Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Журналистика arrow Виды редакторской правки. Методика правки текста

Введение

Из чего складывается работа редактора? Задачи его деятельности обусловлены функционированием книги в обществе, удовлетворением читательских потребностей в целом и каждой читательской группы в отдельности. Социальная роль книги определила то, что в редакторской практике сочетаются разные виды деятельности. В наиболее общем виде их можно охарактеризовать как интеллектуальную и материально-практическую, поскольку редактор одновременно работает с произведением, имеющим духовную природу, и изданием как формой, в которую облекается произведение. На промежуточных этапах работы редактора его деятельность может быть познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной.

Познавательная деятельность редактора заключается в изучении различной литературы для расширения знаний о предмете, отраженном в произведении, и повышения общеобразовательного и профессионального уровня в целом. Это непременное условие его работы, ведь каждое литературное произведение уникально как результат творческого труда. Автор, создавший его, знает свою тему лучше редактора, и поэтому произведение со стороны последнего требует глубокого изучения и анализа. Редактор должен не только подняться до авторского уровня знаний, но и превзойти его, чтобы дать компетентную оценку фактического материала рукописи. Под рукой редактора всегда справочная литература, книги, связанные с тематикой авторского текста. Кроме того, редактор изучает свою отраслевую литературу, которая помогает ему текст преобразовывать, а также состояние книжного рынка, потребности и возможности читателей для определения востребованности авторского произведения и ответа на главный вопрос - выгодно ли его издавать.

Преобразовательная деятельность связана с усовершенствованием литературных произведений и выпускаемых изданий, которое в совокупности составляет половину всей редакторской работы. Преобразование как один из центральных аспектов редакторской работы направлен на лучшее усвоение читателем содержания произведения и обеспечение удобочитаемости издания, в которое оно помещено. Эти задачи определяет понятие культура издания: "Культура издания подразумевает наличие и оптимальное сочетание всех элементов книги сообразно виду издания и его целевой аудитории. От аппарата издания до элементов его внешней конструкции и внутренней структуры - всё должно обеспечивать комфортные условия для восприятия содержания и достижения читателем своих целей" Кузнецов Б.А. Экономика и организация издательской деятельности: книгоиздание. -

М.: ИД "Университетская книга": Школа издательского и медиа бизнеса, 2013. - С. 155. Дата обращения: 19. 11. 16. .

Ценностно-ориентационная деятельность имеет место при выборе тем для будущих изданий, поиске авторов, рецензентов, художников, при оценке и отборе материалов для публикации, составлении плана выпуска. Редактор должен определить, целесообразно ли издавать данное произведение, будет ли оно актуально и интересно для читателя, не опережает ли оно своё время (это может относиться к научно-исследовательским прогнозам в составе научного издания или учебнику по новой дисциплине, которая образовалась на стыке старых и недавно стала преподаваться в вузах). Не меньшее значение имеет издательская этика: объективно низкосортный, чисто коммерческий, не имеющий художественной ценности роман или паранаучную монографию с сомнительными доказательствами вряд ли стоит принимать к публикации. Б.А. Кузнецов в своём учебном пособии "Экономика и организация издательской деятельности" приводит примеры подобных издательских проектов - "Новая хронология" математика, академика А.Т. Фоменко и его соавтора математика Г.В. Носовского, отрицающая общепринятую модель российской истории, и "Минаев", включающий в себя провокационные романы известного российского писателя, бизнесмена и телеведущего С.С. Минаева См.: Кузнецов Б.А. Экономика и организация издательской деятельности: книгоиздание. - М.: ИД "Университетская книга": Школа издательского и медиа бизнеса, 2013. - С. 157-158. Дата обращения: 20. 11. 16. . Названные проекты были очень выгодны для издателей и популярны у читателей, однако они воспитывают дурной читательский вкус и меняют ценностные ориентиры в обществе. Принимая решение о публикации таких произведений, редактор должен взвесить все "за" и "против".

Коммуникативная деятельность редактора определяется прежде всего коммуникативными функциями книги, её воздействием на читателя. Также она подразумевает организационные процессы в издательстве - контакты редактора со всеми коллегами, готовящими издание (верстальщик, художник, технический редактор, корректор и т.д.), контакты с авторами, рецензентами, читателями См.: Жарков И.А. Технология редакционно-издательского дела [Электронное издание]. URL: http: //www.hi-edu.ru/e-books/xbook077/01/part-004. htm#i67. Дата обращения: 20. 11. 16. .

Обобщая главные положения, можно сказать, что редактор должен знать потребности читателей, постоянно изучать ситуацию на рынке соответствующего сегмента книжной продукции, редактор определяет тематический состав изданий и ищет авторов. Редактор разрабатывает концепцию будущих изданий и определяет их структуру. Редактор совершенствует авторское произведение. Редактор участвует в составлении рекламной компании, продвигающей издание на рынке, и отслеживает спрос на неё в книжных магазинах.

Нельзя не заметить, что если в советское время роль редактора в издательстве сводилась в большей степени к работе над самой рукописью - её оценке, приведению языка и стиля произведения в соответствие с видом издания, проверке фактов и логических связей в структуре текста и т.д. - то сейчас редактор выполняет скорее роль менеджера и руководителя проекта. Поэтому он, к сожалению, не имеет достаточно времени на свою профильную работу, особенно в крупных издательствах с большим количеством выпускаемых названий. По этой причине мы и хотим исследовать её в настоящей работе.

Целью курсовой работы является рассмотрение общей методики редактирования текста, видов редакторских правок, редакторской работы над разными функционально-смысловыми типами речи.

Соответственно, задачами курсовой работы являются:

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее