Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Драматургическое решение специального репортажа

Роль драматургии в специальном репортаже

Специальный репортаж как жанр телевизионной журналистики

Очевидно, что современный мир с присущей ему динамичностью и информационной насыщенностью невозможно представить без телевизионной журналистики. Ее ведущим жанром на сегодня можно считать репортаж и его разновидности.

Н. В. Вакурова и Л. И. Московкин дают такое его определение: «Репортаж -- жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический. Репортажность - имманентное свойство подавляющего большинства журналистских жанров. Зрелищность репортажа, без чего его вряд ли выпустят в эфир, определяется соответствием содержащейся в нем информации возможному острому или неожиданному восприятию аудитории вкупе с участием репортера в самом событии» Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997. URL: http://evartist.narod.ru/text3/08.htm (дата обращения: 30.01.2016).. Заметим, что Л. П. Шестеркина и Т. Д. Николаева дают более конкретную формулировку, говоря о репортаже, как о «жанре журналистики, оперативно сообщающем о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист» Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Методика телевизионной журналистики. М., 2012. С. 115.. Действительно, многие теоретики одной из основных составляющих хорошего материала считают именно работу корреспондента. От его вмешательства или наоборот невмешательства в окружающую действительность при съемке зависит полнота, достоверность и жизненность картины происходящего.

Если говорить не столько о теории, сколько о практике, здесь природу репортажа очень правильно подмечает Г.В. Кузнецов. В своем сборнике «ТВ-РЕПОРТЕР», изданном еще в 1976 году, автор резюмирует: «Репортаж - это когда камера присутствует при событии, не вмешиваясь в его ход, когда нельзя сказать: стоп, давайте сначала» Кузнецов Г.В. ТВ-РЕПОРТЕР. Под ред. Э.Г. Багирова. М., 1976. С.25.. Как видим, этот закон не меняется и по сей день остается одним из условий правильной работы над материалом.

Из всего сказанного следует, что репортаж является общепринятой жанровой формой и имеет свои специфические черты.

Изучив работы В.Л. Цвика Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М., 2004. С.210-276., А. Ермилова Ермилов А. Живой репортаж: Профессиональные советы тележурналисту. М., 2010. С. 14-95., Л. П. Шестеркиной и Т. Д. Николаевой Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Указ. соч. С. 52-71. сделаем выводы о том, какие черты можно назвать обязательными. К ним можно отнести:

  • - информативность
  • - доказательность или убедительность
  • - зрелищность
  • - жизненность
  • - репортажность

Информативность предполагает воспроизведение важной информации в емкой, доступной зрителю форме. Она подразумевает сбор информации, ее переработку (глубокий анализ поставленной проблемы журналистом) и передачу сообщения аудитории в сжатом виде. Корреспондент должен уметь выделять самое главное.

Доказательность обеспечивается через детали, поступки героев, диалоги и т.д.

Зрелищность - это то, что удерживает аудиторию: эмоции, чувства и переживания героев, насыщенность действия и т.д.

Жизненности можно добиться через фактическое воспроизведение действительности, документальности конкретного факта. Чтобы добавить в репортаж этой самой жизненности, но не отходить от идеи рассмотрения проблемы в глобальном масштабе, достаточно действенным оказывается метод перехода от частного к общему. Как подмечает Эрик Фихтелиус: «Рассказ о судьбе отдельного человека помогает зрителю, слушателю, читателю отождествить себя с новостью даже тогда, когда речь идет не о катастрофах или несчастных случаях. Аудитории легче понять сложные вопросы или решения политиков на примере отдельной семьи или человека. Один из основных принципов журналистики - освещать крупные и сложные явления и события на примере простых людей» Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией / Пер. со швед. В. Менжун. М., 2008. С. 75..

Репортажность можно охарактеризовать, как оригинальный, исключительный и всепроникающий (с точки зрения журналистской работы) способ познания окружающего мира. Благодаря этому мы, как зрители, можем ощущать «эффект присутствия», а журналист принимает участие в самом, описываемом событии. Это идеальная схема, по которой репортаж становится жанром, где «человек рассказывает о человеке для человека» Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. Ч. 1. СПб., 2002. С. 99.. Также заметим, что, Л. П. Шестеркина и Т. Д. Николаева называют репортажность - «приемом манипулирования общественным сознанием» Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Указ. соч. С.70.. Что логично, ведь репортажность подкрепляет ту самую жизненность и доказательность, а значит, оказывает влияние на зрителя.

Выделяют следующие виды телерепортажа:

  • - «событийный (ситуативный или запланированный)» Майдурова О.Ф. Работа над телевизионным репортажем. Спб, 2004. С. 5-6. - основан на самом событии, как информационном поводе, относят к информационному жанру;
  • - «аналитический (или проблемный)» Там же С. 5-6. - основан на анализе проблемы, причинно-следственных связях, относят к аналитическому жанру;
  • - «специальный» Там же С. 5-6. - может быть основан на событии, проблеме, явлении, отдельной тематике.

Давайте подробней остановимся на природе специального репортажа, так как на современном телевидении он становится наиболее востребованным, актуальным и рейтинговым журналистским произведением.

Впервые на телевидении он появился на канале НТВ Цвик В. Л. Указ. соч. С. 244.. В информационной программе «Сегодня» таким материалам отводилась роль приманки. Когда зритель терял интерес к коротким информационным сюжетам из цикла «на повестке дня», запускался специальный репортаж с расширенным хронометражем и темой сопряженной или вообще не касающейся основных информационных событий. Так предполагалось вернуть аудиторию к экранам. В наше время специальный репортаж - часто становится гвоздевым материалом выпуска новостей. И в рамках информационных программ тема специального репортажа по логике не выходит за информационную сетку, а скорее делает выпуск целостным и актуальным, подкрепляя основную идею верстки передачи. Так, например, специальные репортажи из горячих точек корреспондента Евгения Поддубного, развивая тему кризиса на Украине, ложатся в основу логики целого блока новостей и дополняют другие сюжеты, посвященные этой теме в программе «Вести недели» Программа «Вести недели» [Офиц.сайт]. URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/5206 (дата обращения 14.03.16). (телеканал «Россия 1»). Та же схема наблюдается и в программе «Время» Программа «Время» [Офиц.сайт]. URL: http://www.1tv.ru/news/ (дата обращения 14.03.16). (Первый канал) с репортажами Ирады Зейналовой. Однако стоит заметить, что теоретики и практики спорят, является ли специальный репортаж видом или его уже можно выделять, как отдельный жанр журналистики.

Дело в том, что данный вид, более всего подверженный «диффузии жанров» Майдурова О.Ф. Указ. соч. С. 6. - из группы информационных жанров и формата информационных программ он перерастает в группу аналитических жанров в формат самостоятельных материалов в цикловых рамках. Поэтому из-за такой эволюции возникают споры относительно его однозначной принадлежности к конкретной категории.

Интересно мнение Т. В. Васильевой, В. Г. Осинского и Г. Н. Петрова, которые считают специальный репортаж всего лишь «“метафоричным названием рубрики”, которая возникла на фоне взаимовлияния, взаимопроникновения многих элементов публицистического телевизионного арсенала, на фоне применения широкого набора публицистического инструментария» Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004. С. 210..

Действительно, данный формат, в отличие от, например, информационных жанров, также имеет элементы очерка и зарисовки, которые присущи художественной публицистике. Поэтому специальный репортаж имеет сильно выраженное авторское начало, особенно в самостоятельных цикловых авторских программах, например, таких как «Специальный корреспондент» (Телеканал «Россия»). Даже создатели называют свой проект «популярной публицистической программой» Программа «Специальный корреспондент» [Офиц.сайт]. URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/3957/episode (дата обращения 14.03.16).. А это значит, журналист, как автор сам вправе выбирать и выстраивать модель, по которой будет обращаться к зрителю. В подобных материалах корреспонденту просто необходимо правильно выстроить драматургию, чтобы интересно преподнести материал, оказать большее влияние на зрителя, донести нужную информацию.

Эта мысль роднит предыдущих теоретиков и Г. В. Кузнецова. Он говорит о том, что спецрепортаж, как жанр, существует достаточно давно, только называем мы его «проблемный репортаж», «тематический репортаж», «позиционный репортаж». Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М, 2004. С. 34. Г. В. Кузнецов считает спецрепортаж самым обстоятельным материалом в телевизионном выпуске, слегка обособленным от основной новостной канвы из-за глубины погружения в проблему. Подчеркивается, что корреспондент в данном случае просто обязан иметь свою точку зрения по выдвинутой теме, которая выражается в фактологической подборке и синтезе различных мнений и героев.

Выходит, что при всех расхождениях, теоретики сходятся во мнении, о ярко выраженном авторском начале в рамках данного формата. Это первая отличительная черта специального репортажа.

Еще одним отличием может быть расширенный хронометраж. И если событийный длится около 90 секунд, аналитический - 6-7 минут, то специальный репортаж может доходить до хронометража документального фильма. На основе этого рассматривают два варианта специального репортажа: в информационно-аналитических программах (как было замечено нами ранее и рассмотрено на примере программ «Вести» и «Время») и в цикловых программах (как отдельная работа). Таким образом, специальный репортаж может существовать уже вне новостной программы и быть самостоятельным, не опосредованным материалом.

Данный формат становится достаточно востребованным как раз в цикловых рамках, так как здесь прослеживается собственный оригинальный формат со своими подходами, способами подачи материала и персонификацией журналистов. Так программа «Профессия-репортер» (телеканал НТВ) позиционирует себя уже как «цикл телевизионных фильмов-репортажей Программа «Профессия - репортер» [Офиц.сайт]. URL: http://www.ntv.ru/peredacha/professiya_reportyor/m720/o326399/ (дата обращения 14.03.16).». Подобные цикловые выпуски способствуют повышению конкуренции между каналами, которые борются за своего зрителя.

Увеличенный хронометраж способствует появлению еще одного отличия специального репортажа - это его вариативность в плане драматургических решений. Как было сказано ранее, данный формат находится на стыке информационного и аналитического жанров, а также включает в себя особенности художественной публицистики. Здесь проявляется творческий потенциал журналиста и его умение держать аудиторию. От того, как будет выстроена сюжетно-образная система, какие будут использованы компоненты сюжета, как журналист воспользуется выразительными средствами (видеоизображением, звуком и монтажом) зависит и качество работы, и рейтинг. Здесь следует понимать, к каким же компонентам может апеллировать журналист, имеющий отснятый материал. На наш взгляд, удачную и понятную схему (Рисунок 1) Майдурова О.Ф. Указ. соч. С. 9. предлагает О.Ф. Майдурова.

Рисунок 1.

Так или иначе, из этих элементов складывается любой специальный репортаж. Журналист при работе над своим произведением составляет конспект будущего репортажа, и все необходимые ему элементы заносит в сценарный план. Однако корреспондент должен уметь выходить за рамки этого плана, так как невозможно точно предугадать то, что будет происходить во время съемок. А. Ермилов на такие случаи советует: «Конечно, жизнь полна неожиданностей (чем и хороша), в ходе репортажа вам придется в свой план вносить изменения. Ничего страшного, только этот план (хоть и видоизмененный) обязательно должен быть. Иначе при монтаже у вас окажутся прорехи, которые ничем, кроме как банальным закадровым текстом, не заткнешь» Ермилов А. Указ. соч. С.16. .

Как было сказано ранее, телевидение имеет аудиовизуальную природу, поэтому основные составляющие материала, как показано на схеме, - это видеоряд и звук. Чтобы привлечь зрителя, видеоряд в специальном репортаже должен обеспечить зрелищность, быть «живым». А. Ермилов заключает, что «живой репортаж предполагает профессиональный уровень журналистской подготовки» Там же. С.6.. Выходит, профессиональный журналист при создании своего произведения всегда будет полагаться на отснятый видеоматериал, а уже после писать звуковое сопровождение в виде закадрового текста.

Синхрон и stand up можно назвать пограничными элементами, которые фиксируют изображение в момент речи говорящего на экране человека. В синхроне это делает спикер, который дает комментарий, необходимый корреспонденту для доказательности своего материала. В stand up это делает сам журналист. И.Н. Кемарская называет stand up ведущего - «авторским комментарием в кадре, в написании которого требуется участие редактора» Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. М., 2004. С. 129.. Если же говорить не о ведущих, а о корреспондентах, то их участие в кадре можно назвать более авторским. Они на месте событий даже заготовленную заранее речь могут менять в зависимости от обстоятельств, без участия других лиц.

Участие журналиста в кадре оправданно, если:

  • 1. « Нет видеоряда, который может проиллюстрировать рассказ
  • 2. Необходимо сделать четкий и гибкий переход от одной части материала к другой
  • 3. Журналист в необычной обстановке
  • 4. Журналист демонстрирует что-то в кадре» Майдурова О.Ф. Указ. соч. С. 26-27..

На основании этого, можно полагать, что при записи stand up журналист имеет большое количество вариантов подачи себя в кадре и необходимой информации.

Заметим, что в предложенной выше схеме не хватает такого элемента, как лайф - изображение с живым звуком (запись во время съемочного процесса), ярко отображающая окружающую действительность.

Все эти компоненты сценарного плана при определенной постановке могут быть мощным выразительным средством, отражающим авторское драматургическое решение. О других выразительных возможностях журналиста поговорим в следующем параграфе.

Подводя итог, можно сделать вывод, что специальный репортаж - произведение, сложное с точки зрения развития, создания и деятельности журналиста. Формат на сегодняшний день востребован и выходит за рамки новостных программ, становясь циклами или даже самостоятельными фильмами. Главными составляющими являются репортажность, авторское начало и выразительные средства. Здесь уже стоит говорить о драматургическом решении, которое отражает все эти компоненты в готовом журналистском материале.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее