Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Драматургическое решение специального репортажа

Информационно-психологическое воздействие СМИ на аудиторию

Телевидение имеет аудиовизуальную природу. Соединение звука и изображения создает ту словесную, образную, эмоциональную картину, которая достаточно эффективно выступает в качестве организатора, регулятора, воспитателя аудитории, формируя тем самым общественное мнение. Происходит это за счет коммуникативного взаимодействия. В современном мире, с его техническими возможностями и развивающимся процессом глобализации, предполагаются уже массово-коммуникационные отношения. Под коммуникацией, как полагает А.В. Соколов, можно подразумевать «разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом» Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 23..

Д.П. Гавра подобную простейшую форму коммуникационного взаимодействия выражает в схеме (Рисунок 2) Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011. С. 39.:

Рис.2

Применительно к журналистике под «Объектом А» следует понимать журналиста (коммуникатора), под «субстанцией М» - информацию в виде готового продукта творческой деятельности (в нашем случае - специального репортажа), а под «Объектом В» - аудиторию (в нашем случае зрителя).

По этой цепочке будет осуществляться взаимодействие. Однако, еще раз заметим, что это простейшая модель. Исторически сложилось несколько моделей, по которым может развиваться акт коммуникации между коммуникатором и аудиторией. Усложненные версии предложены такими теоретиками, как К. Лассуэллом, Ю.Воронцовым и др.

Стоит отметить, что Т. В. Васильева, В. Г. Осинский и Г. Н. Петров, описывая подобный процесс коммуникации, подчеркивают важность связи природных возможностей СМИ (в нашем случае телевидения) с их коммуникативными особенностями. Так теоретики выделяют такие особенности, как:

  • 1. «Массовость
  • 2. Доступность
  • 3. Оперативность
  • 4. Регулярность» Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Указ. соч. С. 14-19..

Массовость - увеличение количества зрителей, то есть телевидение становится наиболее предпочтительным каналом получения информации.

Доступность, с одной стороны, заключается в понятности предоставляемого зрителю материала («звукозрительная конкретность» Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Указ. соч. С.15.) и финансовая приемлемость, с другой.

Оперативность подразумевает быстроту передачи сообщения от коммуникатора к аудитории.

Регулярность обещает журналистскому материалу постоянного зрителя.

Как видим, приведенные особенности играют большую роль в формировании журналистского произведения и образовании конечной составляющей коммуникационного акта - восприятия материала аудиторией.

В.Ф. Олешко называет аудиторию - «социально-коммуникативной общностью» Олешко В.Ф. Психология Журналистики. СПб., 2008. С. 72.. Проще говоря, в случае с телевидением - это зритель.

Н.Л. Волковский и А.Н. Гришанина полагают, что «под аудиторными аспектами массово-коммуникативной деятельности в широком смысле понимаются те из них, которые обусловлены внутренними характеристиками различных групп аудитории СМИ, формирующихся чаще всего как по объективным, так и по субъективным критериям». А значит, зритель, при выборе программы, будет руководствоваться своими потребностями, побуждениями, идеями, чувствами, психологическими особенностями личности, а также другими элементами самоопределения (национальность, религия, традиции, нормы воспитания и т.д.). Отсюда следуют и признаки аудитории.

Наиболее удачную типологию, на наш взгляд предлагает И.Г. Свитич:

« - массовость

  • - анонимность, невидимость
  • - рассредоточенность в пространстве
  • - динамичность
  • - разноструктурность, разнохарактерность
  • - стихийность
  • - подверженность ритмологическому постоянству» Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. М., 2007. С. 58..

Из всего сказанного можно сделать вывод, что аудитория - это сложный социально-психологический механизм, который по сути сам регулирует, какой контент будет ему предоставлен. Полагаясь на запросы зрителя, журналист будет выбирать тему и способ подачи материала, т.е. выбирать подходящее драматургическое решение, а значит и способ воздействия на аудиторию. В этом и заключается парадокс: во власти зрителя находится отбор необходимой информации в соответствии с интересами, но, не то, как она будет преподнесена и какое в конечном итоге окажет воздействие.

Напомним, что воздействие на аудиторию является одной из главных функций СМИ. Здесь следует говорить об информационно - психологическом воздействии. Под этим термином можно понимать «комплекс психологических операций, мероприятий и акций, проводимых с помощью информации, пропаганды и агитации, подготовленной соответствующим образом и доводимой до объекта (групп объектов) воздействия с помощью различных форм психологического воздействия (печатными средствами, радио-и телевещанием, изобразительными средствами, через непосредственное общение, материальными акциями, через сети)» Словарь терминов МЧС. 2010. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/emergency/ (дата обращения 03.01.2016)..

Таким образом, зная психологические закономерности, которые определяют поведение и установки людей, можно манипулировать общественным сознанием при помощи правильно выстроенного словесного, аудио или видео ряда. Так мы переходим к основным (базовым) моделям воздействия в медиа пространстве.

Дженнингз Брайант и Сузан Томпсон приводят в своем труде работу У. Северина и Дж. Танкарда о процессе изучения медиавоздействия, как наиболее удачное объяснение эволюции научной и исследовательской деятельности в данной области. Теоретики указывают модели:

  • 1. «Теории пули
  • 2. Ограниченного воздействия
  • 3. Умеренного воздействия
  • 4. Сильного воздействия» Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004. С. 57-60..

Теорию «пули» можно трактовать, как власть СМИ над аудиторией за счет навязывания и жесткой пропаганды Волковский Н.Л., Гришанина А.Н. Психология журналистики. СПб., 2010. С.78.. Обществом манипулируют и, как бы, изолируют от других идей, взглядов, мыслей и т.д. Правильно подмечает А.В. Манойло: «Манипуляция сознанием - это управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия» Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М., 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text24/0022.htm (дата обращения 03.01.2016). . К этой же модели подходит и достаточно точное замечание Г. Шиллера: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно <...> для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. С. 27..

Ограниченное воздействие подразумевает урезание воздействия массовой информации на аудиторию.

Умеренное воздействие опосредуется методами подачи информации, способами отбора тем, разницей в восприятии зрителями информации.

Сильное воздействие можно отследить по конкретной реакции аудитории. Теоретики приводят пример со сценами насилия на телевидении - отсмотренные кадры вызывали агрессию у детей и подростков Брайант Дж., Томпсон С. Указ. соч. С. 57-60..

На основании всего сказанного, отметим, что на современном телевидении в той или иной степени можно встретить элементы всех четырех моделей. Это еще раз подтверждает, что в руках журналиста имеются достаточно большие исторически сложившиеся линии поведения, обработки и преподнесения информации для воздействия на аудиторию.

К методам воздействия в ходе массовой коммуникации С.М. Виноградова и Г.С. Мельник относят: «убеждение, внушение, подражание и эмоциональное заражение» Виноградова С.М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации. М., 2014. С. 302..

Убеждение следует рассматривать как «процесс воздействия на рациональные, эмоциональные, волевые и поведенческие компоненты человеческой психики, в ходе которого происходит сознательное усвоение и интернализация индивидом полученной информации, возникает готовность к действиям» Там же. С. 302..

Исходя из определения, еще раз стоит отметить, что объектами влияния становятся структурные элементы психики (интересы, потребности, желания, склонности, установки и состояния зрителя). Поэтому, как считает А.А. Алгазина и Н.Ю. Ражина, с учетом фактора развития информационных

технологий толпа переходит в «состояние, когда утрачивается самостоятельность и критичность мышления» Алгазина А.А., Ражина Н.Ю. Психологические основы воздействия на массовое сознание// Вестник Омского ун-та. №2. Омск., 2011. С. 268..

Как считает Д.Я. Райгородский, лучшим внушением является собственный пример Райгородский Д.Я. Психология масс. Самара., 2006. С. 75.. Это актуально для журналистского материала, когда корреспондент в кадре совершает какое-либо действие, чтобы лучше проиллюстрировать, объяснить или продемонстрировать что-либо, т.е. показать на себе. Процесс внушение тогда будет предполагать соглашение, принятие, признание воздействия извне.

Подражание аудиторией - значит, желание попробовать, или повторение тех установок, которые предлагает журналист в своем произведении.

Эмоциональное заражение, на наш взгляд, достаточно ясно и эффектно описал Д.Я. Райгородский. По его мнению, «в толпе идеи, чувства, эмоции, верования - все получает такую же могущественную силу заразы, какой обладают некоторые микробы» Там же. С. 76..

Влияние этих методов на аудиторию в рамках драматургического решения будет рассмотрено в следующей главе. Таким образом, мы переходим к последствиям воздействия СМИ на аудиторию.

Основные эффекты, которые могут возникать - «когнитивные, аффективные, поведенческие» Виноградова С.М., Мельник Г.С. Указ. соч. С. 401..

Когнитивные воздействуют на знания зрителя, на усвоение им новой информации и развитие мышления.

Аффективные эффекты - это формирование у зрителя определенных чувств, эмоций, переживаний в зависимости от цели, которую преследует автор.

Поведенческие - это побудительный тип эффектов, который заключается в совершении зрителем определенных действий, желание сделать которые у него возникает после просмотра журналистского материала.

Так, правильно оказанное воздействие порождает у зрителя необходимый корреспонденту спектр эффектов.

В рамках теории коммуникации мы выявили, что СМИ оказывают большое влияние на аудиторию. Информационно-психологическое воздействие в наши дни имеет достаточно обширную классификацию и инструментарий для привлечения внимания. Правильно выбранное драматургическое решение является залогом успешной журналистской деятельности, а реакция аудитории - показателем ее эффективности. В связи с этим, кажется актуальным и полезным анализ драматургического решения журналистских материалов и реакции на него зрителя. Подобное исследование мы проведем в следующей главе на примере драматургии в работах корреспондентов программы «Специальный репортаж» на телеканале «ТВЦ».

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее