадрами из разрушенного города.

Задача корреспондента - показать людей, которые не просто живут, а выживают в условиях войны. В этом и заключается основной конфликт. Подобной завязкой журналист воздействует на аудиторию не путем эмоционального лайфа и шокирующей информации, сказанной за кадром, а путем шокирующего видеоряда, что также является эффективным способом привлечения зрителя. специальный репортаж драматургия аудитория

С мощного видеоряда начинается и специальный репортаж «Будущее не для всех» Там же.. Интересная картинка о достижениях современной техники подкрепляется лишь музыкальным сопровождением и только после смены нескольких кадров звучит текст журналиста.

Примером не совсем удачной завязки, на наш взгляд, можно считать завязку специального репортажа Петра Любимова «Крымнаш» Там же.. Журналист, начиная с интересного факта (нарушения протокола при подписании договора о принятии Крыма в состав РФ в Георгиевском зале в Москве, когда публика встала с места и начала скандировать: «Россия!»), переходит к базе пограничников. Лайф отдачи приказа и указание, что база находится на новой границе России, не совсем связаны с предыдущими кадрами торжественной обстановки в Георгиевском зале.

Подобные неудачные фрагменты в начале могут привести к формированию неправильного настроя и ожиданий у зрителя, а значит испортить впечатление от достаточно серьезной и патриотичной темы присоединения Крыма к России.

Но стоит сказать, что в рамках драматургического решения для привлечения зрителя могут быть использованы такие элементы, как лайф или stand up. Этими приемами активно пользуется Ольга Оксенич. Ее специальный репортаж «Война с особым статусом» начинается лайфом с В. Януковичем, а в «Грузинской мечте» журналистка сама появляется в кадре. Удачно подобранный лайф или отснятый stand up - это яркий, живой элемент, который работает для достижения эффекта присутствия. Главная задача - поразить и заинтересовать.

Далее внимание стоит обратить на конфликт, который заявляют в завязке. Из Таблицы №1, Таблицы №2, Таблицы №3 видим, что тип конфликта в почти всех журналистских материалах - явный, внешний, не разрешимый. Показать явный конфликт - это цель журналиста - таким образом он сразу заявляет проблему репортажа или тему, которую необходимо проанализировать. Внешним конфликт определяется сразу, чтобы показать прямые столкновения характеров, героев, ситуаций, принципов и т. д. Неразрешимым конфликт является из-за того, что журналист после констатации факта, анализа заявленной проблемы, предложения возможных путей ее решения, оставляет зрителю выбор с точки зрения того, какие выводы нужно сделать. Финал часто остаётся открытым.

Из общей канвы выделяется материал «Крымнаш» Приложение 1.. Это объясняется тем, что в данном случае автор подводит итоги, говоря, что в Крыму фашизма нет. То есть журналист как бы констатирует факт, и зрителю не нужно ничего додумывать или взвешивать мнения сторон. Поэтому финал в репортаже, на наш взгляд, закрыт, а значит по типу конфликта - разрешим и разрешен.

Как мы выяснили в предыдущей главе, на достижение необходимого драматургического эффекта работает и тип самой композиции, взятой в общем виде. Напомним, что выделяют такие типы композиции, как:

  • - «линейная
  • - инверсионная
  • - кольцевая» Там же.

Мы установили, что для работ Веры Кузьминой характерна линейная композиция, для работ Петра Любимова - кольцевая, для работ Ольги Оксенич - линейная (см. Таблица №1, Таблица №2 Таблица №3). Этот факт говорит о том, что два данных типа оказываются востребованы. Поэтому, сложно сделать вывод о том, насколько один тип драматичнее другого.

Также на основе проделанного анализа контента специальных репортажей, можно сделать вывод, какие материалы будут отражать характерные авторские черты, а значит узнать, какие будут наиболее типичными для него с точки зрения элементов драматургии. У Веры Кузьминой - это «Будущее не для всех», у Петра Любимова - это «Женские плечи войны», у Ольги Оксенич - это «Грузинская мечта».

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее